#2/2008 • СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Николай ЕФРЕМОВ
ПОЛНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ
ПОЛ БАРТОН, ОСНОВАТЕЛЬ КОМПАНИИ PSB, ЗАНИМАЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ АКУСТИКИ С ЮНОШЕСКИХ ЛЕТ. В СЕРЕДИНЕ 70-Х ОН ВОЗГЛАВЛЯЛ ГРУППУ ЭКСПЕРТОВ КАНАДСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА CANADIAN NATIONAL RESEARCH COUNCIL В ОТТАВЕ, ОНТАРИО. ЦЕЛЬЮ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ БЫЛО ВЫЯСНИТЬ, КАК СУБЪЕКТИВНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АС СООТНОСЯТСЯ С ДАННЫМИ ИЗМЕРЕНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ В БЕЗЭХОВОЙ КАМЕРЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЛЕГЛИ В ОСНОВУ СОБСТВЕННЫХ РАЗРАБОТОК БАРТОНА.
На создание флагманской линейки Synchrony Полу потребовалось около трех лет. За это время было создано бесчисленное количество компьютерных моделей и экспериментальных образцов, пока наконец не было найдено оптимальное сочетание качеств. Каких? В своем интервью известному американскому журналу сам Бартон определил их так: широкая диаграмма направленности, правильный тональный баланс, а также способность создавать высокое звуковое давление и при этом не упускать мельчайших нюансов при малых уровнях громкости. Понятно, что добиться этого было совсем не просто, поскольку большинство параметров находятся в явном противоречии друг с другом.
В линейке Synchrony семь моделей: две напольные (One Tower и Two Tower), две полочные (One B и Two B), два громкоговорителя центрального канала (One C и Two C) и дипольные тыловые S Surround. Мы по традиции начнем с самой старшей — Synchrony One Tower, а остальные будем постепенно отслушивать в групповых тестах.
Сразу же должен отметить совершенно нереальный вес колонки — вынимать ее из упаковки и устанавливать на месте лучше вдвоем. Бартон перепробовал различные сочетания материалов для изготовления корпуса, но в результате остановился на экструдированном алюминии для передней и задней стенок (сэндвич из двух плит с демпфирующим слоем между ними) и многослойной фанере для боковых. Отсюда и масса нетто — 28 кг. Стенки собраны «в замок», благодаря чему корпус абсолютно инертен к вибрациям. Его форма и пропорции оптимизированы с помощью компьютерной программы, написанной специалистами PSB. При расчете акустическая система рассматривалась не как сочетание ящика, драйверов и разделительных фильтров, но как синергетически единое целое, в котором все элементы взаимно дополняют друг друга.
Диффузоры НЧ и СЧ-драйверов тоже имеют структуру сэндвича — стекловолокно из сверхтонких нитей чередуется с более плотным прессованным полимером, а снаружи для снижения гигроскопичности — слои ламината. Для повышения линейности звуковые катушки намотаны на каркасах большого диаметра, соответственно, и магниты имеют увеличенные габариты. Снижение потерь на вихревые токи в системе достигается включением медного короткозамкнутого витка, а дополнительное охлаждение звуковой катушки обеспечивается массивной алюминиевой пулей в центре диффузора. Она же улучшает и фазовые характеристики излучения. Подвесы всех диффузорных драйверов — резиновые.
Твитер установлен между мидбасовым и среднечастотным драйверами, как правило, это делается для улучшения горизонтальной дисперсии. У него титановый купол диаметром 1 дюйм, неодимовый магнит и ферромагнитная жидкость в зазоре.
Корпус Tower One разделен на три герметичных отсека (см. рис. 1). На верхний, закрытый объем работает один из басовых драйверов. Тут же среднечастотник, закрытый сзади колпаком, и изолированный от внешних воздействий твитер. В середине корпуса расположен второй басовик с собственным фазоинвертором. И наконец, на первом этаже башни установлен третий низкочастотник, и тоже в оформлении Bass reflex. Как видно на фото, его диффузор находится очень близко от пола, но это, как сейчас говорят, не баг, а фича. На самом деле излучение звена рассчитано таким образом, чтобы взаимодействие прямых волн с ранними отражениями давало дополнительный подъем АЧХ на 25 — 30 Гц. Все головки немного утоплены в лицевую панель и развязаны от нее обоймами из плотного резиноподобного полимера. Полосы между головками делятся фильтрами Линквица — Райли 4-го порядка на частотах 500 и 2200 Гц.
Позолоченные клеммы WBT с удобными «барашками» предусматривают подключение bi-wiring. Широкие и длинные перемычки изолированы для предотвращения возможного КЗ.
В нижнюю платформу вкручиваются либо шипы, либо — если не хочется портить пол — шпильки с резиновыми втулками. Гриль металлический, и снимать его не рекомендуется — некоторая степень диффузии закладывалась при комплексном расчете АС. Тщательность изготовления и отделки — выше всяких похвал. Сразу чувствуется дорогая и качественно сконструированная вещь. Серьезность подхода видна и по количеству технических характеристик, которые приводит производитель. Например, АЧХ нормируется не только на акустической оси, но и при 30-градусном отклонении от нее (а это важно), а чувствительность — в безэховой камере и типовом жилом помещении. Кстати, наши измерения полностью подтвердили заявленные параметры Synchrony Tower One (см. подрубрику «7 раз отмерь»).
Как выяснилось, «прогревать» эти колонки совсем не обязательно. У качественных драйверов гибкость резиновых подвесов не меняется со временем, и разминка даже совсем новой акустики не дает заметных результатов.
Должен сразу заметить, что Пол Бартон не зря потратил два года жизни на создание «Тауэров». В их звучании чувствуется порода — уверенный, низкий и разборчивый бас, линейная середина и совершенно не «титановый» верх. Прямо скажем, отсутствие характерной жесткости, часто выдаваемой за повышенное разрешение в ВЧ-диапазоне, стало для меня приятным сюрпризом. Впрочем, и с разрешением, и с тембральной точностью здесь тоже все в порядке. И главное — эти параметры не зависят от громкости звучания, что тоже большая редкость для современной акустики. Гитарное трио на диске The Hot Club of San Francisco [1] звучит на редкость живо — с натуральным металлом в «голосе» и с массой оттенков, характерных для акустических инструментов. Музыка потяжелее, Dream Theater [2], выявила еще две особенности Tower One. Первую вы заметите в любых условиях — все пять излучателей звучат абсолютно слитно, как один когерентный источник. Это действительно возможно лишь в случае оптимального согласования всех звеньев системы, но прежде всего — драйверов и разделительных фильтров. Четкая и устойчивая в пространстве сцена может быть следствием широкой горизонтальной диаграммы направленности. Кстати, Бартон считает дисперсию не менее важным показателем, чем линейность АЧХ или малые нелинейные искажения. И еще — не было заметно ни корпусных резонансов, ни фазоинверторных призвуков даже на предельной громкости. Впрочем, о комплексном подходе при проектировании линейки Synchrony я говорил в самом начале, но в данном случае лучше один раз услышать.
Вторую особенность «Тауэров» можно оценить лишь при правильной их установке. Тот самый динамик, что работает от пола, дает очень низкий бас, но его глубина и разборчивость зависят от нескольких факторов. Во-первых, я советую все-таки воспользоваться не обрезиненными шпильками, а шипами из комплекта. А если под них подложить небольшую мраморную или гранитную плиту примерно 40 х 40 х 4 см, то вы и пол не испортите, и низ будет таким, что его оценят даже соседи. Второй важный фактор — расстояние до боковых стен. Они тоже «работают» на низких частотах, поэтому нужно экспериментально найти места, где прямые и отраженные волны не будут давать неприятный на слух горб в районе 40 — 50 Гц. Поскольку эти АС способны воспроизводить очень низкий бас, для них подойдут те же рекомендации, что и для установки сабвуферов.
Общий же тональный баланс не зависит от расположения слушателя относительно АС, т.е. на основе Tower One запросто получится listening room на пять-шесть мест. Единственное замечание — верхняя середина может становиться более или менее информативной в зависимости от высоты кресел. По всей видимости, вертикальная дисперсия колонок не столь широка, сколь горизонтальная.
Перечисленные выше качества в сочетании с богатырским запасом мощности наводят на мысль о применении этих АС в театральной системе. Лучших фронтальных колонок для зала с проекционным экраном можно даже и не искать. l
КОМПОНЕНТЫ
- Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
- Предусилитель Parasound Model 2100 ($589).
- Усилитель мощности Parasound Model 2125 ($799).
- Акустические Legacy TL (3 м) ($1030).
Рис. 1. PSB Synchrony Tower One в разрезе
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». Clatity Recordings, 1999.
- 2. Dream Theater, «Falling Into Infinity». East/West Records, 1997.
- 3. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
Заявленные характеристики PSB Synchrony One
- Конфигурация 5 излучателей, 3 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц
- - на акустической оси ±1,5 дБ 33 — 20000
- - на акустической оси ±3 дБ 30 — 23000
- - при отклонении на 30 град. ±3 дБ 33 — 10000
- Частота спада отдачи на -10 дБ, Гц 24
- Чувствительность, 2,83 В/1м
- - в безэховой камере 88
- - в типовом жилом помещении 90
- Сопротивление, Ом
- - номинальное 4
- - минимальное 4
- Частоты раздела, Гц 500/2200
- Рекомендованная подводимая мощность, Вт 20 — 300
- Музыкальная мощность, Вт 300
- Внутренний объем, л 67
- Габариты, см 221 х 1-92 х 325
- Масса, кг 28
- Цена, $ 4500
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты PSB Synchrony Tower One
Такой необычной кривой нам еще видеть не доводилось. Совершенно очевидно, что в конструкции АС применены очень нестандартные решения. Во-первых, отсутствует правый горб фазоинвертора, т.е. собственный резонанс НЧ-головки подавлен почти полностью. Как это сделано, остается только гадать. А вот цель понятна — получить как можно более ровный импеданс и, соответственно, минимальные фазовые сдвиги на низких частотах (верхняя кривая). Впрочем, этого удалось добиться во всем диапазоне — благодаря применению фазовыравнивающих цепочек в фильтрах отсутствуют резонансные пики на частотах раздела. Номинальное сопротивление —
5 Ом, а минимальное — 3,5 на частоте 1200 Гц. После этого кривая плавно идет вверх, достигая на 20 кГц отметки 8,5 Ом. Это значительно облегчает жизнь усилителю — от него не требуется повешенной токоотдачи в диапазоне, где искажения выходного каскада и без того велики.
Частота настройки нижнего фазоинвертора 33 Гц, что полностью согласуется с заявленными характеристиками.
Амплитудно-частотная характеристика PSB Synchrony Tower One
Действительно, акустика спроектирована очень грамотно. Нелинейность АЧХ во в всем диапазоне частот не превышает -2 дБ. Да и этот спад в диапазоне 400 Гц — 6 кГц, а точнее, подъем на краях, сделан специально, для тонкомпенсации. И обратите внимание на нетипичное поведение титанового твитера — у него абсолютно плоская АЧХ, без подъема на 16 — 18 Гц. Даже наоборот, выше 20 кГц виден небольшой спад, характерный скорее для тканевых куполов. Нижний фазоинвертор работает в широкой полосе частот и точно стыкуется со своим драйвером. Посторонние шумы, возникающие в трубе, минимальны.
Диаграмма направленности тоже образцовая — расхождение кривых, снятых на оси и при углах 30 и 50 град. (зеленая и красная соответственно), очень мало. Это гарантирует широкую зону стереоэффекта, хорошую сцену и точную локализацию источников.
Чувствительность АС порядка 90 дБ, но учитывая их динамический потенциал, усилитель к ним можно рекомендовать мощностью 100 — 150 Вт.
|