В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ МЫ ТЕСТИРОВАЛИ DVD-РЕКОРДЕРЫ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ПИСАТЬ ТОЛЬКО НА ОПТИЧЕСКИЕ ДИСКИ. И ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ОНИ ПРЕКРАСНО ПОДХОДЯТ ТЕМ, КОМУ ФУНКЦИЯ ЗАПИСИ ТРЕБУЕТСЯ ЛИШЬ ИНОГДА, ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ. НО ЕСТЬ И ДРУГАЯ КАТЕГОРИЯ ЛЮДЕЙ — ОНИ ПИШУТ ВИДЕО ЧАСТО И ПОМНОГУ. ПОЭТОМУ ИМ НЕОБХОДИМ DVD-РЕКОРДЕР С ЖЕСТКИМ ДИСКОМ, И ЧЕМ ОН БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Видео
1. Отладочный диск «Video Essentials» (DVD5, NTSC).
2. «Человек-паук», Superbit (DVD9, PAL).
3. «Малхолланд драйв». (DVD9, NTSC).
4. «300 спартанцев» (DVD9, PAL).
5. Сборник мультимедийных файлов (mp3, DivX, JPEG) на диске в формате DVD-ROM.
Аудио
1. Збигнев Прейснер, «Музыка Прейснера» (Live).
2. П.И. Чайковский, «Увертюра 1812 год». Чикагский симфонический оркестр под управлением Фрица Рейнера (XRCD).
3. «Музыка к великим кинофильмам» («The Great Movie Scores»). Оркестр популярной музыки штата Цинцинттаи под управлением Эрика Кунцеля (XRCD).
Известно два возможных пути развития техники: качественный и количественный. Изредка они пересекаются и идут параллельно. Но чаще разработчики следуют лишь по одному из них. Скажем, любительские цифровые фотокамеры с каждым годом наращивают количество мегапикселей на матрице, а поскольку размер светочувствительного сенсора при этом либо остается неизменным, либо даже уменьшается, то качество снимков не только не становится лучше, но и нередко ухудшается. Но зато в рекламе можно крупно написать: «10 мегапикселей!!!» Дело все в том, что путь количественного развития с точки зрения маркетинга предпочтителен, поскольку дает возможность при продвижении товара оперировать четкими числовыми аргументами. Никто же не станет говорить в рекламе, мол, наш фотоаппарат снимает лучше всех — конкуренты возмутятся и потребуют доказательств. А в процессе их добывания могут обнаружиться весьма неприятные вещи.
И ведь что особенно грустно: улучшение некоего параметра, который был принят как наиболее важный, часто сопровождается принесением в жертву других, не менее существенных для потребителей. Например, мода на тонкие корпуса у DVD-проигрывателей внесла свою лепту в ухудшение их и без того не шикарных качественных показателей. Жертвою, в частности, пали блоки питания и транспорты, чьи габариты не могут быть уменьшены без ощутимого влияния на звук и картинку.
Одно время по такому пути явно шли и DVD-рекордеры с жестким диском — каждое новое поколение этих устройств похвалялось увеличенной емкостью HDD. В итоге в прошлом тесте DVD-HDD-рекордеров аппаратов с винчестерами менее 160 Гб уже не было, а самый «крутой» из них имел емкость в 500 Гб и мог при этом работать с внешними накопителями, что позволяет без проблем и дальше наращивать объем хранилища. Именно поэтому, собирая подобные устройства для очередного теста, готовился увидеть аппараты с винтами на 750 Гб, а то и больше, ведь в компьютерной сфере такие диски стали совершенно обычным делом, у меня в домашней сети подобных накопителей уже два. И был в итоге немало удивлен тем, что эти ожидания не оправдались. Все участники эксперимента оказались оснащены винтами на 160 или 250 Гб, и лишь у одного из них обнаружился накопитель на 320 Гб, причем это далеко не самый дорогой аппарат. Вывод напрашивается сам собой: вектор развития в этом секторе изменился. Его истинное направление нам как раз и предстоит сейчас определить.
БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО
О том, что рано или поздно объем HDD перестанет расти, по крайней мере быстро, можно было догадаться. Дело в том, что любой рекордер с винчестером подобен озеру с проточной водой — чтобы его уровень оставался в пределах сезонных колебаний, из него должно вытекать воды не меньше и не больше, чем втекает. Если же устроить запруду на «выходе» из водоема, он начнет переполняться и очень скоро затопит окрестности. К счастью, переполнение винчестера информацией не приводит к стихийным бедствиям — накопитель просто перестает принимать данные. Освободить его можно двумя способами: стерев часть записанного (а может, даже все, безжалостно отформатировав винт) или перегнав все наиболее ценное на DVD-болванки. Естественно, второй способ представляется нам более гуманным и культурным. Однако я уже неоднократно писал, что чем больше «авгиевы конюшни», тем сложнее их расчистить. И больше требуется времени, чтобы перекинуть все на оптику. При этом, как ни странно, скорости записи на болванки за последнее время реально не выросли. Формально они стали больше — у меня в домашнем компьютере, к примеру, стоит DVD-привод с максимальной скоростью записи x18, но я по старой привычке продолжаю писать на x4, поскольку ускорение многократно увеличивает риск того, что болванка быстро потеряет данные, даже если на ней написано: «x18 certified». Вот именно здесь нас и поджидает «бутылочное горлышко», что побуждает к планированию работы с рекордером и своевременной архивации записанного. Конечно, в природе существуют диски, на которых в действительности можно писать так быстро, но стоят они довольно дорого, да и гарантии, что информация будет на них устойчивой, никто не даст.
Возможно, производители вникли в эту проблему и решили избавить пользователей от лишних хлопот, а потому и не стремятся в массовом порядке устанавливать емкие винчестеры. Но мне все же кажется, что истинная причина в другом. Во всем мире — и у нас, и в богатых странах Запада — наибольшие объемы продаж обеспечиваются самой дешевой техникой. Рекордеры с относительно небольшими винчестерами стоят меньше, а потому продаются более энергично. Важно лишь следить за конкурентами и вовремя увеличивать объем накопителя, чтобы не остаться в хвосте прогресса.
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?
Тем не менее и 160 Гб — это весьма солидный объем: в режиме SP, который обеспечивает весьма приличное для записи ТВ-эфира качество, на такой винчестер уместится порядка 68 часов видео. А на HDD 320 Гб — 134 часа. Однако реальная польза от такой вместимости — только тем, кто уезжает надолго из города и хочет записать свой сериал, без которого жить не может, или, скажем, матчи футбольного чемпионата. Однако — и мы об этом не раз писали — большой винчестер не создаст проблем при условии, что данные с него будут регулярно скидываться на DVD или стираться. Иначе в какой-то момент он окажется заполненным под завязку, и тогда его расчистка станет длительной и муторной задачей. Если же вовремя этого не сделать, то при необходимости срочно зафиксировать нечто важное придется воспользоваться оптическим диском. И вот тут может обнаружиться неожиданная неприятность — рекордер откажется производить запись непосредственно на болванку. Еще в процессе прошлых тестов мы обнаружили такую особенность у некоторых моделей — они пишут исключительно на HDD и уже только с него — на DVD. Столь строгий алгоритм работы объясняется заботой о пользователе, которому не хочется вникать в тонкости техники. К сожалению, именно такие люди с большой вероятностью забудут своевременно расчистить винчестер и рано или поздно столкнутся с суровой реальностью, когда придется все-таки брать в руки руководство и вникать в управление аппаратом. Так что вариант с «равноправными» накопителями — когда владелец рекордера сам выбирает, на что ему писать, — представляется нам предпочтительным. Впрочем, не будем полемизировать с разработчиками — лишь обратим на этот аспект внимание, чтобы вы сами могли решить, какой алгоритм вас больше устроит.
Тестирование проведем по той же методике, что и в прошлый раз, когда мы знакомились с «плеерами с кнопкой «ЗАПИСЬ», то есть рекордерами без HDD. Конечно, наличие винчестера внесет свою специфику, но мы по-прежнему будем уделять пристальное внимание эргономике, качеству изображения и звука. Способность аппаратов воспроизводить музыкальные компакт-диски проверялась в головных телефонах Sennheiser HD650 при помощи высококачественного «ушного» усилителя, обладающего вторым комплектом входов и позволяющего переключать источники. В роли референсного плеера — CD-проигрыватель Denon DCD-735 (c незначительными доработками). На двух аппаратах синхронно запускался один и тот же диск (естественно, в копии на CD-R), и переключением тумблера осуществлялось сравнение. Тот же самый плеер Denon DCD-735 уже выступал у нас как референсный проигрыватель в материале «Конкурс на замену» (№11/2006) — если помните, мы искали тогда DVD-проигрыватель, который мог бы с равным успехом показывать кино и исполнять музыку. К сожалению, никто так и не смог пересилить старый CD-плеер. Может быть, это удастся одному из участников теста сейчас?
PLAYBACK
В прошлый раз, когда мы тестировали аналогичную аппаратуру, наименее дорогой рекордер стоил $400, что по нынешнему курсу, с учетом банковских накруток, приблизительно равно 10400 руб. Заметьте, что лидер того теста по доступности имел винчестер всего 160 Гб, а у Hyundai H-DVD5023 — 250 Гб, притом что рекомендованная цена у него — всего 8300 руб. Вдобавок у этой модели имеется вход USB — тогда эту небольшую, но приятную «фичу» можно было получить только у более дорогих аппаратов. Так что процесс удешевления этого вида оборудования пока еще продолжается, в то время как у DVD-плееров он, похоже, уже прекратился (куда уж дешевле?).
Как ни странно, но уже значительно больше — 11990 руб. — придется отдать за аппарат, лишенный некоторых функций (интерфейс USB, вход DV) и с винчестером меньшей емкости — Toshiba RD-XS25. Но посмотрите, какие оценки он получил за эргономику, а также качество изображения и звука: три «десятки» — это серьезный результат, достойный нашей «Рекомендации».
Следующим на ценовой лестнице, ведущей вверх — элегантный рекордер LG HDRF990, 12990 руб. за такого красавца отдать не жалко. По сумме баллов он совсем немного отстал от аппарата Toshiba, но интересен рядом нечасто встречающихся функций (в т.ч. это запись в MPEG4), поэтому также заслуживает «Рекомендации».
Рекордерам Philips DVDR7310H и Samsung DVD-HR757 в этот раз не повезло, они остаются без награды, первый — из-за неоправданно высокой цены, второй — из-за несколько худшего, чем у остальных, качества картинки и звука.
А ведь конкуренция была невероятно сильна — максимальные оценки по всем показателям у нас получили два аппарата, на моей памяти это первый подобный случай. Pioneer DVR-LX60 является одновременно упрощенной и усовершенствованной версией прошлогоднего флагмана DVR-940HX-S — новая модель лишилась комбинированного тюнера, она может принимать программы только аналогового вещания, вдвое уменьшена емкость винчестера. Но при этом были несколько модернизированы «внутренности», что способствовало улучшению качества работы. Но самое главное — вдвое снижена рекомендованная цена. Так что в силу «секвестра» модель DVR-LX60 имеет у нас более оптимистическое рыночное будущее, чем вышедший в прошлом году флагман: жесткого диска в 250 Гб более чем достаточно, а телевидение DVB-T в России что-то не торопится разворачиваться. А если и развернется, то проще и надежнее купить приставку.
Sony HX950 формально несколько дешевле — рекомендованная цена 18500 руб. Однако к моменту проведения теста его еще не было в продаже, поэтому реальная рыночная стоимость не определилась. А вот Pioneer DVR-LX60 уже продается, и при желании его можно найти не дороже, чем аппарат от Sony. Так что по цене они примерно равны.
Как ни странно, но два аппарата очень похожи и по алгоритму работы, и по структуре графического интерфейса пользователя. Имеются у них и «внутренние», конструктивные совпадения. И хотя есть некоторые не слишком значимые различия (скажем, у Sony не предусмотрено подключение по USB компьютерной клавиатуры), а также используются разные компоненты (HDD разных производителей), у меня возникло ощущение, что оба построены на одной платформе, разработанной Pioneer. Не вижу в этом ничего плохого, тем более что два рекордера разных марок сохранили фирменную индивидуальность. И потому оба получают Grand Prix. l