#6/2007 • КРУПНЫЙ ПЛАН

Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ

видеопроектор Optoma HD81

Представьте себе, некоторые технические проблемы решаются политическими методами. К примеру, древний принцип «Разделяй и властвуй», приписываемый македонскому царю Филиппу (отцу Александра Македонского), давно и активно используется при создании аппаратуры самого высокого класса. Более того, не разделив плохо совместимые друг с другом модули, часто невозможно достичь требуемого качества.  

Возьмем, к примеру, видеопроектор. В процессе работы его лампа сильно нагревается, и это создает далеко не лучшие условия работы для электроники. А если поставлена задача сделать корпус проектора компактным, выделяемое источником света тепло создает еще большие трудности — плотная компоновка устройства затрудняет конвекцию, приходится поднимать скорость вращения вентилятора, а это приводит к увеличению уровня акустического шума. Выход напрашивается сам собой: разделить проектор на два конструктивных блока, вынеся значительную часть электроники в отдельный корпус. Кстати, именно так делает свои топовые модели американская фирма Runco. Из двух отдельных модулей состоит и проектор Optoma HD81, с которым нам сейчас предстоит познакомиться.

От продукции упомянутого выше брэнда он отличается прежде всего ценой — ориентировочно $7369. И это притом что построен на DMD-матрице DarkChip3 с физическим разрешением 1920 х 1080. Это первый и пока единственный DLP-проектор, соответствующий требованиям Full HD и доступный по цене менее $10000. И обладающий при этом впечатляющими характеристиками — световым потоком 1400 ANSI лм и контрастностью 10000:1. Правда, надо оговориться, что эти параметры реальны только по отдельности. Наивысшая контрастность достигается при полностью закрытой ирисовой диафрагме, что, само собой разумеется, приводит к некоторому снижению яркости.

Еще одна уникальная особенность модели — богатейшие коммутационные возможности: два комплекта аналоговых входов Video, S-Video, композитных RCA и профессиональных BNC, разъем VGA на передней панели, а также 3 цифровых входа HDMI. Все они расположены на внешнем процессоре-скейлере HD3000, уже знакомом нам в качестве отдельного устройства (см. рубрику «Крупный план» в №5/2007). Но здесь он является неотъемлемой частью системы, и проекционный модуль HD81 без него работать не может — вся коммутация, аналоговая часть видеотракта, блок цифровых обработок расположены в процессоре. Напомню, что в нем осуществляется качественное преобразование чересстрочной развертки в прогрессивную, масштабирование любых входных сигналов до разрешения 1080p, а также устранение разного рода артефактов и шумов. Всем этим занимается комплексная технология Gennum Visual Excellence ProcessingTM (VXP) с 10-битной архитектурой профессионального класса.

Соединяются блоки двумя кабелями — обычным HDMI и специальным RS232, по которому происходит обмен управляющими сигналами. При необходимости к контроллеру можно подключить выносной IR-датчик для дистанционного управления — пригодится в сложных инсталляциях, когда, например, вся система или контроллер вынесены в отдельную «кинобудку». Или при работе на просветный экран из отдельного помещения.

Чтобы получить изображение с диагональю 100 дюймов, придется отодвинуть проектор от экрана минимум на 4,1 метра, а это значит, что угол зрения объектива не особенно широк. Да и диапазон изменения фокусного расстояния, так называемый зум-фактор, не велик — всего 1,2. Это несколько сужает возможности для установки в жилых помещениях, однако сказывается на качестве картинки, поскольку расширение угла зрения и диапазона зума неизбежно приводит к увеличению разного рода дисторсий и искажений, а попытки их компенсировать — к значительному росту стоимости объектива.

Практически все настройки (а их великое множество) выведены на пульт, отчего он кажется чрезвычайно сложным. На самом деле это не так. Просто не надо обращать внимания на все эти кнопки с непонятными неискушенному человеку надписями. Мне вот было достаточно слегка подстроить по тестовым таблицам  яркость — картинка после этого стала практически безупречной.

В ситуациях, когда яркость недостаточна или, напротив, избыточна, можно изменить режим работы диафрагмы. На выбор три положения: «открыто», «закрыто» и AUTO. В первом случае световой поток максимален, а контрастность минимальна. Во втором — наоборот. В третьем электронные «мозги» все делают сами, и можно ни о чем не беспокоиться.

Наводка на фокус и ZOOM здесь ручные, что в, общем-то, естественно для проектора за эти деньги. Функция сдвига оптики электронная и действует в очень небольших пределах — всего на 100 пикселей в любом из направлений. Конечно, это не много, но, как говорится, лучше, чем ничего.

Уже после того, как полностью настроил проектор, обнаружил по бокам экрана светлые дуги. Скорее всего, это блики от блестящей окантовки объектива. Вот уж воистину красота требует жертв. Но проблема невелика — достаточно сделать черную рамку вокруг экрана пошире, и эти блики не будут видны.

Несмотря на наличие эффективных цифровых «улучшайзеров», такому проектору требуется источник соответствующего класса. И мы их ему обеспечили, причем два: наш постоянный референсный проигрыватель Denon DVD-2930 для фильмов в стандартном разрешении и проигрыватель Blu-ray Samsung BD-P1000 — для изображений HDTV. На первом мы смотрели «Человека-паука» (PAL, Superbit) и «Героя» (NTSC), на втором — последний фильм про Джеймса Бонда «Казино-рояль» (NTSC). Оба источника калибровались по тестовому диску «Video Essentials». Начали с Blu-ray.

Если вы уже успели посмотреть «Казино-рояль» на DVD, то помните, наверное, что начинается фильм с черно-белых кадров, и уже на них приходится вспомнить, что проектор у нас построен на одном DLP-чипе, а потому следует смириться с заметным иногда эффектом радуги. Впрочем, кино про Бонда быстро становится цветным, и про «радугу» совершенно забываешь. Фильм снят на редкость эффектно, особенно хороши солнечные африканские эпизоды. Четкость картинки просто невероятная. А в сцене паркура по стройке со спаррингом на башенном кране я начисто забыл об истинной цели просмотра. Картинка в High Definition кажется самим совершенством — очевидно, надо свыкнуться с этим великолепием, и тогда через какое-то время начнешь находить недостатки и здесь.

Как ни странно, но переход на источник стандартного разрешения оказался вполне комфортным. Первое время картинка казалась не слишком четкой, но мозг очень быстро адаптировался к уменьшенному объему зрительной информации, и ощущения вновь стали приятными. В определенной степени это заслуга Denon DVD-2930, который отличается исключительно высоким качеством картинки. Чтобы понять, кто лучше осуществляет преобразование разверток — проигрыватель или процессор проектора, переключил Denon в режим 1080i. По гладкости или отсутствию артефактов картинка осталась прежней. А вот синхронизация стала периодически срываться, и проектор время от времени терял сигнал на входе. Со временем, конечно, выйдет обновленная версия прошивки, и этот «глюк» будет исправлен. Но практического значения он не имеет уже сейчас. Просто этому проектору нужен достойный источник, имеющий качественный прогрессив на выходе. Вот и все дела. l

Объективные данные

Матрица     1 х 0,95’’ DarkChip3 DLP

Физическое разрешение   1920 х 1080

Соотношение сторон      16:9

Контрастность     10000:1

Световой поток, ANSI лм      1400

Шум системы вентиляции, дБ   28

Коррекция трапеции      ±5 градусов по вертикали

Zoom-фактор       1,2x

Проекционное расстояние, м   1,5 — 12,5

Габариты (Ш x Г x В), мм

- проектора       411 x 311 x 116

- контроллера     433 x 285 x 50

Масса, кг

- проектора       4,5

- контроллера     4,2

Optoma HD81       $7369

Прекрасное качество изображения. Расширенные возможности для установки.

Заметный на фильмах в PAL эффект радуги. Несколько нестабильная работа с сигналами 1080i. Незначительная паразитная засветка по бокам от экрана.

Благодаря появлению этой модели приверженцы технологии DLP могут теперь обзавестись приличным проектором Full HD за относительно небольшие деньги.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"