#6/2007 • КРУПНЫЙ ПЛАН
Антон КОЛОМИЙЦЕВ
комплект акустики PSB G Design
Канадская PSB была основана более 30 лет назад Полом Бартоном, инженером-акустиком и музыкантом, а аббревиатура расшифровывается как «Пол и Сью Бартоны». Сейчас компания принадлежит холдингу Lenbrook, в который входит также известный брэнд NAD. Бартон стоял у истоков канадского Hi-Fi, возглавлял национальную исследовательскую программу в области акустики, используя уникальную безэховую камеру в National Research Council. За годы работы Пол пришел к выводу, что частотная характеристика колонок, снятая на ее оси, ничего не говорит о звучании. Чтобы судить о нем, обязательно нужно учитывать диаграмму направленности, поскольку большая часть звукового поля формируется за счет отражений от стен, пола и потолка. Такой же концепции придерживается и другой канадский производитель —Mirage, акустику которого мы неоднократно тестировали.
Модели G Design пришли на смену линейке Stratus, выпускавшейся несколько лет кряду. Они красивее внешне, обладают более высокими характеристиками и — впервые в истории компании — отвечают европейским требованиям по содержанию вредных веществ RoHS (Restriction of Hazardous Substances). Напомню, что эти строгие нормы были приняты Европейским Союзом два года назад и стали препятствием для изрядной части заокеанского экспорта. Так что можно быть абсолютно уверенным, что даже в летнюю жару колонки G Design не дадут в комнате никаких вредных выделений.
Собственно, вся линейка представляет собой комплект для домашнего
кинотеатра, который вы видите на фото. Фронтальные GT1 (53730
руб.) — напольные 2,5-полосные с одинаковыми вуфером и мидбасом
диаметром 6,5 дюйма. Их диффузоры сотканы из стекловолокна. Перед
алюминиевым куполом пищалки установлено апертурное тело, или,
проще говоря, отражатель, расширяющий диаграмму направленности
на высоких частотах. Порт фазоинвертора выведен на лицевую панель.
Сзади — четыре солидные клеммы с перемычками. Устанавливаются
колонки на амортизирующие ножки с регулируемой высотой. На мой
взгляд, это правильно — эластичные изоляторы эффективнее шипов,
да и пол не портят.
Громкоговоритель центрального канала GС1 (17415 руб.) имеет абсолютно симметричную конструкцию с двумя 13-сантиметровыми СЧ/НЧ-драйверами и таким же, как и в GT1, твитером. Даже порта два — они расположены по краям корпуса. Принцип д’Апполито в сочетании с фильтрами 3-го порядка позволяет расширить диаграмму направленности в горизонтальной плоскости и создать комфортные условия для большинства слушателей.
И наконец, тыловые мониторы GB1 (26460 руб.). Впрочем, это в нашей системе они будут озвучивать задний план, хотя по своим характеристикам вполне подойдут и в качестве основных для небольшой комнаты. Судите сами: две полосы, рабочий диапазон 55 — 23000 Гц, чувствительность в реальном помещении 88 дБ. Драйверы те же, что и в центральном канале, и производитель особо подчеркивает, что во всех моделях линейки они тщательно согласованы по тембральным характеристикам. Поскольку фазоинверторы выведены вперед, все колонки могут располагаться в непосредственной близости от стены. Комплект G Design выглядит очень внушительно благодаря закругленным лицевым панелям и дорогому покрытию «рояльный лак» с тщательной полировкой. Корпуса GT1, по-видимому, усилены внутренними стяжками — при простукивании они производят впечатление абсолютно монолитной структуры.
В комплекте нет сабвуфера, и для системы 5.1 производитель рекомендует модель из другой линейки — SubSeries 6i (17415 руб.). Но после первых же минут прослушивания становится ясно, что в большинстве случаев напольные АС прекрасно справляются сами. Более того, в комнате среднего размера саб даже может создать проблемы, поскольку при работе нескольких НЧ-излучателей из-за интерференции результат абсолютно непредсказуем. И еще, при установке GT1 следует учитывать, что его нижний драйвер расположен довольно близко к полу, поэтому отражения заметно сказываются на линейности воспроизведения. Лучше всего, если в комнате будет толстый и плотный палас, в крайнем случае — небольшие коврики непосредственно перед колонками.
Бас у GT1 просто нереально низкий, полное ощущение, что работает сабвуфер. При этом он прекрасно согласован с остальными диапазонами по фазе и скорости. Если же ваша комната имеет неважную акустику, ограничьте диапазон колонок снизу, благо любой современный ресивер позволяет это сделать.
Второе, на что обращаешь внимание после баса, — способность передавать резкие динамические контрасты. На оркестровом tutti колонки могут создать рекордное звуковое давление без малейших признаков компрессии. Разумеется, при наличии достойного усилителя или ресивера. Пожалуй, единственное замечание, которое у меня возникло — не слишком высокое разрешение на верхних частотах. Из-за этого несколько нивелируется разница между саундтрекамии, записанным в Dolby Digital и DTS. Зато несжатые дорожки PCM 24/96 звучат просто изумительно.
Акустика действительно тщательно согласована по тембру — трехмерное поле очень однородно и отличается точной локализацией мнимых источников, причем оптимальная зона прослушивания достаточно широка, чтобы в ней поместилось несколько человек. l
Объективные данные |
Модель |
GT1 |
GC1 |
GB1 |
Количество полос/излучателей |
2,5/3 |
2/3 |
2/2 |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц |
38 — 23000 |
55 — 23000 |
55 — 23000 |
Чувствительность, дБ/2,83В/м |
89 |
91 |
88 |
Номинальное сопротивление, м |
6 |
6 |
6 |
Частота раздела полос, Гц |
500/2500 |
3000 |
2200 |
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт |
10 — 200 |
10 — 150 |
15 — 200 |
Внутренний объем, л |
44 |
17 |
14 |
Размеры (Ш х В х Г), мм |
218 х 915 х 364 |
603 x 179 x 280 |
218 x 389 x 291 |
Масса, кг |
24,7 |
13,5 |
20 |
PSB G Design 976505 руб.
Совершенная форма, безукоризненная отделка. Невероятно низкий бас, прекрасные динамические характеристики, широкая зона стерео- или 3D-эффекта.
Невероятно низкий бас, не слишком высокое разрешение в ВЧ-диапазоне.
Комплект для серьезных любителей музыки и кино. При создании оптимальных акустических условий в небольшой комнате бас из проблемы превратится в очевидное достоинство.
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты PSB GT1
Во всем рабочем диапазоне сопротивление системы не опускается ниже номинального значения 4,9 Ом (160 Гц), а на высоких частотах растет, достигая на 20 кГц отметки 8 Ом. Это сравнительно легкая нагрузка для усилителя, поэтому никаких существенных технических ограничений при его выборе нет. Более того, он даже может быть ламповым, поскольку реактивная составляющая нагрузки очень невелика, о чем свидетельствует ровная фазовая характеристика (верхняя кривая).
Фазоинвертор системы настроен на 28 Гц, столь низкая частота характерна скорее для сабвуфера с 12-дюймовой головкой, нежели для фронтальных АС. Без дополнительной коррекции в небольших помещениях с басом могут возникнуть проблемы.
Амплитудно-частотная характеристика PSB GT1
Исследования, проведенные в NRC, привели Бартона к тому, что оценивать АЧХ нужно не по осевой кривой, а усредняя отклонения в сегменте ±60 град. Дисперсия у GT1 действительно широкая, причем на ВЧ она достигается установкой апертурного тела перед куполом твитера. Кривые, снятые при отклонениях от оси на 30 (зеленая) и 50 (красная) град., начинают заметно расходиться лишь после 7 кГц. Правда, не обошлось и без отрицательного эффекта — из-за отражений возникает интерференционный провал на 16 кГц. Впрочем, он узкий и не очень глубокий, так что на слух вряд ли будет заметен.
В целом же АЧХ очень ровная, небольшая неравномерность возникает лишь вблизи частоты раздела.
Обратите внимание, как низко работает фазоинвертор (черная кривая) — он уверенно перекрывает полосу от 15 до 50 Гц. Правда, порт имеет органный резонанс на 1300 Гц, и, поскольку он выведен вперед, посторонние призвуки могут быть слышны. Если вам не нужен уж слишком низкий бас, воспользуйтесь поролоновыми заглушками. При наличии сабвуфера полосу GT1 следует ограничить 60 — 70 герцами, в противном случае может возникнуть нежелательная интерференция.
|