#9/2007 • JAZZАЛЬБОМ

Дмитрий УХОВ

Metheny — Mehldau

«Quartet»

Nonesuch Records

Первый совместный диск двух мастеров современного джаза, очень близких друг другу и по музыкальной стилистике, и вообще духу, определенно претендовал на нечто большеe, чем в итоге получилось. Фактически это был не полноценный квартет (фортепьянное трио Мелдау плюс гость — гитарист Метини), а почти случайное собрание     как бы спонтанно записанных дуэтов, с особенно заметными в таких случаях неточностями. Причем в основном  без сопровождения ритм-секции — басиста Лэрри Гренадира и ударника Джеффа Балларда.

Музыканты это явно почувствовали и поспешили «исправиться». Не случайно даже добавили в название слово «Квартет». Импровизации короче, практически без необязательного  «перебрасывания» одной и той же фразы от одного к другому и обратно (по-английски это выразительно называется noodlin’ — от слова noodle, лапша). Семь (из одиннадцати) композиций записаны полным  составом, и ритм-секция, действительно, ставит «дуэлянтов» в более жесткие, я бы сказал, жанровые рамки — в том числе с легким латиноамериканским колоритом. В паре случаев («Towards the Light» и «Secret Beach») Метини использует гитарный синтезатор, с довольно банальными тембровыми красивостями, впрочем, восприятию целого не мешающими. А так и впрямь красивая, содержательная легкая музыка, особенно в  кратком эпилоге — в стиле типично голливудской киномузыки. Впрочем, кое-кто слышит в нем нечто большее — новую простоту в духе бывшего советского авангардиста  Валентина Сильвестрова.

Frank Morgan

«A Night in the Life: Live at the Jazz Standard», Vol. 3

High Note Records

Поучительная во всех отношениях история: Фрэнк Морган, сын гитариста, работавшего в том числе с популярной вокальной группой Ink Spots, в 1947 году, еще подростком, выиграл конкурс юных дарований и записал диск с лидером знаменитых оркестров Фредди Мартином, увлекся тогдашним авангардом — бибопом Чарли Паркера — причем настолько, что начал подражать своему кумиру во всем, в том числе и, увы, в употреблении сильных наркотиков. И буквально в дни смерти Паркера угодил в тюрьму, в сущности, на тридцать лет. Хотя в просветах между отсидками и принудительным лечением успевал напомнить о себе стилизациями под Паркера. Но! В середине 80-х Морган окончательно завязал и постепенно выработал собственную манеру игры — так, как если бы не было после Паркера  ни Пола Дезмонда, ни Эрика Долфи. В год своего 70-летия, в 2003-м, несколько дней Морган играл в новом тогда (и модном сейчаaс) нью-йоркском клубе «Jazz Standard» с отличными аккомпаниаторами (Джордж Кейблз — фортепьяно, Кертис Ланди — бас и Билли Харт — ударные). Фирма High Note наконец решилась выпустить серию записей этих выступлений, начав почему-то сразу с Vol.3 («Третьего тома»). Но зато название у проекта очень подходящее: «Ночь в жизни» (аллюзия к битловскому «A Day in the Life»). В «Третий том» вошел в основном  репертуар эпохи Паркера, за исключением  дэйвисовского «Half Nelson» и «On Green Dolphin Street». А нам остается только ждать, когда выйдут оба приквела «Ночи в жизни, том 3».

Fred Wesley & The Swing’N Jazz All-Stars

«It Don’t Mean A Thing If It Ain’t Got That Swing»

Sons Of Sound

Очень необычный проект, этот Swing’N Jazz в Рочестере, штат Нью-Йорк. Джаз-фестиваль, где за определенную сумму, пожертвованную на курсы для студентов музыки, можно поиграть в гольф с приглашенными звездами джаза (и друг с другом, разумеется). В 2005 году тромбонист Фред Уэсли (прославившийся в должности  музыкального руководителя оркестра соул-брата №1 — покойного Джеймса Брауна, но давно уже переключившийся на джаз) попросил остаться после фестиваля группу музыкантов и записал этот самый диск, средства от реализации которого тоже пойдут в этот же самый фонд (The Comission Project). Девятеро оркестрантов-профессионалов (трубач Марвин Стамм, гитарист Боб Снайдер, контрабасист Джей Леонхарт, саксофонист Карл Эткинс, пианист Майк Холобер и другие), в целом мини-биг-бэнд, так называемая «восьмерка», только с двумя контрабасистами вместо одного, явно очень хорошо провели время в студии, пока записывали джазовую классику эры свинга и  собственные композиции. Но главное: очень свежо аранжированная классика джаза — отличные соло в заглавной «It Don’t Mean A Thing» Эллингтона, дуэт трубача Стамма и пианиста Холобера в балладе «Body & Soul», со времен Коулмэна Хокинса и Декстера Гордона, казалось бы, навсегда закрепленной за саксофонистами. Если бы еще чуточку неосвинговой отвязности, диск Фреда Уэсли и его «Всех звезд» уж точно стал бы чем-то большим, чем просто очередным свидетельством творческой универсальности настоящих джазовых профессионалов.

Elton Dean & the Wrong Object

«The Unbelievable Truth»

Moonjune Records

Элтон Дин — британский саксофонист, в одной группе с которым в юности играл и пел вечнозеленый Реджинальд Дуайт и позаимствовал у саксофониста имя для своего псевдонима «Элтон Джон». The Wrong Object — современная бельгийская прог-роковая группа, воскрешающая лучшие годы британской джаз-роковой психоделии. До концерта в Париже 18 октября они не встречались, только обменялись нотами композиций, которые предстояло сыграть. По счастью, концерт был записан, потому что через четыре месяца Элтона Дина не стало (ему было всего 60) и, наконец, издан страстным поклонником раннего арт-прог-рока Леонардо Павковичем на его фирме Moonjune.

За исключением не очень уверенного начала, Дин прекрасно обновляет свой (и группы the Soft Machine) классический репертуар — от «Seven for Lee» (модально-блюзовая импровизация на 7/4) до «Вариаций на тему Басё», которые теперь напоминают не прог-роковых кентерберийцев, а — странным образом — Орнетта Коулмэна. Композиции гитариста бельгийской группы Мишеля Дельвиля отсылают к американцу Фрэнку Заппе. Конечно, легкости, с какой Заппа переходил от авангарда к поп-арту, здесь не найдешь, но не забывайте — все записано live, с первого  раза.

Mike Dillon’s Go-Go Jungle

«Battery Milk»

Hyena Records

Любители джазового мэйнстрима, похоже, уже смирились с тем, что дорогое их сердцу слово из четырех букв (jazz, а вы что подумали?) употребляется не только для обозначения  баллад Эллы и Луи, свинга Бенни Гудмена и свободных импровизаций Джона Колтрейна. И, наоборот, то, где чувствуется свинг и явно импровизируется и все остальное, без чего джаз не джаз, называется другими словами (тоже, по случайному ли совпадению, чаще всего  на четыре буквы — rock, funk, punk, trip-hop). Дебютный проект техасского вибрафониста Майка Диллона GoGo Jungle стилистически ближе музыкантам блюза, фанка и альтернативного фолк-рока, в том числе и из круга молодой еще Норы Джоунс (через гитариста Чарли Хантера). Джазменов-пуристов очень раздражает сам факт того, что на его концерты ходят больше поклонники трип-хопа, чем бибопа. Но его импровизации вполне могли бы понравиться вибрафонисту Милту Джексону (между прочим, на досуге певшего блюз под гитару). Диллон даже строит аккомпанемент в песне Аллена Туссена «Hercules» на теме его стандарта «Bags’ Groove». А саксофонист Марк Саузерленд временами больше напоминает Иллиноя Джеккета (между прочим, сыгравшего свои лучшие соло с оркестром еще одного вибрафониста — Лайонела Хэмптона), чем рок-н-ролл Кинга Кертиса.

Net — Джазу

Чтобы больше узнать про Фреда Уэсли, а заодно и про фанк, начните с сайта, посвященного покойному Джеймсу Брауну, http://www.funky-stuff.com/, там есть соответствующий линк. А потом можно узнать, каково же место Уэсли в мире не такого уж распространенного инструмента, как тромбон — по адресу http://www.trombonesonline.com/artist.htm

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"