Долгожданное издание антологии легендарной российской группы «Джунгли», распавшейся в 1991 году после отъезда гитариста и основного автора Андрея Отряскина в Америку, наконец состоялось. Двойной альбом включает в себя все известные на данный момент записи «Джунглей», отремастированные и выходящие на CD впервые. Первый диск — это 7 треков разных лет, объединенных под общим названием «Шесть марокканских ямщиков», второй — «Весна в Шанхае», включающий материал, издававшейся на «Мелодии» в 1989 году на виниловой пластинке, плюс еще 4 вещи. Можно долго рассуждать о метафизике явлений, и абсолютно ясно, что в 80-е рокерам у нас жилось несладко. Но всё же в то время, в сложных условиях, на несовершенных инструментах создавались прекрасные творения в самых изысканных жанрах, которые ныне считаются в России прочно искорененными — как арт-рок/авант-рок, например.
Сочинения «Джунглей» вызывают сравнения с творчеством Стравинского, Штокхаузена, Пендерецкого, композиторов-минималистов, King Crimson, Mahavishnu Orchestra. Музыкальный язык группы экспрессивен, ритмически остр, тембрально ярок. Монументальный опус «Весна в Шанхае» представляет собой один из первых на российской рок-сцене примеров world music, слияния разных культур (в записи участвовали приглашенные музыканты из Африки). Наконец, Отряскин был пионером использования у нас в стране гитарного синтезатора, а группа «Джунгли» — единственной, кто применял на концертах бревно с электродатчиком и пружинотрон!
Это издание — своего рода эпитафия группе «Джунгли», которая, в отличие от некоторых наших рок-ветеранов, никогда не воссоединится даже ради одного концерта. В буклете можно найти всю необходимую информацию: история коллектива, сведения о составах (в числе участников группы в разные годы — И. Тихомиров, М. Бомштейн, Н. Рубанов,
П. Литвинов и другие замечательные музыканты), раритетные видео- и фотоматериалы, слово от автора, наконец.
Bjork
«Volta»
Wellhart ltd/One Little Indian Ltd/ООО «Юниверсал Мьюзик»
Новый альбом исландской дивы открывает новые двери восприятия там, где, казалось бы, сама Бьорк в своих фантазиях зашла в тупик. «Medulla» с его сверхсмелой идеей использовать для записи и исполнения всех партий лишь человеческие голоса оказался и той гранью, за которой уже некуда было идти; «Volta» же возвращает творчество Бьорк в более традиционное русло, если термин «традиция» вообще применим к этой авангардистке-радикалке. Правда, в новой работе у Бьорк появляется и новый «конек» — а именно звучание секции медных духовых инструментов («живых», разумеется), которое воспринимается как гораздо более человечное и естественное, чем обработанные электроникой голоса. Человечное, но в то же время немного жуткое. Тяжеловесные, неповоротливые аккорды тромбонов, валторн и труб словно возвещают о приближающихся всадниках Апокалипсиса, и весь альбом пронизывает ощущение тревоги, скорой «конечности» бытия. Но скажите, разве это чувство не сопровождает каждый наш день? В каждом треке — своя брасс-секция, в «Wanderlast», например, она состоит сплошь из исландских женщин (судя по фамилиям, оканчивающимся на «доттир»). На этом фоне гиперэмоциональный, экстатичный, порой чуть ли не рыдающий голос Бьорк звучит свободно, откровенно. Артистка не чувствует себя скованной какими-либо рамками: ее задача — не поразить, а высказаться. И тем большим шоком (не побоимся этого слова) становится песня о любви — «The Dull Flame Of Desire», причем написана она на слова Ф. Тютчева (в оригинале — «Люблю глаза твои, мой друг...»), услышанные Бьорк в фильме А. Тарковского «Сталкер». Бьорк исполняет эту песню дуэтом с певцом Энтони (Anthony and The Johnsons), и в каждом слове, каждой фразе — такие настоящие и жизнь, и слезы, и любовь, которые трудно сыскать в общей массе современного насквозь коммерческого «творчества». Впрочем, Бьорк продолжает и электронные эксперименты — ее призывная «Declare Independence» совершенно по-панковски режет уши своими компьютерными «пищалками», да и других странностей и «изломов» на альбоме полно (куда же без них?). Команда, которую собрала под своим крылом Бьорк, состоит из новых (Тимбалэнд, Дэмиэн Тэйлор) и проверенных старых (Марк Белл, Марк «Спайк» Стент), но всё же большинство песен написано и спродюсировано лично певицей. Альбом «Volta» (который, к сожалению, уже подвергся незаслуженной критике), несомненно, является одним из лучших в дискографии Бьорк.
Lisa Gerrard
«The Silver Tree»
Subway Records
В своем творчестве Лайза Джеррард уходит всё дальше и дальше от «готики» в привычном, рокерском ее понимании и возносится куда-то в заоблачные дали высокого искусства. Ее сочинения нынче больше похожи на музыку композиторов-сонористов, чем на обычные рок- (или «готические») песни. В «The Silver Tree» (прежде доступном только в Интернете и на австралийском издании) Лайза творит на территории где-то между академическим авангардом и древней молитвой. Произведение в целом представляет собой нечто вроде духовной кантаты — 13 треков плавно переходят один в другой, словно река перетекает в реку. Струящиеся аккорды струнных и далекие отзвуки хора обрамляют божественный голос, который теперь звучит куда менее напряженно, страстно и драматично, чем когда-то в 80-е. Иногда Лайза словно поет негромкую и неспешную народную мелодию — без начала и конца, только для себя самой. А иной раз в отдаленном, неразборчивом гуле голосов и внезапно вступающем биении электронного бита почудится призрак надвигающейся опасности... Но нет, минует нас чаша сия, и мягкий, теплый и темный вокал Лайзы (который с легкостью переходит от сочного оперного контральто к открытым «фолковым» верхам) уносит в сферы совершенно иные, чем сама жизнь. Не лучшее ли это музыкальное сопровождение для раздумий о вечном, куда стоит уйти без страдания, без сожаления, без скорби? «The Silver Tree» — без сомнения, одна из лучших работ бывшей солистки Dead Can Dance, которая и сегодня остается властительницей дум всего регрессивного человечества.
Gianni Morandi
«Il Tempo Migliore»
SONY BMG Music Entertainment
Джанни Моранди — певец родом из детства. Верно подмечено, что мелодизм и страстность итальянской эстрады весьма близки русскому слушателю — и сейчас полузабытые Пупо и Аль Бано собирают неплохие аудитории на ностальгических «дискотеках 80-х». Первое школьное увлечение «итальянцами» для кого-то оказалось преходящим и переросло в любовь к более «серьезным» музыкальным жанрам, а для кого-то стало делом всей жизни — например, моя одноклассница под влиянием этого хобби поступила на иняз и вышла-таки замуж за настоящего итальянца, уехав жить в солнечную страну... Главный успех Джанни Моранди пришелся на 1987 год, когда он победил на фестивале «Сан-Ремо» с песней «Si puo dare di piu»; потом было второе место в 1995-м и третье — в 2000-м. Правда, в новом веке большинство уже перестало следить за главным итальянским музыкальным конкурсом. Но голосистые герои девичьих грез продолжают творить: не столь давний альбом Адриано Челентано стал бестселлером, а новый диск Джанни Моранди вполне можно поставить в один ряд с его прежними работами. 63-летний Джанни не менее динамичен и страстен, чем когда-то. Прекрасный голос, море эмоций, яркий мелодизм и очень качественные «живые» аранжировки — никакой халтуры, никакой усталости, всё говорит о том, что горячая кровь продолжает бурлить в итальянских жилах. Этот диск можно порекомендовать и всем любителям AOR’а, так как по сути он представляет собой хорошую музыку для взрослых и вообще всех возрастных категорий.
Nine Inch Nails
«Year Zero»
Interscope Records/ООО «Юниверсал Мьюзик»
Совсем недавно Nine Inch Nails посетили Россию с концертами, и мы наконец убедились, что детище Трента Резнора действительно существует как группа (на сцене присутствовали пять музыкантов) и вполне может выступать вживую. Может, да еще как: с концерта слушатели выходили ошеломленные и подавленные обрушившейся на них лавиной индустриально-металлического звучания, всепоглощающей стихией ритма и величием тщательно синхронизированного с музыкой лайт-шоу. Правда, в студии Резнор предпочитает всё-таки творить и записываться в одиночку, да и альбомы его не так отборно хитовы, как концертные сеты. Новейший «Year Zero» не столь зубодробителен и мозгоразрушителен, как предыдущий «With Teeth» (2005), но и здесь саундовых находок хоть отбавляй. И это в то время, когда уже всё, казалось бы, слышано-переслышано и ничего нового придумать нельзя! Но Резнор умудряется накручивать ручки и программировать компрессоры так, что даже бывалые знатоки электронно-альтернативной музыки подскакивают на диване, а уж когда из хаоса работы невидимых звуковых поршней, двигателей и генераторов вдруг выстраивается (по строгой задумке автора) хрупкая и в то же время мощная мелодико-ритмическая конструкция, то восхищению нет предела. Правда, иногда подобные штудии уже становятся издевательством над ушами... Сам альбом, как это принято в наше время, содержит хорошо закамуфлированные противогосударственные и антиглобалистские высказывания, а на заднике даже имеется (вероятно, с подачи самого Резнора) нашлепка, призывающая всех инакомыслящих и подстрекателей сдаваться в Американскую полицию нравов. Позицию NIN можно определить, как «добро должно быть с кулаками»: недаром у героя на обложке в одной руке Библия, в другой — автомат. Впрочем, всё это, как можно догадаться, хорошо спланированная провокация, и насаждать «разумное, доброе, вечное» Трент намерен лишь одним способом — привлекать как можно больше слушателей к своему бескомпромиссному искусству. Нечеловеческая музыка, «Апассионата» Бетховена отдыхает — это в первую очередь о концертном воплощении Nine Inch Nails, но и «Year Zero» становится в один ряд с самыми достойными произведениями звукового новатора и музыкального идеолога Трента Резнора.
Art Garfunkel
«Some Enchanted Evening»
Rhino Entertainment Company/Warner Music Group
Арт Гарфанкел, не так давно возобновивший свою исполнительскую деятельность и даже весьма удачно попробовавший себя в качестве композитора (альбом «Everything Waits to Be Noticed», 2002), решил записать сборник кавер-версий «салонных» шлягеров первой половины — середины ХХ века. Гарфанкел выбрал сочинения довольно известные: «Someone To Watch Over Me» Д. Гершвина, «Let’s Fall In Love» Х. Арлена, «Gorcovado» А. Жобима, «Easy Living» Л. Робина и др. Идея не нова, и потому трудно удержаться от сравнений с Брайаном Ферри, Родом Стюартом, Тони Беннеттом и многими другими, кто занимался подобными вещами. К сожалению, сравнение будет не в пользу Арта, потому что если Ферри (в большей степени) и другим (в той или иной) удавалось передать изысканный, несколько даже вычурный дух джазово-эстрадной музыки до- и послевоенной эпохи, то Гарфанкел с его фолково-бардовским прошлым выглядит на этом фоне неказистым простачком. И голос его невелик, и интонация пресновата, и чувства стиля не хватает. Даже наличие в аккомпанирующем составе знаменитого джазового барабанщика Стива Гэдда не спасает ситуацию. Конечно, кому-то может показаться очаровательным тихое и скромное пение Арта, но все-таки гораздо лучше он в своей роли — барда и поэта.
Дмитрий Ревякин
«Жатва»
ООО «Цветной звук»
Сольный альбом Ревякина вышел через год после номерной пластинки «Калинова Моста» («Swa»), но временная разница между ними на самом деле гораздо больше, ведь в «Сву» вошли в основном хорошо знакомые песни конца 90-х — начала 2000-х. Сольное творчество Дмитрия не выбивается из канвы «Калинова Моста», оно продолжает и развивает его. Для записи «Жатвы» Ревякин позвал хорошо известных в фолк-мире музыкантов — Сергея Старостина (этнические духовые), Юрия Сергеева (перкуссия, бас), Анатолия Исаева (волынка) и даже исполнительницу на загадочном инструменте «мачта». Впрочем, фольклорный колорит весьма элегантно уравновешивается использованием электронной перкуссии (единственный коллега Ревякина по «Мосту» — барабанщик Виктор Чаплыгин). Несмотря на камерное, порой даже аскетичное звучание, «Жатва», быть может, еще сильнее и более выпукло представляет столь характерные для Ревякина темы — духовной силы и величия Руси. При прослушивании альбома невольно вспоминаются кадры из «Андрея Рублева» Тарковского, тем более что и оформлен диск в том же ключе (художник Владимир Распутин) — силуэты церквей, одухотворенные лица русских воинов, колосья и зарево пожарищ... Да и сама концепция альбома явно отсылает к временам татаро-монгольского нашествия и жестокой эпохе объединения русского государства. Поэтический язык Ревякина здесь, пожалуй, еще более витиеват и многомудр, чем обычно, однако слова песни «Гордая Рязань» пронзают и потрясают: «Победа или смерть! Пусть захлебнется враг жестокий нашей кровью. Когда погибнем все — достанется ему и разоренный дом, и мертвые тела; и содрогнется он, пируя на костях, потери сосчитав свои». Трудно удержаться от того, чтобы провести параллели с днем сегодняшним, однако Ревякин в силу своей великой мудрости и гуманизма не переходит грань, за которой можно было бы услышать призыв к действию. «Жатва» — альбом-наставление и альбом-предостережение; являя собой произведение строгой, но могучей красоты, он заставляет задуматься о прошлом и будущем, и о своем месте в этом мире. «Помни — ты здесь не зря...»
Алиса
«Стать Севера»
ООО «Гранд Рекордс Паблишинг»
Константин Кинчев смотрит в ту же сторону, что и Дмитрий Ревякин, вот только видит он там нечто совсем иное. Сравнения порой бывают неуместны, но здесь их не избежать. Русофилия «Алисы» имеет воинствующий оттенок, как ни пытается Доктор Кинчев в последнее время смягчить свои призывы. Даже более уравновешенный, не столь жесткий саунд «Стати Севера», даже раздумчивый, витиевато-философский тон многих песен не может скрыть истинного настроя лидера «Алисы». «Как взнуздала Русь рукавами рек кочевой восток в седлах запада» — как вам такое? Впрочем, чаще всего Кинчев выражается не столь определенно, и за высоколобыми умствованиями про «святую волю Небес» и т.д. порой вообще трудно уловить смысл. К сожалению, то же самое можно сказать и о музыке: на пластинке (в отличие от предыдущего «Изгоя», который мог похвастаться хотя бы заглавным хитом) нет ярких, запоминающихся песен — ни «плакатов», ни глубоких баллад. Псевдорусские мотивы звучат наивно и заунывно. Спокойная и статная «Северная быль» достойно завершает альбом, но компенсировать предыдущие провалы она не может. Самая лучшая вещь — это кавер песни «Старые раны» М. Науменко, зачем-то обработанной в электронном звучании. А что касается «Жизни струны», то Кинчев и не скрывает, что она написана в память о В. Цое и, стало быть, не случайно очень напоминает «Кино». Но самый потрясающий во всех смыслах слова трек — это «Rock-n-roll», который уже выходил на концертном альбоме «Ва-Банка», а здесь представлен в качестве бонуса. Куча звезд отечественного рока поют славу самим себе, давая ответ некоему спесивцу, посмевшему заявить, что рок-н-ролл — это он. Можно долго гадать, чье же высказывание так покоробило Кинчева, но в этом ли суть? Самое главное и обидное — то, что «Алиса» в последнее время, увы, не может приблизиться к уровню таких работ, как «Для тех, кто свалился с Луны», «Черная метка» или столь непохожий на них «Джаз». В те трудные для себя годы Кинчев, может, и заблуждался, но музыку делал хорошую.
В лимитированное издание альбома входит также DVD, на котором представлен клип «На пороге неба» (с кадрами из фильма «Волкодав»), ролик о съемках клипа, а также фото. Всё для верных поклонников!
Вопли Видоплясова
«Або Або»
«Студия СОЮЗ»
Особо говорить об альбоме нечего — это отремастированный дебютник самой популярной украинской рок-группы. Запись сделана на фестивале «Eurockeens de Belfort» (Франция) в 1991 году, где группа выступала в самом что ни на есть классическом составе: Олег Скрипка (вокал, баян, гитара), Юрий Здоренко (гитара, вокал), Александр Пипа (бас) и Сергей Сахно (барабаны). В концерте вместе с «ВВ» принимали участие такие исполнители, как Джо Кокер, Mano Negra, Pixies и INXS. Благодаря тому, что Скрипка на тот момент еще не придумал разбавлять песни чтением стихов, а основной упор делался не столько на фолк, сколько на жесткий хард-роково/панковский угар, накал страстей к концу шоу получился нешуточным. Становится не стыдно за тогда еще великую державу, экспортировавшую свое национальное искусство в Европу с самыми, как говорится, далеко идущими последствиями! Альбом вышел в том же 1991 году на виниле и CD, но с тех пор стал большой редкостью. Возможно, кто-то познакомится с начальным этапом творчества «Видоплясовых» впервые, ведь многие вещи с этого диска сегодня не звучат на концертах. Правда, недавно «ВВ» выпустили сборник перезаписанных старых хитов «Були деньки» (куда вошли и песни из «Або Або», в том числе вещь, давшая название компиляции), в связи с чем группу могут упрекнуть в спекуляции на старом материале. Но упрекать тут не в чем: в настоящий момент «Союз» переиздает весь бэк-каталог «ВВ», так что можно только порадоваться.
Чичерина
«Человек-птица»
ООО «Гранд Рекордс Паблишинг»
После долгого молчания (пластинку «Музыкальный фильм» 2006 года трудно назвать громким релизом, так как о ней почти никто не знал) Юлия Чичерина восстала, аки птица Феникс из пепла. Слава Богу, ту-лу-лу и прочую муть каким-то ветром из ее головы наконец выдуло. Забыв подростковый нигилизм, девичьи страдания и песни-ни-о-чем, Юля нынче исполняет чуть ли не модерн-джаз-рок. Или, во всяком случае, поп-рок с сильным влиянием фанка, латино и нью-эйджа (вспоминается «Квартал», но, пожалуй, проводить аналогии еще рановато). Открытый, сладковатый и чуть излишне старательный голос Юли (которая, к счастью, давно уже не вопит, как когда-то в ранней юности) создает ощущение спокойствия и расслабленности. Самое поразительное впечатление оставляют тексты: это абстрактно-фантазийные поэтические картины и яркие, совершенно не обыденные образы. Чичерина словно отказывается от всего земного и улетает в мир, где живут пусть и вымышленные, но такие классные пираты, воздухоплавающие корабли, люди-птицы и рыбы-луны. Она словно сочиняет сказку — для себя, для своей дочки, для всех слушателей. При этом создается мощный позитивный заряд, буквально через такт подпитываемый сентенциями типа «тебе хорошо и мне хорошо», «легкость бытия ощущаю я» и даже «не надейся, не нарушится мироздания равновесие, потому что добро побеждает зло». Ну, где вы еще сегодня такое услышите? В общем, перемены, произошедшие с Юлей, можно признать самыми что ни на есть положительными. Хочется пожелать ей дальнейших успехов.