ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА ДАВНО УЖЕ ВОШЛА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭРУ: БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИКИ ЗАНЯТА «ЧИСТОЙ РАБОТОЙ», А «ГРЯЗНЫЕ» В ПРЯМОМ И ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЕНЕСЕНЫ В АЗИЮ. НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ЕВРОПЕЙЦЕВ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЮТ ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА, ДИЗАЙН, ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, А ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОСОБЕННО ТЯЖЕЛАЯ (А ПОТОМУ ВРЕДНАЯ ДЛЯ ЭКОЛОГИИ), ПОСТЕПЕННО УХОДИТ В ИСТОРИЮ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СТАЛО МОДНЫМ ДЕЛАТЬ ИЗ СТАРЫХ ЗАВОДОВ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ, МУЗЕИ И ПРОЧИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. НА ОДНОМ ИЗ НИХ КОМПАНИЯ BENQ ПРЕДСТАВИЛА ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРЕССЕ НОВУЮ ЛИНЕЙКУ СВОИХ ВИДЕОПРОЕКТОРОВ.
Если уж быть предельно точным, то это была не презентация, а так называемое «событие для прессы» (press event), продолжавшееся два дня. Для его проведения выбрали весьма интересное место, расположенное в германском городе Эссен. Это огромный культурный центр, созданный в стенах бывшего коксового завода Zollverein, остановленного еще в 1993 году. Именно здесь находится музей знаменитой дизайнерской премии Red Dot Award, кстати, не единственный в этом центре. Несмотря на свое индустриальное прошлое, Zollverein является всемирно значимым памятником архитектуры и внесен ЮНЕСКО в перечень объектов мирового культурного наследия. Что, в общем-то, не удивительно, поскольку и коксовый завод, и расположенный неподалеку угледобывающий комплекс Shaft XII были спроектированы при непосредственном участии знаменитого германского архитектора Фрица Шуппа (Fritz Schupp). Они стали шедевром зодчества, будучи при этом мощными индустриальными объектами и технологическими вершинами своего времени. Так что, как мне кажется, выбор этого места не был случайным.
Чтобы оживить презентацию, в качестве ведущего пригласили остроумного германского конферансье
Другое дело, что подобные мероприятия BenQ проводит не часто. До самого недавнего времени компания, похоже, не рассматривала проекторы как основное направление в своей деятельности — приоритетными были компьютерные мониторы и ноутбуки. Тем не менее она уже несколько лет занимает первое место на российском рынке проекционной техники с общей долей 17% в натуральном выражении, правда лидерство обеспечивается главным образом за счет офисных и презентационных аппаратов, и особенно микропортативных (массой до 2,25 кг) и ультрапортативных (от 2,25 до 4,5 кг). По данным исследовательских организаций, эти сегменты составляют в сумме около 90% отечественного рынка проекторов. Естественно, при таких объемах продаж можно особенно не тратиться на мероприятия для прессы — проекторы продают себя сами в силу неотразимого сочетания компактности, малого веса, высокого светового потока (что для презентационной техники очень важно) и соблазнительной цены. Но мы знаем при этом, что кинотеатральные модели выбирают по другим критериям. Наибольший интерес публики вызывают крупные, тяжелые, не обладающие высокой яркостью и при этом очень дорогие аппараты, поскольку именно они способны обеспечить наиболее выразительную и кинематографичную картинку — вроде той, что мы видим в лучших настоящих кинотеатрах. И хотя наибольшие объемы продаж и в этой сфере имеют все-таки более-менее недорогие проекторы, наличие в модельном ряду техники престижной, совершенной и не слишком доступной по цене — важное условие достижения высоких продаж в целом. Потому что они создают и поддерживают высокую репутацию марки. И такую модель нам показали.
Модель BenQ MP723
КРАСОТА ИНСТРУМЕНТА
В отличие от телевизора, который постоянно находится у нас перед глазами, кинотеатральный проектор большую часть времени проводит вне поля зрения и в полной темноте, а потому его внешний облик имеет принципиальное значение лишь в момент приобретения. Это инструмент, и для него важнее всего способность выполнять работу. Хотя и о качестве профессионального инструмента мы нередко судим по его виду — солиден ли он, создает ли ощущение прочности, надежности, точности и т.д. Да, некоторые фирмы разрабатывают проекторы в расчете на то, что они должны стать элементом современного и стильного интерьера. И как это ни парадоксально, но стоят такие «дизайнерские» модели отнюдь не дешево (при достаточно скромных технических характеристиках и качестве работы), хотя по сути своей они рассчитаны на не самых богатых людей — у которых нет отдельного помещения для оборудования кинозала и которые ставят проектор в жилой комнате.
Легкий и компактный проектор BenQ SP820
Внешность новых кинотеатральных проекторов BenQ — это W5000 и W20000 — практически полностью повторяет облик моделей предыдущего поколения. Нашим постоянным читателям она, конечно же, знакома: точно в таком же оформлении выполнены BenQ PE8720 (см. «Салон AV» №8/2006) и W10000 (№12/2007). На мой взгляд, дизайнеры в свое время хорошо потрудились — аппараты вызывают совершенно правильные ассоциации, те самые, о которых я писал выше, поэтому менять фирменный облик кинотеатральной линейки едва ли есть смысл. Тем более что технические характеристики, «начинка» аппаратов и реализованные в них технологии имеют несравненно большее значение.
Аппарат со сверхширокоугольной оптикой MP771
По «технологическому наполнению» две новые модели практически совпадают: обе оснащены процессором обработки HQVTM (Hollywood Quality Video), фирменными функциями BrilliantColor и DynamicBlack, у обеих оптика полностью моторизована и есть также управляемая мотором ирисовая диафрагма. Добавлю к этому отнюдь не полному списку поддержку оптики Panamorph (она позволяет полностью задействовать всю площадь матрицы при демонстрации фильмов с соотношением сторон 2,35:1), а также попиксельную обработку изображений в реальном времени, что улучшает качество масштабирования и преобразования разверток — в отличие от других систем, где работа идет на уровне целого кадра, а не составляющих его пикселей. Полностью сходны модели и по коммутационным возможностям, в частности, обе имеют по два интерфейса HDMI. Наконец, одинаково высока у обеих яркость — 1200 ANSI лм. Единственное существенное отличие, которое можно установить, изучая технические характеристики, является одновременно и наиболее важным — контрастность: у W5000 это 10000:1 (кстати, как у аппарата прежнего поколения W10000), а у W20000 — 20000:1. За счет чего у старшей модели получено такое соотношение, нам не объяснили. О типах используемых матриц в документации ничего не сообщается, известно лишь, что это DLP с физическим разрешением 1920 х 1080, то есть оба проектора соответствуют требованиям Full HD. Само собой, различается у них не только контрастность, но и цена. Российский ритейл пока не известен, однако у меня есть основания предположить, что модель W5000 будет продаваться у нас существенно дешевле, чем обладающая схожими параметрами W10000.
Журналистам не только рассказали о новых моделях, но и дали их «покрутить»
РАВНЕНИЕ НА ТЕХАС
Должен заметить, что все представленные в Эссене новые модели, включая офисные, построены на DLP-матрицах от Texas Instruments. Отчасти поэтому презентация в сумрачных помещениях завода Zollverein происходила в «радужных» тонах — известный эффект одночиповых DLP-проекторов причудливо проявлялся на контурах чугунных труб и прочего коксохимического оборудования. Впрочем, на многочисленных экранах «радуга» была практически незаметна, при этом DMD-технология обладает рядом неоспоримых преимуществ — о них собравшимся рассказали на техническом семинаре. В качестве «учебного материала» использовался проектор в полуразобранном состоянии и его наиболее важные детали. Так вот, одно из важнейших преимуществ DLP-матриц — это возможность создания абсолютно герметичной (sealed) оптической системы, полностью защищенной от пыли, мельчайшие частички которой оседают на стеклах объектива, на матрице, других деталях и со временем приводят к необратимому ухудшению качества картинки — она теряет насыщенность, четкость, становится блеклой и невыразительной...
DLP-проектор в разобранном виде
Однако те производители, что предпочитают технологии 3LCD или LCoS, приводят в их защиту свои аргументы. Почему именно DLP? Этот вопрос я задал в приватной беседе за бокалом пива одному из руководителей компании. Ответ был неожиданным. Оказывается, большинство фирм — приверженцев 3LCD или LCoS расположены в Японии — там же, где делаются и эти матрицы. Их рынок практически изолирован, и доступ к нему для неяпонских компаний отнюдь не прост. А компания Texas Instruments, выпускающая DMD-чипы, охотно идет на сотрудничество со всеми производителями проекторов вне зависимости от того, где они базируются.
Технический семинар был самой увлекательной частью мероприятия
ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ
Значительная часть технического семинара была посвящена лампам — их конструкции, дефектам, изменению характеристик в ходе эксплуатации. Оказывается, разброс параметров между разными лампами даже в пределах одной партии может быть очень велик — скажем, через 1200 часов работы у одних яркость может составлять 90% от номинала, а у других — всего 50%. Сам не раз с этим сталкивался в ходе тестов — если к нам в редакцию привозят экземпляр, уже успевший поработать на разных презентациях и выставках, его шансы на победу минимальны — из-за сниженной яркости лампы картинка кажется безжизненной. Само собой, долговечность источников света и динамика его «угасания» особенно важны для офисных аппаратов, обладающих высоким световым потоком и работающих чаще всего в неполностью затемненных помещениях. А таких моделей на презентации было большинство — все-таки сфера презентационных проекторов остается для BenQ по-прежнему очень важной.
На самом деле они представляют определенный интерес и для домашнего кино, особенно для нестандартных инсталляций. Например, MP771 комплектуется сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 7,5 мм — изображение с диагональю 73” (1,88 м) у него получается с дистанции всего в 1 м. В сочетании с высоким световым потоком (3300 ANSI лм) это делает его подходящим для создания систем обратной проекции с просветным экраном.
Думаю, не случайно компания уделяет особое внимание дизайну офисных моделей — чтобы возникало желание прихватить проектор после презентации на вечерок домой — кино посмотреть.
Довольно интересной мне показалась с этой точки зрения и модель MP622 — мало того, что выглядит этот проектор весьма привлекательно, он к тому же обладает рядом достоинств, а именно — есть возможность проекции на цветную стену (с цветовой коррекцией), реализована функция быстрого выключения (кстати, она имеется и во многих других моделях BenQ), ресурс лампы в экономичном режиме продлен до 4000 часов, а уровень шума системы охлаждения составляет в том же режиме всего 26 дБ, что очень прилично для столь компактного и яркого аппарата (световой поток — 2700 ANSI лм, правда в стандартном режиме). При этом вес проектора — 2,5 кг — идеален для мобильной работы.
Мультимедийный проектор MP612
Естественно, офисные модели не могут похвастать рекордными соотношениями контрастности — обычно это 2000:1, как у тех, о которых я рассказывал выше. Конечно, им очень далеко до топового «кинотеатрала» W20000 с его 20000:1, но ведь всего несколько лет назад и на порядок меньшая контрастность считалась очень хорошей. Пожалуй, ни в одной другой сфере AV-аппаратуры технический прогресс не дает столь стремительных положительных результатов, как в области дисплеев в целом и проекторов в частности.
Впрочем, формальные характеристики имеют мало общего с субъективно воспринимаемым качеством изображения — в этом не раз убеждался, когда тестировал технику. Будем надеяться, что в обозримом будущем мы сможем поближе познакомиться с новинками BenQ. Все-таки лучше один раз протестировать, чем сто раз увидеть на презентации. l