#6/2007 • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Алексей ЕГОРОВ
БЕСКОНЕЧНАЯ КАССЕТА
КАССЕТЫ С МАГНИТНОЙ ЛЕНТОЙ СУЩЕСТВУЮТ НА СВЕТЕ УЖЕ БОЛЬШЕ СОРОКА ЛЕТ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ УСПЕЛИ В КОРНЕ ИЗМЕНИТЬСЯ САМИ ПРИНЦИПЫ ЗВУКО- И ВИДЕОЗАПИСИ, ПОЯВИЛАСЬ МАССА НОВЫХ НОСИТЕЛЕЙ, НО СТАРАЯ ГВАРДИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ В СТРОЮ. БОЛЕЕ ТОГО, ВОПРЕКИ СЛУХАМ О СВОЕЙ КОНЧИНЕ, ОНА ПРОДОЛЖАЕТ АКТИВНО ТРУДИТЬСЯ И ВОСТРЕБОВАНА В САМОЙ СОВРЕМЕННОЙ АППАРАТУРЕ. СТАНДАРТ MINIDV — ПРЕКРАСНОЕ ТОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
У кошки девять жизней.
Старая английская пословица
Если как следует посчитать, то окажется, что у видеокассеты даже не девять жизней, как у кошки, а гораздо больше. Разновидностей пленочных картриджей для любительских камер я, кстати, насчитал именно девять: Beta, VHS, VHS-C, SVHS, SVHS-C, 8, Hi8, MICROMV и, наконец, MiniDV. Профи запросто добавят к этому списку еще не меньше дюжины своих стандартов. Кстати, в системах цифрового кинематографа, обеспечивающих экстремально высокое качество изображения, полученный с камеры видеосигнал сегодня чаще всего записывается не на жесткие диски и уж тем более не на флэш-память, а на всё ту же магнитную ленту. Используемые для этого кассеты формата HDCAM SR справляются с цифровым потоком 440 Мбит/с — это в 23 раза быстрее скорости данных при воспроизведении DVD-диска.
Забавно, что в любительской видеотехнике все происходит с точностью до наоборот — пленка сумела сохранить свои позиции по большей части в бюджетном секторе, до которого пока не добрались дисковые и флэш-накопители. Впрочем, есть и исключение — в HD-камерах формата HDV используются всё те же MiniDV-кассеты. Но основная масса кассетной техники сейчас — это недорогие камкордеры стандартного разрешения, которые выпускаются всеми без исключения производителями компактных видеокамер. Так получилось по той причине, что, несмотря на механическую сложность лентопротяжного механизма, его конструкция уже давно отработана до мельчайших подробностей, а сборочные линии для этой техники не только построены, но давно уже успели окупиться. Так что себестоимость производства MiniDV-аппаратов гораздо ниже, чем у новинок, только прокладывающих себе путь на массовый рынок.
Для потенциального покупателя такая ситуация означает, что появилась возможность по очень соблазнительной цене получить аппарат, созданный на основе хорошо отработанных технических решений. То есть вероятность «глюков» и программных или аппаратных нестыковок в этом случае минимальна, — все подводные камни давно известны. Но с другой стороны, на всяческие сверхмодные «навороты» надеяться тоже не приходится — все «фичи» этих камер были придуманы и разрекламированы еще пару-тройку лет назад, и ничего принципиально нового в модели данного класса производитель встраивать, скорее всего, не станет. Это, конечно, немного огорчает, но зато вам не придется оплачивать доведение до ума новых опций, которые опять же через год-другой обойдутся гораздо дешевле.
Сегодня мы будем знакомиться с новым пополнением в рядах проверенного временем формата — камерой Samsung VP-D375Wi. Посмотрим, насколько хорошо реализованы в ней стандартные для MiniDV функции и может ли новинка конкурировать с основными соперниками MiniDV, снимающими непосредственно на DVD.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
«Триста семьдесят пятая» скомпонована по классической схеме с нижней загрузкой кассеты, из-за чего корпус получился достаточно стройным и компактным. В работе такая конструкция вполне удобна, правда ниша с сигнальными разъемами оказалась под пальцами правой руки оператора, то есть снимать подключенной к компьютеру или внешнему рекордеру камерой можно только с помощью штатива.
Несмотря на возможность съемки исключительно в стандартном разрешении, ЖК-мониторчик имеет широкоэкранные пропорции — вот вам пример проникновения новых веяний в устоявшиеся технологии. В такой модернизации есть свой резон, ведь экраны 4:3 постепенно уходят в прошлое, а в отличие от HD-аппаратуры SD-техника предоставляет оператору возможность при съемке самому выбирать между стандартным и «киношным» форматом кадра.
Внешняя отделка выполнена очень рационально. В задней части камеры роскошной её не назовешь — пластиковое литье кнопок и деталей корпуса незатейливо, хотя качество сборки никаких претензий не вызывает — ничего не скрипит и не люфтит. Зато фронтальная панель и клавиши управления ЛПМ радуют глаз хромом и полировкой. В итоге получилось и экономично, и презентабельно.
Учитывая совсем невысокую стоимость VP-D375Wi, ее комплектация заслуживает особого уважения — кроме компактного, но очень удобного пультика ДУ, в коробке обнаружился добротный полужесткий кофр, который можно носить через плечо или закрепить на поясе.
МОТОР!
В позапрошлом номере на примере DVD-кама VP-DС173 мы познакомились с мощным 34-кратным объективом, который Samsung недавно начал устанавливать в свои камкордеры («Маленький максималист», №4/2007). Правда, уникальным его теперь не назовешь — месяц назад JVC анонсировала целую линейку аппаратов с такой же кратностью зума. Подобная оптика требует осознанного обращения, ведь при максимальном «наезде» на стабильность картинки влияет даже движение воздуха между камерой и объектом съемки, а малейшие вибрации просто создают на экране эффект землетрясения. Для борьбы с этой проблемой цифровой стабилизатор в «триста семьдесят пятой» настроен так, чтобы немного «подмораживать» картинку. Это действительно помогает, хотя штатив при съемке удаленных планов лишним не бывает никогда.
Рычажок зумирования, несмотря на свои небольшие размеры, очень удобен в обращении. Он достаточно сильно подпружинен, поэтому масштабирование происходит плавно, без срывов в момент изменения скорости трансфокации. Кнопка запуска записи тоже вполне эргономична, а вот вызов меню и находящиеся на лопасти монитора клавиши навигации лишены того, что инженеры называют «тактильным очувствлением», проще говоря, определить момент их срабатывания на ощупь довольно трудно. Впрочем, настраивать камеру с помощью этих кнопок не сложнее, чем традиционным джойстиком, благо система экранных установок выстроена совершенно логично.
Переключение между носителями записи — кассетой MiniDV и флэш-карточкой — осуществляется с помощью отдельного переключателя, а чтобы оператор по ошибке не перепутал режимы работы, этот селектор расположен на видном месте и снабжен крупными обозначениями. Интересно, что видео на флэшку записывается в полном PAL’овском разрешении 720 х 576, правда для сжатия кадров в этом случае применяется не DV, а MPEG4-кодек.
СНЯТО!
Что касается качества отснятого изображения, то судить о нем нужно с оглядкой на два важных обстоятельства. Во-первых, мы тестируем камеру стандартного разрешения, рассчитанную в первую очередь на совместную работу не c большими HD-совместимыми панелями, а с массовыми телевизорами относительно небольших диагоналей, и не имеющую ни цифровых, ни компонентных видеовыходов. Во-вторых, стоит эта камера примерно $350, а в рамках подобного бюджета ни о каких трехматричных блоках и оптических стабилизаторах речь, разумеется, не идет.
Так вот, в своей системе координат VP-D375Wi формирует очень даже неплохую картинку. Динамический диапазон яркости достаточно широк, артефакты компрессии не бросаются в глаза, цветопередача вполне естественна. Немного огорчают легкие хроматические аберрации по краям кадра и шумы при работе в условиях дефицита освещения.
У вас есть возможность сравнить два скрин-шота: один получен в ходе текущего теста, а на втором показана та же таблица EIA, но снятая DVD-камерой Samsung VP-DС173, которую мы сегодня уже упоминали. Объективы и матрицы у обоих аппаратов одинаковые, так что можно корректно сопоставить качество оцифровки сигнала при записи на разные носители. Очная ставка явно не в пользу формата DVD — разрешение у него оказалось на 20 — 30 линий ниже, а последствия компрессии гораздо заметнее. Впрочем, у VP-DС173 свои сильные стороны — его владельцу можно не заморачиваться компьютерным монтажом, записанные диски сразу готовы к просмотру. Кстати, при работе с «триста семьдесят пятой» муторного сидения за монитором тоже можно избежать, для этого достаточно обзавестись бытовым DVD-рекордером.
ТИТРЫ
Итак, получается, что хоронить MiniDV еще рановато. Даже прогрессивным HDD и DVD-камерам до сих пор очень непросто тягаться с магнитной лентой по таким показателям, как стоимость хранения информации и качество кодирования изображения. Конечно, понятно, что рано или поздно техника высокого разрешения окончательно вытеснит морально устаревший стандарт 576i, но до этого момента сменится еще не одно поколение камкордеров. Одним словом, если вы человек экономный, не слишком подверженный рекламной шумихе и не планирующий в ближайшее время обзаводиться HD-панелью метровой диагонали, то найти вариант, более подходящий, чем VP-D375Wi, вам будет очень непросто. А уж если ко всему прочему у оператора нет проблем с компьютером и имеется желание смонтировать полноценный видеофильм, то тут старый добрый MiniDV раскроется на 100 процентов — по соотношению качества картинки и удобства ее обработки на единицу потраченной денежной массы он по-прежнему вне конкуренции. l
MiniDV-ВИДЕОКАМЕРА SAMSUNG VP-D375Wi
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
Ulead VIDEO Studio, DV Media Pro, видеокодек, драйверы USB, DV.
ХРАНИТЬ ВЕЧНО!
Проблема хранения архивов существует с момента возникновения самой видеозаписи — слишком уж большой объем данных образуется при съемке. За десятилетия работы с магнитной лентой операторы отлично изучили все ее сильные и слабые стороны. Впрочем, и технологии производства магнитных носителей все эти годы на месте тоже не стояли. Современные пленки обладают хорошей износоустойчивостью, их полимерная основа практически не деформируется при изменении температуры и влажности, удалось снизить и копир-эффект, заключающийся во взаимном намагничивании соседних витков ленты на катушке. По разным оценкам, записи на качественных кассетах могут храниться без заметной потери качества от 15 до 30 лет, правда в течение этого времени пленку настоятельно рекомендуется периодически перематывать.
Что же касается записываемых и перезаписываемых DVD-дисков, то по причине относительной молодости технологии достоверных данных о продолжительности их жизни попросту нет. Многие производители декларируют очень оптимистические цифры, вроде ста или даже двухсот лет, но относиться к такой информации нужно с очень большой осторожностью. Дело в том, что эти данные получаются с помощью методик искусственного старения, причем тесты, разумеется, проводятся таким образом, чтобы обеспечить как можно более обнадеживающие результаты. Нет даже единого мнения относительно того, какой диск еще можно признать читаемым, а какой — уже нет.
Американский Национальный Институт Стандартов и Технологий (NIST) выпустил специальное руководство для специалистов по хранению информации, в котором говорится, что согласно независимым исследованиям в благоприятных условиях (t = 250C, влажность 50%, отсутствие механических повреждений) записанные болванки DVD-R могут надежно хранить данные порядка 30 лет. Похоже, эти цифры действительно близки к истине, однако будьте бдительны — известна масса случаев, когда записываемые и особенно перезаписываемые диски не читались уже через пару лет лежания на книжной полке. Поэтому если какие-то видеоролики представляют для вас особенную ценность, перелейте их на RAID-массив из двух жестких дисков, объединенных в режиме зеркалирования. Ничего надежнее для создания домашнего архива пока не придумано.
Сухие цифры
Основные параметры
Формат видеозаписи PAL, 720 x 576, 25 к/с
Носитель записи кассета MiniDV
Форматы кадра 4:3, 16:9
Формат звука стерео
Матрица 0,8 мегапикс. CCD
Макс. разрешение в режиме фото 800 х 600
Карта памяти Secure Digital/MMC
ЖК-монитор 2,7” LCD, 112 тыс. пикс.
Видоискатель цветной
Скорость затвора, с 1/50 — 1/10000 (видео)
Объектив
Фокусное расстояние, мм 2,3 — 78,2
Макс. светосила F1.6
Кратность 34х
Цифровой Zoom 1200х
Крепление насадок, резьба, мм 30
Стабилизатор изображения да (электронный)
Коммутация
HDMI-вход/выход нет/нет
DV (IEEE 1394) вход/выход да/да
AV/S-Video-вход/выход нет/да*
USB да, 2.0
Передача потокового видео по USB да
Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
Встр. микрофон стерео, всенаправленный
Пульт ДУ в комплекте да
Встроенный видеоосветитель/вспышка да (светодиод)/нет
Напряжение питания, В 7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
Потребляемая мощность, Вт 3,5
Габариты (Ш х В х Г), мм 55 х 94 х 119
Масса «голой» камеры, г 340
Цена, руб. 9000
* Соединение по S-Video недоступно.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
«Триста семьдесят пятая» рассчитана на работу с SD-картами объемом до двух гигабайтов включительно. Флэшки большей емкости могут читаться или записываться с ошибками.
Испытательная таблица EIA, снятая камерами VP-D375Wi (вверху) и VP-DC173. Во втором случае разрешение картинки ниже на 20 — 30 строк, заметны артефакты компрессии
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Весьма достойное для своего класса качество изображения, гуманная цена, высокая кратность оптического масштабирования, запись видео на флэш-карту.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Нет выхода S-Video, включение компенсации контрового света возможно только через меню.
|