#7/2007 • ТЕСТ
• ТРИФОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ $700 — 1150
Руслан ТАРАСОВ
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ
СНОВА МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К СИСТЕМАМ 2.1, СОСТОЯЩИМ ИЗ ДВУХ ПОЛОЧНЫХ
МОНИТОРОВ И САБВУФЕРА. В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ТАКОЙ КОМПЛЕКТ СПОСОБЕН
ПРЕВЗОЙТИ ПО КАЧЕСТВУ ЗВУЧАНИЯ НАПОЛЬНЫЕ КОЛОНКИ СРАВНИМОЙ СТОИМОСТИ
— И ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПАРАМЕТРАМ, И ПО МУЗЫКАЛЬНОСТИ. В ЭТОМ МЫ
УЖЕ УБЕДИЛИСЬ, ТЕСТИРУЯ ДОСТАТОЧНО ДОРОГИЕ «ТРОЙКИ». НО СМОГУТ
ЛИ ПОКАЗАТЬ СЕБЯ С ВЫГОДНОЙ СТОРОНЫ СИСТЕМЫ ПОДЕШЕВЛЕ?
l Boston CR77/XB4 $898 l Heco
Metas 300/Metas Sub 30A $1150
l Jamo C 603/Sub 300 $851 l Mirage
Nanosat Prestige/Omni S10 $918 l Polk
Audio Monitor 40/PSW404 $1040 l RBH
TK-5C/MS-8.1 $980
l Wharfedale Diamond 9.2/SW250 $981
l Yamaha
NS-M325/YST-SW325 $700 | 7 раз отмерь
КОМПОНЕНТЫ
Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
Интегральный стереоусилитель Bryston B60R ($3050).
Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515).
Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (C= 455).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C= 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ СЛУШАЛИ
CD: «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003). Uriah Heep, «The Magician’s Birthday» (Bronze Records, 1972). Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records, 1985). Blur, «Blur» (EMI Records, 1997). Сингл Metallica «St.Anger» (Metallica/Universal, 2003). Paul Oakenfold, «Voyage Into Trance» (Cleopatra, 2002). Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001). Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998). Anne-Sophie Mutter, «Romance» (Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982).
SA-CD: Merry Xmas & a Happy New
Year (2003, STS). John Coltrane. Blue Train (2000, Blue Note/Capitol
Records).
DVD-Audio: The Doors «L.A.Woman» (Elektra Entertainment, 2000).
Комбинация 2.1 вместо традиционной стереосистемы у многих меломанов все еще вызывает вопросы, и надо сказать, обоснованные. Поэтому вижу необходимость перед тестом провести небольшой ликбез по данному предмету.
Как вы думаете, почему для построения стереофонического тракта мы говорим о конфигурации 2.1, а не 2.2 (с двумя сабвуферами)? Причина в устройстве слухового аппарата человека. Давно известно, что звук с частотой до 100 Гц мы не можем локализовать в пространстве. При большой длине волны отсутствует временная задержка между сигналами, приходящими к правому и левому ушам, и мозг не в состоянии определить направление на источник звука. Вот поэтому применение двух сабвуферов, включенных в стереорежиме, зачастую не дает особых преимуществ — наоборот, создает дополнительные проблемы. Две бас-машины сложнее согласовать как с основной акустикой, так и помещением. Усложняется и схема подключения, приходится переплачивать за новые соединительные кабели. Пара сабов целесообразна при довольно специфических обстоятельствах: если оптимальная частота разделения полос на бас и на основные каналы существенно выше 100 Гц; если есть возможность разместить сабвуферы симметрично относительно точки прослушивания; если требуется озвучить помещение большой площади. На будущее мы запланировали тест систем 2.2 и тогда сможем дать точный ответ, насколько велика польза от дополнительного баса.
Музыкальность тройного комплекта — еще один горячий вопрос. Те, у кого укоренились сомнения насчет точности передачи НЧ в конфигурации 2.1 по сравнению с высококлассными напольными АС, как правило, сделали этот пессимистичный вывод после прослушивания музыки на системах 5.1. В самом деле, в театральных системах сабвуферы обычно настраивают так, чтобы наилучшим образом воспроизводились низкочастотные эффекты, а это не всегда гарантирует качественный, цельный и живой бас на музыкальных программах. Но мы же не собираемся идти на компромисс! Поверьте, почти любой грамотно спроектированный сабвуфер можно заставить звучать так, как нам требуется. А главными органами настройки становитесь вы и ваше помещение — надо лишь отыскать оптимальную позицию для сабвуфера в комнате и быть готовым к тому, что он может оказаться в весьма неожиданном или неудобном месте. Если сабвуферу из системы 2.1 изначально предопределено место где-то в углу, то от идеи покупки трифоники лучше отказаться — риск получить гулкий раскисший бас и, как следствие, разочарование в приобретенной технике увеличивается на порядок.
Третье сомнение насчет целесообразности 2.1 возникает, как правило, у тех меломанов, которые уже обзавелись полочными мониторами и в целом довольны тем, как акустика воспроизводит низы. Тут даже аргументов приводить не буду, а лишь поделюсь личным опытом. Я тоже когда-то был в восторге от звучания своих полочников, пока однажды в руки не попал небольшой приборчик, позволяющий оперативно оценить спектрограмму звучания системы в любой точке помещения. Так вот, то, что он показал на своем дисплее, никак не увязывалось с понятием «линейность». Низкий бас мониторы более-менее ровно воспроизводили лишь в точке вблизи АС, а на месте прослушивания характеристика АЧХ приобретала крайне причудливый, мягко говоря, вид. Позже убедился: даже с напольными системами нередко бывает такая проблема — в точке, где привык слушать музыку, ниже ста (!) герц музыкальная информация куда-то просто исчезает, а иллюзию динамичного плотного баса создает мощный «холм» на АЧХ (как правило, изрезанный еще и локальными стоячими волнами) в области 100 — 180 Гц. Трифоника позволяет решить эту проблему. А при удачной настройке получить не столько даже количественный прирост баса, сколько качественное улучшение прочих характеристик воспроизведения: более реалистичную передачу звуковой атмосферы, лучшую артикуляцию, более плотное и телесное формирование образов с цене, гораздо больший масштаб звукового пространства.
ОЛИМПИЙСКАЯ СИСТЕМА
В этот раз мы не станем делить каждый комплект, чтобы вынести отдельный приговор полочникам и сабвуферам. Оценим их как единое целое. Итак, достижения тройственных союзов.
Из комбинации Boston CR77/XB4 нам удалось извлечь очень энергичное и довольно точное звучание. Но нам показалось, что полочники свою партию исполнили все же недостаточно хорошо — задор есть, а музыкального такта маловато. Впрочем, для своей цены система Boston звучит недурно — вряд ли отыщутся напольные модели ценой до $900 со сравнимым характером звучания.
Heco Metas 300/Metas Sub 30A — спевшееся трио. Мониторы в этом комплекте на удивление музыкальны, душевно воспроизводят среднюю полосу, а при сабвуферной поддержке дают очень мощный реальный бас. Вопрос, стоит ли комплект своих $1150, следует считать закрытым. Однозначная «Рекомендация».
Достаточно высок хай-файный потенциал и у системы Jamo C 603/Sub 300. Но есть мелкие шероховатости: у полочников слегка подкрашена середина, у саба — чрезмерно раскатисты послезвучия. Но ведь с недочетами можно бороться, к тому же комплект имеет и привлекательную цену — $851. Тем, кто считает себя опытным хай-файщиком, советуем присмотреться, остальные вряд ли смогут раскрыть ее потенциал.
Mirage Nanosat Prestige/Omni S10. На эту систему придется потратить почти тысячу долларов. По отдельности и сателлиты, и сабвуфер очень хороши. У каждого есть свои уникальные достоинства. Но вместе они как-то не уживаются — по крайней мере, на музыкальном материале. Для домашнего театра — никаких противопоказаний.
Связка Polk Audio Monitor 40/PSW404 чуть дороже остальных систем в тесте (дороже них только система Heco). Но приобретая эту комбинацию, получаешь весьма впечатляющую по качеству звучания хай-файную систему для стерео, которую в дальнейшем можно усовершенствовать до 6.1, заточенной (подчеркиваем!) для воспроизведения музыки. Достаточно лишь докупить еще две пары «сороковок», из которых отберете и отличный центральный канал, и один дополнительный тыловой. Тоже заслуживают «Рекомендации».
Во всех наших тестах акустика RBH пока не показывала результата хуже отличного, но сейчас вынуждены признать, что мониторчики TK-5C не совсем оправдали возложенные на них надежды (они — самые дорогие, между прочим). А вот сабвуферу MS-8.1 можно только аплодировать — уникальная вещь. И очень жаль, что весь комплект по нашей «олимпийской системе» остается без наград.
Результат, который показали Wharfedale Diamond 9.2/SW250, был, в общем-то, даже предсказуем. «Бриллиантовые» модели давно заслужили репутацию весьма музыкальных, а сабвуферы из этой серии превосходят конкурентов едва ли не по всем статьям. Иными словами, эта техника оправдывает свою цену ($981) более чем. Недочетов минимум, достоинств — масса. Grand Prix за победу в абсолютном зачете.
И наконец, самая доступная система в тесте — Yamaha NS-M325/YST-SW325. Скажу коротко — Yamaha снова приятно удивила. Есть и тонкая музыкальность, и грубая сила. Будете слушать с удовольствием. По соотношению качество/цена она, пожалуй, превосходит всех соперников в тесте и, конечно, не обойдется без нашей «Рекомендации». l
|