Форма и содержание идут в своем совершенствовании рука об руку. Георг Гегель
ПОЛАГАТЬСЯ НА ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕХНИКИ ДОВОЛЬНО РИСКОВАННО. МОЖНО СРАЗУ ВЛЮБИТЬСЯ В КАКОЙ-НИБУДЬ ГАДЖЕТ, А ПОТОМ ВЫЯСНИТСЯ, ЧТО ПОД БРОСКОЙ ВНЕШНОСТЬЮ СКРЫВАЕТСЯ КРАЙНЕ ПРИМИТИВНАЯ ВЕЩЬ. БЫВАЕТ И НАОБОРОТ: НЕВЗРАЧНЫЙ АППАРАТИК УДИВИТ МАССОЙ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. НО СЛУЧАЕТСЯ ТАК, ЧТО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДРУГ ДРУГУ.
Фразу для эпиграфа я позаимствовал из «Лекций по эстетике» Георга Гегеля. Уж не знаю, может, в XIX веке она считалась аксиомой, но в наше время больше на слуху другое высказывание: «Не все то золото, что блестит». А уж в мире потребительской электроники эта пословица верна вдвойне — внешность аппаратуры часто бывает обманчива, ведь инженеры, дизайнеры и рекламщики далеко не всегда говорят на одном языке, причем иногда не только фигурально, но и в буквальном смысле.
Тем более приятными оказываются моменты встреч с техникой, построенной на самом деле гармонично, то есть такой, которая и выглядит презентабельно, и изготовлена добротно, и работает надлежащим образом.
Подозрение, что в этот раз к нам на тестирование попал именно такой аппарат, у меня возникло сразу, как только я распаковал HDD-кам Canon HG10. Дело в том, что его внешний вид напомнил мне те давно прошедшие времена, когда все без исключения видеокамеры считались техникой в высшей степени элитной и качество их отделки было соответствующим: кнопки и переключатели изготавливались с прецизионной точностью, а корпуса разве что не делали из нержавеющей стали — прочность и добротность конструкции вызывали ассоциации с приборами военного или космического назначения. Так вот, HG10 выглядит вполне в духе того времени, оформлен он просто первоклассно. Стоит нажать на какую-нибудь клавишу, и ощущение ностальгии становится еще сильнее — мягкий, можно сказать интеллигентный, ход, четкое ощущение срабатывания, все как в эпоху аналоговых видеодинозавров.
Однако довольно умиляться винтажной техникой, пора вернуться в практичное и меркантильное настоящее. И тут самое время вспомнить, что двадцать лет назад у камкордеров не только качество изготовления было сравнимо с космической техникой, но и цена тоже. Я уж не говорю о параметрах картинки, которую выдавали первые любительские аппараты. Так что современным камерам тоже есть чем похвастать перед предками, и судить о новом творении компании Canon мы будем, конечно же, по современным меркам.
Итак, задача сегодняшнего испытания — определить, насколько патриархальная серьезность внешней отделки HG10 соответствует его цене, функциональности, а самое главное — качеству изображения высокой четкости, создаваемому самым новым и прогрессивным на сегодня видеокодеком AVC/H.264.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
При достаточно небольших габаритах HG10 выглядит эдаким плечистым крепышом — ширина корпуса у него больше высоты, такую компоновку у хэндикамов встретишь не часто. Массивный прямоугольный блок, на котором лежит правая рука оператора, формами сильно смахивает на кассетный отсек пленочных MiniDV-аппаратов. Теперь внутри него, судя по всему, помещен винчестер, а на торце, обращенном в сторону объектива, расположились три оптических элемента: светодиод, фотовспышка и окошко сенсора быстрой фокусировки. Сам объектив заключен в объемный тубус с массивным алюминиевым кольцом, скрывающим механизм автоматических защитных шторок. Диаметр резьбы под насадки 43 мм — далеко не самый распространенный стандарт, хотя некоторые производители светофильтров его поддерживают.
Отдельно хочется сказать про материал, из которого изготовлены внешние панели корпуса: тут используется пластик с матовым и полуматовым покрытием, которое весьма приятно на ощупь, при этом на нем практически не остается «отпечатков пальцев». Однако самое замечательное в том, что полимер этот обладает удивительной твердостью и жесткостью. Даже сильно сжав камеру в ладони, вы не услышите никаких скрипов или предательского похрустывания — конструкция прочная, детали пригнаны безупречно. Кстати, именно из-за высокого качества сборки очень непросто догадаться, что верхнюю панельку с рекламными надписями можно снять, просто поддев пальцем — под ней обнаружились «салазки» для крепления внешнего осветителя или микрофона.
МОТОР!
В последнее время системы управления хэндикамов находятся в состоянии некоторого застоя. Дело в том, что у каждого производителя сложилась своя оригинальная формула пользовательского интерфейса, к которой привыкли и операторы, и сами разработчики. По этой причине революционных перемен тут не предвидится, хотя кое-какие интересные новшества все же иногда появляются. В HG10 таких новинок сразу несколько. Самая заметная из них — плоский многофункциональный навигатор, находящийся рядом с ЖК-экраном. По его внешнему диаметру расположено кольцо прокрутки с крупной насечкой. Бродить по меню с помощью такой конструкции достаточно удобно, единственное, что может доставить дискомфорт, это совсем маленькая кнопочка SET в центре диска — нажимать на нее приходится краем ногтя. Зато очень порадовал размер «качелей» управления зумированием, по меркам компактных видеокамер эта клавиша просто огромна. К тому же она снабжена хорошим пружинным демпфером, поэтому плавность сохраняется при «наезде» с любой скоростью, а риск получить рывок при изменении скорости трансфокации минимален.
Барабанчик включения питания и переключения режимов и по внешнему виду, и по принципу действия как две капли воды похож на селектор, который устанавливается на хэндикамах Sony. Ничего плохого в такой унификации я не вижу — идея лежит на поверхности, да и пользоваться этим элементом управления действительно удобно.
Аналоговые и цифровые видеопорты сосредоточены в нише на правой стороне корпуса — выбор богатый, не хватает, пожалуй, только FireWire и S-Video. Однако имеется один тонкий момент: сигналы HDMI выводятся на компактный разъем типа «С», причем переходник под полноразмерный коннектор в комплекте отсутствует.
СНЯТО!
По опыту групповых тестов могу сказать, что хорошие характеристики картинки почти всегда обеспечивают аппаратуре Canon место в лидирующей группе. Видимо, этому способствуют собственные разработки в области CMOS-матриц и огромный опыт создания продвинутой оптики для фото- и видеотехники.
Мастерство не подвело разработчиков и на этот раз — видеоряд, прямо скажем, впечатляет. При съемке на максимальном битрейте 15 Мбит/с изображение смотрится живо и объемно, цветовые переходы отличаются плавностью. Тонкие оттенки воспроизводятся достаточно точно, особенно если не полениться и откалибровать баланс белого по планшетке или просто по чистому листу бумаги. Особенно ценно, что перед оператором практически не стоит проблема выбора между качеством ролика и продолжительностью съемки — даже при лучших параметрах оцифровки на диск поместится 5,5 часа видеоматериала, а в режимах с повышенной компрессией время записи может быть увеличено до
15 часов. Правда, справедливости ради стоит упомянуть, что побывавшая у нас в тесте полгода назад HDV-камера Canon HV20 (www.salonav.com/arch/2007/07/038.html) по качеству изображения вырвалась на полкорпуса вперед: картинка, оцифрованная со скоростью 25 Мбит/с и записанная на кассету MiniDV, оказалась немного более контрастной и практически свободной от цифровых артефактов. Впрочем, у каждого носителя своя специфика, и сталкивать лбами два принципиально разных формата записи было бы не совсем корректно.
Никаких серьезных нареканий к работе съемочной автоматики во время тестирования не возникло. Экспонометр реагирует на изменение освещенности быстро и совершенно корректно, оптический стабилизатор вообще можно назвать безупречным, поскольку на динамику изображения он не оказывает практически никакого влияния. О его существовании вспоминаешь только в одном случае — когда Super Range OIS выключен, кадр начинает раздражающе подергиваться.
ТИТРЫ
Итак, похоже, что наше первоначальное предположение о гармонии внешних данных HG10, его функционального оснащения и качества получаемой картинки вполне оправдалось. Камера достаточно компактна, но при этом может похвастать богатой коммутацией и удобной системой управления. Дизайн и физическая прочность корпуса на высоте. Работа автофокуса, экспонометра и стабилизатора изображения никаких претензий не вызывает. Что касается качества картинки, то в рамках формата записи AVCHD ему можно поставить твердую пятерку. Для тестовых испытаний я сознательно выбирал «неудобные» для съемочной автоматики сюжеты, но, несмотря на это, результат получился вполне убедительным — скриншоты прилагаются. Ну а тот факт, что изображение, построенное близким родственником «десятки», пленочной камерой HV20, показалось нам чуть более контрастным и детальным, обусловлен исключительно различиями в алгоритмах кодирования форматов HDV и AVCHD, ведь оптика и матрицы у двух этих аппаратов совершенно одинаковые. l
ИГРЫ С ВЫСОКИМ РАЗРЕШЕНИЕМ
Помнится, в прошлом году мы сетовали на неразбериху, которой сопровождалось появление новых видеоформатов высокого разрешения. Например, DVD-болванки, записанные на дисковых камкордерах стандарта AVCHD, отказывались читаться на некоторых проигрывателях Blu-ray, хотя производители и заявляли о поддержке необходимого для этого кодека Н.264. Компьютеры тоже не отличались дружелюбием к AVCHD-дискам и файлам, скопированным с HD-камер — очень немногие программы умели их корректно воспроизводить.
Однако ситуация постепенно улучшается, и «железо» нового поколения относится к «самодельным» фильмам высокого разрешения гораздо более лояльно. Во время сегодняшнего тестирования мы столкнулись с совершенно неожиданным проявлением глубокого взаимопонимания между камерой и игровой платформой Sony PlayStation3. При подключении Canon HG10 к плазменной панели возникла проблема — переходника для компактной версии разъема HDMI под рукой не оказалось, а использовать компонентное соединение не хотелось из-за потерь в качестве сигнала на двойном преобразовании «цифра — аналог — цифра». И тогда, ни на что особенно не надеясь, мы подключили камеру к консоли PlayStation3 по интерфейсу USB. Удивительно, но «десятка» была мгновенно опознана как накопитель на HDD-диске, а отснятые ролики добавлены в список доступного видеоконтента. Само воспроизведение тоже никаких проблем не вызвало — установленный в приставке многоядерный процессор Cell без труда справляется с декодированием сигнала Full HD.
Кстати, при желании отснятые сюжеты можно не только просмотреть, но и скопировать на встроенный винчестер PlayStation. Однако перед выполнением всех этих операций настоятельно рекомендуем обновить программное обеспечение приставки, старые версии могут не поддерживать некоторые продвинутые функции.
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
ZoomBrowser EX — просмотр, редактирование и каталогизация фотографий.
Camera Window — печать изображений и перенос их с камеры на компьютер.
DVD MovieFactory SE — редактирование видеороликов, компоновка и запись DVD-дисков.
WinDVD SE — просмотр DVD и AVCHD-дисков.
Сухие цифры
Основные параметры
Формат видеозаписи AVCHD
Носитель записи HDD 40 Гб
Формат кадра 16:9
Матрица 1/2,7” 2,96 мегапикс. CMOS*
Макс. разрешение в режиме фото 2048 х 1536
Карта памяти MiniSD
ЖК-монитор 2,7” LCD; 16:9; 211 тыс. пикс.
Видоискатель 0,27”, 123 тыс. пикс.
Скорость затвора, с 1/2 — 1/2000
Минимальная освещенность, люкс 3 (0,2 в ночном режиме)
Встроенный видеоосветитель/вспышка да (светодиод)/да
Напряжение питания, В 7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
Потребляемая мощность, Вт около 4,6
Габариты (Ш х В х Г), мм 81 х 75 х 129
Масса «голой» камеры, г 505
Масса камеры в снаряженном состоянии, г 565
Made in Япония
Цена, руб. 45500
* Эффективный размер матрицы составляет 2,07/2,76 мегапикс. (видео/фото).
Кадр способен выявить даже самые незначительные недостатки видеокодека, однако HG10 справилась с этим портретом вполне достойно. Несмотря на преобладание теплых тонов, цветопередача правильная, на однотонном заднем фоне и нерезких частях изображения цветовых пятен и других аномалий не прослеживается. Шерсть проработана очень неплохо, лишь в верхней части лба отдельные волоски теряют четкость и сливаются.
Еще один крайне трудный для воспроизведения сюжет. Несмотря на слабое освещение, фигуры катающихся сноубордистов выглядят достаточно резко, фактура снега хорошо проработана, а на темном небе практически отсутствует цветной шум. Оранжевый оттенок картинки отражает объективную реальность, поскольку склон освещался газоразрядными натриевыми лампами.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
При установке на объектив широкоугольного или телеконвертора нужно учитывать, что он наверняка перекроет обзор датчику быстрой фокусировки. Автофокус в этом случае будет продолжать работать, но время его реакции, особенно на движущиеся объекты, увеличится.
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Качество изображения, работа оптического стабилизатора, высокий класс сборки и оформления корпуса, управление трансфокацией, дополнительная система быстрой фокусировки.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Отсутствие в комплекте шнура или переходника под компактную модификацию HDMI-разъема, не слишком удобная кнопка SET.