АЧХ снималась с помощью компьютерного комплекса Clio и программы
ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. Измерения выше 200 Гц производились
при установке калиброванного микрофона на расстоянии 1 м от фронтальной
панели АС. Уровень выходного сигнала усилителя был 2,83 В независимо
от номинального сопротивления колонок, поэтому судить по графикам
их чувствительность можно лишь относительно друг друга. Ниже 200
Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерение
в ближнем поле), после чего обе кривые сшивались. Синим цветом
отмечена АЧХ, измеренная на акустической оси, а зеленым и красным
— при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
У каждого сабвуфера измерялась АЧХ в широкой и узкой полосе, т.е.
в крайних положениях регулятора среза кроссовера (красные кривые),
а также оценивалась эффективность дополнительной коррекции.
Зависимость модуля Z от частоты Boston Acoustic CR77
Фазоинверторная система, настроенная на 60 Гц, что оптимально
для корпуса такого объема. Номинальный импеданс — 3,5 Ом, более
низких значений на графике не наблюдается. Частота раздела полос
около 3400 Гц, фильтр, по-видимому, совсем простой, без фазовыравнивающих
звеньев. Тем не менее фазовая кривая укладывается в довольно узкие
рамки.
АЧХ Boston Acoustic CR77
Почти идеально ровная АЧХ сателлитов во всей полосе частот свидетельствует
о правильном тональном балансе и отсутствии окраски. Плавное увеличение
отдачи на краях диапазона играет роль тонкомпенсации, что придаст
звучанию большую комфортность. Дисперсия очень широкая — при отклонении
от оси на 50 град. спад АЧХ начинается после 10 кГц, а при 30 град.
кривая очень незначительно отличается от осевой. Фазоинвертор дает
довольно сильный призвук на 1300 Гц, поэтому лучше не ставить эти
мониторы близко к стене.
АЧХ сабвуфера Boston Acoustic XB4
Сабвуфер с частично перекрывает НЧ-диапазон сателлитов при установке
регулятора частоты среза в среднее положение. Поэтому настройка
трифонической системы не вызовет затруднений — просто ограничьте
полосу мониторов примерно 80 герцами. В этом случае при ровной
суммарной АЧХ интермодуляционные искажения и фазовое взаимодействие
НЧ-составляющих сведутся к минимуму.
Зависимость модуля Z от частоты Heco Metas 300
Типичные двухполосные мониторы в фазоинверторном оформлении. Частота
раздела полос 2800 Гц, собственный резонанс системы — 52 Гц. Номинальное
сопротивление ровно 4 Ом, оно же минимальное, так что это оптимальная
нагрузка для любого усилителя, рассчитанного на такое значение.
На высоких частотах импеданс держится на отметке 5,5 Ом, что создает
благоприятные условия для работы усилителя.
АЧХ Heco Metas 300
Еще одна практически идеальная характеристика. Сателлиты начинают
эффективно воспроизводить бас от 60 Гц и вплоть до 17,5 кГц имеют
минимальную неравномерность АЧХ. И что ценно, в относительно недорогой
конструкции удалось избежать провала вблизи частоты раздела, что
не всегда получается и в топовых моделях. Ровная середина очень
важна для достоверной передачи вокала. Дисперсия не очень широка
— при отклонениях от оси на 30 град. спад отдачи начинается уже
с 8 кГц. Поэтому звуковая сцена больше в будет зависеть от положения
колонок относительно слушателя.
АЧХ сабвуфера Heco Metas Sub 30A
Сабвуфер и сателлиты буквально созданы друг для друга — они надежно
стыкуются на 70 — 80 Гц, где АЧХ обеих систем абсолютно линейна.
Соответственно, на этой частоте и стоит ограничить НЧ-диапазон
мониторов для уменьшения интермодуляционных искажений. Фазоинвертор
Sub 30A настроен на 32 Гц, поэтому даже с самым низким басом у
него проблем не будет.
Зависимость модуля Z от частоты Jamo C 603
На редкость ровный и импеданс с номиналом 4 Ом и без характерного
выброса на частоте раздела. Начиная с 300 Гц комплексное сопротивление
АС плавно растет, а выше 5 кГц вообще не зависит от частоты и держится
на отметке 12 Ом. Это очень полезно, поскольку ток, потребляемый
от ресивера, на высоких частотах будет минимальным, соответственно,
и искажения тоже. Фазовая характеристика также линейна, что говорит
о малой реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 52 Гц,
а кроссовер, по-видимому, на 2,5 кГц.
АЧХ Jamo C 603
Как и большинство акустики Jamo, эти мониторы очень линейны —
в полосе 60 Гц — 20 кГц кривая укладывается в допуск ±2 дБ. Грамотно
спроектирован и фазоинвертор — он не имеет т.н. органного резонанса.
Диаграмма направленности твитера довольно широка, при 30-градусном
отклонении от оси его отдача начинает падать лишь после 15 кГц.
И дальнейшее расхождение кривых незначительно, при 50 градусах
лишь уменьшается общая отдача твитера. Поэтому пространственная
картина не будет сильно зависеть от расположения колонок и акустических
особенностей помещения.
АЧХ сабвуфера Jamo Sub 300
Как видите, сабвуфер может помочь сателлитам лишь в инфранизком
диапазоне, поэтому в домашнем кинотеатре его полосу нужно ограничивать
по максимуму. Sub 300 начинает эффективно работать с 20 Гц (фазоинвертор
настроен на 30), и при неудачной установке бас-машины могут возникнуть
нежелательные эффекты. Стыковать ее с сателлитами лучше на частоте
50 — 60 Гц и при этом разгрузить мониторы, сняв с них низкочастотную
составляющую.
Зависимость модуля Z от частоты Mirage Nanosat Prestige
Как и в предыдущих тестах, эта канадская акустика показывает самую
ровную кривую импеданса. Номинальное сопротивление ровно 4 Ом,
и это значение постоянно до 400 Гц. После раздела полос (2500 Гц)
импеданс возрастает до 5,5 и уже не зависит от частоты вплоть до
20 кГц. Фазовая кривая тоже держится в очень узких рамках т.е.
усилитель будет работать, по сути, на активную нагрузку.
Система закрытая, частота собственного резонанса — 180 Гц, что
предполагает обязательную связку с сабвуфером.
АЧХ Mirage Nanosat Prestige
Картина, типичная для Omnipolar — плавный наклон на высоких частотах,
провал вблизи частоты раздела и низкая средняя чувствительность.
Но звучат такие АС намного лучше, чем можно ожидать при таких результатах
измерений. При круговой диаграмме направленности ранние отражения
способны скомпенсировать все горбы и провалы. Посмотрите, насколько
точно совпадают кривые, сняты на оси и при отклонениях от нее.
Но усилитель для раскачки этих миниатюрных мониторчиков нужен мощный,
не менее 80 Вт на канал.
АЧХ сабвуфера Mirage Omni S10
А вот здесь сабвуфер нужно распускать на всю ширину полосы, и
даже в этом случае на частоте стыка (порядка 150 Гц) может получиться
зазор глубиной до 6 дБ. Но у такого сочетания есть и неоспоримое
преимущество — систему 2.1 можно создать с обычным усилителем,
поскольку фильтры для ограничения полосы сателлитов не нужны. Благодаря
большому объему корпуса фазоинвертор удалось настроить очень низко
— на 28 Гц, так что придется поискать для сабвуфера в комнате оптимальное
место установки.
Зависимость модуля Z от частоты Polk Audio Monitor 40
Импеданс ровный, но довольно низкий — значение 4 Ом отмечается
на самых низких частотах, в «номинальной» точке (220 Гц) и на отрезке
6 — 18 кГц. Для этих АС подойдет любой усилитель, рассчитанный
на 40-омную нагрузку.
Фазоинвертор настроен довольно высоко, на 55 Гц, поэтому помощь
сабвуфера будет совсем не лишней. Полосы делятся на 2500 Гц, фильтр,
по-видимому, невысокого порядка.
АЧХ Polk Audio Monitor 40
Очень линейная характеристика, если не считать довольно крутого
спада после 16 кГц. Судя по конструкции, эта модель проектировалась
для центрального канала, поэтому основное внимание было уделено
линейности среднечастотного диапазона. И этого удалось достичь
— от 120 Гц до 10 кГц неравномерность АЧХ не превышает 2 дБ.
Дисперсия твитера широкая, о чем говорит незначительное расхождение
кривых, снятых на оси и при отклонении от нее. Поэтому звуковая
сцена будет мало зависеть от расположения относительно слушателя
и акустических свойств помещения.
Фазоинвертор имеет органный резонанс на 1600 Гц, но амплитуда
его не настолько большая, чтобы сказываться на звучании.
АЧХ сабвуфера Polk Audio PSW404
Сабвуфер имеет довольно высокую частоту резонанса по сравнению
с другими участниками теста — 41 Гц. Но в этом есть и определенный
смысл — в небольшом помещении будет меньше проблем с басом. Кроме
того, не придется двигать этот увесистый куб в поисках оптимального
места установки. С сателлитами лучше стыковаться герцах на восьмидесяти,
точное значение зависит от объема комнаты и ее заглушенности
Зависимость модуля Z от частоты RBH TK-5C
Единственные 8-омные системы в нынешнем тесте. Частота настройки
60 Гц, поэтому без сабвуфера в системе, особенно театральной, получить
низкий бас будет затруднительно. Частота раздела полос где-то между
2 и 3 кГц, точнее определить не удается из-за нестандартной схемы
кроссовера. Которая, кстати, позволила получить на редкость ровную
фазовую характеристику. На высоких частотах импеданс достигает
10 Ом, что заметно облегчает жизнь усилителю.
АЧХ RBH TK-5C
В диапазоне нижней середины АЧХ абсолютно линейна, что благоприятно
сказывается на воспроизведении вокала. Выше 1500 Гц кривая приобретает
волнообразный характер из-за фазовой интерференции излучателей,
а выше 10 кГц снова выравнивается. Дисперсия твитера средняя —
при угле отклонения всего 30 град. его отдача заметно падает. Правда,
при увеличении угла картина практически не меняется.
Фазоинвертор дает призвук на 1100 Гц, который по амплитуде сравним
с полезным сигналом. Поскольку эти АС все равно предполагается
использовать вместе с сабвуфером, порт лучше заглушить поролоном
или более плотным материалом.
АЧХ сабвуфера RBH MS-8.1
Кстати, тот же эффект, но не настолько заметный, наблюдается у
сабвуфера (черная кривая). Его фазоинвертор настроен на 38 Гц,
это не очень низко, но для компактного корпуса — оптимум. Если
вы решили последовать нашему совету и превратили сателлиты в закрытые
АС, лучше стыковаться на частоте 90 — 100 Гц. При настройке следите,
чтобы сабвуфер не начал разговаривать, т.е. воспроизводить речевую
полосу.
Зависимость модуля Z от частоты Wharfedale Diamond 9.2
Номинальное сопротивление этих АС 5 Ом, оно же минимальное. Это
значение отмечается в трех точках — 15 Гц, 150 Гц (номинал) и на
10 кГц. На более высоких частотах импеданс растет и к 20 кГц достигает
6,5 Ом. Соответственно, для совместной работы подойдет любой усилитель,
рассчитанный на нагрузку 4 — 6 Ом.
Фазоинвертор настроен на 50 Гц, а полосы делятся довольно высоко
— на 3 кГц. Таким образом, большая часть самого ответственного,
голосового диапазона, воспроизводится одним громкоговорителем.
АЧХ Wharfedale Diamond 9.2
Здесь тоже прослеживается стремление разработчиков немного поднять
края диапазона и тем самым оживить звучание. По отношению к центральной
частоте 1 кГц на НЧ подъем составляет 5 дБ (100 Гц), а на ВЧ —
6 дБ (17 кГц). Резких пиков и провалов на кривой нет, поэтому окраски
и искажений тонального баланса быть не должно. Дисперсия в средней
и высокочастотной области широкая, что обещает правильную звуковую
сцену.
Обратите внимание на АЧХ фазоинвертора (черная кривая) — он работает
в очень широком диапазоне 30 — 100 Гц, по-видимому, такой эффект
получается из-за наличия двух портов со слегка разнесенными частотами
настройки.
АЧХ сабвуфера Wharfedale SW250
Измерения проводились в узкой и широкой полосе (две левые кривые)
и при подаче сигнала напрямую, в обход фильтра. Оптимальная частота
для согласования сателлитов с этим сабвуфером около 70 Гц, при
этом нижняя граница воспроизведения получится порядка 28 Гц. Кстати,
SW250 имеет закрытое оформление, поэтому бас будет не только глубокий,
но и быстрый.
Зависимость модуля Z от частоты Yamaha NS-M325
Небольшой объем корпуса и закрытое оформление обусловило высокую
резонансную частоту системы — 120 Гц, так что сабвуфер настоятельно
рекомендуется не только для театральной, но и музыкальной системы.
Номинальное сопротивление 6 Ом, минимальное — 5,5 на частоте 20.
Полосы делятся почти на 4000 Гц простейшими фильтрами, о чем свидетельствует
ширина пика на частоте настройки. Что ценно — разработчикам удалось
увести фазовые сдвиги, неизбежно возникающие на частоте раздела,
за пределы голосового диапазона.
АЧХ Yamaha NS-M325
Ничего необычного для этой фирмы, умеющей добиться ровной АЧХ
и великолепной дисперсии в недорогих компактных колонках. Конечно,
неравномерность имеется, но она столь незначительна, что на слух
заметна не будет. Общий спад отдачи на НЧ начинается со 150 Гц,
чувствительность средняя. Титановый твитер дает заметный подъем
характеристики выше 13 кГц, но если этот эффект нежелателен, разверните
немного колонки внутрь. На графике видно, что при отклонении от
оси на 30 град. АЧХ твитера становится абсолютно линейной.
АЧХ сабвуфера Yamaha YST-SW325
Собственный резонанс сабвуфера 43 Гц, поэтому нижняя граница рабочего
диапазона по -3 дБ будет где-то в районе 35 — 37 Гц. Для стыковки
с NS-M325 фильтр придется либо отключить, либо настроить его на
максимально высокую частоту. Благодаря естественному спаду АЧХ
сателлитов на НЧ их полосу ограничивать не нужно, и для построения
системы 2.1 подойдет обычный двухканальный усилитель.
ПОЛОЧНЫЕ АС
Модель
Boston CR77
Heco Metas 300
JamoC 603
Mirage Nanosat Prestige
Polk Audio Monitor 40
RBH TK-5C
Wharfedale Diamond 9.2
Yamaha NS-M325
Конструкция
2 полосы, фазоинвертор (ФИ)
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, закрытый ящик (ЗЯ)
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ЗЯ
Номинальное сопротивление, Ом
8
4 — 8
6
8 (4 1)
8
8
6
6
Чувствительность, дБ/Вт/м
89 2
90
88 2
88 3
89
86 2
86 2
86
Воспроизводимый диапазон, Гц
52 — 20000
32 — 42000
45 — 20000
110 — 20000
57 — 24000
60 — 20000
45 — 24000
65 — 50000
При неравномерности, дБ
± 3
н.д.
н.д.
±3
-3
+/ 3
-6
н.д.
Частота разделения полос, Гц
2400
н.д.
н.д.
3500
2300
3000
2000
н.д.
Подводимая мощность, Вт
15 — 100
30 — 150
До 140
До 100
20 — 125
50 — 100
20 — 100
до 120
Подключение к усилителю, полос
1
2
2
1
2
1
2
1
Габариты, мм
191 х 311 х 281
228 x 350 x 315
147 x 286 x 175
107 х 147 х 109
178 х 400 х 305
184 х 324 х 216
223 х 364 х 301
150 x 275 x 175
Масса (каждой), кг
6,2
н.д.
5,9
1,2
7,3
4,8
н.д.
3,8
Цена, $
319
409
466
378
405
473
322
270
1 Минимальное сопротивление. 2 Измерено при подачи
сигнала напряжением 2,83 В. 3 Измерено в помещении.
САБВУФЕР
Модель
Boston XB4
Heco Metas Sub 30A
Jamo Sub 300
Mirage Omni S10
Polk Audio PSW404
RBH MS8.1
Wharfedale SW250
Yamaha YST-SW325
Конструкция
ФИ
ФИ
ФИ
ФИ
ФИ
ФИ и пассивный радиатор
ФИ
ФИ
Входы линейные 4
IN, LFE
L, R
L, R
IN
L, R, LFE
L, R
L, R
L, R
Входы высокоуровневые
Есть
L, R
L, R
L, R
L, R
L, R
L, R
L, R
Выходы линейные
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
L, R
L, R
Нет
Выходы высокоуровневые
Нет
Нет
Нет
Нет
L, R
L, R
Нет
L, R
Размер басовика, мм
250
300
250
250
250
200
250
200
Мощность RMS встроенного усилителя, Вт
400 5
300
300
800 5
375 5
200
250
150
Воспроизводимый диапазон, Гц
38 — 180
22 — 150
28 — 150
21 — 120
32 — 160
35 — 180
30 — 100
25 — 180
При неравномерности, дБ
±3
н.д.
н.д.
±3
-3
±3
н.д.
н.д.
Частота фильтрации, Гц
75 — 150
30 — 150
40 — 150
40 — 150
60 — 160
50 — 160
35, 45, ... 75, 85
50 — 150
Регулировка фазы
0/180
0/180
0 — 180, плавная
0 — 180, плавная
0/180
0 — 180, плавная
0/180
0/180
Габариты, мм
310 х 360 х 341
411 х 510 х 440
378 x 310 x 507
430 х 370 х 470
364 x 346 x 419
330 х 286 х 330
420 x 420 x 375
315 х 380 х 374
Масса, кг
11,8
н.д.
18,9
18,6
20,9
16,0
н.д.
13
Цена, $
579
741
385
540
635
507
659
430
4 Под LFE подразумевается вход в обход фильтра.
5 Динамическая мощность.