#6/2007 • ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

www.kramer.ru, e-mail: academy 'add' kramer.ru

ОДОМАШНИВАНИЕ ВАЖНЕЙШЕГО ИЗ ИСКУССТВ

ЛЕТ СТО НАЗАД КЛАССИК МАРКСИЗМА УТВЕРЖДАЛ, ЧТО С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ НАШЕГО НАРОДА ВАЖНЕЙШИМИ ИЗ ИСКУССТВ ДЛЯ НЕГО ЯВЛЯЮТСЯ КИНЕМАТОГРАФ И ЦИРК.

ЕСЛИ ДОМАШНИЙ ЦИРК И БЕЗО ВСЯКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УХИЩРЕНИЙ МНОГИЕ МОГУТ НАБЛЮДАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, ТО ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН ЛИШЬ РАДИОПРИЕМНИКАМИ (ВСПОМНИМ «ТЕАТР У МИКРОФОНА») ДА ОБЫЧНЫМИ ТЕЛЕВИЗОРАМИ.

Причем влияние телевидения было и остается столь мощным фактором воздействия на умы населения, что одно время шли разговоры о грядущем полном отмирании «классического» кинотеатра, с его зрительным залом и жужжащим кинопроектором. Действительно, зачем тратить время на поездку в кинотеатр, да еще платить за билет, когда можно смотреть фильм, не вставая с любимого дивана? Тем более что с приходом в мир домашних видеомагнитофонов и DVD-проигрывателей программу для просмотра каждый может выбирать по собственному вкусу.

ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ

Домашний кинотеатр вырос из двух давно ставших привычных составляющих — телевизора и бытовой музыкальной стереосистемы. Эти компоненты расширились и осовременились, и к ним добавился важнейший элемент — источник видеопрограмм.

Сегодня домашний кинотеатр — это система с полноэкранным видеоизображением и многоканальным звуком, состоящая из отдельных компонентов, обеспечивающих воспроизведение изображения и звука.

В стандартный комплект домашнего кинотеатра входят:

Устройство видеоизображения (телевизор, ЖК-панель, плазменная панель или проектор с экраном).

DVD-проигрыватель.

AV-ресивер.

Комплект акустики.

ИСТОЧНИКИ ВИДЕОПРОГРАММ

Первым шагом к появлению домашних кинотеатров явилось внедрение домашних видеомагнитофонов. Изначально (самый популярный тип — VHS) они имели невысокое качество картинки (вдвое хуже, чем эфирное ТВ) и звука (по качеству близкого к средневолновому радиоприемнику).

Революция началась в 1995-м с внедрением формата DVD. При мизерной себестоимости (фактически как у CD) на эти диски можно было записать в 5 — 10 раз больше данных, а значит, пропорционально поднять и качество записи видеопрограмм и звука, уместив к тому же весь фильм на одном диске. Кодирование MPEG-2, улучшенные меню и настройки, широкий выбор аудиоформатов, субтитры и другие удобства позволили переломить массовые представления о домашнем видеопросмотре как о чем-то второсортном.

Современные проигрыватели DVD способны воспроизводить всевозможные форматы вроде mp3, MPEG-4, DivX, Xvid, WMV и др., а цены на массовые модели упали уже до 40 — 70 долларов. Именно DVD-проигрыватель стал основой современного домашнего кинотеатра.

Разумеется, DVD не единственный источник современных видеопрограмм. Эфирное телевидение, особенно спутниковое или кабельное, формата DVB (или ATSC в США), также использует кодирование MPEG-2 и может сопровождаться многоканальным саундтреком. Новейшие форматы HD DVD и Blu-ray имеют еще почти на порядок большую емкость и обеспечивают получение в домашних условиях изображения высокой четкости (High Definition, или просто HD), а также значительно улучшенного по качеству звукового сопровождения. Эта техника уже официально продается в России, но для массового внедрения не хватает малости — видеопрограмм, подготовленных в формате HD, которые должны быть ненамного дороже обычных DVD. По некоторым прогнозам, чтобы преодолеть указанные трудности, понадобится несколько лет, тем более что качества современных DVD хватает подавляющему большинству зрителей.

Рис. 1. Стереопанорама

Рис. 2. Расстановка громкоговорителей в системе Dolby Pro Logic®

ЗВУК

От DVD-проигрывателя можно получить высококачественную звуковую дорожку, причем не только в привычном стереофоническом формате, но и в многоканальном, типа «звук вокруг».

Стереофоническая аудиозапись предполагает, что слушатель использует две акустические системы («колонки») или стереонаушники. При этом перед ним создается звуковая панорама, и все звуки позиционируются ухом слушателя внутри ограниченного сектора между колонками, на рис. 1 обозначенного красным.

Хорошо записанный стереозвук уже производит большое впечатление, и некоторые простые домашние системы ограничиваются только стереоакустикой. Любой DVD по стандарту должен содержать звуковую дорожку в стереоварианте, и любой DVD-проигрыватель должен иметь обычный, стереофонический выход. Такой звук обычно записывается в несжатом виде, без потерь, и по качеству воспроизведения уступает только новейшим форматам записи типа DVD-Audio и Super Audio CD.

Программы для системы Dolby Pro Logic® кодируются в обычной стереодорожке, и какие-либо цифровые методы обработки для нее не нужны. Эффект окружения также значительно уступает более современным системам. Для DVD кодирование Dolby Pro Logic® используется очень редко (см. рис. 2.).

Кинематографисты, пытаясь сделать звук в зрительном зале более внушительным, ввели в систему дополнительный элемент — сабвуфер. Это специальный, обычно очень мощный, громкоговоритель, на который подаётся только сигнал из канала НЧ-эффектов (LFE, low-frequency effects). Раскаты грома, выстрелы из пушки, обвалы в горах зазвучали ошеломляюще, сотрясая слушателя «изнутри». Такой канал появился в системе DTS (Digital Theater Systems, компания DTS, Inc.), опробованной в 1993 г. в фильме «Парк Юрского периода». В этой системе использовалось всего 6 каналов, которые принято обозначать «5.1» (т.е. 5 полновесных каналов и 1 низкочастотный):

Левый и правый фронтальные.

Центральный.

Левый и правый окружения.

Сабвуфер (канал низкочастотных эффектов).

Аналогичные возможности имеет и широко распространенная система Dolby Digital® (также известная под названием AC-3, Adaptive Transform Coder 3). Эта система была впервые опробована на премьере фильма «Бэтмен возвращается» (1992).

Обе многоканальные системы, изначально использовавшиеся в больших кинотеатрах, были адаптированы и для применения в домашних условиях.

Отметим, что звуковое сопровождение в форматах DTS и Dolby Digital передается в сжатом виде, причем при сжатии снижается качество сигнала (сжатие с потерями). Инженерам пришлось пойти на такой шаг, поскольку иначе многоканальный звук попросту не уместился бы на DVD вместе с видео. Максимальный битрейт (скорость потока данных) для стандарта АС-3 составляет 640 кбит/с (суммарно для всех каналов), для DVD и для DVB-телевидения обычно используется битрейт до 448 кбит/с. Для DTS может применяться битрейт до 1536 кбит/с, что дает значительную прибавку к качеству звучания.

Новейший вариант системы, Dolby Digital Plus®, позволяет получить звук в формате 7.1, а также значительно улучшенное качество кодирования, с битрейтами до 1,7 Мбит/с. Вариант Dolby TrueHD® использует кодирование без потерь, поддерживает до 7.1 каналов с битрейтом до 8 Мбит/с и улучшенное качество оцифровки аудио. Обе системы должны найти применение в HD DVD и Blu-ray. В качестве дополнительного в них может использоваться и формат DTS-HD Master Audio с более высоким качеством звучания и неограниченным числом каналов.

ВИДЕО

Качество картинки определяется двумя факторами:

- Качество исходного материала, записанного на носителе или получаемого по эфиру.

- Качество дисплея — того, что выводит картинку для зрителя (телевизор, проектор и т.д.).

Носители видеоизображения долгое время развивались по принципу «догоним эфирное телевидение». Действительно, ни первые видеомагнитофоны, ни диски VideoCD не давали такого же качества картинки (и это при всех ее недостатках). Кроме того, повсеместно использовавшийся композитный интерфейс (CV) принципиально не предоставлял возможности «перепрыгнуть» качество эфирного ТВ.

После внедрения DVD, на которых видео изначально записывалось в компонентном виде (Y, U, V, формат 4:2:2), стало логичным передавать сигнал на дисплей именно в таком, компонентном виде, не «гробя» его до уровня S-Video или композита. В настоящее время хорошие DVD-проигрыватели имеют выход в компонентном формате YUV (Y, Cb, Cr для чересстрочной развертки обычного ТВ) на разъемах RCA или (в европейских моделях) в формате RGBS (на разъеме SCART).

Компонентный интерфейс YUV, помимо того, что обеспечивает наивысшее возможное качество вывода для стандартного видеосигнала, способен также выдавать и сигнал высокой четкости (HDTV), на который рассчитаны некоторые современные дисплеи или проекторы.

Кроме того, DVD-проигрыватели и ТВ-приемники осваивают и компьютерные видеоинтерфейсы — VGA и цифровой DVI/HDMI. Цифровой интерфейс способен донести картинку от источника до дисплея вообще без потерь, поэтому на него в перспективе ориентируются все производители оборудования. И еще потому, что по нему сигнал передается в закодированном виде (HDCP), что по идее должно помочь борьбе с видеопиратами. (см. таблицу 1).

Тип интерфейса Формат ТВ Относительное качество Область применения
Композитный (CV) Стандартное (PAL, SECAM, NTSC) Низкое Любая аппаратура
S-Video (YC) Стандартное (PAL, NTSC) Среднее Видеомагнитофоны S-VHS, DVD-проигрыватели, спутниковые ресиверы
Компонентный RGBS/SCART Стандартное (PAL, NTSC) Высокое DVD-проигрыватели, спутниковые ресиверы
Компонентный YUV Стандартное (PAL, NTSC), HDTV любых стандартов Высокое DVD-проигрыватели, спутниковые ресиверы
Компонентный VGA HDTV, компьютерные разрешения Высокое DVD-проигрыватели, компьютеры, сеттоп-боксы
Цифровой DVI, HDMI ТВЧ, компьютерные разрешения Самое высокое DVD-проигрыватели, компьютеры, сет-топ-боксы

Надо отметить, что видеопрограмм в формате HDTV у нас пока мало, несмотря на начало продаж проигрывателей HD DVD и Blu-ray.

Стандартное разрешение видеокартинки, записываемой на DVD:

В PAL — 720 х 576, чересстрочная развертка (576i).

В NTSC — 640 х 480, чересстрочная развертка (480i).

Хотя теоретически возможно разрешение до 1920 х 1152 с прогрессивной разверткой, найти подобные программы в продаже нелегко, да и обычный фильм с такими параметрами придется размещать, скорее всего, на нескольких двусторонних DVD.

В подавляющем большинстве случаев современному DVD-проигрывателю, даже с компонентным или цифровым выходом и высокого разрешения, приходится растягивать, масштабировать стандартное изображение, при этом реальное разрешение картинки не улучшается. С тем же успехом можно использовать и DVD-проигрыватель с обычным ТВ-выходом, а «растягивание» поручить либо самому устройству отображения, либо специальному блоку — т.н. масштабатору, или скейлеру.

В настоящее время самыми распространенными стандартами ТВЧ оказались 4 «американские» версии и одна «европейская» (576p), которые, по-видимому, надолго будут определять развитие HDTV и домашних кинотеатров:

480p — устаревший стандарт, разрешение 640 х 480, прогрессивная развертка 60 Гц.

576p — разрешение 720 х 576, прогрессивная развертка 50 Гц.

720p — разрешение 1280 х 720, прогрессивная развертка 60 Гц.

1080i — разрешение 1920 х 1080, чересстрочная развертка 30 Гц.

1080p — разрешение 1920 х 1080, прогрессивная развертка 60 Гц.

Заметим, что варианты 480p и 576p дают такое же разрешение, что и обычное ТВ, и отличаются от него только прогрессивной разверткой. Это, конечно, лучше, чем ничего, однако только варианты 720p и 1080i/p могут действительно считаться HDTV.

Рис. 3. Разница картинки для форматов 1080i и стандартного ТВ

На рис. 3 хорошо видно, что пропорции экрана для стандартного ТВ и HDTV разные, соответственно, 4:3 и 16:9.

Такое решение было принято неспроста — широкоформатный дисплей лучше подходит для просмотра художественных фильмов. Очевидно, что вывод видеопрограммы формата 16:9 на дисплей с таким же соотношением сторон экрана не представляет трудности, а вот программу в 4:3 (скажем, из эфирного ТВ) придется как-то адаптировать к такому формату. «Адаптация» выполняется опять-таки в DVD-проигрывателе, в самом дисплее либо во внешнем масштабаторе. Аналогично решается и обратная проблема — преобразование изображения 16:9 к экрану 4:3. (cм. рис. 4 и 5).

Рис. 4. Преобразование картинки формата 4:3 к формату 16:9

Рис. 5. Преобразование картинки формата 16:9 к формату 4:3

ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНИХ КИНОТЕАТРОВ

Промышленность предлагает как готовые комплекты домашних кинотеатров («коробочные» решения), так и отдельные элементы, из которых можно построить собственную систему. У обоих подходов есть свои преимущества и недостатки.

«КОРОБОЧНЫЕ» РЕШЕНИЯ

Комплектные домашние кинотеатры обычно состоят из DVD-проигрывателя и набора пассивных или активных громкоговорителей (обычно 5 основных и сабвуфер) для создания атмосферы «окружающего» звука. Такие решения требуют лишь доукомплектования телевизором, проектором или иным дисплеем — и домашний кинотеатр готов. Минимум головной боли при подборе компонентов, минимум настроек, хорошо согласованные по качеству и характеристикам компоненты — вот основные преимущества такого подхода. Правда, возможности какой-либо подгонки, улучшения, дальнейшего роста такой системы обычно весьма ограничены или вовсе отсутствуют.

ДОМАШНИЕ КИНОТЕАТРЫ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Из отдельных компонентов можно собрать кинотеатр, идеально подходящий под заданный бюджет и окружение. Скорее всего, при грамотном подборе такое решение обеспечит и более высокое качество звука и изображения, а также значительные возможности дальнейшей модернизации системы. При самостоятельном подборе компонентов обычно применяют несколько типовых подходов и схем включения аппаратуры.

DVD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ

Это сейчас самый распространенный источник видеосигнала. Современные DVD-проигрыватели воспроизводят практически все распространенные видео- и аудиоформаты — DVD, VCD, CD, mp3, а также другие, наподобие DivX (MPEG-4).

DVD-проигрыватели можно разделить на два типа: со встроенными декодерами звука и без декодеров. Наличие в плеере декодеров многоканального звука позволяет передавать многоканальный звук непосредственно на активную акустику или усилитель.

Разница в качестве воспроизведения изображения и звука между различными плеерами может быть заметна в большинстве случаев только на экранах большого размера и на хорошей акустической системе (при условии качественного соединения аппаратуры), поэтому можно выбрать любой DVD-проигрыватель, который понравится, за исключением, быть может, совсем бюджетных noname.

AV-РЕСИВЕР

Для декодирования и усиления сигнала применяют AV-процессоры, AV-усилители и AV-ресиверы.

AV-процессор представляет собой устройство для декодирования и преобразования цифрового сигнала в аналоговый. AV-процессор не имеет встроенных усилителей, поэтому его можно использовать или с активной акустикой, или с усилителем мощности.

Нельзя однозначно сказать, какой ресивер считается хорошим, а какой плохим. Каждый ресивер имеет свои плюсы и минусы. Ресиверы звучат по-разному, обладают своим «фирменным оттенком звучания».

При выборе ресивера следует учитывать несколько критериев:

Минимально допустимая нагрузка должна быть не 8 (или 6), а 4 Ом. В этом случае вы не будете связаны какими-либо ограничениями по допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны акустических систем (АС). Полное сопротивление АС (импеданс) принято указывать в виде числа из ряда 2, 4, 6, 8, 16 Ом. Чаще всего встречается 4-х, 6-ти или 8-омная акустика, хотя, строго говоря, импеданс зависит от частоты и может падать до 1 — 2 Ом (обычно в НЧ-области) или, наоборот, взлетать до 30 — 50 Ом.

Мощность ресивера. Многие полагают, что чем больше мощность, тем громче звук. На самом деле громкость звука, помимо мощности ресивера, зависит от чувствительности акустики. Т.е. если она имеет чувствительность ниже 90 дБ, то наличие запаса мощности у ресивера будет совсем не лишним. Для громкого звукового сопровождения лучше иметь акустику с чувствительностью более 90 дБ.

Краткие рекомендации по мощности ресивера для комнат разного размера:

30 — 50 Вт на канал — для комнаты площадью 12 — 15 кв. м.

100 — 120 Вт на канал — для комнаты площадью 20 — 30 кв. м.

МАСШТАБАТОР

Масштабатор (или «скейлер») — это отдельное устройство, преобразующее входной видеосигнал (например, телевизионный композитный или S-Video) к виду, подходящему для вашего дисплея. Конечно, любой современный дисплей (плазма, ЖК-монитор, проектор и т.д.) уже имеет внутри себя устройство, подобное масштабатору — ведь у него уже есть тот же входной «тюльпан» (RCA) или разъем S-Video, и преобразует полученные от них сигналы к разрешению своей матрицы. И во многих бюджетных домашних кинотеатрах этого вполне достаточно.

Однако далеко не все, особенно недорогие, дисплеи справляются с задачей масштабирования на пятерку. Есть и двоечники, а большинство работает от силы на четыре. В результате картинка на экране получается несколько смазанной, с артефактами типа зигзагов на контрастных наклонных линиях, с муаром, окантовками вокруг объектов, ложными контурами на плавных переходах цвета и т.д. (в зависимости от традиций производителя). Совсем хорошо такие дисплеи показывают только сигналы от интерфейсов VGA, DVI, HDMI, Y-Pb-Pr в случае, когда на них подается картинка с разрешением, соответствующим физическому разрешению матрицы самого дисплея.

Как результат, потенциальное качество экрана для многих реальных сигналов оказывается недоиспользованным. Можно просто приобрести значительно более дорогой дисплей в надежде, что масштабатор в нем тоже будет лучше. Но есть и другой путь — установить внешний масштабатор, который заведомо хорошо справляется с данной задачей. Фактически масштабатор — это просто дополнительные, улучшенные «мозги», преобразующие любой видеосигнал к «родному» разрешению вашего дисплея. Сочетание масштабатора и бюджетного дисплея (скажем, ЖК-монитора, проектора) зачастую дает лучший результат, чем просто дорогой дисплей.

Многие современные масштабаторы (см. рис. 6) имеют в своем составе и коммутаторы видеосигналов, что позволяет работать с разными источниками программ, которые удобно переключать, производят изощренную обработку и коррекцию картинки и даже устраняют трапецеидальные искажения* для проекторов лучше, чем сами проекторы (поскольку работают они с промежуточными «картинками» очень высокого разрешения).

При построении сложных многокомнатных кинотеатральных систем высшего класса использование масштабаторов просто становится необходимостью, иначе оказывается невозможным приведение разномастных видеоисточников к единому «знаменателю» перед их коммутацией и дальнейшим распределением по разным помещениям.

Рис. 6.Масштабаторы могут выглядеть по-разному, но задача у них одна

АКУСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Выбор акустики весьма сложен, и полагаться в этом деле стоит только на себя. Мнения как экспертов, так и обычных слушателей/владельцев акустики весьма неоднозначны и субъективны. Поэтому приведем здесь лишь некоторые критерии.

Сопротивление (импеданс) акустики должно быть не ниже минимально допустимой нагрузки ресивера. Максимальная мощность — не менее максимальной выходной мощности усилителя/ресивера. Номинальная мощность, как правило, ниже максимальной в 1,5 — 2 раза.

Диапазон частот — чем шире, тем лучше.

Чувствительность. Средняя — 87 — 89 дБ, высокая — 90 — 93 дБ, очень высокая — от 93 дБ.

Подбирать АС можно по-разному. При одной и той же глубине баса система «сабвуфер + сателлиты» обойдется дешевле, чем система «большие напольные колонки», но появляется минус: рассогласование (в лучшем случае только тембральное, в худшем — либо провал, либо выпячивание на «граничных» частотах). Поскольку в фильмах требования к точности звука не столь высоки, а глубина баса, наоборот, имеет большое значение, для «театра» система сабвуфер + сателлиты предпочтительнее. Но для музыки (т.е. прослушивания CD) получается всё наоборот, т.к. глубоких басов в ней меньше, а тональный баланс и равномерная АЧХ очень важны. Поэтому если планируется на той же системе слушать музыку — фронтальные колонки лучше взять «побасовитей», а сабвуфер выключить.

Фронтальные и центральные АС крайне желательно иметь не только одной фирмы, но и одной серии, т.е. с одинаковыми динамиками. Иначе из-за разницы тембров звук объекта, движущегося, скажем, справа налево, будет заметно меняться по окраске, что сразу вносит фальшь. Тыловые АС тоже желательны  с аналогичными динамиками, но это уже не так важно. Если сабвуфер покупается к напольным фронтальным АС и не используется при прослушивании музыки, то главное, что от него требуется — сотрясать пол во время киносеанса. В этом случае часто дешевле будет купить сабвуфер другой фирмы, но помощнее и побасовитее. А вот если в «полочной» системе хочется и музыку послушать, придется приобретать сабвуфер, рекомендованный производителем фронтальных АС (обычно той же фирмы, но бывают и исключения). В этом случае с большой вероятностью он либо уже согласован с ними, либо этого относительно легко добиться регулировкой. При этом платой за «музыкальность» может стать недостаточная мощность киношных взрывов и катаклизмов.

ПРОВОДА И КАБЕЛИ

Провода к колонкам. Оптимальное решение — аудиокабель из бескислородной меди. Для фронтальных и центральной АС используют провод сечением 1,5, 2 — 2,5, 4,0 мм2, для тыловых — 0,75, 1,0, 1,5 — 2,5 мм2.

Выбор сечения провода зависит от сопротивления АС (на 4 Ом надо провод толще, чем на 8 Ом) и от длины провода (при длине провода, превышающей 3 м для фронтальных АС и 6 м для тыловых, сечение нужно увеличивать).

«Направление» проводов значения не имеет*, но важна фазировка («красная» клемма усилителя должна быть соединена с «красной» клеммой колонки для всех АС). Проверить фазировку АС можно с помощью специального диска или тестового генератора в ресивере.

Межблочные (аналоговые) кабели могут быть цифровыми (для современных источников с выходами HDMI/S-PDIF) любого типа, но если у вас имеются более «старые» устройства — Hi-Fi-видеомагнитофон, CD-дека, DVD со встроенным декодером и пр., следует купить провода «тюльпан — тюльпан». Для обеспечения хорошего контакта желательны «плотные с распилами» позолоченные разъёмы.

Если на проводе нарисована стрелка, рекомендуется подключать провод так, чтобы она указывала от источника сигнала к усилителю. И дело тут не в «направленности» провода, как думают некоторые, а в месте припайки экрана к «земле» в случае, если провод в двойной экранировке. Любой электронщик хоть раз искал «правильную землю» и знает, что ей не всё равно, в скольких точках и в каком месте иметь контакт с корпусом. Тем не менее разницы может и не быть.

Межблочные (видео) кабели. Понадобятся (в зависимости от входов TV и выходов DVD) либо компонентные, либо S-Video, либо SCART-провода. И только если нет ничего общего из перечисленных, можно соединять аппаратуру «простым» тюльпаном-RCA (композитный вход, низкое качество). Иногда S-Video-входы/выходы есть у ресивера, тогда имеет смысл коммутировать через него и видеосигнал, подключая другие источники (например, видеокамеру) к разным входам. Если используется масштабатор со встроенным коммутатором видеосигналов, удобно и правильно все источники программ пропустить через него.

Межблочные (цифровые) кабели. Если есть оптические вход и выход (на ресивере и DVD соответственно) лучшее решение — оптический кабель. Более дорогие оптические кабели отличаются только повышенной механической прочностью.

 

(Окончание следует)

 

* Конечно, имеется в виду электронная, а не дорогая оптическая система устранения «трапеции».

* Хотя некоторые «пуристы» от High End утверждают обратное.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"