#6/2007 • ROCKАЛЬБОМ

Елена САВИЦКАЯ

Grinderman

«Grinderman»

Mute

Новый проект Ника Кейва носит название, которое можно перевести как «точильщик», «дробильщик» или «шлифовальщик». Что ж, с этими «профессиями» (особенно по отношению к человеческому мозгу) Кейв-музыкант справляется вполне успешно. В рамках Grinderman он работает с несколькими музыкантами из The Bad Seeds: это многостаночник Уоррен Эллис (выступавший в России со своей группой Dirty Three), басист Мартин Кейзи, ударник Джим Склавунос, но обращается скорее к эпохе The Birthday Party. Не желаете ли вместе вспомнить безумные деньки, когда от неистовства, ярости и юного вожделения рвались струны, а у слушателей — лопались барабанные перепонки и нервы? Возвращение к временам раннего пост-панка, когда Кейв еще не был иконой декадентов, певцом могильных баллад и не углублялся в философские умствования и религиозные витийствования, удалось неплохо. И правда — хватит наматывать сопли на кулак. Минималистское звучание, простейший аккомпанемент, иногда сводящийся к лаконичному гитарному поскребыванию, а иногда сметающий с ног брутальным «валом», в меру расстроенные инструменты, шумовые соло на электрогитаре (на ней впервые в студии играет сам Кейв) и препарированной электроскрипке (Уоррен Эллис), краткие формы, архаичные блюзовые интонации, — и всё это с довольно мощным драйвом, которого уже давно ждали от эстетствующего панк-рокера. «Темные», зловещие, жгучие тексты, завораживающий шаманский голос. Сатира на сильных мира сего. Головой об стену и биться в последнем экстазе — это приказ. Достаточно для того, чтобы вернуться в прежние времена и осознать, что на самом деле ничего не вернуть. Просто потому что нельзя войти в одну реку дважды и оставаться вечно молодым. Но показать, что при желании в свои 50 ты еще ого-го! — можно.

Neal Morse

«Sola Scriptura»

Radiant Records/»Союз»

Не отстает от экс-коллег и бывший лидер Spock’s Beard Нил Морс. В ответ на их очередной опус (см. предыдущий номер журнала) Нил выдвинул свой ответ — не менее грандиозный и еще более сложно-концептуальный альбом. Творение посвящено Мартину Лютеру, средневековому христианскому реформатору, личность которого не могла не привлечь Морса в качестве «героя своего времени». Философские раздумья, душевные противоречия, религиозные озарения, борьба с бюрократизмом в церковных рядах и прочая миссионерская деятельность, — всё это словно про самого Нила, не так ли? Естественно, для передачи этих тем и состояний понадобилось не менее 76 минут, причем первая композиция длится ни много ни мало — 29 минут. Причем, как и у Spock’s Beard, Морс ловко переходит от мелодии к мелодии, от стиля к стилю в рамках одного трека. Впрочем, генеральное направление нынче взято на прог-метал. Поскольку в соратниках у «сольного» Морса давно уже числится Майк Портной, неудивительно, что в музыке хорошо ощущается влияние Dream Theater, особенно это касается «закрученных», ритмически и интонационно острых, тяжелых гитарно-басово-барабанных риффов. Гитарные труды на сей раз на совести Пола Жильберта из Mr. Big, чьи скоростные соло отличают «Sola Scriptura» от предыдущих альбомов. А вот вокал значительно проигрывает пению Д’Вирджилио — голос Нила скрипуч, сер и невыразителен, что непростительно для «проповедника». Удивляет и даже как-то разочаровывает, что при такой благодатной теме Морс никак не углубился в «готическую» стилистику — ведь такого можно было наворотить (хор, орган, dark folk и прочая средневеково-ренессансная экзотика), что заблудшие души немедленно устремились бы к светлому храму. А так — баптистские песнопения с припевами типа «Jesus Told Me...» да один эпизод а-ля лютневая музыка — вот всё, с помощью чего Морс обращает пребывающих в потемках сограждан к истинной вере. Несмотря на то, что однажды Нил даже пытается исполнить... латино (!), видимо, перепутав его с латынью, в альбомах Spock’s Beard всё-таки больше чисто звуковой привлекательности и музыкально-тематического разнообразия. Может быть, поэтому (а может, и из-за неизбежного духа назидательности и морализаторства) творение Нила Морса проигрывает новому опусу «Бороды», кажется затянутым и скучным.

Ricky Martin

«MTV Unplugged»

SONY BMG Music Entertainment

Для вас, женщины! Красавчик Рики Мартин постарался показать, что он не простой латиноамериканский мачо,  годный разве на то, чтобы оттопыриваться под его пение на вечеринках. Нет, Рики — деликатной души человек, у него под внешностью знойного охмурителя прячется чувствительное сердце романтика. Иначе не решился бы он на выступление «анплаггд», когда все тонкости исполнения и движения души — как на ладони. Впрочем, Мартин не особо скромничал с инструментальным составом. Пожертвовав избитыми хитами типа «Livin’ la Vida Loca», Рики исполнил много лирических песен в сопровождении большого количества акустических гитар, струнных, фортепиано, духовых, облегченной ударной установки и... оглушительного, исступленного визга слушательниц. Слаженный, словно управляемый дирижерской рукой женский визг сопровождает фонограмму почти как на концертных записях «Битлз». Неуместно здесь приводить народные поговорки с упоминанием кипящей жидкости, но градус был не ниже. Притом что Рики поет проникновенно и как-то даже спокойно, демонстрируя хороший природный голос и вокальную технику. Еще бы побольше виртуозных гитарных соло (почему не позвали Пако де Лючию?) — и вообще был бы полный улёт. В общем, в противостоянии с Энрике Иглесиасом (который благодаря одной русской особе уже практически потерян для общества) однозначно лидирует Мартин. Другое дело, куда катится традиция MTV Unplugged, отмеченная такими блестящими моментами, как выступления Эрика Клэптона и Nirvana... 

Pure Reason Revolution

«The Dark Third»

Inside Out/»Союз Music»

Коллектив из Британии, родины арт-рока, протягивает мостик от хрупкой психоделии ранних Pink Floyd через зрелый прогрессив-рок 70-х к современному прогу в духе Porcupine Tree и интеллектуальной электронике. Восторги западных критиков абсолютно оправданны. «The Dark Third» — впечатляющая звуковая иллюстрация к «темной трети» человеческой жизни — той, которую мы проводим во сне. Ощущение призрачной реальности, той, когда уже проснулся, но еще слышишь уходящие голоса, видишь тающие лепестки уходящих грез — главное, что удалось запечатлеть в своей музыке англичанам. Каким сачком они поймали эту дивную бабочку? На темной стороне — нежное многослойное пение, красоты синтезаторных звучаний, «озриковские» игры с гитарным дилэем, искрящиеся узоры клавишных... На светлой — игра мускулами, хлесткие риффы, интеллектуальная мощь прогрессивных аранжировок, запоминающиеся хитовые мелодии, модные электронные миксы. В своем следовании заветам Pink Floyd группа не ограничивается лишь барретовским периодом, апеллируя и ко временам «Umma-gumma», о чём явно свидетельствует торжественная ансамблевая мелодекламация и общая «космичность» саунда. Pure Reason Revolution умны и талантливы, к тому же они — канонические англичане. А это означает врожденное чувство меры и баланса. Каждая минута в звучании альбома безупречно гармонична, словно взвешена на невидимых весах. Не случайно название свое команда получила по работе Иммануила Канта, которая, правда, называлась чуть иначе. Не «революция», а «Критика чистого разума».

Bryan Ferry

«Dylanesque»

Virgin Records/S.B.A. — Gala Records

Брайан Ферри продолжает путешествовать по музыкальным эпохам и стилям. Честно говоря, салонные шлягеры и джазовые стандарты 30-х годов прошлого века удавались ему гораздо лучше, чем свободолюбивые хиты культового американского фолк-сингера. Жеманная манера Ферри, его дрожащий голос и осторожные интонации не слишком вяжутся с безыскусным боевым запалом песен Дилана, который тоже был романтиком, но несколько в другом смысле слова. Ферри старается прочувствовать каждую ноту, сделать выразительным каждое слово, привнести в звучание мистичность и изысканность. И ему это удается, пусть и вразрез с идеями автора. Ферри-лирик перекликается с Диланом-романтиком, особенно что касается тем поиска, блужданий, потерь и находок (пусть у Дилана это скорее всего путь по самой обычной Highway 61, а у Ферри — самокопание). Но там, где не избежать прямолинейного напора, как, например, в почти цеппелиновской по тяжести «All Along The Watchtower» (из альбома «John Wesley Harding») или приблюзованной «The Times They Are A-Changin’» (одноименный диск 1967 года), Ферри теряется, прячется за «стеной» аранжировок. О последних стоит сказать отдельно: Брайан, в отличие от Дилана (особенно раннего), нигде не рискует спеть только под акустическую гитару, он задействует полный рок-бэнд, большую вокальную группу, струнную секцию, а в треке «If Not For You» приглашает поколдовать электронщиков — Брайана Ино и одного из своих четырех сыновей — Айзека. Причем скрипичный квартет («Make You Feel My Love») тоже заставляет звучать туманно и расплывчато, как электронный инструмент, а некая «атмосферная гитара» в исполнении Лео Абрахамса и прочие фоны придают саунду еще больше нью-эйджевости, воздушности и неопределенности. Надо отдать Ферри должное за выбор композиций: песни не самые избитые, хотя «Knockin’ On Heaven’s Door» Брайан избежать не мог. Но эту вещь не сумели испортить даже Guns’N’Roses, что же говорить о маэстро, который здесь, к счастью, отбросил гламурность и спел ее просто и ясно.

«Регг-тайм»

«АиБ Рекордс»

Лет 10 назад во время презентации раритетного ныне сборника «Русский регги», один мой знакомый высказался весьма неполиткорректно: «Легче, мол, негра научить играть на балалайке, чем русского — исполнять регги». На самом деле и то, и другое вполне возможно, о чем красноречиво свидетельствует практика, в том числе сборник «Регг-тайм». У нас научились не просто исполнять регги, но делать это профессионально, со вкусом, красиво. Научились даже делать правильный акцент на слабую долю, чисто записываться, грамотно использовать духовую секцию и делать настоящий даб-саунд. Сборник как раз и посвящен новой генерации регги-команд — культовые фигуры типа Jah Division, «Острова», Dub TV или Ромы В.П.Р’а (молодого, но бывалого) здесь не засвечены. Да и не все из представленных коллективов можно с полным правом отнести к убежденным приверженцам «раста» — кто-то просто экспериментирует с языковыми элементами, а кто-то и вовсе написал в этом стиле одну песню. Таково оно, новое поколение — почти трезвое, где-то даже попсовое, отошедшее от «рутс». Слушать сборник легко и приятно, ничего в нем не «ломает». Разве только одно: нет в русском регги одного важного качества — расслабленности. Все авторы песен по чисто русской привычке чем-то недовольны, протестуют, жаждут что-то изменить. А просто получать удовольствие? Может и правда, как декларирует один из главных хитмейкеров сборника — Porto Franco, «здесь холодно для регги?»

Ono

«Yes, I’m A Witch»

Yoko Ono/S.B.A. — Gala Records

Наследники Джона Леннона не собираются почивать на лаврах. После того, как свой очередной альбом выпустил Шон Леннон, за дело взялась и «веселая вдова» — Йоко Оно. Тот, кто привык винить Йоко во всех смертных грехах (главнейший из приписываемых ей — развал «Битлз») и дергается, как на электрическом стуле, слыша ее вопли на сольниках Леннона и совместных альбомах четы, пусть бежит от сего диска как черт от ладана. Если вы более толерантны или хотя бы любопытны, ткните пластиночку в проигрыватель. 17 треков альбома (авторства Оно) записаны с разными музыкантами — ди-джеями, электронными и рок-группами в стилистике от техно и самого заскорузлого драм-энд-бейса до рэпа, панка, пышных поп-песен и авангардного не-пойми-чего. В списке персонажей типа DJ Spooky и Peaches с удивлением обнаруживаются флагманы современного прогрессив-рока Porcupine Tree, с которыми записан лучший на диске трек — атмосферная баллада «Death Of Samantha». Надо отметить, что вокал у Оно похож на голосок 13-летней девчонки, а никак не 74-летней дамы, и в этом, вероятно, его оригинальность и неповторимость. Своим неустойчивым, тоненьким и противным голосочком (порой еще жутко обработанным) Йоко умудряется не только, с позволения сказать, петь, но еще и скрипеть, визжать и декламировать (кстати, надо отдать Оно должное — она предсказывала наступление эры рэпа еще в начале 80-х). В целом получается в буквальном смысле слова трэш-стилистика. Вынести весь альбом целиком может или горячий поклонник талантов сумасбродной японки, или мазохист. Впрочем, как бы ни воротили носы критики и слушатели, мадам на это заранее наплевать. Как говорится в заглавной песне, «Yes, I’m a witch, I’m a bitch, I don’t care what you say...» И это ее право. Однако на следующий за тем призыв освободиться от страхов и предрассудков хочется ответить: не с помощью твоей музыки, дорогая Йоко.

The Stooges

«The Weirdness»

Virgin Records

Еще один громкий реюньон, которым так богато наше время — воссоздание культовой американской прото-панк-группы The Stooges (с участием музыкантов оригинального состава — Рона и Скотта Эштонов). Игги Поп — «крестный папа» Ника Кейва, и тоже перепробовал на протяжении своей карьеры огромное количество стилей, имиджей и модных «личин». Кстати, еще одни всплывшие недавно на свет Божий герои «ранней» панк-волны — New York Dolls — скорее пошли по пути стилевого обновления, чем воспроизведения. А упрямый провокатор Поп встал на своем. То, что при этом «The Weirdness» оказался дико неактуальным, а само возрождение The Stooges — странным и неуместным, не вина, а беда Игги. Ибо сейчас всякий подобный акт воспринимается как коммерческий ход, а если он еще и не подкреплен сильной творческой идеей — то и подавно. Увы, Попу не удалось создать нечто действительно мощное, взрывное, оглушающее, достойное энергетики Stooges и самого бунтарского духа 60-х. Нарочито неумелое, «фальшивое» пение (и где присущая голосу Игги глубина?), примитивная игра на гитарах и барабанах и песни о нехороших девчонках, ворующих деньги у доверчивых парней или выпады против христианства — взрослые люди явно старались поиграть в беззаботных и злых рок-детишек, но вышло не слишком убедительно. Не хватило запала, драйва, пинка под зад (самому себе). К тому же сама по себе стилистика альбома апеллирует скорее к собственно панку 70-х и современному «гаражу», чем к психо-панку Stooges. Быть может, на концертах под песни из «The Weirdness» и неплохо послэмиться, но слушать их на пластинке — всё равно что жевать резинку, которую кто-то уже пожевал до тебя. Если бы такой релиз выпустила начинающая команда, ее высмеяли бы и смешали с подножной субстанцией. Но тут — Игги Поп... извольте снимать шляпы. У вас есть сомнения в его искренности? См. выше — такая музыка сейчас неактуальна. А значит, она такой либо станет, либо... Игги просто доставил себе удовольствие. Но, увы, не нам.

Joe Cocker

«Hymn For My Soul»

EMI/S.B.A. — Gala Records

Очередной сборник кавер-версий в творчестве Джо Кокера — работа скорее проходная, чем этапная. Ни одной собственной вещи — этим нас, впрочем, не удивишь, ведь маэстро как раз и известен как великолепный интерпретатор чужих произведений. Но тут, как уже было сказано, номер не удался. Если обычно пение Кокера приводит слушателя в состояние, которое можно описать фразой «жизнь удалась» (со всеми сопутствующими этому состоянию атрибутами — комфорт, довольство, расслабленность, осознание собственной «крутизны» и т.д.), то здесь ничего похожего не возникает. Обычная фоновая музыка, да и только. Хотя все составляющие фирменного кокеровского стиля налицо: песни в диапазоне от поп-рока до припопсованного ритм-энд-блюза и «голубоглазого» соул, мужественный хрипловатый вокал, мощные «дудки» и клавишные, девочки на подпевках и т.д. Быть может, ощущение «проваленности» складывается потому, что Джо выбрал на сей раз слишком много медленных лирических (и не особо хитовых) вещей, а некоторые (как «Long As I Can See The Light» Д. Фогерти) зачем-то специально замедлил буквально до неприличия. Лишь два трека безусловно заслуживают похвалы — энергичная первая «You Haven’t Done Nothin’» Стиви Уандера и прекрасная мистическая «Beware Of Darkness» Джорджа Харрисона, обе — тоже из разряда непотопляемых хитов. Будем надеяться, что к следующему альбому Джо как-нибудь соберется и выдаст нечто сногсшибательное... то, чего от него и ждут.

Alissid Jazz!

«Tapes On Trees»

Akatzia Records

Московская этно-авангардная группа Alissid Jazz, существующая уже более 10 лет в основном  как инструментальный коллектив, пригласила в состав на постоянной основе певицу Катерину Кандалину. Столь серьезный шаг повлек за собой и изменение стилистики — «Tapes On Trees» имеет явную ретро-направленность, соединяя традиции рок-кабаре, «старого» джаза и шансона. Катя привнесла в звучание лаундж-колорит, что, вероятно, совпало и с общим стремлением группы сделать свою «закрученную» музыку легче и доступнее. Песенный (англоязычный) формат и правда проще воспринимается, тем более что концерты теперь представляют собой камерное шоу во главе с симпатичной вокалисткой. Правда, артистичная Катя слегка «перегламуривает» с музыкальными блестками и прочей мишурой, хотя слащавым ее пение не назовешь, наоборот, иногда не хватает мягкости, пластичности. По-прежнему изощренная инструментальная ткань заставляет вслушиваться, «распутывать» клубок звуковых хитросплетений. Низкий, вкрадчивый, чуть скрипучий тембр баритон-саксофона (А. Алехин) остается главной составляющей саунда. Из композиций альбома особенно хотелось бы отметить две: «Acid River» с ее «ползущим» саксофонно-басовым риффом и версия «Summer Time» Гершвина в стиле диско. Альбом приятен и как слушание под чашку кофе, и сам по себе, а главное — он хорошо отражает сегодняшнюю ипостась Alissid Jazz. С некоторыми другими можно ознакомиться благодаря еще двум релизам нового лейбла Akatzia: это этно-роковый «Animal Fashion» (2005) и этно-эйсид-джазовый «Ё-dance» (2001).

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"