СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ОСНОВНОЙ ВКЛАД В КАЧЕСТВО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ АУДИОСИСТЕМЫ ВНОСИТ АКУСТИКА. ЗАТЕМ В ИЕРАРХИИ СЛЕДУЮТ УСИЛИТЕЛЬ, ИСТОЧНИК И ВСЕ ПРОЧЕЕ, ВПЛОТЬ ДО КАБЕЛЕЙ И РОЗЕТКИ В СТЕНЕ, ОТ КОТОРОЙ ПИТАЕТСЯ АППАРАТУРА. НО НАСКОЛЬКО ЗАМЕТНО ВЛИЯНИЕ AV-ПРОЦЕССОРОВ? ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПОЛНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭТОМ, МЫ СОБРАЛИ ЧЕТЫРЕ АППАРАТА РАЗЛИЧНОЙ СТОИМОСТИ И УСТРОИЛИ ИМ ЭКЗАМЕН С ОСОБЫМ ПРИСТРАСТИЕМ. РЕЗУЛЬТАТЫ НАС УДИВИЛИ.
Нередко многоканальные AV-процессоры называют по-другому — центрами управления системой. Что ж, вполне корректное определение. Возьмите описание к первому попавшемуся на глаза аппарату и увидите, что 70 — 80% всех выполняемых им функций относятся именно к сфере управления звуком в самом широком смысле слова. Перед нами — этакий менеджер-разнорабочий. Все задачи ему по плечу! Он настраивается на работу с любым «клиентом»-источником, распознает все виды аудио- и видеосигналов, преобразовывает их из аналога в цифру и обратно, декодирует, раскладывает, фильтрует, смешивает, корректирует, подает на выходы и вдобавок распределяет по зонам. Даже в тех случаях, когда мы не планируем обременять его множеством разнородных источников, все равно перед покупкой смотрим многостраничное описание, чтобы удостовериться — все ли нужные нам «фичушки» у него есть? О том, какой вклад DSP вносит именно в качество звучания, мы задумываемся, как правило, в последнюю очередь. Вряд ли он велик настолько, чтобы придавать этому значение — так думают многие, даже весьма опытные аудиофилы. А если это не так?
Мы решили изучить влияние AV-процессоров на звучание системы как можно более подробным образом. Нас сейчас больше всего интересуют те оставшиеся 20 — 30% «железа», которое прямо или косвенно отвечает за музыкальность. Поэтому и тест не совсем обычный. Обратите внимание на состав испытательной системы. Мы взяли, как всегда, наш универсальный мультиформатный проигрыватель, добавили виниловую вертушку и CD-источник с невероятно продвинутым звуковым трактом. Первый представляет самую распространенную группу проигрывателей: типичный середнячок, способный, однако, проигрывать самые совершенные цифровые музыкальные носители — DVD-Audio и SA-CD. Качество второго хотя и не так велико, чтобы считать его референсным, зато он дает оригинальный аналоговый саунд. Уровень третьего компонента настолько высок, что даже ярлыки к нему не клеятся — это не аналог и не цифра, а просто эталон. Согласитесь, если AV-процессоры покажут разницу между перечисленными источниками, какой она есть на самом деле, уже будет над чем поразмыслить.
Чтобы тестирование не превратилось в гадание на кофейной гуще, мы сделали упор на прослушивании стереофонических записей в полном диапазоне, без активации канала LFE. Даже многоканальные программы воспроизводились в стереофоническом режиме. Почему? Басовые и пространственные эффекты, знаете ли, часто вводят в заблуждение, поскольку в этом случае на звучании больше сказываются текущие настройки конфигурации 5.1, а не качество «железа» или даже самого носителя. А когда в «сетапах» мы отключаем центр, тылы и сабвуфер, содержащаяся в них информация никуда не пропадает — проходя DSP, дополнительные каналы микшируются в два именно так, как предписано форматом. Давно подмечено: если сурраунд-процессор действительно хорош, а воспроизводимые Dolby или DTS-дорожки сведены в студии грамотно, настоящий пространственный звук вы услышите даже от пары напольных колонок.
CD: «Naim Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003). Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001). Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром ре-минор (соч. 47) в исполнении Анни-Софи Муттер и дрезденского Staatskapelle (Deutsche Grammophon, 1995). Dead Can Dance, «Into The Labyrinth» (Momentum/Virgin Music, 1993). Goran Bregovic, «Songbook» (Polygram, 2000).
Винил: «Naim Music Collection. Vol.1» (Naim Audio, 2003).
SA-CD: Bill Evans, «Explorations» (Riverside, 2004).
DVD-Audio: «Johan Strauss in Berlin», Berliner Philharmoniker, Nikolaus Harnoncourt (Teldec Classic, 2000).
DVD-Video: «Mozart», A Jorney With Master Composers (NHK, 1998). «Terminator 3: Rise of the Machines» (C-2 Pictures/Intermedia Films, 2003).
ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА
Интересные выводы можно сделать из нашего эксперимента. Музыкальную роль процессора (управленческие способности даже не обсуждаются) не стоит недооценивать. Все аппараты оказывают разное, подчас очень заметное, влияние на звучание системы.
В некоторых случаях, как, например, с Arcam DiVA AVP700, мы сталкиваемся с довольно нейтральным и даже в каком-то смысле инертным оборудованием. Это вовсе не критика, а наоборот, комплимент — процессор ничего не вносит от себя, одинаково хорошо работает как с аналоговым, так и с цифровым источником, хорош и в музыкальном, и в театральном амплуа.
Rotel охарактеризовать сложнее. Он дает интересный, вкусный, почти аналоговый звук на выходе. Не всегда точен, но способен пробуждать эмоции. С цифровыми источниками находить общий язык ему сложнее. Как театральный процессор слабоват по части настроек бас-менеджера, зато выигрывает по музыкальности. В общем, довольно специальная штучка. Но на звучание системы может повлиять положительно.
Канадский Anthem абсолютно другой. И кнопок на лицевой панели у него больше раз в десять, и возможности бас-менеджера не укладываются в одностраничное описание, вдобавок аппарат обладает умопомрачительными мультирумными возможностями. Да, вредничает с аналоговыми источниками. Зато отлично дружит с цифровыми и вообще ориентирован на носители высокого разрешения. В США все это востребовано. У нас — еще нет. В России суперносители редкость. А мультрум проще сделать так: в каждой комнате готового дома поставить по отдельной системе. Иначе сначала придется переплатить втридорога за всякую коммутацию, проводку и прочую мелочевку, а затем долго-долго объяснять неквалифицированным строителям, чем 75-омная проводка отличается от акустической, а витая пара — от силового кабеля.
Тестируя McIntosh MX136, мы опасались, что он плохо выступит в системе, собранной из компонентов более низкого уровня. Но результат удивил всех экспертов редакции — процессор поднял звук на принципиально новый уровень. Да, он показал слабость наших компонентов, но не унизил их, а помог прозвучать лучше, проявив не задатки топ-менеджера, а талант дирижера мирового уровня. За это мы и присуждаем ему награду — «Выбор эксперта». После знакомства с MX136 у нас возникли серьезные сомнения насчет того, кто главный в системе. Акустика? До какого-то предела — да. На начальном и среднем уровне именно она определяет, образно говоря, лицо звука. Но начиная с уровня, который можно охарактеризовать как достаточный, главным становится процессор. Такова современная действительность. l