#11/2007 • ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай ЕФРЕМОВ

СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ

Я ЗАМЕТИЛ, ЧТО У МНОГИХ КУЛЬТОВЫХ ФИРМ ЕСТЬ ОДНА ОБЩАЯ ЧЕРТА — КАК ПРАВИЛО, ИХ ОСНОВЫВАЕТ ЭНТУЗИАСТ, НЕ УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ СТАНДАРТНОЙ РЫНОЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ. ХОЧЕТСЯ ЧЕГО-ТО БОЛЬШЕГО, И НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ, КАК СДЕЛАТЬ ЭТО «ЧТО-ТО» САМОМУ.

Именно так начинала и израильская Morel: сначала выпускала динамические головки для других брэндов, затем автомобильную акустику под своей маркой, а с относительно недавнего времени — и домашние системы. Об истории, концепции и новинках рассказывает г-н Меир Мордехай, основатель и президент компании.

М.М.: Смотрите, что получается: критерии хорошего звучания вроде бы всем известны, и, тем не менее, субъективные оценки очень разные, каждому нравится свое. Это заставило меня задуматься, какой же он на самом деле, правильный звук? Слушая аудиосистему, мы невольно сравниваем ее с эталоном — живыми выступлениями, которые нам доводилось слышать. Банальный, в общем-то, вывод, но именно таким принципом мы руководствуемся при проектировании акустики: добиваемся звучания, насколько возможно близкого к натуральному. Для этого Morel использует собственные материалы, компоненты и технологии. Мы начали с производства головок, и их охотно покупали ведущие производители акустики во всем мире. А потом подумали: почему бы, собственно, не составить конкуренцию этим фирмам? И в 2000-м Morel вышел на рынок со своей домашней акустикой. Разумеется, мы ориентировались, прежде всего, на home theater как наиболее перспективный сегмент, но на первом месте всегда было достоверное воспроизведение музыки. Сейчас у нас широкий ассортимент АС, способный  удовлетворить большинство покупателей.

Н.Е.: И чем же они отличаются от изделий других фирм?

М.М.: Сила Morel в том, что мы производим «сердце» акустики — драйверы. Есть два подхода к созданию колонок: купить готовые динамики и строить систему вокруг них или, наоборот, рассчитать и изготовить драйверы под конкретный проект. Второй путь дает более качественный результат, поэтому у нас есть заметное преимущество перед другими производителями. Сначала продумывается система — ее назначение, параметры, внешний вид, стоимость, — а потом под нее проектируются вуфер, твитер и кроссоверы. Самый наглядный пример такого подхода — линейка Octave.

Н.Е.: Да, выглядят они настолько необычно, что на выставках всегда собирают много народа...

М.М.: Честно говоря, мы не ставили цели сделать что-нибудь необычное, просто пришли к такой конструкции, исходя из максимального приближения к живому звучанию. И ориентировались на акустические, а не электронные инструменты, т.е. вы должны услышать не только правильный тембр, но и то, как стоят музыканты: кто по всей сцене,  кто — у кулис. Специально для этой системы были разработаны 5,5-дюймовые мидбасы, на что ушло около полугода. И это несмотря на то, что точно поставили задачу и знали, как ее решить. На рок-концерте вы слышите звук, прошедший через пульт, обработку, усилители и воспроизведенный через громкоговорители — на мой взгляд, это возможно и захватывающая, но не живая музыка. Но мы кое-что взяли и от концертной акустики — способность выдерживать огромные уровни громкости. Это одна из важнейших характеристик любого громкоговорителя. Он должен не только не выходить из строя, но и обладать минимальными искажениями при большой подводимой мощности. Для этого пришлось построить мощную магнитную систему и обеспечить охлаждение звуковой катушки. Вообще, конструирование акустической системы это такое же ноу-хау, как и создание музыкального инструмента. Здесь ничего нельзя рассчитать по формулам, все нужно знать и чувствовать — дерево, клей, лак и т.д. Только тогда можно слушать долго, с удовольствием и не уставая. Мы добились того, что наш звук стал узнаваем.

Н.Е.: Как бы вы охарактеризовали звучание Morel?

М.М.: Не знаю, как объяснить... Возможно, ваши читатели подскажут. Но вернемся к Octave. Это очень разносторонний и непростой проект — мы хотели получить компактную систему с «настоящим» звучанием. Как правило, с точки зрения искажений и окраски большой корпус звучит хуже малого при тех же затратах. Чем больше корпус, тем больше проблем. Поэтому мы придумали маленький вуфер специально для малолитражного объема. Потом озадачились тем, как все это должно выглядеть. Смотрите: прямые линии и углы, ничего лишнего, но это минимализм, а не примитивизм. Корпус изготовлен из искусственного камня Corian, это полимер DuPont, позволяющий при толщине стенки 12 мм получить жесткую и абсолютно инертную конструкцию. Но самое главное здесь — модульная конструкция. Возьмите одну полочную колонку Octave 5.2, затем поставьте на нее другую и получите модель Octwin 5.2 принципиально иного качественного уровня. Большой звук как бы покупается в рассрочку, и это неплохой выход для тех, кто не может себе позволить серьезное приобретение. Мы сделали все, чтобы Octwin 5.2  звучала фантастически! При объединении двух систем включается простой фильтр, разделяющий их полосы,  чтобы не возникало интерференции между драйверами. Здесь все просчитано. Но самая важная вещь в этом спикере —  воспроизведение нижнего баса. Вы можете услышать и 25, и 30 Гц, но ради этого пришлось пожертвовать чувствительностью системы. В чем нет ничего страшного, ведь мощные усилители в наше время не проблема. Я считаю, Octwin 5.2 — самая гармоничная из всех наших моделей. Представления о том, какой должна быть акустика, стремительно меняются. Если 20 лет назад огромные ящики казались нормальными, то теперь с этим проблема — приходится учитывать WAF*, т.е. колонки должны быть компактными и красивыми. А нам удается делать их и хорошо звучащими.

Н.Е.: Впервые я познакомился с домашней акустикой Morel, тестируя комплект Sound Spot. Есть ли прогресс этой линейки?

М.М.: Это другой способ решения той же задачи — получить большой звук из малого объема. Кроме того, внешне эти системы нравятся и мужчинам, и женщинам — буквально растворяются в интерьере! Их можно поставить на полку, закрепить на стене или потолке. Мы уже давно выпускаем эти модели, но периодически что-нибудь в них улучшаем за счет применения новых материалов.

С появлением плоскопанельных телевизоров рынок стал требовать соответствующую  стилю акустику, и мы запустили серию Vario. Это наглядный пример того, как можно сделать дизайнерскую акустику, не жертвуя качеством звучания.  Кроме того, она подходит под несколько размеров плазмы: 42 и 50 дюймов.

Н.Е.: Пользуетесь ли вы безэховой камерой? И как много, по вашему мнению, могут сказать результаты измерений о качестве звучания акустики?

М.М.: Конечно, мы проводим массу измерений, но я не придаю им слишком большого значения. Они нужны для того, чтобы опубликовать параметры наших изделий. В основном же специалисты Morel руководствуются собственным слухом и подгоняют систему в ходе многократных тестов. Субъективные ощущения намного важнее, чем данные измерений. Вам наверняка встречались колонки с прекрасными характеристиками, которые, тем не менее, звучали ужасно. А часто бывает так: измерения отнюдь не идеальны, но звук потрясающий. Особенно это касается твитеров, которые при близких параметрах звучат очень по-разному. Здесь очень важен выбор материалов, качество магнита, конструкция подвижной системы. Единственное, чего мы всегда пытаемся добиться — ровной кривой импеданса. Многолетний опыт подсказывает: проблемы с импедансом всегда выливаются в проблемы со звуком.

Н.Е.: Как вы считаете, можно ли в любительских условиях сделать хорошие колонки?

М.М.: Конечно. Наборы для самодельщиков пользуются большой популярностью. Сейчас можно недорого купить качественные динамики, да и компьютерные программы для расчета широко доступны. Даже если у вас не получатся хорошие колонки, вы узнаете много нового и многому научитесь. Мне кажется, что Россия как раз очень перспективный рынок для любителей DIY**.

Н.Е.: Акустика Morel чувствительна к качеству кабелей? И вообще, как вы считаете, кабели способны улучшить звучание колонок?

М.М.: Очень хороший вопрос. Сам я вряд ли смогу на слух отличить один кабель от другого. Но раз есть люди, готовые тратить на них сотни и даже тысячи долларов, значит, они слышат разницу. Я уверен в одном: кабеля, способного заставить посредственные колонки звучать фантастически хорошо, не существует. Мне кажется, логичнее было бы купить более дорогой усилитель, и если вы подберете его правильно, то кабели не будут играть никакой роли.

Н.Е.: Что вы думаете о современной индустрии развлечений?

М.М.: Хорошие новости: люди по-прежнему любят музыку и способны оценить звучание «правильной» системы. Домашний кинотеатр заставил многих производителей пожертвовать звуком, но сейчас процесс пошел в обратном направлении — многие возвращаются к стереофонии и находят в ней то, что безуспешно искали в многоканальном воспроизведении. l

* Пресловутый Wife acceptance factor

** Do it yourself, сделай сам.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"