#9/2007 • СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Николай ЕФРЕМОВ
Усилитель мощности NAD C 272
СОЛЬНЫЙ НОМЕР
ВООБЩЕ-ТО ЭТОМУ ОКОНЕЧНИКУ ПОЛОЖЕНО РАБОТАТЬ В СВЯЗКЕ СО СВОИМ ЖЕ ПРЕДОМ С 162. НО ЧТОБЫ ВЫЯВИТЬ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЧЕРК, Я РЕШИЛ ИСПЫТАТЬ ЕГО В ОДИНОЧКУ. ВЕДЬ C 272 НАВЕРНЯКА ПРИГОДИТСЯ И В СИСТЕМЕ ДОМАШНЕГО ТЕАТРА, И ТОГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ЕМУ НЕ ПОНАДОБИТСЯ.
При проектировании усилителей приходится увязывать воедино несколько факторов: эргономика, внешняя привлекательность, надежность и, конечно, качество звучания. Если это «чистый» оконечник, то первые не имеют принципиального значения, зато последние выходят на первый план и вступают в противоречие с самым важным показателем — ценой. Компания NAD всегда славилась способностью создавать добротные изделия с наименьшими затратами, и мой нынешний объект исследований — двухканальный усилитель мощности С 272 — не стал исключением.
Выглядит он действительно простовато — серый параллелепипед с несколькими надписями на передней плоскости. Впрочем, NAD никогда и не отрывался в плане дизайна, предпочитая вкладывать средства не в форму, а в содержание.
Чтобы убедиться в этом еще раз, достаточно открыть верхнюю крышку усилителя. Традиционно в центре корпуса расположен мощный, на вид 1,5 — 1,8 кВт, тороидальный трансформатор Holmgren в стальном экране. Он намотан по индивидуальному заказу NAD — при строгой симметрии обмоток внешние электромагнитные наводки сводятся к минимуму. Кроме того, запас по железу позволяет избежать просадок напряжения во вторичной цепи на пиках громкости. Каждый канал питается от отдельной обмотки и собственного выпрямителя. Энергия запасается в конденсаторах фильтра общей емкостью 40000 мкФ.
Теперь о надежности. Для мощных усилителей главную опасность представляет температурный режим полупроводников, работающих при больших токах. Платы каналов закреплены на теплоотводах, занимающих почти всю площадь боковых стенок. Драйверные каскады, работающие в классе А, имеют собственные радиаторы внушительной площади. В каждом плече оконечного усилителя задействовано четыре 150-ваттных транзистора, итого — 1200 Вт на канал потенциально отдаваемой мощности, т.е. почти 10-кратный запас. Весь тракт собран на дискретных элементах, микросхемы встречаются лишь на плате триггерного управления.
Конструкция очень добротная — передняя панель представляет собой 10-миллиметровую алюминиевую плиту, сигнал на выходные гнезда подается по коротким и толстым медным шинам, а экранированные сигнальные кабели уложены в медный короб и по всей длине задемпфированы пористой резиной. Каскады предварительного усиления выполнены в виде отдельного модуля — герметичной коробочки с надписью «Low noise audio amplifier».
В оконечном усилителе реализована патентованная схема NAD PowerDrive. Суть ее в том, что вторая шина питания с повышенным напряжением подключается на пиках сигнала или при наличии низкоомной нагрузки и помогает выходному каскаду отдать больший ток. За счет этого кратковременная мощность усилителя увеличивается почти вдвое, и он может работать абсолютно с любой акустикой. Например, с провалами импеданса до 2 Ом. Еще одна фирменная система Soft Clipping устраняет резкие ограничения сигнала при клиппировании и делает искажения менее заметными на слух. Особенно этот режим будет полезен в том случае, если у вас дома вечеринка и есть опасность, что кто-нибудь из гостей может резко поддать громкости. Сколько колонок было сожжено таким образом! Тем более что у C 272 нормированная выходная мощность 150 Вт на канал, а в мостовом включении — все 400.
Усилитель может включаться и выключаться дистанционно, по 12-вольтовому триггеру. Такая опция часто используется в инсталляциях домашнего театра с централизованным управлением. Предусмотрено и включение при появлении сигнала на входах. Их, кстати, два — с постоянной и регулируемой чувствительностью. Последний пригодится, если выходное напряжение предусилителя/процессора слишком велико и может привести к искажениям во входных каскадах оконечника. Четыре пары выходных клемм позволят реализовать bi-wiring — разумеется, если в акустике предусмотрено такое подключение.
Я же предпочел традиционное, двухпроводное. Прогревал аппарат более 4-х часов, и в течение этого времени из звука постепенно уходила шероховатость, нюансы становились четче, появлялись дополнительные тембральные оттенки. И это притом что усилитель, судя по внешнему виду, на своем веку уже успел потрудиться. Так что не пытайтесь судить о характере С 272 сразу после включения.
Динамика, как и следовало ожидать, у аппарата потрясающая, причем в буквальном смысле. На «Tutti» [1], где наш редакционный Bryston обычно начинает сигнализировать о перегрузке, он не показал ни малейших признаков компрессии и ни на мгновение не терял контроля акустики. За счет этого оркестр имел почти реальный масштаб с колоссальными динамическими контрастами. Не знаю, заслуга ли это системы PowerDrive или нет, но саунд у С 272 на редкость убедителен. Очень понравилась и сбалансированность верхнего диапазона, сочетающего прозрачность с отсутствием жесткости или агрессии. Единственный минус, который я заметил на этой фонограмме — склонность несколько огрублять детали и скрадывать атмосферу в тихих местах, когда внимание переключается с общей картины на отдельные инструменты. Впрочем, это характерная особенность большинства мощных усилителей, т.н. «проблема первого ватта». Решить ее в таких бюджетных рамках (ритейл C 272 в России — 18000 руб., или около $710) практически невозможно.
Но репутация компании, добивающейся большего за меньшие деньги, подтвердилась и в этом случае. При столь большом энергетическом потенциале усилитель очень бережно передает особенности старых записей [2], сохраняя малейшие тембральные и эмоциональные оттенки. У него ровный характер, он не выпячивает отдельные фрагменты звуковой картины, все инструменты — духовые, ударные, струнные — передаются абсолютно естественно на любой громкости. Вполне комфортно звучат инструментальные композиции, записанные двухмикрофонным способом [3], хотя звуковое разрешение прямо пропорционально мощности, отдаваемой в нагрузку.
Но настоящее призвание C 272 — кинематограф. Я поставил усилитель на озвучивание фронтальных каналов и был приятно удивлен его способностью адекватно передавать звуковой фон самого разного характера. И тихий разговор, и грохот рушащихся зданий, стрельба, рев автомобильных двигателей [4], — все передавалось натурально, с характерной фактурой и богатыми тембрами.
Добавьте к этому заложенный запас надежности — ни при каких обстоятельствах вам не удастся вывести усилитель из строя, да и колонки, пожалуй, тоже. Поэтому ему самое место в стойке театральных компонентов. А для центральной и тыловой акустики можно подобрать трехканальник с более скромной мощностью. l
КОМПОНЕНТЫ
Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200). Интегральный усилитель Bryston B60R, предварительная секция ($3050). Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300). Межблочные кабели Accuphase Super Refined SL-10G ($600). Акустический кабель Legacy TL Speaker 2,5 м ($515).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110). Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (С=52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
МУЗЫКА
1.«Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
2.Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella & Louis». Verve, 1956.
3.The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». HDCD, Clarity Recordings, 1999.
КИНО
«Терминатор-3. Бунт машин». Columbia Pictures/«Видеосервис», 2003.
Заявленные характеристики усилителя NAD C 272
Продолжительная выходная мощность в режиме стерео (8 Ом), Вт 2 х 150
КНИ при номинальной мощности в режиме стерео (20 — 20000 Гц), % 0,02
Выходная мощность перед началом клиппирования (один канал), Вт 180
Динамическая выходная мощность (IHF) в режиме стерео, Вт
- на нагрузке 8 Ом 230
- 4 Ом 410
- 2 Ом 520
Демпинг-фактор >170
Продолжительная выходная мощность в мостовом режиме (8 Ом), Вт 300
Динамическая выходная мощность (IHF) в мостовом режиме, Вт
- на нагрузке 8 Ом 750
- 4 Ом 1132
Неравномерность АЧХ в диапазоне, дБ
- 20 — 20000 Гц ±0,3
- 3 — 70000 Гц -3
Чувствительность, В 1,3
Усиление по напряжению, дБ 29
Отношение сигнал/шум А-взвешенное, дБ
- по отношению к 1 Вт >100
- по отношению к номинальной мощности >120
Габариты, мм 435 х 350 х 132
Масса, кг 11,2
Цена, $ 699
Спектр гармоник усилителя NAD C 272
Мощность усилителя на 8-омной нагрузке оказалась 169,3 Вт RMS при 1% искажений, т.е. даже больше заявленной. В режиме Soft Clipping верхушки синусоиды не срезаются, а плавно уплощаются. Выходные каскады клиппируют очень мягко — при снижении мощность всего на 1 дБ КНИ уменьшается с 1% до 0,008%.
Картина, показанная на графике, получена при 1/10 номинальной мощности, т.е. 17 Вт. В отличие от других усилителей NAD, которые нам доводилось исследовать, C 272 обладает очень коротким шлейфом гармоник. Присутствуют лишь 2-я и 3-я, а составляющие более высоких порядков по амплитуде сравнимы с шумами. Скорее всего, в звучании не будет жесткости на ВЧ, характерной для многих транзисторных аппаратов.
Форма прямоугольного сигнала усилителя NAD C 272 на активной нагрузке (20 Гц)
Довольно значительный наклон и горизонтальных участков меандра говорит о том, что тракт не пропускает инфранизкие частоты. Это вряд ли будет заметно на слух, поскольку не всякий сабвуфер способен работать так низко, а уж об обычных колонках и говорить не приходится.
Форма прямоугольного сигнала усилителя NAD C 272 на активной нагрузке (20 кГц)
Быстродействие усилителя намного выше среднего — фронты прямоугольного импульса вертикальны, углы закругляются незначительно. Заявленная верхняя граница 70 кГц по -3 дБ вполне реальна.
Форма прямоугольного сигнала усилителя NAD C 272 на емкостной нагрузке (20 кГц)
А вот емкостную нагрузку усилитель не любит — в нем возникают медленно затухающие колебания с большой амплитудой. Избегайте длинных акустических кабелей с большой погонной емкостью. Предпочтительны колонки с простыми кроссоверами, пусть и со значительными провалами импеданса.
|