#9/2007 • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Николай ЕФРЕМОВ
ЦИФРОВАЯ ПРАВДА
СПОРЫ, КАКОЙ ИСТОЧНИК ЛУЧШЕ ПЕРЕДАЕТ МУЗЫКУ, НЕ ЗАТИХАЮТ. АРМИЯ ВИНИЛЬЩИКОВ РЕГУЛЯРНО ПОПОЛНЯЕТСЯ АУДИОФИЛАМИ, РАЗОЧАРОВАВШИМИСЯ В ЦИФРЕ. НО ПРАВИЛЬНЫЙ АНАЛОГОВЫЙ ЗВУК ТОЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ НЕ У ВСЕХ. НЕУЖЕЛИ ТАК И НЕ БУДЕТ ИНОГО ВЫБОРА, КРОМЕ CD И LP? СЕГОДНЯ МЫ РАССМОТРИМ НЕОБЫЧНЫЙ ВАРИАНТ, У КОТОРОГО ЕСТЬ ВСЕ ШАНСЫ СТАТЬ РЕАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ.
КОМПОНЕНТЫ
Ноутбук Dell Inspiron 6400 80 Gb ($1300).
Преобразователь USB — I2S Stereopravda UC601 ($1500).
ЦАП с интерфейсом I2S Benchmark Media Systems DAC1 ($1800).
Аккумуляторный источник питания для DAC1 ($1500).
CD-проигрыватель Lindemann Audiotechnics D680 ($11000).
Предварительный усилитель Manley 300B Neoclassic Preamp ($6600).
Усилители мощности Manley Neoclassic 250 Monoblock ($10000 (2 шт.)).
Акустические системы Magnepan MG20.1 ($16800).
Кабель I2S Revelation Audio Labs Cryo-Silver ($330/м).
Кабель USB Kimber Kable Audiophile USB ($120/м)
Межкомпонентные кабели Stereovox SEI-600s ($1200/м).
Акустический кабель Stereovox LSP-600c ($1200/м).
Компьютер как музыкальный источник используется многими, вот только до аудиофильского уровня ему далековато. Причин тому, на мой взгляд, две — сомнительное с точки зрения Hi-Fi питание и неважное качество цифро-аналогового преобразования. Даже самые продвинутые звуковые карты (если не считать очень дорогие профессиональные) не могут сравниться с ЦАПами — выносными или встроенными в приличные CD-проигрыватели. Зато плюсов здесь гораздо больше. Давайте считать. При воспроизведении музыки с CD неизбежно возникают ошибки считывания — из-за биения диска, царапин, нечеткой фокусировки лазера и т.д. Исправляются они непосредственно во время воспроизведения методом экстраполяции, т.е. подстановкой неких промежуточных, псевдослучайных значений. Много ли ошибок, насколько они серьезны и корректно ли исправлены, узнать невозможно — алгоритм намертво зашит в цифровом тракте проигрывателя и никакому контролю со стороны пользователя не поддается. Если хотите знать мое мнение — качество звучания проигрывателя зависит вовсе не от уровня джиттера, типа цифрового фильтра или ЦАПа, а именно от корректности экстраполяции.
Несмотря на то, что в компьютере транспорт намного проще, за счет многократного считывания информации ошибок возникает меньше. И исправляются они неспешно в ходе переноса информации на жесткий диск. Продвинутые программы, например Exact Audio Copy, по несколько раз проверяют каждый сектор, показывают количество и уровень сложности исправлений.
Второй заключается в том, что с винчестера данные считываются со 100-процентной точностью, а в выходном сигнале отсутствует джиттер. Чтобы добиться таких результатов в бытовых проигрывателях, некоторые компании, например Meridian, используют буферы огромной емкости, откуда данные извлекаются с временной задержкой и жесткой синхронизацией. В компьютере таким накопителем является жесткий диск, и это намного более дешевое решение.
И наконец, не следует забывать о перспективах. Многие производители H-Fi считают (и я с ними совершенно согласен), что годы физических аудионосителей сочтены — будущее за сетевым контентом. Уже сейчас около 70% музыки скачивается из Интернета, а продажи CD постоянно падают. Так что применение компьютера или сервера с HDD большой емкости в домашней аудиосистеме можно считать весьма дальновидным решением. Оно, кстати, избавит интерьер от многочисленных стоек или полок для компакт-дисков — на собственном опыте знаю, насколько это актуально.
Итак, плюсы компьютерного источника очевидны, но возможно ли добиться от него бескомпромиссного, аудиофильского звучания? Это попытался сделать Михаил Кучеренко, человек весьма известный и авторитетный в вопросах High End Audio. По его инициативе был изготовлен конвертер Stereopravda UC601, получающий сигнал от компьютера по интерфейсу USB и выдающий его наружу по шине I2S. Последняя содержит пять сигнальных линий, по которым передаются аудиоданные правого и левого каналов, и и импульсы тактового генератора. Вообще говоря, это стандартный внутренний протокол для передачи данных внутри одного устройства, но некоторые компании (например, Sonic Frontiers) использовали его для соединения транспорта и ЦАПа вместо общепринятого SPDIF, в котором данные и синхронизация передаются по одной линии. При переходе на пятипроводное соединение (пятый контакт — «земля») разница в качестве получается примерно такая же, как между композитным и компонентным сигналами. Единого стандарта I2S выработано не было, поэтому многие устройства, использующие этот интерфейс в качестве внешнего, могут оказаться несовместимыми. Алексей Маланин, разработчик конвертера Stereopravda, взял за основу протокол, принятый фирмами Perpetual Technologies и Camelot Audio. Если продолжать аналогии с видео, то это эквивалентно переходу на компонентный сигнал с апскейлингом — конвертер поднимает разрешение сигнала до 24 бита/88,2 кГц. У него собственное бортовое питание от аккумуляторов с зарядным устройством, входные каскады питаются от компьютера через USB. Первое время конвертер будет продаваться за $1500, что очень близко к его себестоимости.
Как известно, источники сигнала более других компонентов тракта чувствительны к чистоте питающего напряжения и, как следствие, качеству сетевых шнуров. Рост числа компьютеров и мобильных телефонов со временем только усугубляет эту проблему. Радикально ее можно решить лишь с помощью аккумуляторов, что и было сделано. Источник автономного питания UC601 имеет линейный индикатор состояния батарей и от одной зарядки может работать около суток. Стоит он $1500, но позволяет сэкономить на сетевом кондиционере и дорогом шнуре питания.
С конвертера сигнал подавался на DAC1 американской компании Benchmark Media Systems. Это одна из немногих моделей на рынке, имеющих вход USB. Так что не только в России озабочены качественным мультимедийным воспроизведением. А вот интерфейс I2S специалисты «Стереоправды» встраивают в ЦАП сами. DAC1 поддерживает входные форматы вплоть до 24/192, имеет балансные выходы, а также качественный телефонный усилитель с выходами на два гнезда и регулятором громкости. Схемотехника UltraLock обеспечивает исчезающее малый уровень джиттера, шумов и искажений. Для чистоты эксперимента этот компактный блочок тоже запитывался от аккумуляторного источника.
Среди недостатков компьютера я отмечал грязное питание на внутренних шинах. Но в ноутбуке он сведен к минимуму, а если не работать во время зарядки, получится источник сигнала с полной изоляции от сети. Мы задействовали Dell с винчестером емкостью 80 Гб. Компакт-диски копировались с помощью Exact Audio Copy в несжатом формате WAV. Для непосредственного сравнения диск воспроизводился на референсном CD-проигрывателе Lindemann Audiotechnics D680 стоимостью $11000, и одновременно копия того же самого трека — на компьютере. Но прежде чем я расскажу о результатах, несколько слов об остальном тракте.
Предусилитель Manley 300B Neoclassic Preamp — действительно ламповая классика. В нем использовано идеальное сочетание триодов 6SN7 и 300B в однотактном включении, кенотронное питание с газовыми стабилитронами и серебряная внутренняя проводка. Пред способен работать как в линию, так и на головные телефоны, поскольку выход у него трансформаторный.
К той же линейке Neoclassic относятся и 250-е моноблоки на тетродах EL34. Это вторая, улучшенная версия, в которой полностью переделан выходной каскад. Для снижения границы воспроизведения и уменьшения искажений были созданы новые выходные трансформаторы — традиционно для Manley на Ш-сердечниках. Мощности 250 Вт на 5 Ом вполне достаточно для любой акустики и любых помещений. Предусмотрено переключение в триодный режим.
Применение в нашей системе Magnepan MG20.1 оправдывалось необходимостью получить максимально высокое разрешение на верхних частотах, а планары по этому показателю вне конкуренции. «Двадцатки» выпускаются более 20 лет, о них уже написано все, что можно, и я не хочу повторяться. Мне они нравятся также ровным балансом вплоть до 30 Гц, прекрасной сценой и слитностью звучания. Кроме того, сочетание планарных излучателей с ламповым усилением при высокой детальности и феноменальном разрешении абсолютно не утомляет слух.
Начинаем с «Лайбаха» [1] — копируем на винчестер «The Final Countdown» (что занимает около четырех минут), после чего диск загружаем в Lindemann. Включаем одновременное воспроизведение и сравниваем. Сначала — компьютер. Верхний регистр немного ярче, чем обычно, в нем масса нюансов, словно возникает отдельный атмосферный слой, состоящий из ревербераций и ранних отражений. Сцена широкая, но не слишком эшелонирована в глубину — перспектива, уходящая за линию колонок, весьма условна. Энергетика передается абсолютно адекватно. Бас точный, глубокий. Общее впечатление слитности, безукоризненного ритма и контрастности. Представьте себе картину, нарисованную плавными линиями, но остро отточенным пером. Теперь CD-проигрыватель. Полупрозрачная дымка в верхней части диапазона, контрастность заметно смягчена. Сцена немного стянута к центру, но уходит далеко вглубь. Картина объемна до голографичности, хотя несколько уступает по масштабу. Звучание в целом более привычно и кажется комфортнее. Но нет былого ощущения слитности, некоторые нюансы как бы выпадают из общей картины. Возможно, это не столь точная копия музыкального события по сравнению с компьютерной, но весьма талантливая интерпретация, созданная проигрывателем Lindemann.
Теперь дуэт Бебо Вальдеса и Диего Эль Сигала [2], гигантов кубинского джаза. Компьютер. Контрабас буквально подхлестывает ритмом, рояль занимает все пространство сцены. В промежутках между отдельными звуками — абсолютная чернота, провал. Из-за этого звучание кажется более рельефным, словно вылепленным в пространстве. Многочисленные акустические реверберации затухают плавно и не отвлекают внимание от главного. Возможно, немного холоднее и отстраненнее, чем требует жанр, но к точности тембральных нюансов придраться решительно невозможно. Странное дело — вроде бы нет ощущения «живого» исполнения, но и не похоже на механическое воспроизведение записи. Слишком ровно, плавно, и все фрагменты идеально состыкованы по времени. Единый идеально организованный поток.
Но в жизни так редко бывает, напоминает CD-проигрыватель. Он звучит немного эмоциональнее, теплее и позволяет себе некоторые вольности в расстановке музыкальных акцентов. В паузах нет черноты, пространство явно «дышит». Слух моментально возвращается к привычному восприятию, идентифицируя источник. В чем дело, ведь тембральный баланс и пространственные координаты на этой записи остались прежними? Очевидно, мозг улавливает девиацию каких-то временных параметров, благодаря чему опытный виниловод уверенно различает на слух проигрыватели с прямым и пассиковым приводом.
Для подтверждения этой гипотезы копируем джазовые композиции с весьма причудливой ритмической основой, одну с бутлега Брэндфорда Марсалиса [3], другую — с известного альбома Чика Кориа [4]. Звучание WAV-файлов ничем не отличалось от CD с точки зрения музыкального баланса — мы специально несколько раз чередовали источники — но воспринимались фрагменты, тем не менее, немного по-разному. В первом случае свинг точно соответствовал определению Чика Уэбба: «Неизменный темп, вызывающий ощущение легкости и расслабления, так что кажется, будто плывешь». Компакт-диск был ближе к живому исполнению, хотя в наиболее сложных местах ухо улавливало нечто вроде рассинхронизации инструментов, хотя, конечно, у таких мастеров этого в принципе быть не могло.
Главный вывод, который я бы сделал из описанного выше эксперимента, таков: при грамотном преобразовании сигнала компьютер может потягаться по музыкальности с хай-эндным CD-проигрывателем. В нашем случае выигрыш в цене получился почти трехкратный (я исхожу из того, что ноутбук в доме уже есть), и это при полной развязке источника от питающей сети. Не стану повторяться насчет гибкости системы, возможности ее апгрейда и будущих перспектив. Да, музыка с винчестера звучит немного непривычно, но это не значит, что она звучит хуже. Вполне возможно, что для многих подобный принцип может стать реальной альтернативой в поисках самого музыкального формата. А почему бы, собственно, и нет? l
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1.Laibach, «Anthems». Mute Records, 2004.
2.Bebo & Cigala, «Lagrimas Negras». BMG, 2003.
3.Branford Marsalis Quartet, «Eternal». WB, 2002.
4.Chick Corea, «Rendez Vous in New York». Stretch Records, 2003.
|