#10/2007 • ROCKАЛЬБОМ

Елена САВИЦКАЯ

Оптимальный вариант

«Гринвич»

«Репей»

Этот альбом о времени, о жизни, о себе. «В Петропавловске — полночь, в Лондоне — полдень, в Москве — три часа дня...» Так и «Оптимальный вариант» заблудился где-то между яркими битловскими цветами 60-х и хмурым русским роком 80-х, опоздав на три часа в обоз с рок-ветеранами, кое-как втиснувшимися в новое русскорочное движение и попавшими в прокрустово колесо радиоротаций. Между тем группа «Оптимальный вариант» не менее заслуженна, существует с начала 80-х, записала немало альбомов (правда, предпоследний из них, «Имэйлы» 2002 года, как можно понять из истории на сайте, по сей день так и не издан), играет в ней со дня основания такой культовый человек, как Александр Липницкий (бас-гитара), и другие не менее выдающиеся музыканты. Кроме того, с 1997 года группа проводит (на борту теплохода!) ежегодный арт-фестиваль «Улица Яблочных Лет», а лидер коллектива Олег Чилап известен также как «просто поэт» (не песенник), выпустивший немало книжек. Но, несмотря на флер легендарности, наличие сплоченного круга поклонников и периодическое участие в различных фестивалях, «ОВ» скорее группа «для своих», чем для масс. Оно и понятно: смесь уже упомянутого бита и блюз-рока (любовь к The Beatles и Rolling Stones О. Чилап совершенно однозначно выразил в песне с одноименным названием) с типично русской рок-рефлексией не слишком популярна сегодня. Хотя, по крайней мере, две вещи — «Следы на Луне» и «Кратковременный дождь» (с очевидными аллюзиями к еще одним столпам роковедения — The Doors) при должной раскрутке могли бы выбиться в радиохиты. А очаровательный «Париж» на слова В. Маяковского мог бы, пожалуй, звучать и на «ретро»-волнах... Вообще, свое скромное обаяние есть у каждой песни. Но «Оптимальному варианту» не хватает какой-то энергии, пробивной силы, декларативности, а может, и не нужно всё это ни Чилапу, ни его поклонникам. Для них гораздо важнее то, что музыка «Оптимального варианта» — это кратчайший путь к лету (цитата с сайта). Так что если вы думаете, что смена времен года производится с помощью специальной компьютерной программы, послушайте «ОВ».

Magnum

«Princess Alice and the Broken Arrow»

SPV/«Союз Music»

Подумать только — уже третий альбом с момента возрождения британских рок-аристократов Magnum! Диск по-прежнему записан в личной студии гитариста Тони Кларкина, и его перу, как и раньше, принадлежат все композиции альбома. Старый друг группы, художник Родни Мэтьюс, когда-то оформлявший их лучшие винилы, снова сотрудничает с группой. Он нарисовал прекрасную «фэнтезийную» обложку, явно вдохновленную сценами кэрроловского чаепития. На месте и бессменный певец группы Боб Кэтли. Одним словом, есть основания для того, чтобы провозгласить альбом «возвращением к корням» и чуть ли не римейком превосходного «On the Storytellers Night» (1985). Однако всё немного не так.

Первая проблема кроется в самом фронтмене. Сейчас у него – своя, очень удачная сольная карьера, и многие молодые фэны знакомы с дисками Кэтли, но мало что знают про его основную группу. Таким образом, культовая идентичность Magnum порядком размыта. Кроме того, неидеален саунд. Хотя по работе со звуком новый альбом превосходит два предыдущих, ясно, что в руках стороннего режиссера музыка Кларкина могла бы заиграть более яркими красками. Огорчает однообразие аранжировок, звуковой картины, какая-то ее плоскость и статичность. Вялые гимны ушедшей молодости («When We Were Younger»), практически все вещи выдержаны в среднем темпе. Неизобретательно пение Кэтли, словно копирующего одни и те же романтически-задушевные интонации из песни в песню. Исключений немного, но они есть: это, например, «Be Strong» и «Your Lies» с экспрессивными гитарными партиями и яркими риффами. Похоже, гитарный рифф сейчас для Кларкина-композитора — редкость. Часто «цементирующая» роль в песне передается клавишным. Второй светлый момент — вдохновенный гимн сказкам «Dragons Are Real» («Драконы существуют!»), песня с яркой вокальной мелодией, которая могла бы стать новым хитом Magnum.

Да, и причем тут Лиса-Алиса и сломанная стрела, после прослушивания альбома так и осталось неясным.

Gary Moore

«Close As You Get»

Eagle Records/ООО «Союз Мьюзик»

Новый диск приготовлен по старому рецепту: часть песен собственных, часть — кавер-версии известных хитов, часть — бодрые ритм-н-блюзы и рок-н-роллы, часть — слезоточивые баллады, от которых плавятся сердца домохозяек. Если бы последних (баллад, а не домохозяек) не было, получился бы хороший, крепкий блюзовый альбом, но Гэри продолжает рубить развесистую «клюкву» в темпе largo с душераздирающим гитарным соло, из каждой ноты которого капает томатный сок. У Мура даже есть два совершенно разных голоса: хрипловатый, поджаристый, нервный для блюза и слащавый, ленивый для баллад. Кстати, сей компромиссный подход вызывает нарекания в основном у критики, публика же (как показал недавний московский концерт маэстро) с нетерпением ждет исполнения разлапистых вещей типа «Still Got The Blues», кавалеры хватают дам в охапку и... Впрочем, стоп. На «Close As You Get» есть несколько отличных номеров типа «Eyesi-ght To The Blind» и «Checkin’ Up On My Baby» Уильямсона, «Thirty Days» Берри, за исполнение которых Гэри должен похвалить всякий блюзовый пурист. Да и вещи самого Мура, например, открывающая альбом «If The Devil Made Whisky», весьма неплохи. В буклете же радуют выдержки из текстов — этакая квинтэссенция блюзовой сути: «If the evil made money, he must have made my girl as well...». Этот текст, кстати, принадлежит самому Муру, как и представленная на фото старинная гитара Gibson Les Paul с облупившимся лаком — видимо, та самая, которую Гэри когда-то купил у Питера Грина. Живая связь традиций налицо.

Bon Jovi

«Lost Highway»

Mercury Records/ООО «Юниверсал Мьюзик»

Обложка диска напоминает картинку из экзамена по правилам дорожного движения: можно ли пересечь данную разметку, с какой скоростью разрешено двигаться по этой дороге? А вот с Bon Jovi ситуация не столь определенная: за последнее время парни преуспели в основном в качестве героев желтой прессы (особенно часто мелькал на страницах «глянца» гитарист Ричи Самбора, разрывавшийся между двумя известными актрисами и перечисливший их друг за дружкой в благодарностях к диску — бывшая жена на шаг впереди), чем успешных музыкантов. Их новый диск — не более чем дань прошлому, а отнюдь не новая музыкальная «бомба», полная мега-хитов. Облегченный, приглаженный и какой-то совсем не обаятельный альбом, построенный на старых трюках (тут и «квакушка» в «We Got I Going On», и подозрительно похожий на Rainbow рифф в «Summer-time»). Гораздо привлекательнее был десятилетней давности сольник Джона Бон Джови «Destination Anyw-here» — на ту же тему, но куда бодрее и зазывнее. Тогда еще хотелось сесть на переднее сиденье рядом с душкой Джоном и рвануть куда-нибудь во Фриско, а теперь и вся компания записных красавцев не заманит в дальние странствия. К тому же непонятно, почему «Lost Highway» позиционировался как кантри-альбом: от кантри тут парочка слайд-гитарных соло да сладкоголосая певица Линн Раймс в песне «Till We Ain’t Strangers Anymore». Но перебарщивать нельзя — слушатель может не понять. В общем, всем слушать «Блюз придорожной закусочной» и крутить фонарики. Можно красные.

Ундервуд

«Опиум для народа»

«Гранд Рекордс Паблишинг«

Два, прямо скажем, не очень молодых человека с отягощенными интеллектом лицами сочиняют в меру циничные песни, стараясь прикрыть свой прагматично-саркастический взгляд на вещи ласковыми мелодиями и дружелюбными ретро-аранжировками. Изящно маскируя свое творчество под ностальгическую отечественную (и не только) эстраду 60 — 80-х годов, «Ундервуд» предстает этаким волком в овечьей шкуре. Размякший слушатель, заностальгировавший под романтические мотивы а-ля «Браво» и квазибитловские подпевки, не сразу вздрогнет, услышав в тексте песен рассуждения про кредиты, товары и услуги, необходимость соответствия девичьих объемов пресловутым 90 – 60 – 90 или, например, про герпес. Да-да, такое вот поэтическое воспевание малоприятной болячки: услышишь за столом — поперхнешься! Но на то Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко и поэты (а заодно и дипломированные специалисты), чтобы даже в безобразном видеть прекрасное, а заодно и тонко стебаться над чувствами слушателей, которые сами частенько оказываются в роли прагматичных обывателей. Аранжировки и собственно песни, как уже говорилось, весьма симпатичны и хорошо проработаны; очень мило использованы и старинные синтезаторы, и рок-н-ролльные проходы, и струнные, и даже несколько гламурные голоса солистов вроде бы к месту. И ведь что интересно: только подумаешь, что вроде бы вокал похож на «Би-2», глядь в буклет — а это действительно «Би-2» (песня «Моя любовь»). Только вздрогнешь от до боли знакомого обрывка музыкальной фразы — а на обложке честным образом написано, что в треке №14 использована цитата из песни группы «Кино» «Когда твоя девушка больна». Нормальный постмодернизм, никакого обмана. Так чего же не хватает этой музыке? Всё-таки какой-то искренности, простоты. Когда чувствуешь, что артист изо всех хочет над тобой поглумиться, становится не по себе.

Symposion

«Kundabuffer»

Unicorn Records

«Юникорновский» прог-интернационал получил прибавление. Команда Symposion — из Израиля. Имена ее участников заставляют предположить, что корни музыкантов — не российские, ну и ладно. Зато есть шанс услышать, как звучит арт-рок на иврите. Правда, песенного материала немного, преобладают инструментальные вещи в стиле классического симфо-арт-рока. Легкое и воздушное звучание группы, схожее с «кентерберийским», складывается из аккуратной электрогитары, ритм-секции, блок-флейты, клавишных (рояля, псевдоарфы и проч.) и перезвона перкуссии (а может, клавишных). Ювелирно тонкая и бережная работа с музыкальной тканью, общая интеллигентность и деликатность подачи заставляет вспомнить Genesis и, в особенности, Gentle Giant. С последними израильтян роднит любовь к средневековой полифонии, а также острым гармониям, диссонантным сочетаниям голосов, благодаря которым Symposion звучат и «готично», и весьма современно.

Фольклорное начало выражено неотчетливо, пожалуй, эта музыка могла бы принадлежать команде с любого уголка земного шара. (Похоже, могли бы звучать архангельские «Декаданс», запишись они получше!) Но ведь и израильское общество само по себе синтетично. Примечательно, что среди имен авторов песен значится и явно арабское. А значит, музыка способна наводить мосты между враждующими народами. Что отрадно...

Харизма

«II»

CD-Maximum

Второй альбом команды экс-гитариста «Мастера» Леонида Фомина и известного текстовика и менеджера Александра Елина не обманул ожиданий. Из-под пера Фомина вышел десяток идеальных «боевиков», которые составили бы честь любому западному пауэр-металлическому ансамблю. А благодаря безупречному качеству записи (студия «Черного Обелиска») можно порой, пока не звучит голос, вполне спутать запись «Харизмы» с чем-нибудь вроде Edguy... Хватает на диске и гитарных соло в духе Rainbow, и квазицитат из классических Helloween, и «неоклассики», и песенно-лирических моментов, по духу напоминающих «Автограф»... Даже хорошо замученная Токката и фуга ре-минор Баха подвергнута неизбежному истязанию. Но не важно. Главное, что умело сшитое «лоскутное одеяло» «Харизмы» слушается живо и с удовольствием. Главное отличие от предыдущего альбома — возросшая детальность, яркость инструментальных партий, насыщенность аранжировок. Голос Дмитрия Авраменко зазвучал ярче, мощнее, в нем появилась недостающая раньше мужественность и «рокерская» твердость. Да и сам лидер группы, кажется, в первый раз за свою карьеру раскрепощается как инструменталист, на альбоме достаточно его сольных партий, красивых, эмоциональных и вдохновенных.

Acoustic Alchemy

«This Way»

Narada Jazz/EMI/S.B.A. — Gala Records

«Когда мы выпускали нашу дебютную пластинку — «Red Dust And Spanish Lace», мы были счастливы тем, что хоть кто-то заключил с нами контракт на запись, и понимали, что это наш единственный шанс. Честно говоря, мы и не надеялись, что этот диск станет первым из восемнадцати, изданных нами за двадцать лет...» — вспоминает основатель Acoustic Alchemy Грег Кармайкл. Многое изменилось в этом мире, в 1998-м ушел в мир иной второй «крестный отец» дуэта — Ник Уэбб, но музыка «Акустической алхимии» остается все той же. Как и прежде, это расслабленный и прозрачный софт-джаз с лидирующей ролью двух полуакустических гитар. Но Грег и его теперешний напарник Майлз Гилдердэйл все же стремятся осовременить свое творчество при помощи изломанных ритмов эйсид-джаза, модерновых синтезаторных «подкладов» и кислотных соло засурдиненной трубы. Впрочем, есть тут и немного от фламенко, латино, романса и даже модного r’n’b... Получается в меру живо,  в меру красиво, совсем не импровизационно и очень фоново. Что, в общем-то, изначально и предполагалось авторами Acoustic Alchemy и за счет чего их проект оказался так живуч. Новый альбом полностью отвечает их чаяниям. Его легко представить звучащим в джазовом баре или на коктейль-пати у богатого коллекционера абстрактной живописи. А вот внедряться и смаковать музыку Acoustic Alchemy, несмотря на ее внешнее совершенство, вряд ли получится: не тот калибр, не тот размах.

DVAR

«Jraah Mraah»

Gravitator Records

Первый альбом крипто-готов DVAR, выпущенный не на лейбле Irond, что само по себе сенсация. Признаться, я долго считала этот проект остроумной мистификацией сотрудников «Айронда», однако... Лейбл сменился, а скрытые от глаз общественности участники таинственной формации снова показывают нам нос с обложек диска и смеются желтой ухмылкой снеговика из пустыни Сахары. «Тридцать ювелирно сработанных миниатюрных шедевров», — гласит наклейка на коробке. Действительно миниатюрных, действительно тридцать. Шедевров ли? Воспринимать композиции со звуком пластикового midi довольно сложно — разве что как минималистскую «фишку». О музыкальной нагрузке говорить вообще не приходится. Зато в вокальной и образной составляющей DVAR превзошли сами себя.

Странненькие и страшненькие человечки словно щекочут друг другу пятки, тетёшкаются, милуются и целуются, играют со своими детишками... а порой и пребольно наказывают их. Раньше можно было говорить о какой-то «инфернальности», dance macabre и оттенке злого хохота в телепузическом бормотании этих крошечных «существ». Сейчас персонажики буквально давятся смехом. Возможно, исполнителя распирала истерика при мыслях о готах, которые побегут скупать сей эзотерический товар. А может, вся эта дваровская нечисть и впрямь смотрит на нас невидимыми глазками и потешается над нашей — с их точек зрения — нелепостью и убожеством. Кто знает...

Kamelot

«Ghost Opera»

«Союз Music»

Новое время требует новых, изощренных удовольствий. Простым пауэр-металом уже никого не удивишь, на арену выходят совершенные жанровые гибриды, тысячами жал нацеленные на все чувствительные места слушателей. Таков новый альбом Kamelot — безупречный продукт на стыке пауэр-метала, эпик-хэви, симфо-готики и бог знает чего еще. Роскошный темный сапфир искусной работы сверкает всеми своими гранями. Качество продюсирования просто ошеломляет — похоже, это лучшее звукорежиссерское творение Саши Паэта и Миро Роденберга. Пускай здесь нет настоящего, как у Rhapsody, оркестра, но «синтетический» его вариант звучит даже эффектнее оригинала! «Вкус, идентичный натуральному»...

Относительный новичок состава клавишник Оливер Палотаи (участник группы Доро Пеш и, в прошлом, Блэйза Бэйли) освоился на своем месте. Его манера игры существенно отличаются от стиля его предшественника — Миро. Тот предпочитал ажурные, но пустоватые «неоклассические» виньетки, Оливер играет более весомо, по-роковому, заботится о создании единой звуковой картины. Красавчик Рой Хан поет куда разнообразнее и эмоциональнее, чем в прошлых работах Kamelot. Порой даже вспоминается его пение в Concep-tion. Гитарист Томас Янгблад сочинил очередные 11 неотразимых хитов. Примечательно участие певицы Epica Симоны Симонс в печальном романсе «Love You To Death» (в общем, все померли...). Симфо-готик-металлисты Epica – еще одни подопечные Паэта и Миро. Кажется, еще чуть-чуть, и Kamelot тоже примкнут к этому жанру. Осталось сделать смену пола Рою Хану (не дождетесь!).

The Aftermath

«I Follow Song»

Landy Star Music

The Aftermath — это коллектив из Нальчика, города, где, как мы знаем благодаря замечательному гитаристу Арсену Шомахову и его «Рэгтайму», существует и блюз, и другая хорошая музыка. Сестры Фатима и Таита Матиевы тоже исполняют музыку, совсем далекую от кавказских широт: англоязычный кантри-блюз-фолк-рок собственного сочинения. Хотя почему далекую? Есть, видимо, что-то общее в южной плодородной атмосфере обеих территорий. Впрочем, The Aftermath – это действительно именно девичье творчество в самом лучшем смысле слова, оно очень трогательное, милое и невинное, как и голоса Фатимы и Таиты, звонкие, легкие и даже немного «мультяшные». Девушкам аккомпанирует полнокровный, хотя по понятным причинам не слишком шумный бэнд со слайд-гитарой, флейтой и гармоникой. И так чудесно слышать в исполнении сестер Матиевых песни о маме, о сестринском взаимопонимании («Девушка со шляпой на голове»), об апельсиновой подружке (психоделическая «Orange Girl-Friend»), о дне рождения, о парне в голубых джинсах от «Мальборо»... (все тексты представлены в буклете в англо- и русскоязычном вариантах). Правда, встречаются и совсем грустные песни, в которых звучит великая — не выдуманная, а пережитая — тоска по родному дому и покинутых местах («Я не верю» и «Я была счастлива», посвященные Грозному). В очаровательные мелодии The Afte-rmath вплетаются мотивы кантри, блюза, фолк-рока и колыбельных, и, слушая их, не хочется даже единым неловким движением разрушить ту хрупкую гармонию, которую они создают в душе...

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"