#2/2008 • ИЩЕМ АНАЛОГ

Николай ЕФРЕМОВ

ИСКУССТВО ОРИГАМИ

ЦИФРОВОЕ АУДИО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ АНАЛОГОВОГО НЕ ТОЛЬКО СПОСОБОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИГНАЛА. РАЗНИЦА, ПРИЧЕМ ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННАЯ, ЕЩЕ И В ТОМ, ЧТО ЕСЛИ В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ ПРОГРЕСС НА 99% ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОФТА, ТО ВО ВТОРОМ — ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗА СЧЕТ ЖЕЛЕЗА.

В самом деле, почти любой CD или DVD-проигрыватель может быть спроектирован за несколько дней по заказу в какой-нибудь аутсорсинговой компании, в то время как создание даже бюджетных грамстолов, тонармов и головок невозможно без практических экспериментов с новыми конструкциями и материалами. Этой кропотливой работой занимаются настоящие гуру, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам. Отсюда и некоторый мистический ореол, окружающий виниловые компоненты.

MC-головки, выпускаемые под торговой маркой Transfiguration, разрабатываются  известным конструктором Сёдзи Ёсиока (Seiji Yoshioka) для компании Immutable Music, Inc. Модели Phoenix ($2600) и Axia ($1850), которые я получил для прослушивания, появились совсем недавно — похоже, их еще никто не тестировал. Как и предыдущие изделия сенсея, картриджи имеют уникальную конструкцию с кольцевыми самариево-кобальтовыми магнитами. Легкая подвижная катушка (см. рис. 1) находится внутри однородного магнитного поля и даже при максимальных смещениях не выходит из оптимальной зоны. В традиционных конструкциях (сегодня мы рассматриваем исключительно МС-головки) катушка находится в поле, сфокусированном между двумя полюсами стержневых магнитов, напряженность которого максимальна в центре и резко спадает на краях. В результате нарушается линейность зависимости наводимой ЭДС от смещения катушки, при этом в обмотке возникают еще и фазовые сдвиги на разных частотах. Таким образом, кольцевые магниты повышают тембральную разборчивость сложных музыкальных произведений, улучшают нюансировку и локализацию.

Традиционно для Transfiguration обе головки упаковываются в изящные шкатулки из натурального дерева. В ней также два комплекта крепежных винтов разной длины и миниатюрный шестигранный ключ.

Корпус Phoenix выточен из алюминиевого сплава с хорошими демпфирующими свойствами. Его масса согласована с механическими характеристиками подвижной системы. Кантеливер представляет собой сплошной стержень из бора диаметром 0,3 мм. Катушки намотаны на четырехгранный сердечник серебряным проводом и задемпфированы для снижения нежелательных резонансов. Игла, как и у флагманской модели The Orpheus, имеет профиль Ogura PA 3 х 30 мк. Ogura — семейная японская фирма, специализирующаяся на огранке природных алмазов по индивидуальным заказам производителей головок. Передний магнит изготовлен из неодимового сплава, задний — из самариево-кобальтового. Материалы подвижной системы подобраны таким образом, чтобы при любых изменениях окружающей температуры электромеханические характеристики оставались стабильными. 

Масса картриджа 7,8 г, выходное напряжение — 0,4 мВ (3,54 см/с, 1 кГц). Рекомендованная прижимная сила — 2 г.

Transfiguration Axia, несмотря на свою цену, считается моделью начального уровня. Внешне она выглядит совершенно иначе — алюминиевый корпус имеет П-образную форму и анодирован в красно-фиолетовый цвет. Электромеханическая система открытая, выполнена в виде цилиндра. Длинный кантеливер выносит иглу далеко вперед, поэтому прицеливаться на нужную канавку намного удобнее. Материалы и принцип действия тот же, что и у «Феникса» — кольцевые магниты, серебряная катушка и прецизионная ручная сборка. Профиль алмазной иглы — сферический. Разница в характеристиках минимальна (см. сравнительную таблицу). Обе головки собираются вручную небольшими партиями.

Сразу должен похвалить удобство установки — обе головки имеют цветную маркировку выводов и крепежные отверстия с резьбой, избавляющие от необходимости прилаживать снизу миниатюрные гайки. Как обычно, я использовал для теста тонарм Micro Seiki MA-505, позволяющий по ходу прослушивания регулировать VTA, прижимную силу и антискейтинг. На тестовой пластинке «Vinyl Essentials» резонанс обоих картриджей был примерно на 9 Гц, а трек они уверенно держали до 80-микронной амплитуды.

К сожалению, вместо 30 часов, рекомендованных для прогрева каждой головки, у меня было от силы 10. Но и за это время изменения происходили весьма ощутимые — звучание становилось более собранным, небольшая напряженность сменилась легкостью и певучестью.

У обеих головок хороший бас, очень низкий и приятный на слух. Сцена близка к идеальной, количество нюансов на сложных записях превосходит все ожидания. Бой часов на «Dark Side Of The Moon» — невероятное богатство оттенков. 

Теперь о различиях. «Феникс» лучше прорабатывает инструменты задних планов, да и паузы кажутся более тихими. Вокал передается несколько живее и эмоциональнее, он словно слегка выдвинут вперед. Г-н Ёсиока — фанат оперы и явно придает ему очень большое значение. Группы инструментов в симфоническом оркестре четче разделены по планам, но я бы сказал, что крещендо с Axia звучит более мощно, хотя, может быть, не так утонченно. Эта головка чуть грубовата (по сравнению с «Фениксом», конечно) но блюз и рок отыгрывает настолько захватывающе, что при необходимости однозначного выбора между Phoenix и Axia я бы еще подумал.

Параметры головок Transfiguration
  Phoenix Axia
Тип
Неравномерность АЧХ, дБ
- в диапазоне 10 Гц — 20 кГц 1,5 1,5
- в диапазоне 20 — 40 кГц 2 2
Выходное напряжение (3,54 см/с, 1 кГц), мВ 0,4 0,4
Разделение каналов (200 Гц — 10 кГц), дБ >27 >27
Разбаланс каналов (1 кГц), дБ <0,5 <0,5
Профиль иглы PA эллипс
Оптимальная прижимная сила, г 2 2
Динамическая податливость, см/дин 12 х 106 12 х 106
Материал кантеливера бор бор
Внутреннее сопротивление, Ом 7 8
Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом >7 >20
Масса, г 7,8 7
Цена, $ 2600 1850

ОПАСАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК

После публикации предыдущего выпуска рубрики ассортимент недорогих фонокорректоров слегка расширился и обновился. Благодаря новой элементной базе и более продвинутой схемотехнике технические параметры этих коробочек заметно улучшились. А как насчет звучания? Разберемся.

Creek OBH-15

Параметры фонокорректора Creek OBH-15
  MM MC
Общее усиление (1 кГц), дБ 37 56
Рабочий диапазон частот (±0,25 дБ), Гц 20 — 20000
Отношение сигнал/шум, дБ -83 -75
Общий коэффициент искажений, % <0,03 <0,05
Отклонения от кривой RIAA, дБ ±0,5 ±0,5
Входное сопротивление, Ом 47000 1000
Номинальная чувствительность, мВ 3,5 0,5
Оптимальная ЭДС головки, мВ 2,5 — 5 0,5 — 1
Номинальное выходное напряжение, мВ 250 250
Перегрузочная способность, дБ 22 20
Выходное сопротивление, Ом <100 <100
Габариты, мм 150 х 100 х 66
Питание 24 В, 30 мА
Цена, € 330

Этот корректор от известного британского производителя весьма популярен среди виниловодов благодаря высокому качеству исполнения, универсальности и, судя по отзывам владельцев, редкой музыкальности. Во внутренних пазах цельнотянутого алюминиевого корпуса закреплена двухслойная плата, занимающая всю его площадь. Такие габариты обусловлены применением качественных деталей и отказом от SMD-монтажа. Кроме того, большая часть схемы собрана на дискретных элементах, лишь в цепях активной коррекции используются микросхемы — Burr-Brown OPA134. Это широкополосные операционные усилители с малыми искажениями и уровнем шума. Входные каскады построены на тщательно отобранных полевых транзисторах, в наиболее ответственных местах стоят аудиофильские конденсаторы Elna Starget. Имеется встроенный стабилизатор напряжения, все земляные цепи разведены «звездой».   

OBH-15 — универсальное устройство, способное работать с MM и MC-головками. Для этого на задней стенке предусмотрены раздельные разъемы RCA и кнопка, переключающая режимы MM/MC. Это удобно — не придется перекоммутировать кабели, если у вас два проигрывателя с разными типами головок.

Корректор комплектуется выносным нестабилизированным блоком питания OBH-1 мощностью 6 Вт, но чтобы полностью реализовать все его возможности, производитель рекомендует приобрести 12-ваттный OBH-2 с дополнительной стабилизацией (€59).

Потенциал корректора и вправду очень высок, и качество питания действительно имеет значение. Сначала я слушал его с блоком OBH-2, а затем с аккумуляторным источником, сделанным на паре 12-вольтовых батарей от компьютерного UPS.

Общее для обоих включений — потрясающий бас, который я смог оценить в полной мере даже на своей полочной акустике. Он замечательно артикулирован, отличается энергичной подачей, и его информативность зависит только от класса установленной головки и ее согласования с тонармом. В моей системе были установлены, соответственно, Transfiguration Phoenix и Micro Seiki MA-505. Отмечу и высокое звуковое разрешение OBH-15 в средне- и высокочастотной области. Он вполне адекватно передает записи со старых джазовых пластинок, коррекция которых несколько отличается от стандартной. С аккумуляторным питанием верх слегка прочищается, а сцена фокусируется чуть точнее, что говорит о частично нереализованном потенциале схемы.

Общее ощущение от этой симпатичной коробочки — своим звучанием она не производит впечатления новодела, чувствуется, что схема хорошо продумана и грамотно реализована.  

Амплитудно-частотная характеристика Creek OBH-15

На частотах выше 200 Гц кривая коррекции точно соответствует стандартам МЭК (красная кривая) и RIAA (зеленая), но в НЧ-области идет на 1 дБ выше последней, попадая точно в отметку +20 дБ на 10 Гц. Бас будет потрясающем, но в усилителе не вредно иметь фильтр инфранизких частот, особенно если у вас напольная акустика в фазоинверторном оформлении и/или в коллекции есть коробленые пластинки.

В режиме ММ на 1000 Гц максимальная амплитуда сигнала на выходе (КНИ = 1%) — 4,7 В RMS, при этом на вход подавался сигнал амплитудой 38 мВ. Соответственно, реальный коэффициент усиления и перегрузочная способность корректора составили 41,8 и 17,6 дБ.

В режиме MC измеренные значения были 58,4 и 19,5 дБ.


Graham Gram Amp3 Fanfare

Параметры фонокорректора Graham Gram Amp3 Fanfare MC

  • Общее усиление (1 кГц), дБ/раз     61,5/1190
  • Диапазон чувствительности, мВ 0,2 — 1,0
  • Диапазон выходных напряжений, мВ   238 — 1190
  • Максимальное выходное напряжение, В 5,3
  • Минимальное сопротивление нагрузки, кОм  10
  • Входное сопротивление/емкость, Ом/пФ     470/100
  • Рабочий диапазон частот (±0,25 дБ), Гц   19 — 150000
  • Отношение сигнал/шум (МЭК), дБ     -63
  • Общий коэффициент искажений, %     <0,03
  • Отклонения от кривой RIAA, дБ      ±0,5
  • Разбаланс каналов, дБ   0,2
  • Разделение каналов, дБ  64
  • Габариты, мм      71 х 72 х 118
  • Питание     24 В
  • Цена, $     1050

А вот эта британская фирма принципиально не выпускает универсальных корректоров, полагая, что в таком ответственном деле компромиссы неуместны. Она советует при смене ММ-головки на МС докупить либо повышающий трансформатор, либо отдельный МС-корректор. Amp3 Fanfare — более чувствительная версия модели Gram Amp 2 Special Edition. В ней используется примерно та же схемотехника, что и в усилителях воспроизведения студийных магнитофонов. Грэм Сли (Graham Slee), основатель компании и заядлый меломан, более 35 лет посвятивший звукозаписи, уверен, что только так можно точно восстановить музыку с самого информативного носителя — грампластинки. Второй важный момент — диапазон частот корректора намного шире того, что оговорен в спецификациях МЭК и RIAA, верхняя граница у него 150 кГц. И наконец, по уровню шумов Amp3 Fanfare сопоставим с дорогими ММ-корректорами. Чтобы исключить коммутацию во входных цепях, входное сопротивление установлено компромиссное, 470 Ом, оно подойдет для большинства недорогих МС-картриджей. Да, забыл сказать — при цене 386 евро Amp3 относится к бюджетным компонентам.

Кстати, на сайте компании вывешено предупреждение, что на рынке появились китайские подделки фонокорректоров Gram. При покупке рекомендовано обращать внимание на качество изготовления корпуса и логотип, который должен быть вытравлен на передней панели.

В оригинальном исполнении Amp3 Fanfare действительно отличается филигранной отделкой и тщательной подгонкой элементов корпуса. Более чем скромные габариты объясняются применением в тракте интегральных микросхем, в частности — OP370 от Analog Devices. Это улучшенная версия скоростного ОУ OP37, специально разработанного для аудио. В цепях коррекции установлены поликарбонатные конденсаторы и металлопленочные резисторы с допуском 0,5%.   

 

Амплитудно-частотная характеристика Graham Gram Amp3 Fanfare

А вот здесь явно приняты меры для обуздания инфранизких частот — кривая идет между стандартными RIAA и МЭК, а к 10 Гц показывает спад на 5 дБ по отношению к максимуму. Небольшие, в пределах 0,8 дБ, отклонения видны и на отрезке 180 — 600 Гц. Уровень искажений 1% достигается при выходном напряжении 5,1 В (RMS), что при 4,6 мВ на входе соответствует усилению 60,9 дБ. Таким образом, перегрузочная способность корректора при номинальной чувствительности 0,5 мВ составляет чуть более 19 дБ.

Pro-Ject Phono Box SE II и Tube Box SE II

Параметры фонокорректоров Pro-Ject Phono Box SE II и Tube Box SE II
  MM MC
КНИ (20 Гц — 20 кГц), % 0,003 0,1
Общее усиление (1 кГц), дБ 40 60
Входная емкость/ 120, 220, 120/17,
сопротивление, пФ/Ом 340/47000 18, 20, 22, 69, 220
Отношение сигнал/шум (взвешенное А), дБ -100 -80
Отклонения от кривой RIAA, дБ ±0,3 ±0,3
Габариты, мм 103 х 72 х 1158
Масса, г 1050

Эти корректоры пойдут у нас парой, поскольку по параметрам и возможностям они абсолютно идентичны. Разница лишь в цене и схемотехнике — Phono Box SE II (€236) полностью собран на микросхемах, а в выходном каскаде Tube Box SE II (€465) установлены две лампы 12AX7. Обе модели выпущены совсем недавно и пришли на смену хорошо известным Phono Box SE и Tube Box SE.

Начнем с Phono Box SE II. В отличие от своего предшественника он изготовлен методом поверхностного монтажа, и даже в цепях коррекции у него конденсаторы SMD. Тракт построен на операционных усилителях JRC 2068D, которые по сравнению с ранее применявшимися 4580 имеют более широкую полосу и меньший уровень шумов. Поэтому  удалось получить отношение сигнал/шум -100 и -80 дБ в режимах ММ и МС (у прежних моделей было -89 и -79 дБ) и заметно снизить искажения. Джамперы, задающие входные сопротивления и емкости, теперь на задней стенке. Там же переключаются режимы ММ/МС и активируется фильтр инфранизких частот с крутизной 24 дБ/окт. Эта фирменная фишка фонокорректоров Pro-Ject позволяет отсечь рокот проигрывателя и лишнюю НЧ-составляющую при воспроизведении коробленых пластинок. Помимо штатного 16-вольтового адаптера предусмотрено подключение внешнего двуполярного источника через разъем DIN. Плата вставлена в глухой сварной корпус из полуторамиллиметровой стали.

Tube Box SE II выполнен в том же стиле, но верхняя часть корпуса у него имеет несколько иной профиль. Передний выступ защищает лампы, которые выведены наружу и прикрыты алюминиевыми кольцами. Лампы задемпфированы ребристыми обоймами, надетыми на баллон. Такая  мера отнюдь не лишняя — при высокой чувствительности схемы микрофонный эффект желательно свести к минимуму.   

Корректоры действительно не шумят — даже в режиме ММ легкое шипение можно услышать, лишь приложив ухо к пищалке. Я экспериментировал с двумя головками — Goldring Elite и Denon DL-103R, подключая их как через повышающий трансформатор, так и к МС-входам предусилителей. Перемычки позволили получить оптимальное согласование с очень разными по своим параметрам головками.

Общее в звуковом почерке обеих моделей замечаешь сразу — потрясающе богатый нижний регистр. Для винила это важно, ведь именно басу приписывают эмоциональное воздействие аналоговой записи. Звучание точное, музыкальный баланс выверен словно по линейке. Правда, ламповый вариант дает некоторые погрешности в построении звуковой сцены — задний план немного приближен, зато он дает больше воздуха, да и тембры у него явно богаче. При этом Phono Box SE II тембрально точнее и аналитичнее, хотя бесстрастным его тоже не назовешь. А Tube Box SE II деликатнее работает с дорогими головками — высокое звуковое разрешение не воспринимается как чрезмерная контрастность или резкость. Как и у предыдущих прожектовских корректоров, я не заметил ни малейших проблем с динамикой, сказывается высокая перегрузочная способность. Если вкратце сформулировать ощущения — Tube Box интереснее слушать, а  Phono-Box SE лучше подходит для переписи или оцифровки виниловых пластинок.

Амплитудно-частотная характеристика Pro-Ject Phono Box SE II и Tube Box SE II

Оба корректора показали абсолютно одинаковые результаты — их АЧХ совпадает со стандартной кривой RIAA. Фиолетовым цветом показано, как работает Subsonic filter 6-го порядка — он эффективно подавляет инфранизкие частоты начиная с 18 Гц. Он действительно сможет уберечь от неприятностей при воспроизведении коробленых пластинок и снизить шум от привода проигрывателя.

Максимальная амплитуда сигнала на выходе (при КНИ = 1%) у Phono Box SE II — 8,5 В, а у Tube Box SE II — 10,2 В. Соответственно, перегрузочная способность у них 24 и 27 дБ. Очень неплохо для столь компактных устройств. Коэффициент усиления отвечает заявленному: 100 для головок ММ и 1000 — для МС.

Зависимость КНИ Pro-Ject Phono Box SE II и Tube Box SE II от выходного напряжения.

Искажения  Phono Box SE II (синяя кривая) вплоть до 2 В на выходе чуть выше заявленных — 0,005%, а у ламповой версии (красная кривая) они заметно более высокие и растут линейно с ростом амплитуды сигнала. При номинальном выходном напряжении 500 мВ они почти в десять раз выше — 0,04%. По всей видимости, это связано с низким напряжением питания ламп, которые работают на нижнем загибе вольт-амперной характеристики.

РОССИЙСКИЕ ЮВЕЛИРЫ

Physics Style — небольшая российская компания, которая уже более трех лет занимается изготовлением кабелей на промышленном уровне. Сначала ее основатели делали кабели для себя и узкого круга знакомых, но довольно скоро спрос на эти изделия стал опережать предложение. Пришлось думать над внешним видом и повторяемостью при серийном производстве.

Технология, не побоюсь этого слова, уникальна. На основу — жилу из серебра — наносится слой золота толщиной несколько микрон. На него, в свою очередь, напыляется столь же тонкое серебряное покрытие, и так делается несколько раз. Чистота обоих металлов — 5N, т.е. 99,999%. Серебро поставляется из Екатеринбурга, а чередующее покрытие наносится на подмосковном военном предприятии. Количество слоев зависит от конкретной модели кабеля и ценовой категории. После напыления в проводниках начинается диффузия, т.е. взаимное проникновение атомов обоих металлов вследствие их теплового движения. Со временем образуется серебряно-золотое покрытие, но не сплав, а некая субстанция, полученная на атомарном уровне. Представители компании говорят, идея была позаимствована из старых учебников по теории волноводов — подобные технологии применялись в авиации при создании радарных установок.

Результат — скоростной кабель с высоким звуковым разрешением. На оболочке указывается направление кабеля, но это связано не с точкой подключения экрана (в интерконнектах Physics Style его нет вообще), а с направлением волочения основной жилы. Это действительно имеет значение — реверсом можно добиться смягченного или, наоборот, более сфокусированного звучания.

Рецепт припоя тоже оригинальный — это индий с добавками олова, золота и серебра. Такой состав используется в ВПК при распайке чувствительных к нагреву деталей, например, особо ответственных микросхем. Индий, мягкий редкоземельный металл, имеет низкую температуру плавления (порядка 156 град.), не дает микротрещин при застывании и придает пайке необходимую пластичность. Это важно, ведь в кабелях место соединения проводника с разъемом испытывает серьезные механические нагрузки.

Компания изготавливает также акустические и сетевые кабели, причем в последних тоже используются военные технологии для подавления вихревых токов.

Я экспериментировал с кабелем RG-24 ($1500 за 0,75 м), не самым дорогим в линейке. Это довольно толстый межблочник в черном сетчатом чулке и с номерными наконечниками WBT. Цифры в названии модели показывают сечение проводника, в нашем случае это 2,4 кв. мм, что немало — такой калибр имеют некоторые акустические кабели. Но разработчики считают, что толстый проводник дает более плотный и собранный бас, поэтому на серебре не экономят. Не исключено, что серебряные кабели имеют репутацию чересчур ярких и звонких именно из-за недостаточного сечения.      

В виниловом тракте RG-24 лучше включать после MC-трансформатора или между корректором и усилителем. Дело в том, что кабель слишком жесткий, и к самому проигрывателю его подключать не стоит — он может передавать внешние вибрации на тонарм. Да и лишние усилия в столь деликатном месте совсем ни к чему.

Что сразу приятно удивило — несмотря на отсутствие экрана, никакого фона не было даже при подключении кабеля к выходу MC-трансформатора, где уровень сигнала не превышает 5 — 10 мВ. И главное, разрешение было высоким и при столь малых амплитудах, и при подключении кабеля к линейному. Качество, редко встречающееся даже у специальных «фоно»-интерконнектов.

По сравнению с другими кабелями той же стоимости (я пробовал три пары от других производителей) RG-24 дают более контрастное и детальное звучание, что особенно чувствуется с дорогими МС-головками. Сложные композиции могут открыться c совершенно неожиданной стороны. Например, на «Fragile» Стинга я по-новому услышал инструменты второго плана — то, что раньше казалось размытым фоном, обрело  совершенно четкие очертания. Мне показалось, при работе с малым сигналом этот кабель «собирает» звуковую сцену лучше, чем большинство конкурентов. И хотя эта модель не позиционируется как Phono (она прекрасно себя показывает и на линейном выходе), я бы рекомендовал ее для винилового тракта. Особенно если в нем есть ламповые компоненты — фонокорректор или усилитель. Тогда высокое разрешение и контрастность придутся особенно кстати и не дадут ощущения резкости. l

Рис. 1. Устройство головок Axia и Phoenix с двумя кольцевыми магнитами

По часовой стрелке:

игла, магнит, сердечник, демпферы, кольцевые магниты, винт фиксации струны, натяжная струна, держатель струны, магнит, выводы обмотки, катушки, кантеливер

КОМПОНЕНТЫ

  • Проигрыватель Microseiki DD7 ($700*).
  • MC-головка Denon DL-103R
  • Повышающий трансформатор Fidelity Research FRT-3 ($450*).
  • Усилитель CR Developments Calypso ($1500).
  • Акустические системы Dynaudio Contour 1.3 Mk II ($2000).
  • Межблочные кабели:
    Van den Hul MC D50T (Phono) (€150),
    Physics Style RG24 ($1500),
    AudioQuest Emerald ($200),
  • Акустический кабель Furutech FS-303 1,5 м ($90).
  • Eraudio Space Harmonizer 1 ($150), Eraudio Steel Cones ($35).
  • * На вторичном рынке.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • Clifford Jordan & the Magic Triangle, «Firm Roots». SteepleChase Records, Dennmark, 1975.
  • Sting, «...Nothing Like The Sun». 2 LP, A&M USA 1987.
  • Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon», 30th Anniversary Edition. EMI UK 2003.
  • W.A.Mozart. Klarinetten-Konzert A-dur, KV 622. Mozarteum-Orchester Salzburg. Telefunken, W.Germany, 1975.

 

   
ListenListen
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"