#1/2008 • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Алексей ЕГОРОВ

БЛЕСТЯЩИЙ ТРАНСФОРМЕР

DVD-ВИДЕОКАМЕРА Samsung VP-DX10

Видеокамеры прогрессируют настолько быстро, что сегодня операторов не изумляет даже картинка, снятая Full HD-аппаратами — качество, совершенно непредставимое еще лет пять назад, уже воспринимается как должное. А уж удивить кого-то свежими техническими решениями в мире стандартного разрешения, кажется, и вовсе невозможно. Однако сегодня мы познакомимся с DVD-камом, которому это удалось. По крайней мере, ничего похожего к нам в редакцию еще не попадало...

Когда находишь то, что искал, объект поиска необратимо меняется.

Принцип Чандлера

Ни для кого не секрет, что основная проблема камкордеров, пишущих видео на DVD-носитель, это совсем небольшое время непрерывной записи. Однослойная

8-сантиметровая болванка обладает объемом 1,4 Гб — этого хватает примерно на 20 минут записи в максимально возможном качестве. Можно, конечно, переключиться из режима XP в SP, это продлит съемочный процесс примерно минут на десять, но усилит компрессию в полтора раза. Поступать таким образом имеет смысл только тогда, когда оператор готов купить это мизерное время ценой заметного снижения качества картинки. Учитывая, что средний размер экранов продаваемых телевизоров растет сейчас как на дрожжах, надеяться на маскировку артефактов MPEG-2-кодирования не приходится — даже на не слишком большой по теперешним временам 32-дюймовой панели дефекты компрессии и «мыло» будут видны как на ладони.

Несколько улучшило ситуацию появление двухслойных болванок DVD-R DL и DVD+R DL, но они заметно дороже обычных DVD-R/+R и, разумеется, могут быть записаны только один раз и навсегда — RW-диски в двухслойном исполнении пока недоступны. Одним словом, припасайте побольше болванок и будьте готовы к минутному провалу в съемке при их смене.

С другой стороны, отказываться от преимуществ прямой записи на диск тоже не хочется — это на самом деле удобно, экономит кучу времени и позволяет снимать фильмы «под ключ» даже операторам, не имеющим желания вникать в технические тонкости видеопроизводства, а уж тем более связываться с компьютерным монтажом.

Разработчики Samsung решили облегчить жизнь любителям «моментальной съемки» и создали камеру VP-DX10, в которой простота и удобство DVD-кама сочетается с большой вместительностью и прочим преимуществами аппаратов, оснащенных флэш-накопителями. Стоимость хранения информации на твердотельной памяти каждый год понижается на десятки процентов, поэтому идея вмонтировать в камеру флэшку на 4 гигабайта сегодня вряд ли кого-то сильно шокирует, а ведь еще лет пять назад подобная начинка сделала бы VP-DX10 совершенно недоступной для 99% операторской братии. Но интегрированная память — это еще не все. Наш сегодняшний герой умеет записывать видео и на сменные карточки формата SDHC, объем которых уже достиг планки 32 Гб, так что при желании суммарную ёмкость его носителей можно довести практически до «винчестерных» объемов.

Однако богатые возможности хранения отснятых роликов — это важная, но далеко не единственная оригинальная черта нового аппарата. Его дизайн и система управления заслуживают подробного рассказа ничуть не меньше. Итак, обо всем по порядку.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Последние пару лет камкордеры Samsung особой оригинальностью дизайна похвастать не могли. Выглядели эти аппаратики всегда вполне презентабельно, но основное внимание разработчики все-таки уделяли практичности и эргономике, до изысков во внешнем оформлении дело как-то не доходило. При взгляде на стильную отделку новых моделей телевизоров или мобильных телефонов становилось даже немного обидно — компания явно располагает мощным дизайнерским потенциалом, но использовать его на полную катушку в производстве видеокамер почему-то не торопится. Но теперь можно смело сказать, что с появлением VP-DX10 ситуация изменилась самым кардинальным образом.

Впервые взяв эту камеру, оператор вряд ли сразу начнет снимать — сначала «десятку» хочется просто покрутить в руках и как следует рассмотреть. Скругленные боковые панели отделаны черным полированным пластиком, очень напоминающим модный сейчас у производителей акустики «рояльный лак». На фоне черного глянца весьма гармонично смотрятся хромированные вставки, особенно полированный до зеркального блеска тубус объектива. Оптика тут, кстати, установлена от весьма солидной немецкой фирмы Schneider-Kreuznach, продукцией которой обычно комплектуются крупноформатные студийные фотокамеры. Передняя линза прикрыта миниатюрной блендой с «широкоэкранным» вырезом и оснащена встроенной защитной шторкой с ручным приводом. Некоторые операторы предпочитают заслонку с автоматическим управлением, но мне кажется, что в примененной здесь «чистой механике» больше преимуществ, чем недостатков. Судите сами: электропривод потребляет энергию аккумулятора, что не может не отразиться на времени автономной работы, тем более что автоматика щелкает шторкой при каждом переключении между режимами съемки и просмотра.

МОТОР!

Стоит только приступить к съемке, как тут же понимаешь, что оригинальный гламурный дизайн — далеко не самое удивительное в этом аппарате. Конструкторы умудрились коренным образом изменить не только систему управления, но и сам принцип удержания камеры в руке — собственно то, за что хэндикамы и получили свое название. Фиксирующийся на «липучке» ремешок, в который оператор продевает ладонь правой руки, здесь закреплен на пластиковом основании, способном поворачиваться на 75 градусов. В результате такой трансформации пальцы оказываются лежащими на фронтальной поверхности под объективом, где находится еще одна кнопка включения/выключения записи и дублирующий рычажок зумирования. Такой способ удержания удобен в случае, когда рука оператора опущена и съемка ведется в нижнем ракурсе. Возможность снимать «от бедра» окажется очень кстати, если оператор не намерен привлекать к себе лишнее внимание или хочет разбавить поднадоевшую стандартную картинку несколькими необычными планами.

Еще одна новая, по крайней мере для Samsung, функция — это сенсорный ЖК-экран, посредством которого и осуществляется настройка всех съемочных параметров. До настоящего момента подобную систему управления можно было найти только у Sony, которая использует ее в хэндикамах уже не первый год. Что ж, теперь в лице Samsung у нее появился достойный соперник — система экранных меню у VP-DX10 тщательно продумана и по удобству работы ничуть не уступает конкуренту, а наличие «железной» кнопки Q.Menu, с помощью которой вызываются пиктограммы наиболее ходовых функций, позволяет реагировать на изменение съемочных условий с максимальной оперативностью.

СНЯТО!

После обсуждения элегантного экстерьера «десятки» и удивительной системы ее управления самое время перейти к изучению качества изображения. В отличие от двух предыдущих тем особых сюрпризов и неожиданностей тестовая съемка не преподнесла. Врожденные ограничения кодирования MPEG-2 при скорости цифрового потока 9 Мбит/с всем хорошо известны, но мы уже не раз убеждались, что они не являются непреодолимым препятствием для построения приличной картинки. Залог успеха здесь — корректная работа съемочной автоматики, поскольку подавляющее большинство владельцев DVD-камов предпочитают не экспериментировать с пользовательскими настройками и снимают на «полном автомате». С экспонометрией у VP-DX10 полный порядок — камера реагирует на изменение освещенности быстро, при этом картинка получается в меру контрастная — даже при ярком солнечном освещении тени не проваливаются в абсолютный мрак. Балансировка белого особых проблем тоже не вызывает, на нее вполне можно положиться, хотя если в кадре присутствует свет от нескольких источников с разной цветовой температурой, лучше провести калибровку по листу белой бумаги. А вот автофокус порадовал меньше — для его настройки может потребоваться несколько секунд, особенно если зум выставлен на максимальное приближение, а снимаемые объекты не обладают контрастностью шахматной доски. Цифровой стабилизатор справляется со своей работой неплохо, но использовать его постоянно не советую — движение объектов в кадре становится более плавным и сглаженным, что в большинстве случаев смотрится вполне естественно, но иногда, к примеру, при съемке играющих детей, выглядит немного странно.

ТИТРЫ

Итак, похоже, Samsung решил всерьез взяться за рестайлинг своих видеокамер, причем речь идет не только об их внешнем виде, но и о внутреннем содержании. VP-DX10 — это не просто очередная новинка в линейке DVD-камов, это, как сейчас модно говорить, знаковое событие. Что же у нас в активе? Встроенная память, которой при максимальном качестве хватит примерно на 65 минут съемки, поддержка карточек SDHC, с помощью которых этот показатель можно увеличить еще как минимум вдвое, плюс DVD-привод для оперативной записи готового фильма на диск. Причем все это упаковано в стильный компактный корпус, снабжено оригинальной, но практичной системой управления и предлагается к продаже за вполне разумные деньги.

Понятно, что аппарат, снимающий на небольшую 1/5’’ CCD-матрицу и пишущий видео в стандартном разрешении, трудно рекомендовать владельцам плазменных и жидкокристаллических Full HD-панелей, но процент таких телевизоров в общем парке ТВ-техники пока еще драматически мал, так что проблем с поиском своего покупателя у VP-DX10 не предвидится.

Кстати, для желающих пополнить семейный видеоархив роликами в высоком разрешении Samsung предлагает новую флэш-камеру VP-HMX10, которая может похвастать увеличенным в два раза объемом внутренней памяти и кодеком H.264. Подробный рассказ об этой новинке мы планируем опубликовать в одном из ближайших номеров журнала. l

СОФТ В КОМПЛЕКТЕ

CyberLink PowerDirector v.6 — редактирование видеороликов, создание слайд-шоу.

Сухие цифры

Основные параметры

Формат видеозаписи PAL, 720 x 576i

Форматы кадра 4:3, 16:9

Формат звука AC3 Dolby Digital

Носитель записи DVD-R/DVD+R DL/DVD-RW/DWD+RW

Матрица 1/5” 1 мегапикс. CCD

Минимальная освещенность, люкс 4

Макс. разрешение в режиме фото 1152 х 864

Карта памяти SDHC/SD/MMCplus

ЖК-монитор 2,7’’ LCD, 112 тыс. пикс.

Видоискатель 0,16’’ LCD, 113 тыс. пикс.

Скорость затвора, с 1/50 — 1/10000 (видео)

Объектив

Фокусное расстояние, мм 2,5 — 65,0

Cветосила F1.6 — 3.4

Кратность 26х

Цифровой Zoom 1200х

Крепление насадок, резьба, мм 30

Стабилизатор изображения да (электронный)

Коммутация

HDMI-вход/выход нет/нет

DV (IEEE 1394) вход/выход нет/нет

AV/S-Video-вход/выход да/да*

USB да, 2.0

Передача потокового видео по USB нет

Гнезда для наушников/микрофона нет/нет

Общие характеристики

Встр. микрофон стерео

Пульт ДУ в комплекте да

Встроенный видеоосветитель/вспышка да (светодиод)/нет

Напряжение питания, В 7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)

Потребляемая мощность, Вт ~ 5,1

Габариты (Ш х В х Г), мм 54 х 89 х 121

Вес без аккумулятора, г 417

Цена, руб. 15990

* Соединение по S-Video недоступно.

МОНТАЖ БЕЗ КОМПЬЮТЕРА

Операторы, только начинающие работать с DVD-камами, часто считают, что раз запись болванки ведется непосредственно в момент съемки, то внести какие-либо изменения в содержимое диска впоследствии уже не получится. Для «одноразовых» форматов DVD-R и DVD+R это и в самом деле так, а вот если воспользоваться перезаписываемыми носителями, то возможностей для организации снятого материала появляется значительно больше. Самый простой способ смонтировать отснятые фрагменты в нужной последовательности — это отформатировать болванку DVD-RW в режиме VR, после чего оператор может удалять непонравившиеся фрагменты и создавать списки воспроизведения — то есть фактически монтировать фильм исключительно силами самой видеокамеры, не прибегая к помощи ПК. Одна беда — полученный таким образом оригинал можно будет «прокрутить» только на самом камкордере, поскольку бытовые DVD-плееры формат VR не понимают.

Однако с появлением в камерах встроенной памяти эту проблему можно считать решенной. Материал гораздо удобнее сначала записывать не на болванку, а на флэш-накопитель, где с ним можно проделывать несложные монтажные операции: например, отрезать от снятого фрагмента ненужный «хвост» или объединить два ролика, снятых в разное время. А уже после этих процедур сюжеты переносятся на DVD-носитель, и в результате мы получаем диск с логично построенным фильмом, смотреть который значительно приятнее, чем изначально отснятый сырой материал.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Видеоролики и фотографии можно скопировать из внутренней памяти камеры на флэш-карту или DVD-болванку, причем как все сразу, так и выборочно. Однако помните, что данная операция возможна только в режиме просмотра.

Полный видеокадр формата 16:9, снятый вертикально. Цветопередача правильная, съемка проходила на закате, поэтому на светлых участках кадра заметен теплый оттенок. На ветках деревьев в нижней части изображения имеется легкий цветной муар

Испытательная таблица EIA. Геометрических искажений не наблюдается, разрешающая способность порядка 340 твл в центре и 300 твл в углах кадра. Ярко выраженных артефактов компрессии и цветовых аномалий не заметно

ПРИЯТНО УДИВИЛО

Оригинальный дизайн, два варианта удержания камеры при съемке, тач-скрин с удобной организацией меню, изрядный объем встроенной флэш-памяти.

НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО

Неуверенная работа автофокуса на большом оптическом приближении, невозможность коммутации по S-Video.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"