#1/2008 • JAZZАЛЬБОМ

Дмитрий УХОВ

Miroslav Vitous

«Universal Syncopation II»

ECM

Считается, что контрабасист легендарного Junior Trio Мирослав Витоуш записывается довольно мало — менее двадцати альбомов за карьеру, которая началась еще в первой половине 60-х. Один из братьев Витоуш, а именно контрабасист Мирослав, и пианист Ян Гаммер вскоре навсегда отбыли за пределы тогдашней Чехословакии. Зато в компании Майлза Дэйвиса смогли в конце 60-х поучаствовать в создании того направления джаз-рока, которое известно теперь как фьюжн первого поколения. Потом Гаммер стал членом Mahavishnu Orhestra, а Витоуш — Weather Report. Разумеется, массивного, на вид не очень подвижного чешского увальня вскоре затмил легендарный «человек-беззаконная комета» (И. Мандельштам) Жако Пасториус. В результате Витоуш записал всего полтора десятка альбомов как лидер, из которых только два или три вошли в историю стиля фьюжн двух поколений. Практически половина их была издана на фирме ЕСМ. Новый альбом Витоуша, не только контрабасиста, но и композитора, «Вселенское синкопирование 2» только на первый взгляд продолжает одноименный релиз 2003 года, который раньше назвали бы симфоджазом или «третьим течением». К новому проекту это относится еще в большей мере, тем более что четыре года назад непросто было оставаться первым среди равных в компании таких солистов-суперзвезд, как Ян Гарбарек, Чик Кориа, Джон Маклафлина, Джек ди Жонетта (и, представьте, даже нашего трубача Валерия Пономарева). Зато «Вселенское синкопирование 2» — это настоящий композиторский оркестровый проект. Солисты нового альбома, конечно, знаменитости, но, так сказать, второго эшелона — Боб Минцер, Боб Малак, Рэнди Бреккер, Адам Нуссбауми и др. То есть больше студийные музыканты, звезды фьюжн второго поколения, хотя в их числе также поражает имя породистого афроамериканского фри-джазового барабанщика Джеральда Кливера, как в первом — мэйнстримовца-пуриста Валерия Пономарева. «Универсальное синкопирование 2» это подарок Витоуша самому себе к на 60-летие (он 1947 года рождения) и, похоже, выдает его тайное намерение — как и бывшего юниора Яна Гаммера — сочинять для кино. Во всяком случае, с первых тактов мы слышим «Оперу» — на самом деле голливудский «большой стиль», почти ту самую цитату из Рихарда Штрауса, которая становится лейттемой «Космической Одиссеи 2001 года». И оттуда же (или — из «Планет» Густава Холста?) почти такой же хор, как в «Lux Aeterna» Дьердя Лигети. Как и в «Космической Одиссее», во «Втором вселенском синкопировании» ничего «земного» нет — бандонеонист Даниэле Бонавентура даже и не пытается внести местный колорит в «Средиземноморскую любовь». И лишь в кратком эпилоге, который так и называется — «Момент», можно расслышать голос Весны Васко-Касерес. На самом деле контрабасовые и саксофоновые (в основном) соло утопают в симфоджазовой роскоши. Что полностью соответствует эстетике ЕСМ, и самое главное, вся эта космогония (вот названия отдельных частей: «Звездный гигант», «Эволюция вселенной), весь этот «Гранд-стиль» — на самом деле сэмплы, а не живое звучание! Но этот вопрос деликатно умалчивается: в аннотации к диску лишь скромно обозначено, что «Музыка для ансамбля, оркестра и хора» сочинена, аранжирована, продирижирована и спродюсирована Мирославом Витоушем». Но владелец и главный продюсер ЕСМ Манфред Айхер, очень увлекающийся в последние годы кинематографом, наверняка, остался очень доволен.

Anne Ducros

«Urban Tribe»

Dreyfus Jazz

Вокалисткой Анн Дюкро на родине явно гордятся, называют даже «королевой французского скэта». Скэт — импровизация голосом без слов, как на каком-нибудь инструменте. Несмотря на это, первый ее альбом «Piano, Piano», на котором ей аккомпанировали не только звезды средиземноморского джаза, но и сам Чик Кориа и который заслужил международное признание, появился только в позапрошлом году. Последовало международное турне. Правда, без Чика Кориа и других знаменитостей. Естественно, и оценки были сдержаннее. На прошлом фестивале «Триумф джаза» в Москве (с оркестром Игоря Бутмана, понятное дело) не преминули заметить, что голос у мисс (все джазовые женщины — мисс) Дюкро сильный, но сипловатый. Но то же самое можно сказать про десятки других джазовых вокалисток — главное в скэте не что, а как, какие ноты «изображает» голос. Новый диск Анн Дюкро «Городское племя» записан как раз с тем ансамблем, с которым она разъезжает по всему миру и даже на родине джаза, в котором по-настоящему хороши контрабасист Окон Эссиет и саксофонистка Ада Роватти (жена старинного друга Бутмана Рэнди Бреккера).

«Городское племя» — это, в соответствии с названием, больше урбанистическое, кроме одной композиции пианиста Оливье Ютмана. Есть и «Sexy Sadie», и «Sitting on the Dock of the Bay». Вряд ли ее скэт понравится битломанам и поклонникам Отиса Реддинга, но в балладе «You and the Night and the Music» Артура Шуортса довольно скорый темп и оживленный скэт вполне на месте.

Masada Book 2

«Book of Angels»

Volume 8

Erik Friedlander

Tzadik

Только в прошлом году Джон Зорн выпустил «крутой» альбом «Шесть литаний Гелиогобалу» и кое-кто сразу же начал обвинять его в пропаганде культа темных сил и т.п., как нью-йоркский идеолог авангарда издал серией Masada Book, где дает высказаться всем, кто когда-либо принимал участие в проекте Masada. Для Masada Book Зорн сочинил не больше не меньше около 300 номеров. Дошла очередь (это уже «Том 8») и до виолончелиста Эрика Фридландера. Его сольный проект называется, напротив, «Книга ангелов». В отличие от другого знаменитого джазового виолончелиста, который тоже много играет соло, известного у нас голландца Эрнста Райсигера, Фридландер ни в коем случае не превращает и без того уютно чувствующую себя перед новоджазовой аудиторией виолончель в контрабас или даже в гитару. Выступление Фридландера 11 октября 2007 года — еще одно доказательство, что между новым джазом и академической новой музыкой непроходимой границы нет.

Royal Crown (Revue)

«El Toro»

Kufala Records

В 90-е годы прошлого века развеселый оркестр Royal Crown Revue неплохо слушался в разных подборках танцевальной ретро-музыки, которую тогда выдавали за неосвинг — чуть ли не возрождение классического свинга. Да и их собственные альбомы начала того десятилетия были довольно лихими. В этом году септет, в котором осталось трое отцов-основателей, в том числе певец Эдди Николз, трубач Скотт Стивен и саксофонист Мэндо Дорейм, окончательно перешли на более или менее стильное испол.

Перед турне прошлого года группа даже отбросила попсовое слово «ревю», и осталась только «Королевская корона».

Все у них вроде бы на месте — трубач Стивен лихо солирует в «It’s a Good Day», «Rockville» напоминает о временах настоящего ритм-энд-блюза (благодаря новым членам ансамбля гитаристу Маку Уэлли и баритон-саксофонисту Джиму Джеделкину). Заунывный как бы блюз «Solitary Man» мог бы быть написан и исполнен членами когда-то любимой группы русского народа «Урия Гип». А мелодия с названием «Brazil» не только не имеет никакого отношения к знаменитой песне Барросу, но и ничем не напоминает о ритмах латино. Жаль только, голос певца Эдди Николза стал со временем... как бы это поточнее выразиться... жидковат, что ли.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"