#7/2007 • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Алексей ЕГОРОВ

ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ

УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО: В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ЧУТЬ ЛИ НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПОЯВЛЯЮТСЯ СУПЕРСОВРЕМЕННЫЕ, НЕВЕРОЯТНО ПРОГРЕССИВНЫЕ НОСИТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАМ НА ТЕСТИРОВАНИЕ УЖЕ ВТОРОЙ МЕСЯЦ ПОДРЯД ПОПАДАЮТ СОВЕРШЕННО НОВЫЕ МОДЕЛИ КАМКОРДЕРОВ, ВИДЕОЗАПИСЬ В КОТОРЫХ ВЕДЕТСЯ НА СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВИДЕОКАССЕТЫ. В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТАИНСТВЕННАЯ СИЛА ПЛЕНОЧНОГО ФОРМАТА MINIDV, ПЕРЕЖИВШЕГО НЕСКОЛЬКО ПОКОЛЕНИЙ КАМЕР И ПОЛУЧИВШЕГО ВТОРУЮ МОЛОДОСТЬ С НАСТУПЛЕНИЕМ ЭПОХИ ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ?

ВИДЕОКАМЕРА ВЫСОКОЙ ЧЁТКОСТИ CANON HV20

Загадка этого феномена заключается в том, что стандарт видеозаписи MiniDV возник в очень удачное время. Случилось это примерно 11 лет назад, когда технология записи аналогового видео вращающимися головками на магнитную ленту была доведена практически до совершенства. В этот момент кому-то из конструкторов первых компактных цифровых камер пришла в голову идея не изобретать велосипед, а воспользоваться «аналоговыми» разработками для сохранения видеопотока в виде нулей и единиц.

Стандарт получился на удивление недорогим и практичным — на крошечную кассету копеечной цены удалось поместить порядка 11 Гб информации! По себестоимости хранения данных конкуренцию MiniDV и сегодня могут составить только DVD-болванки, но они сильно проигрывают магнитной ленте по времени непрерывной записи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда встал вопрос о способе хранения информации в «компактах» высокой четкости, первым ответом на него прозвучало название уже знакомого всем формата. Появившиеся к тому моменту новые алгоритмы компрессии и мощные процессоры уже позволяли без проблем уложить видео с разрешением 1440 х 1080 в 25 Мбит/с — это постоянная  скорость записи данных в MiniDV. Так родился HDV. Через некоторое время у него появился серьезный конкурент — AVCHD, разработанный совместными усилиями Panasonic и Sony. Этот стандарт подразумевает запись видео высокой четкости на DVD-болванки, винчестеры и даже флэш-карточки. Степень компрессии сигнала здесь еще выше, чем в HDV, что в некоторой степени компенсируется применением нового эффективного видеокодека H.264. Споры о сравнительном качестве картинки HDV и AVCHD в последнее время стали одной из самых горячих тем специализированных онлайн-форумов, и, похоже, у HDV в интернет-сообществе сторонников больше, чем у его соперника.

Как ни странно, споры о шумах и артефактах не оказывают большого влияния на объемы продаж камер того или другого формата. Дело в том, что у конкурентов разная целевая аудитория. Аппараты, пишущие на DVD, в основном привлекают операторов, для которых на первом месте стоят оперативность и простота получения готового фильма, а флэш-камеры ориентированы на ценителей компактности и элегантного дизайна. Что же касается HDD-техники, то при прочих равных эти камкордеры заметно дороже своих кассетных собратьев, более чувствительны к внешним механическим воздействиям и пока не очень дружат с профессиональными программами нелинейного монтажа. Правда, при этом они способны обеспечить рекордное время непрерывной записи и не нуждаются в сменных носителях информации.

Ну а на кого же рассчитана аппаратура HDV? В первую очередь на людей творческих, для которых тончайшие нюансы изображения и возможности серьезного монтажа гораздо важнее предельной простоты и скорости создания незатейливого ролика. Понятно, что угодить этой прослойке операторов очень непросто. Например, сверхвысокой кратностью зума или рекордным количеством мегапикселей данный контингент можно не привлечь, а скорее, наоборот, отпугнуть.

Сегодня мы будем знакомиться с камерой, которая претендует на успех в том числе и у этой непростой аудитории. Что ж, посмотрим, насколько велики ее шансы.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Дизайн HV20 подкупает очень солидной отделкой и особым вниманием к эргономике — позиции органов управления тщательно выверены, качество исполнения и работы даже самых маленьких кнопочек просто исключительное. Приятно, что свое реноме производителя серьезной профессиональной техники Canon и в потребительском сегменте строго блюдет.

Большая часть имеющихся на корпусе кнопок, похоже, сделана из стали, а их рабочая поверхность покрыта приятным на ощупь микрорельефом. Вообще чувствуется, что металла разработчики не жалеют — на объективе массивное алюминиевое кольцо с зеркальными проточками, да и логотипы «Canon» и «HDV» на лопасти мониторчика тоже не нарисованные, а штампованные. Сам корпус камеры, разумеется, пластиковый, но площадка для крепления штатива опять-таки металлическая — еще одна приятная мелочь.

Очень впечатляет вид камеры анфас — слева от объектива расположились целых три окошка: фотовспышка, светодиод и сенсор быстрой фокусировки, к которому мы еще вернемся чуть позже. Сам объектив прикрыт шторками с моторизированным управлением — это, пожалуй, самый удобный вариант, болтающаяся крышка постепенно становится пережитком прошлого.

Однако ничего идеального на этом свете не бывает, и при внешнем осмотре обнаружились два небольших минорных момента. Аккумулятор, практически целиком утопленный в нишу на задней части корпуса, заметно болтается и постукивает о корпус. Позже выяснилось, что на надежности электропитания это никак не сказывается, но, как говорится, осадок остался. А вот крышка, прикрывающая слот карточки MiniSD, наоборот, фиксируется слишком плотно — если у вас длинные ногти, то при открывании их можно  запросто сломать.

МОТОР!

Для видеокамеры «правильные» органы управления — это не просто приятная опция, ведь от комфорта работы с ними напрямую зависит качество снятого материала. Повторюсь еще раз, у MV20 с этим полный порядок, поэтому работать с этим аппаратом очень приятно. Настройка вспомогательных функций осуществляется небольшим джойстиком, который позволяет добраться до любого установочного пункта буквально несколькими движениями. Другое дело, что само меню вызывается в два приема: сначала нужно нажать на Func. и уже затем выбрать «меню» в появившемся на экране списке.

Управление фокусным расстоянием и запуском записи продублировано пленочными кнопками, расположенными под ЖК-монитором, они же отвечают и за просмотр отснятого материала в режиме воспроизведения. Скорость трансфокации тут не регулируется, хотя я склонен считать это скорее плюсом, чем минусом — резкая смена темпа «наезда» обычно выглядит на записи как откровенный брак. По этой же причине, если вы пользуетесь стандартным рычажком зумирования, постарайтесь нажимать на него как можно более плавно.

Установленное на объективе алюминиевое кольцо — элемент чисто декоративный, а для ручной настройки фокуса предусмотрен небольшой ролик на левой части корпуса. Работать с ним вполне удобно, особенно если воспользоваться системой focus assist, которая увеличивает центральную часть кадра на весь экран. Кнопка компенсации контрового света находится рядом с роликом, поэтому управлять двумя этими функциями можно даже на ощупь. Что же касается фирменной системы быстрой фокусировки, то действует она быстро и точно даже при очень слабом освещении. Единственное ограничение — надеваемые на объектив теле- или широкоугольные насадки перекрывают поле зрения ее внешнего сенсора, и приходится переключаться на традиционный электронный автофокус.

СНЯТО!

С появлением формата HDV сильно изменились представления о том, какую картинку можно назвать отличной, а какую следует признать просто хорошей. Планка требований к камкордерам сейчас очень высока, ведь HD-проекторов и крупноформатных панелей с каждым днем продается все больше, а эта техника способна вытащить на всеобщее обозрение даже самые незначительные дефекты картинки.

Так вот, изображение, формируемое HV20, можно смело выводить на большой экран, не опасаясь «проколов» с цветом или геометрией. Тут, конечно, не надо забывать, что мы имеем дело с сигналом, подвергшимся довольно сильной MPEG4-компрессии, а потому не претендующим на эталонные характеристики, однако в рамках формата HDV картинку смело можно оценить на твердую пятерку. Цветопередача естественна, особенно порадовало воспроизведение тонких оттенков человеческой кожи. Вертикальное разрешение определялось по испытательной таблице ISO 12233 и в режиме 1080i составило 680 линий.

Canon не прибегает к помощи смежных поставщиков оптики, поскольку в этой области компания и сама обладает невероятно продвинутым производством. В HV20 установлен 10-кратный объектив, состоящий из 11 линзовых компонентов, в который интегрирован оптический стабилизатор совершенно новой конструкции. Называется эта система Super Range OSI, и интересна она своей способностью поглощать не только случайные толчки и вибрацию, но и «медленные» колебания камеры, которые обычно связаны с дыханием оператора. Удивительно, но все это на самом деле работает, причем никаких «залипаний» картинки мне заметить не удалось.

Отдельно стоит упомянуть о режиме Cinema Style — «киношный» стиль. Это совокупность разных функций, задача которых заключается в придании изображению как можно большей кинематографичности. Подробнее об этом можно прочитать в подверстке, здесь же просто скажу, что картинка и в самом деле становится очень похожей на результат работы пленочной кинокамеры.

ТИТРЫ

Итак, подведем краткие итоги. Сделав ставку на формат HDV, разработчики Canon явно не прогадали. HD-версия стандартного интерфейса DV позволяет выводить видео напрямую в программные и аппаратные монтажные системы, в то время как техника AVCHD такой возможности лишена. Немаловажно и то, что доверие к картинке HDV среди «упертых» энтузиастов все-таки несколько выше, чем к результатам работы кодека H.264 на небольших скоростях цифрового потока. Ну а если прибавить к этому все новые фирменные «фишки», которыми буквально начинена HV20, то становится понятно, что этот аппарат наверняка будет пользоваться успехом у продвинутых любителей цифровой съемки. Да и не только у них. В конце концов, перед нами ведь не профессиональный монстр, а со вкусом оформленная компактная камера с удобным управлением и очень достойным качеством съемки. Кстати, чуть не забыл, она ведь еще и отлично фотографирует... l

Видеокадр, захваченный в «родном» для HDV анаморфированном разрешении 1440 х 1080. При большом желании артефакты компрессии обнаружить можно, но изображение в целом подкупает естественностью и правдивыми цветами.

СОФТ В КОМПЛЕКТЕ

ZoomBrowser EX — просмотр, редактирование и каталогизация фотографий.

CameraWindow — просмотр и печать фотографий непосредственно с флэш-карты камеры.

Драйверы интерфейсов USB и DV.

ВСЕ БУДЕТ КАК В КИНО

При всей технической продвинутости современных видеокамер у них есть одна особенность, которая способна изрядно омрачить жизнь оператору. Хороший камкордер обеспечит практически идеальную резкость картинки, точность цветопередачи при правильной настройке тоже не будет вызывать нареканий, однако остается одно большое «НО» — внимательный зритель, привыкший смотреть кино на хорошей технике, с первого взгляда определит, что перед ним запись «домашнего видео». Причем часто в такой ситуации критики даже не могут толком объяснить, чем именно им не нравится картинка — она просто «не кинематографична», и точка. И в самом деле, что же тут не так?

Помимо неустранимой разницы в качестве съемочного освещения есть три основных причины, по которым киношная картинка обладает своим специфическим характером, можно даже сказать шармом. Во-первых, матрица видеокамеры по сравнению с кинопленкой обладает гораздо меньшим динамическим диапазоном, но более линейной цветовой и световой чувствительностью. По этой причине характер передачи оттенков, особенно в самых темных и самых светлых участках кадра, будет отличаться драматически.

Во-вторых, подавляющее большинство камкордеров снимают и записывают сигнал в чересстрочном формате, в то время как в кино мы видим сразу весь кадр целиком. Различия в динамике картинки получаются очень серьезными, и, несмотря на инертность и приспособляемость человеческого зрения, мозг непременно зарегистрирует их.

Ну и третья тонкость — это глубина резкости, которая у объективов видеокамер неизмеримо больше, чем у пленочной оптики. В кино границы фокуса традиционно используются для выделения сюжетно важных планов, а на видео в резкость часто попадает вообще все, что в данный момент находится в кадре.

Наш сегодняшний испытуемый способен помочь оператору в решении двух первых проблем: в режиме CINE видеопроцессор корректирует динамические и цветовые параметры сигнала таким образом, чтобы картинка как можно сильнее походила на «пленочное» изображение, а выбор формата HDV(PF25) обеспечивает запись не чересстрочных полей, а полных кадров с частотой 25 к/с — почти как в большом кинематографе, где принят стандарт 25 к/с.

Что же касается управления глубиной резкости, то в HV20 оно тоже возможно, как, впрочем, и в любой видеокамере, допускающей ручную регулировку диафрагмы. Просто не нужно забывать об этой полезной функции.

Сухие цифры

Основные параметры

Формат видеозаписи      HDV/DV

Носитель записи   кассета MiniDV

Формат кадра      16:9 (HDV); 4:3/16:9 (DV)

Матрица     1/2,7” 2,96 мегапикс. CMOS*

Макс. разрешение в режиме фото     2048 х 1536

Карта памяти      MiniSD

ЖК-монитор  2,7”  LCD; 16:9; 211 тыс. пикс.

Видоискатель      0,7”, цветной, 123 тыс. пикс.

Скорость затвора, с     1/2 — 1/2000

Минимальная освещенность, лк 0,2 (в ночном режиме)

Объектив

Фокусное расстояние, мм 6,1 — 61; 35-мм эквив.: 43,6 — 436 (фото, 16:9 видео); 53 — 530 (4:3 видео)

Светосила   F1.8-3.0

Кратность   10х

Цифровой Zoom     200х

Крепление насадок, резьба    43 мм

Стабилизатор изображения     оптический

Коммутация

HDMI выход  да

Компонентный выход      дa, YPbPr/YCbCr

DV (IEEE 1394) вход/выход    да/да (HDV совместимый)

USB   да

Аналоговые видеовходы/выходы да/да**

Гнезда для наушников/микрофона     да/да

Общие характеристики

Встр. микрофон    стерео

Пульт ДУ в комплекте    да

Встроенный видеоосветитель/вспышка да (светодиод)/да

Напряжение питания, В   7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)

Потребляемая мощность, Вт    около 4,5

Габариты (Ш х В х Г), мм     88 х 80 х 138

Масса «голой» камеры, г 535

Масса камеры в снаряженном состоянии     Н.д.

Made in     Япония

Цена, $     1200

 

* В широкоэкранном режиме эффективный размер матрицы 2,07 мегапикс.

** Коммутация по S-Video недоступна.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Камера может записывать видео высокой четкости с внешних устройств, но перекодировать сигналы стандартного разрешения в HD — нет. Поэтому при аналоговом подключении или если DV-порт источника не поддерживает HDV, запись будет сделана в формате PAL 576i.

ПРИЯТНО УДИВИЛО

Естественность цветопередачи, добротность и точность работы органов управления, богатая коммутация, низкий уровень видеошумов, съемка в режиме 25р.

НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО

Неплотное крепление аккумулятора, отсутствие отдельной кнопки «Меню», видоискатель не выдвигается.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"