#11/2007 • С МЕСТА СОБЫТИЙ

Константин БЫСТРУШКИН, Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ, Николай ЕФРЕМОВ

ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ

заметки с IFA2007

C ПЕРЕХОДОМ НА ЕЖЕГОДНЫЙ ФОРМАТ IFA СТАЛА МЕНЕЕ ПРАЗДНИЧНОЙ И БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНОЙ. НАМЕТИЛАСЬ И ТЕНДЕНЦИЯ ПЕРЕХОДА ОТ SHOW К FAIR, Т.Е. МЕРОПРИЯТИЮ УЖЕ НЕ ДЛЯ ПРАЗДНОЙ ПУБЛИКИ, А ДЛЯ ОПТОВЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ. ДИЛЕРСКИХ ЗОН, КУДА ЗАКАЗАН ВХОД ДАЖЕ ЖУРНАЛИСТАМ, СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ, И ОНИ ПОСТЕПЕННО ОТЪЕДАЮТ ПЛОЩАДИ У ОБЩЕДОСТУПНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ. ЭТО ОБЪЯСНИМО — ДЕЛА У БОЛЬШИНСТВА КОМПАНИЙ ИДУТ НЕ ЛУЧШИМ ОБРАЗОМ, И ВСЕ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ОТДАЧУ С ПОТРАЧЕННЫХ НА УЧАСТИЕ ДЕНЕГ.

Похоже, стратегия «догнать и перегнать конкурентов» себя изжила, и многие производители предпочли этой гонке стабильное и плавное движение по пути прогресса. А ведь еще лет пять назад каждая уважающая себя компания считала своим долгом удивить публику невиданным доселе достижением (например, показать самую большую в мире плазменную панель или самую маленькую видеокамеру). Впрочем, рекорды на «IFA2007» все же были, и мы о них обязательно расскажем.

Многие же компании просто не успевают довести до ума принципиально новые разработки, чтобы демонстрировать их ежегодно. Поэтому основной акцент в этом году был сделан на показ серийных моделей к началу сезона 2007/2008 года. О смене приоритетов свидетельствует, в частности, пресс-конференция Samsung. На вопрос о том, будет ли компания выпускать новые типы дисплеев (например, эмиссионные SED), было сказано, что в этом нет смысла, поскольку с точки зрения бизнеса технологии PDP и LCD вне конкуренции. Вопрос же о сотрудничестве Samsung с Novalux для создания лазерных проекционных телевизоров, по сути, остался без ответа. Так что тратить деньги, чтобы доказать свое лидерство при отсутствии внятных рыночных перспектив никто не собирается. Основной акцент теперь делается на дизайн, потребительские свойства и эргономику, а описание технологий отошло на второй план.

РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕ БЛИЖЕ

Сейчас в Западной Европе из десяти проданных телевизоров лишь один кинескопный, остальные — ЖК или плазменные. Правда, в Восточной Европе это соотношение 50% на 50%, а в России едва дотягивает до 30% на 70%. Тем не менее тренд очевиден — в нынешнем году продажи плоскопанельных телевизоров в мире достигнут 65 млн. шт., а к 2011-му должны удвоиться. При этом наблюдается и устойчивый рост диагонали экрана. Сегодня самый популярный размер в Европе 42, а в США — 50 дюймов.

Помимо быстрого снижения цен (за три года ЖК-телевизоры в среднем подешевели в 2,5 раза) их растущая популярность в немалой степени объясняется впечатляющим ростом качества изображения. Нынешняя выставка показала, что обе конкурирующие технологии смогли почти полностью вылечить болезни, считавшиеся врожденными. Теперь картинки на LCD и PDP почти неотличимы друг от друга благодаря одинаково высоким значениям яркости и контрастности, натуральной цветопередаче, широким углам обзора и отсутствию заметных артефактов при изображении движущихся объектов. Кроме того, почти все новые панели имеют разрешение Full HD.

Производители LCD достигли столь серьезных результатов, прежде всего, за счет улучшения динамических свойств ЖК-ячеек, уменьшив время отклика до 4 мс и менее. Кроме того, сейчас применяются хитрые алгоритмы управления ячейками и удвоенная частота сканирования экрана с вычислением промежуточных кадров для повышения плавности движения. Компании представляют эту технологию под разными названиями:

100 Hz Technology у Samsung (серии F8 и F9) и Sharp (Aquos с поддержкой Full HD), 120Hz Motion flow technology у Sony (серия Bravia), 120Hz high-speed technology у JVC, Active Vision M100 HD у Toshiba, 100 Hz Motion Picture pro у Matsushita и т.д.

Повышение частоты сканирования до 120 Гц позволяет легко реализовать кинематографический формат 1080/24р благодаря кратности «развертки» частоте кадров на пленке (24 х 5 = 120). В результате фильмы с DVD отображаются на экране практически идеально, поскольку при 120 Гц сохраняется полная синхронизация со сменой кинокадров.

Производители плазмы успешно борются с внешней засветкой экрана при помощи различных пленочных фильтров (например, Ultra FilterBright у Samsung или Deep Black Filter у Matsushita). Они позволяют не только повысить контрастность изображения, но и существенно улучшить цветопередачу. Надо сказать, что прогресс в этой сфере налицо — новые модели PDP прекрасно смотрелись в ярко освещенных павильонах. Потрясающе выглядела картинка на плазменных телевизорах Panasonic, Samsung и, конечно, на моделях Pioneer KURO 8-го поколения с их «радикально черным цветом».

Говоря о новых телевизорах, стоит отметить и заметное улучшение качества звучания. И это не удивительно: HDTV-вещание и диски высокого разрешения требуют соответствующего звукового сопровождения. Улучшить электронную часть аудиотракта можно с помощью высококачественного цифрового усилителя, например чипа Delta-Sigma Modulation, как это сделано в телевизорах Sharp. Зато повысить качество встроенной акустики значительно сложнее, ведь в плоском корпусе для нее остается очень мало места. Для решения этой проблемы телевизионные компании привлекают специалистов из сферы Hi-Fi. Например, Toshiba демонстрировала встроенную АС, разработанную совместно с Onkyo. Заслуживают упоминания и специально разработанные инженерами Panasonic динамики узкого профиля с диффузором из бамбуковых волокон.

После появления ЖК-панелей 8-го поколения со временем отклика 4 — 6 мс и контрастностью 1:100000, по идее, технологическая гонка должна на время прекратиться — уж больно много усилий и затрат понадобится для взятия следующего рубежа. Однако маховик конкуренции раскручен и не дает расслабиться участникам рынка. Вовлеченные в нее компании вынуждены постоянно доказывать свое право на отвоеванную долю. Одновременно с этим приходится постоянно снижать себестоимость продукции.

Наиболее действенным средством для этого остается увеличение размеров стеклянной матрицы, которая потом режется на несколько видеомодулей. Этот метод настолько эффективен, что Sharp, едва запустив линию 8-го поколения на «Камеяма-2», уже готовится начать производство панелей 10-го поколения на новом заводе.

По какому же пути пойдет развитие ЖК-технологий в ближайшие годы? Экспозиции лидеров в этой сфере на «IFA2007» позволяют сделать некоторые выводы.

Быстродействие ячеек уже с изрядным запасом обеспечивает удвоенную скорость сканирования экрана. Поэтому дальнейшее уменьшение времени отклика не имеет практического смысла.

Очевидно, что последующее повышение качества изображения будет достигаться за счет более сложной цифровой обработки сигнала и совершенствования систем подсветки (и в первую очередь, переход на светодиоды).

С появлением доступных HDTV-ресиверов и проигрывателей Blu-ray/HD-DVD потребовалось более высокое быстродействие цифрового тракта, поэтому в новых моделях 2007/2008 года начали применяться 16-ти и даже 18-разрядные видеопроцессоры (например, у Samsung в линейке F9).

Но основные усилия разработчиков направлены на широкое внедрение светодиодной подсветки матрицы, поскольку именно источник света определяет такие важные характеристики панели, как яркость и диапазон воспроизводимых цветов.

Несмотря на высокий КПД, до недавнего времени LED-подсветка не могла составить реальную конкуренцию лампам с холодным катодом CCFL (cold-cathode fluorescent lamp) из-за ряда серьезных недостатков. Это, прежде всего, малый ресурс пластиковых рефлекторов и линз, используемых в светодиодных модулях. Примерно через 15000 часов из-за помутнения их оптические свойства ухудшаются, в то время как CCFL работают по 50000 часов и более. Приходится применять стеклянные линзы и металлические рефлекторы, но это заметно удорожает телевизор.

Второй «ахиллесовой пятой» систем на светодиодах до недавнего времени был относительно узкий диапазон воспроизводимых цветов, особенно в синей области. Сейчас эта проблема решена, и современные LED-модули передают диапазон цветов, соответствующий стандарту xvYCC. Более того, новая технология COB (chip on board) позволила сделать систему подсветки очень тонкой, и конструкторы не упустили возможности уменьшить толщину телевизоров. Так появилась серия Samsung F9 с подсветкой LED Smart Lighting и прототип супертонкой модели Sharp Slim-line. Последняя при размере экрана 64 дюйма имеет толщину 20 мм в верхней части корпуса и 29 мм в нижней, что как минимум втрое меньше, чем у стандартных видеомодулей с подсветкой CCFL. Следующим витком эволюции станет переход от отдельных линеек светодиодов к матричному полю, что позволит добиться исключительно равномерной освещенности экрана. По крайней мере, о работах в этом направлении упомянули представители двух компаний — Samsung и Sharp в ходе своих пресс-конференций.

Говоря о достижениях в области ЖК-технологий, нельзя не отметить и демонстрацию в павильоне Sharp первого в мире телевизора 64 дюйма с разрешением Super High Resolution, т.е. 4K х 2K (4096 х 2160). По сравнению с Full HD количество ячеек в нем увеличено более чем вчетверо, и в результате пиксельная структура экрана становится незаметной уже с полуметра. На редкость живая картинка буквально завораживала невероятным количеством деталей и плавностью яркостных переходов. Слов нет — здорово! Хотя, положа руку на сердце, принципиальной разницы по сравнению с обычным Full HD с расстояния 2 — 3 метра мы не заметили. Тем более что яркость дисплея Super High Resolution была явно ниже, чем у серийных ЖК-телевизоров.

ЭЛИТА В ВОСЬМОМ ПОКОЛЕНИИ

Благодаря быстрому прогрессу в сфере ЖК-технологий и падению цен на ЖК-телевизоры их продажи ежегодно удваиваются. Гораздо более скромные на этом фоне успехи плазмы наводили на мысль, что период расцвета PDP позади, и делали их перспективы весьма туманными. Однако появление на выставке панелей 8-го поколения показало, что плазму еще рано списывать со счетов. Более того, за счет усилий Hitachi, Pioneer и Panasonic в рамках совместного проекта APDC (Advanced PDP Development Center Corporation) эта технология вышла на такие рубежи, о которых раньше нельзя было даже помыслить. По словам Генерального менеджера компании Panasonic AVC Network г-на Хирофуми Вада, созданный научно-технический задел позволит уже в ближайшее время начать выпуск дисплеев с просто фантастическими параметрами: размер экрана 42 дюйма и более, разрешение 4К х 2К и потребляемая мощность не более 70 Вт. Это станет возможным благодаря использованию чрезвычайно эффективного PDP-модуля и уникальному чипу V-real. Процессор на его основе будет объединять схемы предобработки видеосигнала и драйверов PDP-модуля, а самое главное — сможет поддерживать формат 1080р от входа до выхода без промежуточных преобразований. Тем самым будет обеспечено идеальное согласование HD-сигнала с физическим разрешением экрана. При поступлении на вход телевизора стандартного сигнала SDTV процессор станет выполнять функции скейлера и масштабатора. Вычислительная мощность V-real настолько высока, что полученная в результате преобразования картинка немногим уступит по качеству реальному Full HD.

Если супертелевизоры Panasonic еще только готовятся к выходу на рынок, то плазма Pioneer 8-го поколения уже выпускается серийно. Ее принципиальным отличием можно считать способность воспроизводить глубокий черный цвет даже при ярком внешнем освещении за счет увеличения контрастности до 20000:1 (для сравнения: у панелей 7-го поколения — 4000:1). Чтобы подчеркнуть эту особенность новых телевизоров, Pioneer продвигает их на рынке под торговой маркой Kuro (т.е. «черный» в переводе с японского). Впрочем, об этом мы уже рассказывали и повторяться не будем. Отметим лишь, что добиться такого результата удалось введением в ячейки дополнительного источника электронов. Теперь при поступлении сигнала «черного» плазменный разряд полностью прекращается, чего добиться еще никому не удавалось. Наконец, новый высокоэффективный Direct Color Filter, наносимый непосредственно на фронтальное стекло, позволил довести качество изображения до невероятно высокого уровня. Появление моделей Kuro опровергло расхожее мнение, что картинка на PDP в ярко освещенном помещении всегда будет хуже, чем на LCD. А это значит, что конкуренция двух технологий выходит на более высокий уровень.

ДВЕ ПРАВДЫ

Современные выставки бытовой электроники все чаще вызывают назойливые ассоциации с показом прет-а-порте, поскольку демонстрируют стильные новинки, которые непременно следует купить взамен прошлогодних — пусть те еще вполне работоспособны, но уже вышли из моды, а потому пользоваться ими — моветон.

Это ощущение усиливалось как подчеркнуто дизайнерским характером многих экспонатов, так и активным привлечением моделей (не аппаратов, а манекенщиц) — их можно было встретить, например, в павильоне Philips, где показывалась серия флэшек и наушников для портативных плееров, созданных совместно с ювелирной фирмой Swarovski.

Тем не менее электроника по-прежнему остается по преимуществу мужским увлечением, а настоящим мачо скучно наблюдать за монотонным дефиле с участием тощих (slim) моделей — если, конечно, не случится что-нибудь экстраординарное, скажем, драка между девушками. Вот это — уже конфликт, а он, как известно, является ядром драматургии, и только он способен превратить обычный показ мод в настоящий спектакль.

В этом смысле «IFA2007» оказалась особенно интересной, поскольку стала площадкой для более значимого конфликта, нежели гипотетическая рукопашная между демонстраторами (одежды или техники — не суть важно). Справедливости ради заметим, что противостояние это продолжается уже не первый год и, судя по всему, закончится еще не скоро. Причем в схватке участвуют не просто крупнейшие брэнды, но их ассоциации. Так что драка идет «стенка на стенку». Как вы уже наверняка догадались, речь о соперничестве двух HD-форматов — Blu-ray и HD DVD. А поскольку люди в индустрии работают воспитанные, конфликт разворачивается исключительно на словесном уровне и при строгом соблюдении вежливости — никакой ненормативной лексики! Хотя на кону стоят огромные деньги — в некоторых не очень цивилизованных странах убивают и за меньшие суммы, но, к счастью, эти островки дикости в «боевых действиях» не участвуют.

Первый выстрел в дуэли на «IFA2007» сделала Ассоциация Blu-ray — ее пресс-конференция состоялась в просторном зале при экспозиции Philips, что совсем не удивительно, поскольку председателем Ассоциации является один из топ-менеджеров компании Фрэнк Саймонис (Frank Simonis).

Основной докладчик — Дэвид Уолстра (David Walstra), директор европейского подразделения Sony Home Entertainment. Констатировав впечатляющий рост продаж дисплеев HD Ready в Западной Европе, он отметил существенное отставание рынка HD-контента, что делает его особенно перспективным для освоения. Далее последовали данные о количестве проданных устройств и носителей двух конкурирующих форматов. Из серии графиков следовало, что Blu-ray лидирует практически во всех регионах. Доля воспроизводящих BD устройств (куда входят не только бытовые плееры, но и игровые приставки и компьютерные дисководы) составляет в шести крупнейший странах Европы (Испания, Франция, Великобритания, Италия, Германия и Нидерланды) внушительные 94%. В Японии общие объемы продаж техники и носителей Blu-ray также превышают 90%. В Соединенных Штатах BD-проигрыватели занимают 63% всего рынка HD-источников. Динамика рынка — тоже в пользу «голубого луча»: первый миллион носителей BD был продан в США за год, второй — за три месяца. Перелом произошел с выходом в свет игровой приставки Sony PS3 — с этого момента соотношение продаж фильмов на дисках Blu-ray и HD DVD составляет 3:1. А в общем объеме проданных на данный момент HD-носителей доля BD достигает 70%. Немалый вклад в превосходство формата внес и поступивший в продажу в США проигрыватель Sony BDP-S300 стоимостью $500.

Далее выступали представители кинокомпаний, и смысл их речей сводился к тому, что и по репертуару фильмов поддерживаемый ими формат превосходит конкурента — к моменту открытия выставки общее число релизов на BD уже превысило три сотни*. В общем, цифры и факты убеждали, что исход «войны форматов» предопределен и всем сомневающимся и колеблющимся пора уже перейти на сторону будущего победителя. Как это сделали, например, China Hualu Group, один из крупнейших в Китае производителей AV-электроники, а также тайваньская Acer**.

Однако на следующий день прошла пресс-конференция компании Toshiba, часть из которой была посвящена HD DVD, и ситуация предстала несколько в ином свете.

Открыл мероприятие г-н Йошихиде Фуджии (Yoshihide Fujii) — старший вице-президент компании и генеральный директор подразделения, которое занимается цифровыми носителями информации и сетевыми технологиями. В его выступлении говорилось, в частности, о том, что компьютеры все чаще используются в домашнем кино в роли источников. Поэтому компания собирается наращивать производство недорогих ноутбуков, оснащенных приводами HD DVD, и в настоящее время эти дисководы занимают уже 70% всего рынка компьютерных оптических HD-накопителей. Говорилось также о растущей роли коммуникаций, беспроводных решений и Интернета. Компания всерьез занимается развитием технологии «REGZA link», которая позволяет объединять в системы мобильные телефоны, камеры, проигрыватели DVD/HD DVD и управлять ими одним пультом ДУ. Причем к концу 2008 — началу 2009 года она будет реализована на основе беспроводного HDMI-интерфейса.

Мысль о важности коммуникаций была затем ненавязчиво продолжена в выступлении Кена Граффео (Ken Graffeo) из кинокомпании Universal, возглавляющего европейское отделение «Группы по продвижению HD DVD» (HD DVD Promotional Group). В числе технологических преимуществ формата перед конкурентом особо отмечались интерактивные сетевые функции, позволяющие скачивать из Сети разного рода дополнительные материалы. Теоретически подобные функции имеются и у BD-плееров, однако у подавляющего большинства из них они пока не реализованы и будут доступны в лучшем случае лишь у моделей следующих поколений. Заметим попутно: как говорят некоторые эксперты, язык BD-Java чрезвычайно сложен, и программисты, способные с ним работать, сейчас в дефиците. Напротив, средства Microsoft, используемые в HD DVD, предельно просты и доступны для не самого квалифицированного персонала.

Было особо отмечено, что HD DVD теперь поддерживает видео в 1080p и потому ничуть не уступает по качеству картинки формату Blu-ray. И что у него есть, в частности, такое преимущество, как возможность персонализации кинопоказа. При этом формат сулит потребителям меньше проблем, поскольку является «индустриальным стандартом», так как поддерживается DVD Forum. Кстати, ситуация, действительно, любопытная: в состав этой авторитетной организации, поддержавшей лишь HD DVD, входят ведущие участники «Ассоциации Blu-ray»!

Еще совсем недавно приверженцы «голубого луча» говорили о своих технологических преимуществах, теперь они напирают на объемы продаж, а сторонники HD DVD аргументируют свое превосходство более богатыми функциональными возможностями, доступными не в будущем, а уже сейчас. Кстати, буквально через несколько дней после описываемых событий было объявлено о выпуске трехслойных HD DVD, имеющих суммарную емкость 51 Гб. Тем самым былое доминирование Blu-ray по вместимости также ушло в прошлое.

Впрочем, мы-то знаем, что судьбу соперничества решат вовсе не лишние гигабайты, а доступность техники и контента, их ассортимент и цена.

Что касается аппаратуры, то «IFA2007» вызывала стойкое ощущение, что выбор проигрывателей Blu-ray существенно шире — и в самом деле новые модели были представлены едва ли не всеми участвующими в ассоциации производителями. Новинки техники HD DVD не столь бросались в глаза, но они тоже имелись. Toshiba объявила о выпуске европейских* плееров 3-го поколения. В частности, речь шла о модели HD-EP30 с разрешением 1080p на выходе HDMI, которая будет доступна в Европе по цене менее 400 евро, и более продвинутой HD-EP35, которая отличается интерфейсом HDMI версии 1.3 и, соответственно, поддержкой звуковых HD-форматов — по цене менее 500 евро. Крайние позиции ценового диапазона закрываются другими производителями: британская Venturer запустила в производство HD DVD-плеер SHD7000 (1080i) с рекомендованной ценой в Европе 299 евро, а японская Onkyo — топовую модель DV-HD805 (E999).

На момент проведения конференции HD DVD-аппаратура составляла 70% рынка «самостоятельных» бытовых плееров. Наконец, было объявлено, что в декабре выйдут обновления прошивок для всех выпускавшихся прежде моделей — в итоге у всех появится поддержка видео с частотой кадров 24p и 50p.

Что касается контента, то дела у HD DVD также идут отнюдь не так плохо, как следовало из пресс-конференции Blu-ray. В частности, в лагерь формата, поддерживаемого DVD Forum, перешли компании Paramount и DreamWorks, прежде отдавшие предпочтение BD. Правда, среди журналистов ходили слухи, что сделали они это отнюдь не за «просто так», и даже называлась сумма в $150 млн., которая была якобы заплачена перебежчикам «Группой поддержки HD DVD». Деньги, кстати, по меркам Голливуда микроскопические. В любом случае это лишь молва.

А вот данные о том, что на каждый HD DVD-плеер приходится по 4 проданных диска, что в 7 раз (!) больше, чем аналогичный показатель у Blu-ray, и что на две приставки PS3 приходится лишь по одному купленному фильму, были объявлены на пресс-конференции Toshiba. Там же прозвучала информация о том, что 75% независимых европейских студий предпочитают исключительно HD DVD и что до конца этого года они выпустят еще 90 картин. Многие всемирно популярные телесериалы — «Heroes», «Battlestar Galactica», «Star Trek» и другие — также доступны в HD-разрешении лишь в этом формате. При этом было заявлено, что фильмы на HD DVD стоят обычно вдвое дешевле, чем на Blu-ray. Очевидно, в подтверждение этих слов для посетивших пресс-конференцию журналистов был приготовлен презент — пакет с четырьмя дисками HD DVD. Однако хватило не всем — народу пришло значительно больше, чем мог вместить зал, и многие сидели на полу в проходах и у стен. После конференции Blu-ray дарили лишь пресс-релизы на бумаге, наверное, поэтому и народу присутствовало куда меньше — матерые журналисты всегда чуют, где можно поживиться. Как ни странно, но среди наших западных коллег распространено скептическое отношение к самому факту «войны форматов». Как выразился один из них, «широкая публика эту «войну» не замечает, поскольку полностью поглощена просмотром фильмов на DVD».

Обычно, когда мы сталкиваемся с явлением «двух правд», это означает, что настоящая Истина скрывается где-то в стороне. Возможно, там, где делают универсальные проигрыватели, способные воспроизводить оба формата. И если на выставке «CES2007» в Лас-Вегасе в январе была лишь одна такая модель, представленная компанией LG, то в Берлине спустя всего 8 месяцев — уже две: универсал второго поколения все той же LG и свежий плеер от Samsung. Хотя в интервью нашему корреспонденту в Лас-Вегасе г-н Донгхо Шин, старший вице-президент подразделения Digital AV компании Samsung, очень убедительно объяснял, почему не следует делать такие плееры. Ну что же, людям свойственно ошибаться, и только рынок не ошибается никогда.

ФАКТЫ СО СТОРОНЫ

В берлинском магазине электроники Saturn фильмы на HD DVD стоят примерно на 10 евро дороже, чем те же релизы на Blu-ray, хотя на пресс-конференции Toshiba уверяли, что должно быть наоборот. Продавцы объяснили, что ценообразование в их торговой точке прямо связано со спросом: чем хуже расходится диск, тем он дешевле.

***

Летом этого года произошло дерзкое ограбление магазина, торгующего музыкой и кино в Сиднее (Австралия). Воры утащили множество фильмов на Blu-ray и не тронули ни одного HD DVD.

И ДЛЯ ЗВУКА ВАЖЕН ЦВЕТ

Прежде чем перейти к аудио, хотим немного дополнить предыдущую тему. Как уже говорилось, самое интересное на выставке показывалось в закрытых экспозициях, куда пускали только дилеров и (значительно реже) журналистов. Благодаря совершенно невинному вопросу мне удалось попасть в секретную зону JVC, перед входом в которую пришлось даже расстаться с фотоаппаратом. Так что иллюстраций не будет, а жаль — там была представлена концепция принципиально нового носителя, и не на стадии прототипов, а в виде реально существующих и работающих компонентов. А вопрос был такой: почему JVC, в отличие от других мэйджоров, до сих пор не имеет серийно выпускаемого Blu-ray-плеера? Оказывается, компания не будет поддерживать ни этот формат, ни HD-DVD, а уже в ближайшем будущем предложит столь же революционное решение, каким некогда стал VHS. Новый носитель представляет собой пластмассовый картридж размером с две сигаретные пачки, с жестким диском внутри. Емкость — 500 Гб на первом этапе, а в дальнейшем может быть увеличена до одного или полутора терабайт. Картридж, подобно видеокассете, вставляется в пишущее устройство (с HDTV-тюнером или BD-приводом), телевизор со специальным слотом или домашний сервер. Последний предусматривает установку до 4-х «кассет», с тем, чтобы каждый член семьи имел собственную видеотеку. Естественно, жесткий диск легко перезаписывается, причем с абсолютно любым разрешением, вплоть до 1080p. Картриджами можно обмениваться,  брать напрокат или покупать с предварительно записанными фильмами. В общем, все действительно похоже на VHS, но на другом качественном уровне. Осталось только решить проблему с копирайтом.

Писать о достижениях в сфере аудио становится проще с каждым годом. Количество экспозиций очередной раз сократилось, да и на оставшихся демонстрировалась в основном техника, которую мы уже успели протестировать. Поэтому остановлюсь на реальных новинках.

Начну с презентации самой дорогой аудиосистемы в мире, которые уже около 20 лет устраивает журнал «Audio» из Штутгарта. С появлением многоканальных форматов побивать ценовые рекорды стало легче, но количество компонентов не слишком подняло качество звучания. Понятно, что акция эта скорее рекламная, чем аудиофильская, поэтому не будем судить строго. Кстати, и рекорд по цене побить не удалось: 663 тысячи евро против прошлогодних 700 тысяч. Зато в этот раз был поставлен любопытный эксперимент — во время выступления Симфонического оркестра Берлинского радио на открытой площадке выставочного комплекса сигнал с микрофонов по оптическому кабелю в формате 24/192 подавался в павильон, где была установлена воспроизводящая система. В качестве декодеров использовались GTE Trinity DAC стоимостью 48000 евро. К сожалению, журналистов об этой акции не известили, поэтому узнать подробности удалось лишь со слов Лотара Брандта, главного редактора «Audio». Он рассказал, что многие компании считают стрим наиболее перспективным способом доставки аудио- и видеоконтента потребителю. Теоретически можно добиться очень высокого качества (в конечном итоге оно зависит от пропускной способности линии), а уж с дополнительным сервисом и электронными платежами проблем не будет. Единственное, что понадобится на приемном конце — относительно недорогая приставка наподобие кабельного тюнера.

На традиционной же демонстрации в качестве источника использовался виниловый монстр Clearaudio Statement (C=100000), а также целая стойка цифровых аппаратов — Blu-ray-плеер Pioneer BDP-LX 70  (C=1300), Linn Unidisk (C=10000) и проигрыватель HD-DVD Toshiba HD-XE1 (C=900). В тракте предварительного усиления были задействованы процессоры Mark Levinson №40 (C=40000) и Accuphase C-2810 (C=19000). К ним подключались оконечники Krell Evolution One и 900, работавшие с акустикой JBL Everest  (C=50000 за пару). Сабвуферы, как и в прошлом году, были Velodyne 1812 (C=9500). Картинка на 4-метровый экран подавалась с DLP-проектора HAT-5000 от SIM2 (C=50000). Звучание впечатлило слитностью и прекрасной тональной сбалансированностью, но чувствовалось, что такому количеству акустики тесновато в относительно небольшом павильоне.

Из остальных заметных событий я бы отметил выход на рынок домашней акустики немецкой компании Adam. Она была основана в 1999-м и по сию пору выпускала студийные мониторы самого разного назначения — от пультовых ближнего поля до огромных колонн, предназначенных для сведения симфонических оркестров. Бытовая акустика Adam мало чем отличается от профессиональной — у нее такие же «мертвые» корпуса, встроенные усилители с перестраиваемыми эквалайзерами и излучатели Хейла в высокочастотной секции. Кстати, доктор Оскар Хейл принимал непосредственное участие в проектировании ранних моделей Adam. Подождем, когда у компании появится дистрибьютор в России.

Очень неожиданно выступила компания Magnat, которая до сих пор была известна исключительно как производитель акустики. Недавно в ее каталоге появились электронные компоненты. Музыкальный центр MC1 объединяет проигрыватель SA-CD, AM/FM-тюнер, ламповый предусилитель и пару транзисторных оконечников с пиковой мощностью 150 Вт каждый. Второй сюрприз — ламповый интегральный усилитель RV1 классического дизайна на EL34. Аппараты сделаны по-немецки добротно, в них используются исключительно отборные комплектующие.

Но, похоже, внешний вид техники начал явно доминировать над содержанием. У многих производителей акустики появились целые дизайнерские линейки. Особенно отличилась JBL — модели из серий Creature II и Spyro выглядели скорее как элементы декора, созданные художником-абстракционистом. Даже педантичная Boston Acoustics включила в свой ассортимент полочные и напольные АС со сменными цветными грилями. В гамме цветов присутствует такая экзотика, как Glacier, Rosebud, Pearl Grey, Caramel, Chocolate и Chili Pepper.

Как всегда, порадовала дизайном новых телевизоров Loewe и совершенно неожиданно — Daewoo. В то время как немецкие дизайнеры по-прежнему отдают предпочтение неожиданным сочетаниям цветов и материалов — хрому с красным металликом, перламутровой эмали с золотыми узорами или ажурным решеткам на лаконичных белых панелях, корейские телевизоры выполнены в изящном деревянном обрамлении. Диапазон цветов — от черного лака до ярко-оранжевого.

Солидная экспозиция была посвящена лайф-стайлу от LG, где выставлялись домашние кинотеатры Design Art. Очень стильные вещи в рояльном лаке прекрасно смотрелись с красной обивкой мебели.

ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ

И наконец, о видеокамерах. Главной сенсацией стала универсальная модель Hitachi DZ-BD7HE, пишущая на видео с разрешением 1920 х 1080 на 8-сантиметровые диски BD-RE и все типы DVD, включая DVD-RAM, встроенный винчестер емкостью 30 Гб и флэш-карту SDHC. На пресс-конференции компании было объявлено о начале выпуска таких карт емкостью 32 Гб, что позволяет им конкурировать с жесткими дисками. Единственная проблема — цена минуты записи получается очень высокой. У камеры крайне продвинутая механика — запись стартует через секунду после нажатия кнопки REC. Предусмотрен также быстрый даббинг с диска на флэшку. Эта навороченная модель оснащена оптикой с фокусным расстоянием 5 — 50 мм и 10-кратным зумом (цифровой зум — х100), ЖК-видоискателем с диагональю 2,7 дюйма, а также разъемами USB и HDMI. Собственное разрешение матрицы — 5,3 Мп.

Samsung дебютировал с компактным камкордером высокого разрешения VP-HMX10C. Из особенностей отмечу 2,7-дюймовый сенсорный ЖК-экран и фирменную прогрессивную развертку с частотой 50 кадров/с. На встроенную флэш-память помещается до двух часов видеоматериала в стандарте H.264 при разрешении 720p, а при использовании внешних карт (модель может работать с SD, SDHC и MMC+) время записи увеличивается. В качестве дополнительной внешней памяти можно также использовать любой стандартный внешний жесткий диск. Кстати, Samsung планирует в ближайшее время начать выпуск компактных и тонких винчестеров со встроенной батареей, что значительно расширит возможности камкордеров. Новая камера оснащена оптикой с 10-кратным зумом и может работать до 90 минут без подзарядки. Порт HDMI поддерживает протокол Anynet+, позволяющий управлять всеми аудио- и видеоустройствами Samsung с помощью единственного пульта.

Очень интересные модели камкордеров показали также JVC, Panasonic и Sony, но останавливаться на них не буду, поскольку некоторые из них мы собираемся тестировать в ближайшее время. l


*Примерно такое же количество фильмов было доступно и на HD DVD, правда лишь в США. Впрочем, региональная принадлежность в данном случае не имеет значения, поскольку у этого формата пока нет защиты.

**Через несколько дней было объявлено, что Acer также присоединился к североамериканскому отделению «Группы поддержки HD DVD».

*Как всегда, для Штатов предназначены другие модели — перед номером у них стоит буква «A», а не «EP», как у европейских. Различия, очевидно, коснутся также дизайна и ТВ-системы.

При тестировании ресивера Marantz ZR6001 (см. прошлый номер журнала) у нас возникли вопросы по технологии PLC, на которые ответил Кен Ишивата.

- Как вы считаете, цифровой сигнал, передаваемый ресивером в сеть, способен создать помехи другим устройствам?

- Любое импульсное устройство дает помехи в сеть — будь то блок питания компьютера, система развертки телевизора или ЦАП DVD-проигрывателя. Амплитуда сигналов, которыми обмениваются наши устройства, очень мала, и повлиять на работу другой аппаратуры они не могут. Надежность связи обеспечивается не высоким уровнем сигнала, а хитрым методом декодирования, исключающим ошибки.

- Мы пробовали включать ZR6001 через сетевой кондиционер, и связь, тем не менее, была довольно устойчивой. Похоже, что сигнал все-таки сильный.

- Нет, он просто очень широкополосный. Система PLC работает в диапазоне от 2 до 20 МГц, в то время как большинство кондиционеров эффективно подавляют помеху в гораздо более узких пределах.

- Каковы перспективы PLC? Собирается ли Marantz развивать эту тему?

- Для Marantz на первом месте всегда было качество звучания, а уж потом сервисные возможности. Мы намерены, прежде всего, расширять линейку стереокомпонентов. Вполне возможно, что в будущем появятся ресиверы, способные озвучивать несколько дополнительных зон, или многоканальные беспроводные «клиенты», пока трудно сказать.

Миниатюрный камкордер Samsung способен работать до двух часов от одной зарядки батарей

Видеокамеры Panasonic пишут на разные носители и поддерживают формат HD

Павильон Samsung традиционно бьёт рекорды и по площади, и по количеству экспонатов.

Многие телевизоры Samsung теперь оснащаются тюнерами для приема цифрового вещания. Идет программа со спутника в формате DVB-S

HT-AS720 — первый семиканальный ресивер в ассортименте Samsung. Слева от него — 46-дюймовый ЖК-телевизор со светодиодной подсветкой.

На стенде Hyundai — ЖК-телевизоры с разрешением Full HD

«Трогай и чувствуй», — предлагает телевизор Daewoo в деревянном обрамлении. Вверху — цветовые варианты отделки

HDTV-вещатели еще только думают переходить на MPEG-4, а LG уже предлагает телевизоры, поддерживающие этот стандарт

Toshiba демонстрирует разницу между обычной и удвоенной скоростью сканирования экрана

52-дюймовый Sharp Aquos со 100-герцовой «разверткой» и цветовым охватом xvYCC

Глоток свежей воды в павильоне Aquos — хороший рекламный ход

Образцы дизайна Loewe — домашний кинотеатр и телевизор с сиcтемой Connect

Плазма восьмого поколения Pioneer Kuro показывает просто изумительно

Panasonic впервые в мире показал 42-дюймовую плазму с разрешением Full HD

В павильоне Blu-ray демонстрируются все достижения этого формата

BD-проигрыватель Panasonic второго поколения и цифровой медиаплеер Sony на базе компьютера Vaio с BD-приводом (внизу)

Прототип BD-плеера JVC. Компания не торопится начинать серийное производство, у нее другие планы

Футуристический дизайн очередного BD-плеера Samsung и домашний театр Sharp с BD-приводом и цифровыми усилителями (внизу)

Самая дорогая аудиосистема в мире — источники и предусилители

Дизайнерская концепция Boston Acoustics в цвете

Oehlbach предлагает кабели HDMI, репитеры и тестеры для проверки цифровых интерфейсов

Хай-файная система от Pioneer тоже в черном цвете

На стенде Denon всегда людно. Справа — флагманский ресивер AVC-A1HD

Немецкая компания Adam дебютирует в области домашнего аудио. Раньше она выпускала только профессиональную акустику

Ассортименту Magnat позавидует любая другая компания

Canton Ergo теперь в новом цвете

Разноцветные черепашки и осьминожки —  плод фантазии дизайнеров JBL

Минимализм Revox как бы напоминает: вы платите только за звук

Marantz и Mark Levinson (внизу) не стыдятся показывать внутренности своих компонентов

Revel, американская мечта. Массивные корпуса, шикарная отделка, суперкачественные драйверы

 

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"