30 лет назад Throbbing Gristle совершили революцию, которую лишь частично можно назвать музыкальной. Главный переворот касался идеологии — TG объявили, что отныне музыка существует не только для того, чтобы доставлять слушателям удовольствие. Именно поэтому на первых концертах музыкантов защищали решетки: иные непонятливые зрители пытались покалечить тех, кто издевался над их слухом и сознанием. Так TG открыли страшную тайну, и сегодня все мы живем в пространстве, навсегда измененном этой группой. Позади взлеты и падения родившейся от их музыки индустриальной сцены, десятки прекрасных дисков Coil, Psychic TV, Chris & Cosey и других проектов бывших участников TG, изданных в ходе 25-летней паузы между альбомами группы. Позади первые концерты TG после объединения в 2004-м и даже новые студийные записи — два года назад на виниле вышел EP «TG Now» с квадригой мутных инструменталов. Издание «Part Two: Endless Not» откладывалось несколько раз, породив некоторое напряжение. Ведь TG не могли вернуться, как The Who, как New York Dolls — от них ждали нового слова и ничего больше. Что ж, место, отведенное под рецензию, не бесконечно, пора открывать карты: очередной рубежный экзамен TG сдали на «отлично». Отлично от других, отлично от себя, отлично от всего, что вы слышали раньше. Мощь нынешних TG держится сегодня на двух равновеликих китах: звукоинженерные таланты Питера Кристоферсона, не знающего равных в создании гипнотических, затягивающих и зловещих звуковых пространств, и неуемный креативный гений Дженезиса Пи-Орриджа, у которого вот уже 40 лет нет никаких проблем с неслыханными дерзкими идеями. Альбом, не имеющий ничего общего с классическими записями Throbbing Gristle 70-х, представляет собой своеобразный звуковой лабиринт, из которого всякий волен искать свой выход самостоятельно. Как правило, стены лабиринта изваяны из электронных шумов, завитых затейливыми кольцами, спиралями и фракталами. Есть на диске и несколько полноценных песен, прежним TG отнюдь не свойственных. На улице любителей острых ощущений — праздник, которого не было четверть века.
Baikonour
«For The lonely Hearts Of The Cosmos»
«Союз»
Английский музыкант Жан-Эммануэл Кригер, назвавший свой сольный проект в честь казахского космодрома, определенно вырос на Pink Floyd и научно-популярных передачах про космос. На его дебютном альбоме — странная и гулкая, безошибочно космическая музыка, записанная на старых синтезаторах. Пластинка звучит совершенно вне времени — с равной вероятностью ее можно принять за курьезный винил, чудом выловленный на барахолке, и за последний крик моды в области музыки для кофеен и чил-аутов. Второй вариант, конечно, ближе к действительности — ценители плавной и продвинутой электроники не прогадают, купив этот альбом.
Roger Sanchez
«Choice: A Collection Of Classics»
Diamond Records
Этот сборник существенно отличается от большинства DJ-сетов, изданных в двойном глянцевом диджипэке. Роджер Санчез — один из тех, кто изобрел современную клубную музыку в конце 70-х в Детройте и Чикаго. Для серии «Choice» он составил добросовестный музыкально-исторический очерк об истоках и возникновении хауса. Первый диск, озаглавленный «Foundation», включает 14 клубных хитов дохаусной эпохи 1971 — 1982: фанк, соул, диско и зачаточный хип-хоп, под который в те годы танцевали знаменитый брейк-данс. Среди 14 треков сборника — как прогремевшие хиты, так и неизданные промо, год создания которых история не сохранила. Это музыкальный жемчуг, намытый Санчесом за несколько десятилетий ди-джейского ремесла: каждый трек звучит как откровение, и двух похожих вещей не найти. Создателям песен, отобранных Санчесом, будто бы удалось заглянуть в будущее — с годами их музыка ничего не потеряла. Второй CD, «Хаус, который построил Джек» («The House That Jack Build»), будучи вполне неплохим, первому диску все ж таки заметно уступает. Здесь собраны ранние хаус-треки, с которых в середине 80-х началась история клубной электроники как жанра, в том числе и первые синглы чикагского лейбла Trax Records. Некогда эти треки звучали как послания иных цивилизаций, звавших к новой, лучшей жизни. Двадцать лет спустя некоторые из них все еще сохраняют свое очарование благодаря своему задорному и бескомпромиссному настрою, другие испытания временем не выдержали. Впрочем, и тут наберется с полдюжины неплохих запоминающихся вещиц.
Alan Vega
«Station»
Mute
В будущем году нью-йоркскому музыканту Алану Веге исполняется 60. В конце 70-х его группа Suicide выпустила два альбома, будто бы выпавших из далекого будущего — мощная, напористая и циничная электроника, которая и по сей день не кажется старомодной. Синти-поп, техно, электроклэш и дюжина других направлений появились из этих двух пластинок, как из матрешки. Дурным синтезаторным грохотом история Suicide не ограничивалась, ничуть не менее веским козырем служила ярчайшая харизма мистера Веги, ощущающего себя, в отличие от прочих электронщиков, всамделишной рок-звездой в кожаных штанах. Его вокальная манера, напоминающая как Элвиса, так и Дика Дейла, придавала индустриальным содроганиям музыки Suicide пряный декадентский привкус. За все годы существования Suicide удалось выпустить всего 5 альбомов. По достоинству работы группы оценили и переиздали только в конце 90-х, и с тех самых пор заполучить вокальный трек Веги на свой альбом мечтает любой уважающий себя техно-проект. Везет пока только многолетним лидерам минимал-техно, финнам Pan Sonic — с ними Вега записал уже две пластинки, последняя из которых, «Resurrection River», появилась в 2004 году. «Station» — первый сольник Алана за 8 лет, причем предыдущий диск, вышедший в 1999-м, назывался не иначе как «2007». Альбом не станет неожиданностью для тех, кто уже знаком с пластинками Веги, но кого угодно впечатлит бескомпромиссность немолодого музыканта. С несгибаемым упорством он играет непримиримо некоммерческую музыку — резкий и ледяной монотонный бит, то и дело сбивающийся с ритма, поверх которого сорванный голос выкрикивает визионерские тексты. Все треки звучат ершисто и свежо, а в ошеломительном напоре электронных дребезжаний случаются и передышки — как правило, на таких треках звучит женский бэк-вокал.
Центр
«Регион 5»
«Союз»
Невзирая на огромный авторитет и заслуги Василия Шумова, CD-дискография «Центра» насчитывает всего несколько позиций. И если в 1992-м «Тектоника(к)» стала одним из первых русскоязычных релизов, вышедших на компакт-диске, то в текущем десятилетии пластинки «Центра» издавались исключительно в виртуальном виде — вместе с обложкой их скачивали (и скачивают поныне) с сайта centromania.org. «Регион 5» — самый свежий диск «Центра». В духе последних релизов группы Шумов диктует раздраженным голосом свои необыкновенные тексты под аккомпанемент минималистской и угрюмой электроники. Каждый трек тут заслуживает внимания (ценителя «Центра» как минимум), но по-настоящему запоминающихся песен совсем немного — если только остросоциальная «Милости Прочим».