#11/2007 • КРУПНЫЙ ПЛАН
Антон КОЛОМИЙЦЕВ
комплект акустики
Bolzano Villetri Bellagio
Вряд ли найдется издание, которое бы не уделило внимания колонкам этой фирмы, и наш журнал не исключение (см. июльский номер за прошлый год). Изделия итальянских мастеров не только привлекательны внешне, но и работают по оригинальному, контрапертурному принципу. Так что причудливая форма отнюдь не прихоть дизайнеров, а обоснованная с научной точки зрения конструкция, защищенная патентом. И что особенно приятно, патент этот выдан российским разработчикам, а итальянцы отвечают за практическую реализацию проекта и маркетинг.
Главная идея в том, что два среднечастотных громкоговорителя устанавливаются соосно «лицом» друг к другу и их диффузоры располагаются в горизонтальной плоскости. При этом воздух не двигается, а деформируется, чем достигается высокая когерентность излучения (т.е. разность фаз между сигналами разной частоты постоянна) и круговая диаграмма направленности. Благодаря этому Bolzano Villetri обладают совершенно иными свойствами, нежели акустика традиционного типа.
Прежде всего, это однородность звукового поля при удалении от источника звука. Для театральных систем это особенно актуально, поскольку отпадает необходимость в поиске оптимальной точки прослушивания. В любом месте комнаты тембральные и пространственные характеристики абсолютно идентичны. Измерения показывают также широкую вертикальную диаграмму, поэтому комфортность восприятия не зависит от того, слушаем ли мы стоя, сидя или лежа.
Но у любой монеты, как известно, две стороны. Мы уже не раз отмечали «побочный эффект» круговой диаграммы направленности — из-за многочисленных отражений от пола, стен и потолка такая акустика дает совсем не ту пространственную картину, что задумывалась звукорежиссером в студии. Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать об акустике Bolzano Villetri, не углубляясь в сугубо технические дебри. Добавлю только, что в ее основе лежит разработка отечественных инженеров, корпуса отделываются натуральным шпоном ценных пород, а тщательностью изготовления и изяществом форм могут поспорить с мебелью Borzalino. Но ручная работа и стоит соответственно...
Впрочем, поводом же для нынешней публикации как раз и стало появление бюджетной серии Bellagio, в которой сейчас пять моделей и сабвуфер. Мы выбрали те, из которых получится система 5.1, оптимальная для комнаты средних размеров.
Фронтальные BG780 — полноценные «песочные часы». Два раздельных корпуса жестко связаны вертикальными стойками, и в каждом из них установлен пятидюймовый мидбас в фазоинверторном оформлении. Производитель сообщает, что это суперлинейные драйверы с полипропиленовыми диффузорами. Соосно мидбасам в обтекаемой капсуле работают две пищалки с шелковым куполом, неодимовым магнитом и охлаждающей жидкостью. Проводка спрятана в кронштейнах и выведена на две клеммы сзади. Сделано все по-итальянски изящно, не придерешься.
В центральных (BG720) и тыловых (BG760) системах контрапертурный принцип воплощен лишь наполовину — у них одна пищалка и один мидбас. Но поскольку они установлены друг напротив друга и излучают горизонтально, целостность концепции не нарушена. Головки точно такие же, что и в старшей модели, и благодаря идентичности характеристик шансы получить однородное звуковое поле в комнате значительно повышаются.
В линейке Bellagio есть и сабвуфер. Это небольшой, но непомерно тяжелый (45 кг) агрегат с полипропиленовым драйвером калибра 10 дюймов и 300-ваттным усилителем. Заявленная нижняя граница — 26 Гц, что можно считать рекордом для такого объема. Предусмотрены высокоуровневые клеммы, регулировка частоты среза и автоматическое включение при наличии входного сигнала.
Сначала я слушал Bellagio в многоканальной системе с ресивером Sony STR-DA3300ES и DVD-проигрывателем Denon 2930. После тщательной настройки удалось добиться эффекта полной аннигиляции колонок — звук существовал как бы сам по себе, заполняя всю комнату. Перемещение мнимых источников по всей сцене отличалось плавностью, не было разрывов ни между флангами, ни между фронтом и тылом. При этом острой локализации не наблюдалось, и определить на слух, к примеру, куда упала гильза при выстреле, было невозможно. Зато сами выстрелы передаются очень натурально — резко, хлестко, с очень характерным эхом. Поле центрального канала заняло весь передний план, и мое перемещение по комнате совершенно не влияло на восприятие. Даже в очень сложных ситуациях, когда кругом все взрывается и рушится, акустика звучит согласованно, скрупулезно передавая все динамические нюансы. На музыкальных DVD иногда возникает ощущение нехватки верхних частот.
Интегрировать сабвуфер в систему можно и без настроек в ресивере — при установке частоты среза 80 Гц он прекрасно стыкуется с фронтальными АС. Бас внятный, быстрый, глубокий.
К звучанию музыки в стереорежиме нужно немного привыкнуть. С точки зрения тембральной точности и динамики все идеально, инструменты и вокал — как живые. А вот пространство передается чересчур масштабно: звуковые образы укрупнены, сцена широка и глубока, но в ней очень сложно выделить отдельные фрагменты. Был удивлен тем, что картина абсолютно не менялась при моем передвижении по комнате, зона оптимального прослушивания (т.н. саунд-спот) распространялась даже на дальние углы. Для полного раскрытия потенциала колонкам требуется много свободного пространства, их нельзя ставить близко к стенам. Так что Bolzano Villetri идеальны для озвучивания просторных залов и особенно дружеских вечеринок, где гости в процессе общения постоянно переходят с места на место. l
Объективные данные |
Модель |
BG780 |
BG760 |
BG720 |
Количество полос/излучателей |
2/4 |
2/2 |
2/2 |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц |
42 — 20000 |
42 — 20000 |
65 — 20000 |
Чувствительность, дБ/Вт/м |
90 |
87 |
87 |
Номинальное сопротивление, Ом |
4 |
8 |
8 |
Рекомендуемая мощность, усилителя, Вт |
50 — 150 |
50 — 150 |
20 — 100 |
Размеры (Ш х В х Г), мм |
255 х 1190 х 255 |
255 x 670 x 255 |
255 x 395 x 255 |
Масса, кг |
18 |
11 |
6,3 |
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Bolzano Villetri BG780
Несомненно, такой характеристики добивались специально — во всем рабочем диапазоне сопротивление системы почти не зависит от частоты и не опускается ниже номинального значения 3,5 Ом. Это хотя и низкоомная, но и не слишком сложная нагрузка для усилителя, поскольку реактивная составляющая очень невелика — об этом свидетельствует ровная фазовая характеристика (верхняя кривая).
Фазоинверторы настроены на 53 Гц, что оптимально для такого объема корпуса. Изломы фазовой кривой на 400 и 800 Гц свидетельствуют о незначительных корпусных резонансах.
Амплитудно-частотная характеристика Bolzano Villetri BG780
Действительно, диаграмма направленности АС очень широка. Мы сняли АЧХ при отклонениях от акустической оси на 50 и 90 град., при этом соответствующие кривые (красная и зеленая) имеют очень незначительное расхождение. Правда, из-за несимметричности конструкции колонка по-разному излучает под 90 град. влево и вправо (фиолетовая кривая). На оси виден заметный спад в области высоких частот и интерференционный провал на 950 Гц. Впрочем, он узкий и не очень глубокий, так что на слух вряд ли будет заметен.
Фазоинверторы (черная кривая) перекрывают полосу от 40 до 80 Гц, и порты имеют явный органный резонанс на 1200 Гц,. Поскольку они выведены вперед, посторонние призвуки могут быть слышны.
Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Bolzano Villetri BG
Красные кривые сняты в крайних положениях регулятора фильтров, а фиолетовая — при его отключении. Бас-машина с запасом перекрывает НЧ-диапазон фронтальных АС даже при установке минимальной частоты среза. Поэтому имеет смысл полосу воспроизведения мониторов ограничить в ресивере, тогда при ровной суммарной АЧХ снизятся интермодуляционные искажения и фазовое взаимодействие НЧ-составляющих.
Фазоинвертор настроен на 40 Гц.
Bolzano Villetri Bellagio 132100 руб.
Притягивающая взгляд форма, редкая по качеству отделка. Выдающиеся динамические характеристики, натуральная передача тембров. Пространственная картина не зависит от положения слушателя.
Условная сцена, укрупнение звуковых образов. Необходимость свободного пространства в комнате.
Прекрасный комплект для небольшого кинозала — все зрители окажутся в равных условиях. Если у вас часто собираются гости, лучшей акустики не найти и для музыки.
|