СИЛЬНОЕ ЗВЕНО

03/2008 Николай ЕФРЕМОВ

КЛАССИЧЕСКИЙ КАНОН

Акустические системы Legacy Audio Classic

В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ LEGACY AUDIO МОЖНО СЧИТАТЬ ТИПИЧНОЙ АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИЕЙ, А ЕЕ АКУСТИКУ — ОБРАЗЦОВОЙ. СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НЕ ПЫТАЕТСЯ КОНКУРИРОВАТЬ С ГИГАНТАМИ ИНДУСТРИИ, НО ЕГО ПРОДУКЦИЯ, ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМАННАЯ И БЕЗУКОРИЗНЕННО ИЗГОТОВЛЕННАЯ, ИЗВЕСТНА ВО ВСЕМ МИРЕ. АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ, ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НЕПРИЯТИЕ КОМПРОМИССНЫХ РЕШЕНИЙ — ЭТИ КАЧЕСТВА СТАЛИ НЕВЕРОЯТНО ВОСТРЕБОВАНЫ В ЭПОХУ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА.

Классика — в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный».

Википедия

Вплоть до того, что рынок периодически испытывает легкий дефицит акустики Legacy — основатель компании, Билл Дадлстон, не желает расширять производство из опасений потерять контроль качества выполнения каждой операции. А при массовом производстве это, увы, неизбежно.

Дадлстон разработал собственную концепцию домашнего звуковоспроизведения, изучив акустику и теорию восприятия музыки. Большую часть ассортимента компании составляют серьезные напольные АС с большим количеством драйверов — Билл предпочитает делить рабочий диапазон на возможно большее количество полос. При этом каждый излучатель озвучивает тот отрезок, где его искажения минимальны, а АЧХ наиболее линейна. Проблема точной стыковки полос решается тщательным расчетом и индивидуальной подгонкой деталей кроссовера. Еще одна характерная черта акустики Legacy — ручное изготовление и тщательная фанеровка натуральным шпоном дерева ценных пород.

Впрочем, колонки Classic HD, которые мы сегодня будем слушать, выполнены в отделке Black Pearl, «черная жемчужина». Это темно-серый полированный лак с серебристой крошкой. При ярком освещении все плоскости корпуса начинают искриться, а оттенок основного покрытия меняется в зависимости от угла падения света.

Система трехполосная, но излучателей в ней четыре — одна пара работает в низкочастотной секции, отвечая за диапазон 28 — 450 Гц.  Это одинаковые 8-дюймовые драйверы с диффузорами, сплетенными из углеволокна с серебряной нитью. У них усиленные литые корзины, звуковая катушка большого диаметра и массивная «пуля» в центре. Она способствует более эффективному отводу тепла при работе на больших уровнях. И дело здесь не только в надежности — нагрев катушки приводит к увеличению ее сопротивления, в результате чего нарушается линейность подвижной системы.

Среднечастотная головка имеет диффузор из такого же материала, но диаметр у него поменьше — 7 дюймов. А вот калибр «пули» больше, что видно даже на фото. Дело в том, что у нее другое назначение — за счет отражений выравнивать фазу на краях рабочего диапазона головки.

Кроссоверы, разделяющие НЧ и СЧ-полосы, смонтированы на раздельных платах и помещены в экраны. Это исключает взаимодействие полей, создаваемых катушками индуктивности. Как и в старших моделях Legacy, элементы фильтров подбираются под конкретные экземпляры головок, чтобы разброс по АЧХ между двумя АС в паре не превышал 1 дБ.

Твитеры — те же, что и в новых «Фокусах» (см. http://salonav. com/arch/2007/12/086.html), т.е. ленточные, с большим магнитом и широким фланцем. Они обладают повышенным звуковым разрешением и дали право добавить к названию модели «HD».

В нише на задней панели находятся две пары клемм белого металла с широкими изолированными перемычками и два тумблера, дающие подъем ±2 дБ на ВЧ и НЧ. С их помощью можно приспособить колонки под конкретное помещение.

Глянец «чёрной жемчужины» не единственный вариант отделки, Classic HD выпускаются также в натуральном шпоне Natural Cherry ($5800) и Rosewood ($6400). 

Так уж повелось, что мы слушаем акустику Legacy почти с одними и теми же компонентами. В этом есть смысл — в известном тракте проще определить вклад нового звена, да и сравнение АС будет корректнее. Источник — CD-проигрыватель Wadia 21, до сих пор считается лучшим по сочетанию качество/цена в классе High End. Предварительный усилитель Coda 05Х пришел на смену 05R, с которым мы тоже хорошо знакомы. Различия между ними, кроме цены, минимальны. Новая модель также позиционируется как Control Buffer, т.е. звено абсолютно нейтральное, ничего не вносящее в звучание системы. Полностью балансный тракт собран на полевых транзисторах, которые параллелятся для снижения уровня шумов. В преде всего два межкаскадных конденсатора, на входе и выходе. Причем они пленочные RelCap, электролитические Black Gate и Nichicon используются лишь в блоке питания. А в предельно коротком сигнальном тракте микросхем нет, все активные элементы дискретные. Монтаж выполнен 140-жильным проводом из посеребренной меди.

Коммутируются пять входных линий, включая одну балансную; подключение оконечных усилителей также возможно по RCA (Vampire, чистая медь) и XLR (швейцарский Neutrik). Предусмотрен разрыв для процессора или эквалайзера, а также петля контроля записи. Ручка энкодера в правой части регулирует громкость, баланс и чувствительность каждого входа в отдельности. Цифровой аттенюатор Burr-Brown PGA2320 позволил добиться характеристик, недостижимых для традиционной схемотехники — рассогласование каналов менее 0,1 дБ, уровень шумов -100 дБ и переходное затухание 90 дБ на частоте 20 кГц.

Поскольку Classic HD в силу высокой чувствительности не требуют супермощного усиления, вместо моноблоков мы поставили стереооконечник Coda S12. Хотя слабаком его не назовешь — 125 Вт на 8-омной нагрузке при искажениях менее 0,03%, причем в чистом классе А оконечные каскады работают до 20 Вт. Выходной ток более 100 А, предусмотрено мостовое включение, в котором отдаваемая в нагрузку мощность возрастает до 500 Вт. В блоке питания установлен тороидальный трансформатор 1500 VA, а общая емкость накопительных конденсаторов составляет 144000 мкФ. На каждом из боковых теплоотводов установлено по мощных 30 транзисторов с полосой пропускания 50 МГц.

В этот раз мы добавили в тракт и ламповый усилитель — чтобы оценить, подойдет ли подобный компаньон для Classic HD. Двухтактник Audio Innovations уже не выпускается, но его можно найти на вторичном рынке за 1500 — 1800 долларов. На выходе каждого канала — пара EL34 в ультралинейном включении, работающие в классе А. Соответственно, и мощность невелика, 25 В. Аппарат без особых дизайнерских и схемотехнических изысков, типичный представитель лампового поколения. Что нам и нужно.

Но слушать начнем с электроникой Coda. Cимфонический оркестр на диске «Tutti!» [1] способен дать полное представление о звуковом разрешении, построении сцены и динамических свойствах системы. Новые «Классики» представляют очень подробную, выверенную до малейшего штриха картину. Ширина панорамы зависит лишь от расстояния между колонками, и даже если оно превышает 3,5 м, пустоты в центре не бывает. На редкость достоверно звучат тарелки и медные духовые, и это, безусловно, заслуга ленточных твитеров. Треугольник совсем как «живой» — легкий и яркий. Колонки идеально держат паузу — при запуске каждого трека перед вами сначала возникает зал, заполненный слушателями, и лишь потом вступают инструменты. Этот эффект редко обращает на себя внимание, но в нашей системе был очень заметен. Похоже, легкие карбоновые диффузоры откликаются на малейшие изменения сигнала, а ведь обычно басовики склонны замыливать такие «атмосферные» нюансы. Еще я заметил, что акустика весьма линейна по динамике, ее тональный баланс очень мало зависит от уровня громкости.

Единственное замечание — некоторая жесткость в верхней середине, такое впечатление, что твитеры стараются переиграть среднечастотники. Впрочем, в прошлый раз, при прослушивании новых «Фокусов», я отнес металлический привкус на счет источника — проигрыватели Wadia славятся крайне точным звучанием, но на некоторых записях «цифра» бывает очень заметна.

Хотя не всегда этот эффект мешает. На акустическом концерте «Нирваны» [3] акцент на металле гитарных струн был очень уместен, благодаря ему аккомпанемент приобрел жесткость и агрессию, что характерно для электрических альбомов группы. Инструменты четко зафиксированы в пространстве, замечательно передана атмосфера небольшого зала.

Мне показалось, что в спектре «Классиков» отсутствует глубокий бас, но запись Кассандры Уилсон на Blue Note [3] развеяла эти подозрения. Бас реально есть, но он сбалансирован и поэтому появляется лишь там, где нужно — это особенность всей акустики Legacy. Многие производители делают подъем на 50 — 60 Гц, и эти частоты неискушенными слушателями воспринимаются как инфранизкие. Здесь же нижний регистр искусственно не выпячивается, но его качество сильно зависит от свойств помещения. Разумеется, это справедливо для любых колонок, но Legacy — случай особый.

Билл Дадлстон в своих проектах всегда учитывал взаимодействие прямого и отраженного излучения, чтобы использовать его для формирования нужной частотной характеристики.

Теперь испытание на правильную артикуляцию — «Лайбах» [4]. Шквал электронного саунда, многочисленные реверберации, пространственные эффекты... Никаких проблем, все четко разделено, ни малейших намеков на «кашу» или потерю ритма. Хотя в целом звучание опять жестче, чем обычно.

Динамику по традиции я оценивал по записи китайских барабанов диска [5]. Способность воспроизводить мельчайшие детали и тихие звуки, о чем я говорил выше, сочетаются в Classic HD с колоссальной энергетикой. Резкий удар по барабанным перепонкам и обилие плавно затухающих ревербераций, даже угадывается акустика помещения, где все происходило.

И для полноты впечатлений переслушаем некоторые треки с ламповым интегральником Audio Innovations мощностью 2 х 25 Вт. Хочется выяснить, насколько сложной нагрузкой являются эти колонки для усилителя. На средних уровнях звучание почти не теряет динамики (лишь на пиках чувствуется легкая компрессия), а тональный баланс заметно выправляется. Пропадают жесткость и металл, вокалисты меньше цыкают. Диск Кассандры Уилсон хочется слушать от начала до конца — настолько захватывает музыка. А вот «Лайбах» ламповому усилителю оказался не по зубам — звучание раздражало сумбуром, иногда акустика буквально выходит из-под контроля. Зато «Нирвана» — как живая, даже жалко выключать.

Так что вывод ясен: звучание Classic HD, как и любой другой «прозрачной» акустики с высоким звуковым разрешением, в основном определяется остальными звеньями системы. Хотите точную, супердетальную картину — подбирайте соответствующий источник. Мне кажется, интересные результаты могут получиться с SA-CD, здесь вы наверняка услышите преимущества этого формата. С усилителями, надеюсь, тоже понятно — его выбор будет определяться исключительно вашими музыкальными пристрастиями. Причем с ламповым я бы советовал переключатель TREBLE на задней панели колонок ставить в положение «+2 дБ», а с транзисторным — в «ноль», если только комната не переглушена. Басовое звено тоже настраивайте на слух, в зависимости от положения АС относительно стен и интенсивности отражений от пола. А потенциал у этих колонок огромный... l

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Wadia 21 (снят с производства).
  • Предусилитель Coda 05Х ($6470).
  • Усилитель мощности стерео Coda S12 ($5620).
  • Интегральный усилитель Audio Innovations Power (снят с производства).

Кабели:

  • межблочные Legacy Lattice (1 м) ($280),
  • акустические Legacy TL Speaker (3 м) ($1030).

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997.
  • 2. Nirvana, «Unplugged In New York». Geffen, 1994.
  • 3. Cassandra Wilson, «Traveling Miles». Blue Note, 1999.
  • 4. Laibach, «Jesus Christ Superstar». Mute, 1996.  
  • 5. Burmester Vorfuhrungs CD III. GEMA, 1996.

Паспортные характеристики Legacy Classic HD

  • Конфигурация      4 излучателя, 3 полосы
  • Диапазон воспроизводимых частот (±2дБ), Гц     28 — 25000
  • Чувствительность, 2,83 В/1м, дБ    93
  • Номинальное сопротивление, Ом      4
  • Акустическое оформление      фазоинвертор 6-го порядка
  • Частоты разделения кроссовера, Гц 450/4000
  • Рекомендованная мощность усилителя, Вт   25 — 300
  • Габариты, см      112 х 32 х 34
  • Масса в упаковке, кг    43
  • Цена за пару в отделке Black Pearl, $    6400

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"