#8/2007 • ROCKАЛЬБОМ

Елена САВИЦКАЯ

Ozzy Osbourne

«Black Rain»

SONY/BMG

Старина Оззи Осборн не хочет уходить и не собирается останавливаться. Об этом красноречиво свидетельствуют названия песен из нового альбома. Слишком грязный «альтернативный» звук первой «Not Going Away» пусть вас не пугает — далее следуют более характерные для Оззи хард-роковые боевички, приправленные, разумеется, вязкой и тяжелой гитарой Закка Уайлда. Новый альбом (как и недавние российские концерты) демонстрирует, что Оззи в форме (может даже показать народу вполне подтянутую задницу), но и особым вдохновением запись не отмечена. В меру тупые (будем называть вещи своими именами) песни, в меру предсказуемые мелодико-композиционные решения, в меру пафоса и смури. Ни одной хитовой баллады, каковая имелась даже на предпоследнем «Down To Earth» («Dreamer»), не говоря уж об «Ozzmosis». Даже мажорно-симфоническая «Here For You» не привносит в альбом той жизнеутверждающей ноты, каковая всегда являлась необходимой чертой творчества Озборна. По-настоящему сильная вещь на диске только одна — это последняя «Trap Door», реально мощная, мрачная, злая, с крутым припевом и громоподобным бриджем. Если бы все треки были такими! Но Оззи, повторяю, рано списывать со счетов, потому что в целом альбом производит удовлетворительное впечатление. Пациент скорее жив, чем мертв, и усиленно показывает всем кузькину мать. Пусть грозится подольше, не всё же гнать пургу с экрана телевизора.

Dream Theater

«Systematic Chaos»

RoadRunner Records

Первый альбом на новом для Dream Theater лейбле Roadrunner Records после долгосрочного контракта с Warner — и вновь осечка. Не удалось монстрам прог-метала повторить трюк Deep Purple, зазвучавших свежее и ярче после перехода на независимую фирму грамзаписи. Даже продюсер Пол Норфилд (Rush, Queensryche, Porcupine Tree) не помог. И дело, наверное, вовсе не в «месте дислокации». Просто что-то давно не так с самими Dream Theater. Конечно, «Systematic Chaos» уже не повторяет «ужасов» отступнического «Train of Thought» (2003), но, пожалуй, предыдущий «Octavarium» (2005) был больше проникнут стремлением сделать нечто искреннее, возвышенное, творческое. «Systematic Chaos» же просчитан от первой до последней ноты, он прокатывается с бездушностью асфальтоукладочной машины, не оставляя ни чувства радости, ни трепета, ни послевкусия. Лишь недоумение: к чему всё это? Конечно же, здесь, как и положено, есть и «закрученные» эпики, и сокрушительные риффы, и раздумчивая лирика, и концептуальное зерно (двухчастная композиция «In The Presence of the Enemies», обрамляющая альбом; да саму тему хаоса, как понимаете, можно копать до древних греков). Но такое впечатление, что Dream Theater, по сути, сказать нечего. Недаром же они в дополнении к трэш-заходам а-ля Metallica (к которым все уже привыкли) теперь черпают из многоводного эмо-источника. Честно говоря, откровенные аллюзии к Muse и иже с ними раздражают и огорчают сверх всякой меры. Когда ЛаБри «не своим голосом» начинает распевать душещипательные мелодии под аккомпанемент торопливых фортепианных арпеджио (см., например, основную тему «In The Presence...»), хочется плакать — не от сопереживания, а от досады. Впрочем, подобным грешат сегодня многие прог-группы, так что таково, видимо, требование времени. К счастью, манерные «страдания» сменяются алгебраическими прог-«завихрениями», и тогда уже становится полегче. Особенно парни раскочегариваются к концу последней композиции, где на основе темы а-ля «Петя и волк» Прокофьева происходит калейдоскопическое мелькание разнохарактерных виртуозных эпизодов, соло и т.д., завершающееся высокопафосным псевдотрагическим проведением всё того же мьюзовского лейтмотива. Но всё-таки трудно отделаться от впечатления, что и лучшие годы Dream Theater позади, и сама эра прога закончилась. Что делать, куда бежать?! Нет ответа. Хаос.

Scorpions

«Humanity — Hour I»

SONY/BMG

Удивительно мощный альбом выпустили Scorpions — с первых же нот он захватывает хард-роковой энергией, подлинной мощью, живым огнем. Действительно, к чему все эти уходы от действительности в виде бесконечных симфонических, акустических, балладных и т.д. проектов! «Humanity Hour I» — это бескомпромиссный хард-рок/мелодик-метал высшей пробы, без всяких скидок, миндальничаний и рассусоливаний. Рафинированный голос Клауса Майне, не потерявший ни капли своего обаяния, звучит как-то особенно улетно и выразительно в окружении тяжелых гитарных риффов и искрометных соло. Сочетание мужественности и нежности, силы и хрупкости — самая яркая черта Scorpions, и здесь она проявилась как нельзя более выпукло. Впрочем, и лирическая тематика представлена бесподобно («Your Last Song» и «Love Is War» заставят млеть не одно девичье сердце). В общем, что ни песня — то хит, прекрасные запоминающиеся мелодии и цепкие риффы разбросаны там и сям щедрою рукой. Эта самая рука, правда, принадлежит не самим «Скорпам», а их нынешнему продюсеру Дэзмонду Чайлду и другим профессиональным авторам, написавшим значительную часть материала.  Тем не менее альбом можно поставить в один ряд с лучшими работами Scorpions и вообще классикой хард-рока. Это как раз тот случай, когда, отложив в сторону чтение рецензии, состоящей сплошь из эпитетов в превосходных  степенях, нужно бежать в магазин за диском. Ибо такого же озарения от «старичков» (этих и других) потом можно уже и не дождаться.

Suzanne Vega

«Beauty & Crime»

The Blue Note Label Group/SBA — Gala Records

Сьюзан Вега «по паспорту» давно уже не девочка, но тем не менее в душе она остается вечным подростком. Такое удивительное сочетание стильности, шарма и при этом милой инфантильности встретишь не часто. Возможно, дело в голосе Сьюзан, по-прежнему «детском», чуть ломком, нимфеточном. Однако облачен он в «серьезные» одежды — аранжировки с использованием струнной группы и целого симфонического оркестра, джазовых мотивов... Но переход на джазовый лейбл Blue Note ничего особенного не значит — Вега остается в рамках поп-рока, хотя и с явным уклоном в ретро (во многих вещах угадывается влияние 60-х). Это не столь личный альбом, как предыдущий «Songs in Red and Gray» (2001), а скорее цикл рассказов и воспоминаний. Главное действующее лицо — Нью-Йорк (который певица сравнивает с обнаженной женщиной) и его улицы; близкие люди Сьюзан (дочь, брат, муж двоюродной сестры — нью-йоркский полицейский); кумиры, показанные сквозь призму их личных страстей (история любви Фрэнка Синатры и актрисы Авы Гарднер; жизнь и смерть популярной писательницы Оливии Голдсмит)... Несмотря на то, что тема сентябрьской трагедии прослеживается во многих текстах (хотя и безо всякого пафоса), альбом полон любви к жизни. В конце концов, именно в Нью-Йорке Вега нашла свое счастье, выйдя недавно замуж за человека, с которым встречалась более 20 лет назад (об этом песня «Bound»). Сьюзан, ныне претендующая на статус суперзвезды-шансонье, прекрасно справляется с ролью. И хотя диск длится всего 34 минуты, расслушав его, словно погружаешься в другое время.

Paul McCartney

«Memory Almost Full»

Universal

Не так уж много времени прошло с выхода предыдущего альбома — «Chaos And Creation On Backyard» (2006), можно было бы и не торопиться. Такие мысли первым делом приходят в голову, когда узнаешь, что Маккартни уже выпустил новый диск. Но что ж поделаешь — не держать же песни в загашнике! «Memory», как явствует из его названия — альбом-воспоминание. Это «бегство» во времена детства и юности, попытка забыться в грезах о прошлом... Эмоции словно приглушены. Здесь нет переживаний по поводу разлада с Хизер, ведь работа над альбомом началась раньше всем известных событий. Но предчувствие и желание уйти от обид, безусловно, есть. Большинство песен подчеркнуто старомодны, как по стилистике, так и по звучанию. Макка не особо утруждает себя исполнительскими и аранжировочными изысками, а «наивный» саунд а-ля начало 70-х напоминает «McCartney I» (что неудивительно, ведь «Memory» тоже записывался мэтром в одиночку). Иногда соседние треки даже чересчур разнятся между собой по качеству: о тщательном мастеринге, похоже, тоже никто не заботился, да и зачем? Песни не особо запоминаются и не увязают в вашей памяти, но во время прослушивания вызывают приятные теплые чувства. Самое то для чашечки кофе. Но вот звучит предпоследняя «The End Of The End», где Пол призывает шутить на его похоронах, и в самом конце — драматичная «Nod Your Head», с мощным рок-драйвом, хриплым надрывным вокалом и почти что апокалиптическим ревом духовых. Песня обрывается неожиданно. Память почти заполнена? Возможно, но в ней еще есть место чувствам. А сам альбом — явно не лучший у Маккартни, но и вполне достойный для музыканта, который за последние 10 лет выпустил ряд работ от превосходных до просто хороших и мог бы спокойно почивать на лаврах.

Дягель & Монголы

«Мандариновый закат»

«Мистерия Рекордс»

Формация, отколовшаяся от группы «Монгол Шуудан», но сохранившая в названии «монгольский» колорит. Впрочем, не только в названии — концепция «Дягеля» основывается на той же разудало-анархистской эстетике, приправленной байкерским духом, шансоново-казачьим колоритом и похмельной романтикой. Существенное отличие: если «Монгол Шуудан» все же звучит, как рок-группа, то «Дягель & Монголы» при всей своей псевдонародности — типичнейший «тынц», с долбящими диско-ритмами, «забитыми» барабанами и клавишным басом. Может быть, они (ударные и бас), конечно, и «живые», но звучат как низкобюджетный синтезатор, что вполне себе удивительно для группы, которой заправляет барабанщик (Владимир Дягель). Впрочем, байкерам ведь надо не только песни поорать, но и на дискотеке поразмяться, а тут оно самое то. Говорить о качестве музыки и поэзии не имеет смысла, если кому-то нравится такая баланда, он всё равно будет под нее отрываться, хоть кол на голове теши. Впрочем, от одной цитаты трудно удержаться: «Беломорину в косяк забивает Шапокляк, по Арбату я иду, вижу эту ерунду». И что же надо курить, чтобы такое увидеть?!

Marillion

«Somewhere Else»

Intact Records

За что только платят «вперед» деньги поклонники Marillion? Ведь зачинатели неопрога за последние годы так и не создали ничего достойного. Пару раз обжегшись на таком «молоке», фэны, собирающие своим кумирам средства на запись альбомов, могли бы и задуматься над тем, стоит ли спонсировать их творчество. И если предыдущий «Marble» еще отличался какой-то глубокомысленностью, философской направленностью, то «Somewhere Else» — просто безликий набор заимствований и штампов. Хотя кто сейчас не заимствует? Но продвинутые товарищи, по крайней мере, обращаются к более актуальным образчикам (как Dream Theater — к Muse), а Marillion продолжают черпать из «старомодных» U2, Simply Red и уже слегка подзабытых Radiohead. Тихое безыдейное музыкальное нытье по определению не может вызвать никаких положительных (да, пожалуй, и отрицательных) эмоций, а сам скрипучий и скучный голос Стива Хогарта вызывает ассоциации не иначе как с кваканьем большой лягушки, пускающей пузыри в болоте. «Поспали, можно и поесть...» Никаких возвышенных страстей, никаких аранжировочных красот или насыщенного музыкального развития: в последовательности унылых среднетемповых полубаллад ни найдешь ни сучка, ни задоринки, за которые можно было бы зацепиться ухом. Разве что предпоследняя «The Last Century For Man» в ритме вальса — довольно изящная, хрупкая, сюрреалистичная вещь — заставляет как-то встрепенуться. Зато финансовая часть, как уже говорилось, налажена: следующий (15-й по счету) альбом, как гласит буклет, выйдет весной 2008 года. Что ж, по такой схеме сегодня уже проводят концерты и фестивали, так что Marillion за идею полагаются авторские отчисления. А что касается музыки, так ведь и господин Фиш последние три года ничем не радует, кроме бурной личной жизни. Так что творчество — оно где-то еще...

Ken Hensley

«Blood on the Highway»

Membran/»Союз Music»

«Blood on the Highway» со всеми анонсированными «гостевыми звёздами» заинтриговал задолго до выхода, хотя былого восторга возвращение Хенсли на рок-сцену уже не вызывает. Кен решил создать эдакую мини-рок-оперу с сюжетом, основанном на собственном творческом пути. При этом благодаря общей аллегоричности и размытости сюжета (муки творчества, испытание славой, наркотики и счастливое избавление от «напасти») он удачно избегает любых трудных моментов. В реальной истории Uriah Heep куда больше драматичных событий, ярких человеческих характеров и серьезных поступков! Песни распределены по пяти вокалистам — это Джон Лотон, Гленн Хьюз, Йорн Ланде, сам Хенсли и соул-дива Ив Галлахер. И хотя каждый сам по себе хорош и вносит в «историю» свои краски, совместной «химической реакции» не происходит. Песня «The Last Dance», известная ранее в версии самого Кена, стала еще одним полигоном для хьюзовской вокальной эквилибристики. А Ланде «в режиме сессионщика» сделал работу сверхкачественно, но — лишь работу. Самыми яркими моментами альбома стали «There Comes a Time», спетая самим Кеном, и «It Won’t Last» с вокалом Джона Лотона (мрачная «полубаллада» с риффом а-ля «Mistreated»). Жаль, что экс-певец «Хип» спел на диске всего одну песню. В ней одной — столько страсти и проникновенности, сколько хватило бы на целый альбом.

После прослушивания диска остаются странные догадки... По сути, Кен подводит итог если не своего творческого пути, то во всяком случае нескольких лет, прошедших с момента его спасения из «сент-луисского рая» и возвращения в мир рок-музыки. Пришла пора для тишины и спокойного семейного счастья? Нет, как заверил сам Кен, уходить из рок-н-ролла он и не думает.

Joe Lynn Turner

«Second Hand Life»

Frontiers/Dark Division

После череды альбомов в стиле «эрзац-рэйнбоу» прославленный вокалист выдал работу, приближающуюся по уровню к его вершинному сольному диску середины 90-х — «Nothing’s Changed». Первый раз за долгое время Тернер не пытался выпрыгнуть из штанов, изображая Rainbow «со вкусом, идентичным натуральному». Он просто записал вполне интересный хард-роковый альбом. Правда, самые яркие моменты диска всё же связаны с «радужно-пурпурным» прошлым певца. В «Blood Red Sky» музыканты создали симпатичную «рок-виньетку» восточного толка, напоминающую «Gates of Babylon»; а «Stroke of Midnight» основана на риффе из «One Man’s Meat» (альбом Deep Purple «The Battle Rages On»). Гитарист Карл Кокрэйн имеет очевидные блюз-роковые корни, особенно это проявляется в «Got Me Where You Want Me», вещи с сильным влиянием Bad Company. Не обошлось и без типичных для Тернера нежноголосых и печальных рок-баллад в духе «Stone Cold». В общем, в меру коммерческий, в меру «аоровый» и достаточно искренний альбом. Рекомендуется ценителям пышной шевелюры Тернера.

«Группа Тэлика»

«Круговерть»

«А и Б Рекордс»

С хитом «Тебе твое, а мне мое» наш читатель уже знаком по CD-приложению «Абзац» (№7/2006). Что еще добавить о группе из Самары, ведомой автором и певцом Тэликом Мовсесяном? Команда придерживается «фирменной» стилистики британской новой волны, осовремененной, впрочем, то тяжелыми риффами в духе «Раммштайн», то танцевальными ритмами чуть ли не евро-диско присной памяти Дитера Болена (что, впрочем, примерно одно и то же). На долю авторитетного гитариста Игоря Пластинкина остается в основном ритмичное рубилово (яркого солирования не хватает), что, впрочем, придает саунду «Группы» основательность и убедительность. Отличительным же признаком российского происхождения является «нарративный» вокал Тэлика, да еще, пожалуй, его стремление убеждать слушателя в правоте прописных истин: «будь собой», «отношения — прежде всего» и т.д. Но кто скажет, что лишний раз напомнить слушателю об их справедливости — плохо? Отсюда же проистекает и непотопляемый оптимизм Тэлика: группу никак не упрекнешь в депрессивности, столь модной ныне плаксивости. В общем, для любителей потанцевать и зарядиться бодростью под ритмично-тяжелую музыку — самое то.

Пурген

«Трансформация идеалов»

«А и Б Рекордс»

«Пурген» — одна из самых олдовых и экстремальных групп российской панк-сцены, на этом альбоме превзошла сама себя. Отойдя от сугубой брутальщины в сторону творческих экспериментов, «Пурген» сделал серьезную заявку на то, чтобы сильно расширить свою аудиторию. Но при этом — никаких компромиссов! Просто если раньше песни представляли собой в основном скоростные короткие «кричалки», то теперь прибавилось и мелодизма, и аранжировочных изысков («атмосферные» клавишные, труба), и стилевого разнообразия. Фактически каждый трек решен в своем стиле — здесь и хардкор, и более традиционные виды панка, и брейк-бит, и мелодик-дэт, и даже чистой воды трэш! Поражает мастерство музыкантов, лихо «молотящих» басово-барабанные партии со скоростью пулеметных очередей, хотя порой и стремящихся не выходить за рамки панк-»примитива». Вокал по-прежнему представляет собой почти нечленораздельный скриминг/гроулинг, однако тексты песен предусмотрительно напечатаны в буклете (с обилием грамматических ошибок, как водится), благодаря чему можно ознакомиться с проблемами, волнующими пургеновцев. Проблем много, они глубоки и серьезны: это однообразие серых будней, власть денег и общественного мнения, депрессивные состояния у молодежи, увлечение оной компьютерами, ухудшение экологии и даже глобальное потепление! Словом, есть о чем задуматься. Такой вот прогрессив-панк, если хотите.

Пикник

«Мракобесие и джаз»

«Гранд Рекордс»

«Пикник» — одна из немногих отечественных групп, с завидной регулярностью выпускающая альбомы, причем альбомы достойные. Про этих ветеранов не скажешь, что они исписались и вышли в тираж! Наоборот, с каждым диском Эдмунд Шклярский со товарищи находят новые повороты темы, хотя из своего имиджа «печальных шаманов» и не выходят. В новом альбоме очень много мракобесия и практически нет джаза. Под оным, вероятно, подразумевается неосвинговая вещица «Падший ангел — сын греха», выдержанная в традициях Л. Армстронга («Go Down Moses») и

М. Тревиса («16 Tons»). Сравнения не стыдные, да и вещь сделана вкусно. Остальные песни — это типичные для «Пикника» неспешные пост-нью-вэйвовские хиты, проникнутые духом средневековья («Мракобесие и джаз»), романтикой больших дорог («Разбойники»), своеобразным черноватым юмором («Герр Захер Мазох») и мистическим пафосом («Заратустра»). Музыкантам на сей раз удалось добиться особенного мелодизма и «цепляемости» композиций (с лету запоминаются угловатая «Из мышеловки» и распевная «На луче»), и при известном минимализме гитарно-синтезаторного саунда — убедительности и полноты звучания (ушедший из жизни в прошлом году клавишник Сергей Воронин виртуально остается в составе команды...). Главный же (хотя и не сразу заметный) шедевр альбома — инструментально-сонористическая «Сoda», плавно растворяющая всё мракобесие в туманной дали. Что ж, статус интеллигентной, стильной и сильной группы еще раз подтвержден.

Сегодня в мире

«Всё что есть»

«Пролог-Мьюзик»

«Сегодня в мире» — проект участников группы «Високосный год», весьма популярной в начале нового века. Помните «Лучшую песню про любовь»? Однако второй альбом вызревал так долго (да пока и не вызрел), что команду решили покинуть некоторые ее участники, у которых накопился свой материал. Гитарист/басист Павел Серяков и клавишник/флейтист Илья Сосницкий сочиняют и исполняют почти все партии вдвоем, за исключением ударных (барабанщик «Вежливого отказа» Михаил Митин) и трубы (В. Саяпин), а в нескольких песнях очень мило спела 14-летняя Вика Купина, солистка хора из родного для музыкантов г. Фрязино. Получилось вполне полновесное звучание рок-группы, хотя, конечно, и «домашнее», камерное. Свойский, располагающий к доверию голос спокойно, безо всякого надрыва, можно сказать, полушепотом рассказывает о жизни, любви, виде из окна, школе, встречах и разлуках... Авторы — вот они, только руку протянуть. Мелодии особого значения не имеют. Зато цепляют такие дивные сентенции, как «мы овощи в этом рагу», «мы размещаем рекламу на спичках, от которых зажгутся костры», «мечта сегодня в мире не значит ничто» и др. В целом — неплохой бард-рок для квартирников, для своих и «сочувствующих», у костра, под чай на даче, вообще под настроение. Симпатично, но, пожалуй, скучновато. Из артистов подобного рода («Зимовье зверей», «Ступени», М. Башаков и др.) «Сегодня в мире» не выделяются ничем особенным и, кажется, наименее харизматичны. Но своего слушателя они обязательно найдут.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"