#12/2007 • КРУПНЫЙ ПЛАН
Антон КОЛОМИЙЦЕВ
комплект акустики
Hyundai H-HAS8004
Корейская компания Hyundai Electronics известна в России прежде всего ЖК и плазменными телевизорами, DVD-проигрывателями, рекордерами, домашними кинотеатрами и музыкальными центрами. Акустика, тем более пассивная, для этого производителя дело относительно новое, и неудивительно, что отнеслись к ее проектированию со всей серьезностью. Но тут же оговорюсь: в рамках очень ограниченного бюджета. Дело в том, что рекомендованная цена комплекта из пяти колонок около 300 долларов. В нее входит рентабельность, упаковка, доставка, таможенная пошлина и торговая наценка, так что можете представить себе, какова себестоимость этой акустики.
Я считаю, что корейские специалисты сделали невозможное: комплект абсолютно не производит впечатления малобюджетного. Отделка корпусов — черное дерево, то, что принято называть Black Oak. На передних панелях сделаны декоративные накладки из черного полированного пластика, в которые утоплены фланцы излучателей. Акустически прозрачные грили съемные, они крепятся на никелированных штифтах.
Фронтальные колонки представляют собой высокие, более метра, трехполосные системы с тремя (!) НЧ-драйверами. У них полимерные диффузоры диаметром 150 мм и мягкие подвесы из бутиловой резины. Если присмотреться к фото, можно заметить довольно глубокие насечки на подвесах СЧ и НЧ-головок. Они сделаны для повышения линейности подвижной системы при больших смещениях диффузора. Есть и еще одно интересное решение, позаимствованное у дорогой хай-файной акустики — неглубокие лунки, нанесенные на поверхность раструба фазоинвертора. При движении воздуха в них образуются микроскопические завихрения, снижающие скорость общего потока. Этот эффективный способ борьбы с турбулентностью применяется и при изготовлении мячей для гольфа — на них тоже есть такие лунки. В акустике турбулентность вредна тем, что дает заметные на слух фазоинверторные призвуки. Среднечастотник тоже 6-дюймовый, но его диффузор изготовлен из желтого стеклопластика, который издалека можно принять за кевлар. В центре установлена металлизированная «пуля», выравнивающая фазовую характеристику. Дюймовый твитер с полимерным куполом защищен плоской перемычкой, которая также служит рассеивателем в вертикальной плоскости. Две пары клемм со съемными перемычками предусматривают подключение по схемам bi-wiring и bi-amping.
Двухполосный громкоговоритель центрального канала имеет акустическое оформление «закрытый ящик». Оно хотя и поднимает нижнюю границу рабочего диапазона, но значительно улучшает импульсные характеристики. А для передачи диалогов разборчивость намного важнее, чем способность воспроизводить бас. Три излучателя — два 4-дюймовых среднечастотника и твитер — расположены по принципу д’Аполлито. При этом удается достичь максимально широкой диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. А ведь очень важно, чтобы все зрители домашнего кинотеатра, независимо от того, где они сидят, находились в равных условиях.
Тыловые колонки тоже двухполосные, но в них по два излучателя, точно таких же, как в центральном канале. Одинаковые характеристики позволяют получить более однородное поле и упрощают настройку системы.
Я воспользовался автокалибровкой, заложенной в ресивер Sony STR-DA3300ES. Аппарат быстро справился с задачей, но судя по результатам, эквалайзеру пришлось заметно поднять усиление на верхней середине и в ВЧ-диапазоне. После настройки провалов в звуковой картине не обнаружилось, что говорит о правильной фазировке динамиков. Звучание всего комплекта слитное, динамичное, без заметной компрессии на высоких уровнях. Трехмерная картина имеет широкий передний план и замыкается за спиной — это значит, что мощность тыловых АС достаточна для довольно больших помещений. Диалоги четкие, правильно передаются тембральные оттенки речи героев. Сабвуфер лучше стыковать герцах на восьмидесяти, тогда заметно разгружаются низкочастотные драйверы фронтальных каналов, что благоприятно сказывается на чистоте звучания.
На музыке заметно акцентируются средние частоты, возникает ощущение, что верхний драйвер словно отрывается от остальных. Частично этот эффект удается нивелировать при ручной настройке эквалайзера. В стереорежиме звуковая сцена имеет правильный масштаб, чувствуется широкая дисперсия твитеров. Но все же использовать
H-HAS8004 лучше в полном комплекте и по прямому назначению — в составе системы домашнего кинотеатра. Для низкочастотной поддержки я бы посоветовал недорогой активный сабвуфер с головкой от 8 дюймов. l
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты фронтальных АС
Во всем рабочем диапазоне сопротивление системы не опускается ниже номинального значения 6 Ом (160 Гц), а на высоких частотах растет, достигая на 20 кГц отметки 9,5 Ом. Это сравнительно легкая нагрузка для усилителя, поэтому никаких существенных технических ограничений при его выборе нет. Небольшая реактивная составляющая нагрузки очень невелика, о чем свидетельствует ровная фазовая характеристика (верхняя кривая).
Фазоинвертор настроен на 35 Гц, так что заявленная нижняя граница воспроизведения вполне реальна. Частота разделения между СЧ и ВЧ-секциями очень высокая — около 6 кГц. Обычно это делается, чтобы уложить самый ответственный, средний диапазон в одну полосу.
Амплитудно-частотная характеристика фронтальных АС
Кривая имеет явный наклон вправо, что говорит о смещении тонального баланса в НЧ-область. Присутствует и высокий (5 дБ) горб с центральной частотой 700 Гц, который будет заметен на слух. Компенсировать упомянутые артефакты можно соответствующей коррекцией в AV-ресивере, а вот при совместной работе с обычным усилителем могут возникнуть проблемы.
Дисперсия у напольных АС очень широкая — кривые, снятые при отклонениях от оси на 30 (зеленая) и 50 (красная) град., практически ложатся друг на друга. Это обещает правильную пространственную картину в большом помещении.
Обратите внимание, как низко работает фазоинвертор (черная кривая слева) — он уверенно перекрывает полосу от 20 до 50 Гц. Правда, порт имеет серию органных резонансов, у одного из которых, приходящегося на 1200 Гц, значительная амплитуда. При совместной работе с сабвуфером есть смысл воспользоваться поролоновыми заглушками. В этом случае диапазон фронтальных АС лучше ограничить 60 — 80 герцами.
Объективные данные |
Модель |
фронт |
центр |
тыл |
Количество полос/излучателей |
3/5 |
2/3 |
2/2 |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц |
30 — 20000 |
100 — 20000 |
120 — 20000 |
Чувствительность, дБ |
88 |
86 |
86 |
Номинальное сопротивление, Ом |
8 |
8 |
8 |
Максимальная подводимая мощность |
150 |
80 |
50 |
Размеры (Ш х В х Г), мм |
228 х 1050 х 345 |
465 x 175 x 170 |
175 x 280 x 175 |
Hyundai H-HAS8004 $300
Нереальная для такой цены отделка. Разборчивые диалоги, слитная звуковая картина, широкая зона стерео или 3D-эффекта.
Явный акцент на средних частотах, ограниченные музыкальные способности.
Вполне подходящий комплект для начинающего кинолюба. При небольших расходах на сабвуфер удастся создать недорогую систему для комнаты средних размеров.
|