#11/2007 • СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Николай ЕФРЕМОВ
CD-проигрыватель Musical Fidelity A1008 CD. Интегральный усилитель Musical Fidelity A1008
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
УЖЕ ПОНЯТНО, ЧТО «ПРОДВИНУТЫЕ» АУДИОФОРМАТЫ НИКОГДА НЕ СТАНУТ МАССОВЫМИ. ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЖЕЛЕЗА ВСЕ РЕЖЕ ЗАМАХИВАЮТСЯ НА МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СУПЕРПРОИГРЫВАТЕЛИ И ПОТИХОНЬКУ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К СТАРОМУ ДОБРОМУ CD. ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА В СОЧЕТАНИИ С НАРАБОТАННЫМ ОПЫТОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ ПОЗВОЛЯТ СТАРОМУ НОСИТЕЛЮ СДЕЛАТЬ НОВЫЙ ВИТОК НА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ОРБИТЕ.
Такая мысль пришла мне в голову после знакомства с новым проигрывателем Musical Fidelity A1008 CD. При его проектировании были взяты лучшие наработки прошлого века и самые современные достижения в области цифрового аудио. Пожалуй, самый лучший транспорт Philips CD Pro (точнее, его современная реплика), ставившийся в первые CD-источники класса High End, сочетается в нем с суперсовременными микрочипами, а завершается тракт выходными каскадами на ламповых триодах.
Важность механики переоценить трудно — чем точнее считывание, тем меньше ошибок приходится исправлять. А любое исправление — это экстраполяция, т.е. подстановка неких промежуточных значений, не всегда соответствующих действительным. В результате искажается форма исходного сигнала, звучание теряет естественность. Кроме того, транспорт с верхней загрузкой легче защитить от вибраций, что тоже очень важно для звука. Чтобы установить диск, нужно вручную поднять довольно тугую «лапу» прижима, в этот момент узел подсвечивается синими светодиодами. После фиксации диска подсветка гаснет, и транспорт считывает служебную информацию, которая выводится сразу на два дисплея — фронтальный и точно такой же на верхней панели. Кнопки управления транспортом тоже продублированы. Это дает больше свободы при установке аппарата — его, например, можно врезать в стол, как это часто делается в профессиональных студиях. Единственное, чего, на мой взгляд, не предусмотрели конструкторы — какой-нибудь крышки или чехла для защиты механизма и особенно линзы лазерного пикапа от пыли. Так что оставляйте в проигрывателе на ночь какой-нибудь ненужный диск.
Тракт A1008 CD построен на сдвоенных 24-битных ЦАПах «дельта-сигма» в дифференциальном включении. Предусмотрена 8-кратная передискретизация сигнала, позволяющая увести помехи, возникающие при преобразовании, в СВЧ-область. При этом появляется возможность упростить аналоговый фильтр и тем самым уменьшить его вклад в звучание.
У проигрывателя два линейных буфера с раздельными выходами, один на операционных усилителях, а второй на двойных триодах 6922. Вообще говоря, в проигрывателях подобного класса принято устанавливать и балансные разъемы, но от них отказались, по-видимому, из-за сложности реализации при разветвленном выходе. Напомню, что у ламповых каскадов, как правило, шлейф гармоник короче, чем у транзисторных, что дает более прозрачный верх, но общий уровень искажений выше из-за отсутствия в каскаде обратной связи. В общем, каждый может подобрать звучание по вкусу. Для внешнего ЦАПа предусмотрены цифровые выходы — оптический и коаксиальный. Кроме того, имеется многопиновый разъем для подачи внешнего питания, но об этом чуть позже.
Дело в том, что для второго объекта нашего исследования, интегрального усилителя A1008, выносной источник не опция, а неотъемлемый атрибут. Такое решение обусловлено несколькими резонами. Во-первых, разработчик ничем не ограничен при выборе типоразмера трансформатора, он может быть сколь угодно большим. Второй плюс, естественно, в удалении источника мощных электромагнитных полей от чувствительных к наводкам схем. И третье — отсутствие вибраций, которые создает любой, даже самый качественный трансформатор. А начинка A1008 к ним особо чувствительна — для оптимального согласования с источником на входе у него те же 6922. Хорошая лампа, но, как и любая другая, не любит вибраций. Уверен, что их применение не дань моде, а оправданное с технической точки зрения решение — лампа, помимо всего прочего, способна работать с минимальными искажениями при больших амплитудах сигнала. Уместны и дроссели во вторичных цепях питания, это тоже распространенная в прошлом схемотехника.
Удачные наработки прежних лет и встроенный фонокорректор уживаются в усилителе с весьма продвинутым цифровым трактом. Судя по заявленным параметрам, он такой же, как и в описанном выше проигрывателе (те же ЦАПы с передискретизацией и т.д.). Разница лишь в наличии весьма актуального ныне USB-порта, позволяющего использовать в качестве источника PC или Mac, а также иные мультимедийные устройства, работающие с файлами mp3 и WAV.
Аналоговая же часть и оконечные усилители построены по тому же принципу, что у флагманской модели kW550, но мощность 1008-го немного меньше, 250 Вт на 8-омной нагрузке. Мощные транзисторы Sanken SAP15 (по 4 в плече) способны отдать в нагрузку до 75 А в пике. Отсутствие силового трансформатора позволило оптимизировать компоновку усилителя. Платы каналов разнесены и питаются через разные кабели от отдельных обмоток. Цифровая секция имеет собственный ввод питания и линию от небольшого тора в выносном блоке.
На передней панели, кроме гигантской рукоятки громкости и лаконичного набора кнопок, ничего нет. Регулировка тембра не предусмотрена.
Оба компонента управляются с одинаковых пультов, где для кнопок проигрывателя и усилителя выделены отдельные зоны.
На первый взгляд сочетание этих компонентов не совсем оправдано, поскольку в системе оказывается два одинаковых ЦАПа. Но при наличии домашнего сервера — а это сейчас очень перспективное решение — вход USB и способность работать с наиболее распространенными форматами, в т.ч. несжатыми, наверняка пригодится. А вообще эта пара идеально подходит друг к другу, и по дизайну, и по своему классу.
С первых же минут прослушивания стало ясно, что у этой пары необычайно богатый нижний регистр. Измерения показали идеально плоскую характеристику усилителя вплоть до 10 Гц, но полное впечатление, что на НЧ имеется подъем. В зале, где записывался симфонический оркестр [1], чувствуется мощная инфранизкая составляющая, создающая впечатление огромного объема. Скорее всего, это заслуга проигрывателя, точнее, ЦАПа, поскольку именно эта часть тракта влияет на субъективное восприятие баса. Сцена масштабна и точно прорисована, колонки при правильной расстановке не слышны вообще. Динамика — вне конкуренции, в наши 4-омные Monitor Audio Gold Reference 20 усилитель способен вкачать 400 Вт в пике, и это чувствуется. На тутти оркестр звучит ошеломляюще мощно и при этом на удивление чисто, сразу видно, что до перегрузки усилителю далеко.
Противоположный по смыслу, но столь же сложный для воспроизведения жанр — прогрессивный металл [2]. Разборчиво, громко, без каши. Присутствует некоторая жесткость в верхнем диапазоне, но на акустике с мягкими твитерами ее наверняка не будет. Отмечу правильно выстроенное пространство — ясно различаются несколько планов в глубину, виртуальные источники четко фиксируются в трехмерном поле. Похоже, что замысел музыкантов и режиссера доносится в первозданном виде. На фоне невероятно плотного и насыщенного спектра большинства композиций партия бас-гитары прослеживается очень четко.
Аудиофильские записи на сборнике лучших вещей Chesky Records [3] по большей части звучат адекватно. Братья Чески всегда делали упор не на внешнюю красоту, а на эмоциональное содержание и атмосферу записи. Для этого создавались ламповые пульты и АЦП собственной конструкции, а микрофоны в студии — исключительно AKG и Neumann, выпущенные 30 — 40 лет назад. Не каждый проигрыватель способен показать всю прелесть таких фонограмм, но A1008 CD с этой задачей справляется. Возможно, немного приукрашивая тот же нижний регистр, чуть-чуть поджимая сцену, но очень бережно и с душой. Если переключиться на ламповый выход, можно получить более теплое, но не столь безукоризненное по части передачи тембров звучание. Транзисторный буфер дает нейтральный, более собранный, я бы сказал, студийный звук.
Фонокорректор тоже басовитый, с богатой серединой и крайне низкими шумами даже в режиме МС. Чувствуется, что это не просто опция типа «пусть будет», а с умом спроектированный кусочек тракта. Винил звучит мягко, но напористо и местами ярко. С такого корректора хорошо писать музыку на кассеты — они будут прилично звучать на любой технике. Жаль, что это увлечение давно перестало быть массовым.
Хотя должен заметить — и пусть это послужит финальным аккордом, — на этой связке и компакт-диски звучат вполне аналогово. Неоднократно писал о том, что у CD Audio огромный потенциал, но раскрыть его можно, лишь если исходный сигнал бережно оцифровывается в студии и грамотно декодируется при воспроизведении. Как, например, в нашем случае. l
КОМПОНЕНТЫ
Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression со звукоснимателем MM Pro-Ject K4 (€ 410) и фонокорректором Pro-Ject Phono Box SE (€ 221).
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Межблочные кабели Esoteric Audio Graphis Interconnect ($150).
Акустический кабель Legacy TL Speaker ($1030).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€ 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space
Harmonizer 1 ($150).
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD:
1. «Tutti! Orchestral Sampler». Reference Recordings.
2. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997.
3. 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006
LP:
1. Leftfield, «Leftism». 2 LP Columbia, 2005.
2. W.A.Mozart, Symphonien Nr.31, 26, 38. Deutsche Grammophon, 1980
Заявленные характеристики CD-проигрывателя Musical Fidelity A1008 CD
Общий коррелированный джиттер, пс <135
ЦАП сдвоенные 24-битные дельта-сигма с 8-кратной передискретизацией
Диапазон частот (-0,2 дБ), Гц 10 — 20000
Линейность (-96 дБ), дБ <0,1
Разделение каналов (20 Гц — 20 кГц), дБ >105
Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБ >117
Общий уровень искажений (20 Гц — 20 кГц) <0,003
Выходное сопротивление, Ом 50
Габариты, мм 170 х 440 х 385
Масса, кг 12,6
Цена, $ 4999
Заявленные характеристики усилителя Musical Fidelity A1008
Выходное напряжение RMS (20 Гц — 20 кГц), В 45
Пиковое выходное напряжение, В 123,7
Продолжительная выходная мощность (на нагрузке 4/8 Ом), Вт 400/250
Пиковый выходной ток, А 75
Перегрузочная способность, дБ 26
Коэффициент гармоник (20 Гц — 20 кГц), % 0,01
Отношение сигнал/шум, (А-взвешенный), дБ
- с линейных входов >100
- со входа Phono >96
Входное сопротивление, кОм
- линейных входов 220
- входа Phono 47
Разделение каналов, дБ >70
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (+0/-0,2 дБ) 20 — 20000
Максимальная потребляемая мощность, ВА 700
Габариты, мм 440 х 400 х 125
Масса, кг 13
Цена, $ 4999
АЧХ усилителя Musical Fidelity A1008 по входу Phono
В описании усилителя говорится, что характеристика корректора в области нижних частот находится между кривыми, рекомендованными МЭК и RIAA. В нашем экземпляре она точно совпала с последней, а небольшое расхождение заметно лишь в ВЧ-области и на 20 кГц составляет 0,5 дБ. Самое интересное, что ниже 20 Гц не наблюдается спада усиления и на 10 Гц кривая достигает отметки 19 дБ. Бас должен быть просто убийственным, но будьте осторожны при проигрывании коробленых пластинок.
Спектр гармоник усилителя Musical Fidelity A1008 на нагрузке 8 Ом
Мощность усилителя при таком сопротивлении нагрузки оказалась 194 Вт при общем уровне искажений 1%. Но учтите, данные в паспорте указаны для напряжения питания 230 В, у нас же в розетке - от силы 115.
Картина, показанная на графике, получена при 1/10 от максимальной мощности, т.е. 19,4 Вт. Искажения исчезающее малы (0,008% вместе с шумами), а в спектре вообще нет гармоник, кроме 2-й, что нетипично для двухтактного оконечника. Заметим, что такой расклад встречается все чаще, особенно у британских усилителей. Кроме того, шлейф гармоник очень короткий, составляющие высоких порядков отсутствуют, что всегда благоприятно сказывается на чистоте ВЧ-диапазона.
Форма прямоугольного сигнала усилителя Musical Fidelity A1008 на активной нагрузке (частота 20 Гц)
Наклон горизонтальных участков обычно обусловлен наличием в схеме усилителя фильтра инфранизких частот. Он снижает интермодуляционные искажения в акустике и риск комнатных резонансов.
Форма прямоугольного сигнала усилителя Musical Fidelity A1008 на активной нагрузке (частота 20 кГц)
Быстродействие усилителя достаточно для передачи фронтов ВЧ-сигнала с незначительными искажениями. По наклону вертикальных линий можно предположить, что полоса пропускания усилителя реально соответствует заявленной.
Форма прямоугольного сигнала усилителя Musical Fidelity A1008 на емкостной нагрузке (частота 20 кГц)
При подключении параллельно эквиваленту нагрузки конденсатора 0,33 мкФ в выходном каскаде возникают довольно быстро затухающие колебания с незначительной амплитудой. Такие усилители мало чувствительны к реактивной нагрузке и кабелям с высокой погонной емкостью.
|