«Эволюция грува» — это название, которое дал композиции Эдди Харриса «Free-dom Jazz Dance» (в единственно верном и достаточно точном переводе — «Джазовый танец свободы». Её Майлз Дэйвис сделал стандартом, записав на долгоиграющей пластинке конца 1966 года «Miles Smiles») рэппер Nas. Продюсеры Стив Берковитц и Винс Улберн (племянник Дэйвиса, некоторое время игравший у него на ударных) присвоили это название всему небольшому сборнику Майлза Дэйвиса эпохи фирмы Columbia, то есть конца 50-х — начала 70-х. На самом деле на макси-сингле (хронометраж — всего 14:31) помещаются ремиксы четырех композиций, действительно, демонстрирующих постепенный переход Дэйвиса от акустики к электрике в хронологическом порядке. Впрочем, все четыре трека «электрифицированы» и объединены в единое произведение, за исключением пятого, точнее, первого — помещенного в качестве эпиграфа для выяснения правильного темпа темы «Freddie the Freeloader». Напомним, единственной темы на эпохальном альбоме «Kind of Blue» (1958), где в качестве пианиста — не Херби Хэнкок, а Уинтон Келли. Вопреки подавляющему большинству клочковатых и беспорядочных сборников ремиксов, которыми фирмы звукозаписи надеются привлечь внимание к своим архивам новую аудиторию, «Эволюция грува» имеет смысл. Жаль только, что появилась «Эволюция грува» во время Интернета и айподов, когда к записанному звуку уже не принято относиться с тем пиететом, с каким делались и оригиналы, и ремиксы «Эволюции грува».
Lalo Schifrin and Friends
Aleph Records
Хорошо известный, в том числе и у нас, голливудский кинокомпозитор Лало Шифрин (настоящее его имя — Борис, и он, понятное дело, потомок выходцев из России, осевших в Аргентине) появился в Северной Америке в 1959 году как пианист квинтета Диззи Гиллеспи и автор трех сочинений крупной формы для Гиллеспи-солиста. К своему 75-летию в прошлом году Шифрин решил напомнить и миру, и самому себе, что он не только автор музыки к 150 фильмам (между прочим, редкий случай в кино: в знаменитом римейке боевика «Миссия невыполнима» сохранена главная тема оригинала), но и джазовый пианист/композитор. Он собрал секстет из джазовых ветеранов, в том числе и игравших у Гиллеспи — саксофониста Джеймса Муди, австралийского мультиинструменталиста Джеймса Моррисона, виртуоза обоих — акустического и электрического — контрабасов Брайана Бромберга, гитариста Денниса Будимира, перуанского перкуссиониста и барабанщика Алекса Акунью (прославившегося в Weather Report покойного Джо Завинула).
В исполнении этой безупречной мэйнстримовской команды записаны девять треков — три стандарта и шесть композиций самого Шифрина. Редко студийные записи специально собранных музыкантов звучат так, как будто записаны live, в джаз-клубе, причем ансамблем, постоянно в этом клубе работающим. Одно удовольствие узнавать обязательные для клубного концерта цитаты и намеки, восхищаться как бы спонтанными диалогами солистов и ненавязчивыми стилизациями...
Может, в их лирике кроется какая-то философия, а не просто дань лучшим годам джаза?
Al di Meola
«Diabolic Inventions and Seduction for Solo Guitar», Vol. 1: Music of Astor Piazzolla
Inakustik (Germany)
Эла ди Меолу у нас представлять не нужно. Одним из своих друзей и учителей он называет создателя нового танго композитора и бандонеониста Астора Пьяццоллу. По словам гитариста, «Пьяццола сам называл свою музыку «дьявольской», в том смысле, что она радикально не похожа на традиционное аргентинское танго». Очень неплохой ансамблевый альбом с музыкой аргентинского композитора и бандонеониста американский гитарист однажды (в 1990 году) уже выпускал. В отличие от него новый сыгран на одном дыхании, это не сборник записей, сделанных в разное время. Кроме того, «Дьявольские инвенции и соблазны» — как ни странно, первый альбом ди Меолы, сыгранный только на испанской акустической гитаре (плюс немного перкуссии от давнего партнера гитариста Эрнана Ромеро). Помимо заигранных всеми музыкантами мира сочинений Пьяццоллы — таких как «Milonga del Angel», «Adios Nonino», «Tema de Maria», гитарист включил в свои «дьявольские трели» редкости из репертуара знаменитого аргентинского бандонеониста «Campero», «Poema Valseado» и «Milonga Carrie-guera». Гитара давно уже стала «вещью в себе», как какой-нибудь духовой инструмент типа флейты или тромбона. Гитаристы слышат в сольной гитарной музыке не совсем то, что все остальные — не важно, музыканты или немузыканты. Но хотя никаких собственно музыкальных откровений «Дьявольские инвенции» не содержат, слушать ди Меолу все равно интересно.
Sophie Milman
Koch International/Linus
Редко когда дебютный диск молодой вокалистки — иммигрантки, к тому же поющей с заметным акцентом, привлекает внимание на родине джаза. Софи Мильман — с Урала, выросла в Израиле, сейчас живет в Канаде. Не успела она выпустить этот диск, как тут же последовал второй — «Make Someone Happy» (который, пожалуй, даже составлен изысканнее). А на дебютном — в основном джазовые стандарты прошлого, «Очи черные» (на русском, с сентиментальной скрипкой) и хит Эдит Пиаф «La Vie En Rose» (на приличном французском, все-таки Мильман проживает в Канаде). Певица окружила себя отличными профессионалами, включая известного саксофониста Пэта Ля Барбера, который как раз солирует в балладе Пиаф и в балладе Бернстайна «I Feel Pretty» из «Вестсайдской истории», где также блестяще проявляет себя пианист-продюсер Билл Кинг. Имидж роковой блондинки а-ля Мэрилин Монро обязывает певицу исполнять, в частности, «My Heart Belongs to Daddy» из репертуара легендарной кинозвезды, но в аранжировке, которая годится разве что для саундтрека к второразрядному гангстерскому фильму. На втором диске Софи Мильман, по счастью, подобной безвкусицы практически нет.
David Liebman Group
«Blues All Ways»
OmniTone
Любопытно, что в московском магазине «Пурпурный Легион» диск «Блюз по-всякому» (звучит это еще и как «Блюз навсегда») саксофониста Дэйвида Либмана поставили в отдел блюзовой музыки. На самом деле «Блюз по-всякому» Дэйва, как его до сих пор знали в джазе (в том числе и в первых электрических проектах Майлза Дэйвиса) — конечно же, самый настоящий джаз. Возможно, сбила с толку первая композиция самого лидера группы — посвящение Элвису Пресли «Elvis the Pelvis». Это настоящий ритм-энд-блюз в том смысле, в каком этот термин понимали в то время, когда Пресли начинал, но при этом на 7/4. На диске есть и «Bessie’s Blues» самого Колтрейна, и десятитактовый «Down Time», как бы простой блюзовый вариант колтрейновских «Гигантских шагов». Соло электрогитариста Вика Джуриса порой заставляют вспомнить Джими Хендрикса, ритм-секция (Тони Марино — контрабас, Марко Марчинко — бас-гитара) — соул-джаз 60-х в духе аккомпаниаторов Рэмси Льюиса, Леса МакКэнна и даже Хореса Сильвера. Любители этих непосредственных и «честных» музыкальных направлений, уверен, сразу же назовут этот альбом своим. Впрочем, поклонники Колтрейна и самого Либмана, разумеется, тоже.
Net — Джазу
Об Эле ди Меоле даже у нас пишут много. Хотя, если честно, в автобиографии на своем сайте www.aldimeola.com он вспоминает о своем украинском партнере — бандуристе Романе Грынкиве, но не свой «русский» альбом.
Там же можно узнать, что уже после «Дьявольских инвенций» вышли и DVD «Speak A Volcano — Return to Electric Guitar», и авторский диск «Consequence of Chaos» (кроме его собственных музыкантов, там задействованы все участники группы RTF). Гитарист также обещает, что летом этого года состоится турне легендарного коллектива.