Это уже второй концертный альбом в творчестве питерской группы Theodor Bastard, выстроенный по принципу «лучшие записи из разных залов». Если «Live In Heaven» включал треки, датированные 1999 - 2000 годами, то «Sueta» - записи 2003-05-х, сделанные по всей Европе: от Прибалтики, Брюсселя и Кёльна до родных Москвы и Питера. Это не ломает цельность альбома, который слушается на едином дыхании, логично выстроен и отлично отмастерен. «Мозговой центр» Theodor Bastard - Федор Сволочь - сумел свести треки из разных городов так, что они незаметно перетекают один в другой. При этом не вырезаны ни разговоры с публикой, ни фрагменты настройки, что делает атмосферу особенно достоверной. Концертные версии заметно отличаются от студийных оригиналов, стоит послушать хотя бы хорошо известную «Алтею». Голос солистки Яны Вевы обволакивает слушателя, словно неспешный поток воды, и уносит куда-то в холодную синюю даль. А сумрачно-прекрасная колыбельная «Under The Rain» исполнена столь проникновенно и возвышенно, что буквально чувствуешь рядом дыхание вечности. Правда, второй вокал - басиста Макса Костюнина - с его заметным акцентом слегка спускает с небес на землю. Theodor Bastard не случайно сравнивают с Dead Can Dance - и благодаря сочетанию мужского и женского голосов, и из-за «готико»-этнических элементов, но питерцы - далеко не клон культовой группы, и чем дальше, тем больше они уходят от сравнений. В частности, благодаря усилению индустриально-шумового начала, собственных звуковых находок. Стоит отметить и участие интересных «гостей», с которыми группа встречалась на разных площадках: это саксофонист Итан Джордан, пианистом Грег Дотсон, а слегка затянутая «AlBor» сымпровизирована, как сказано, «в сыром сквоте немецкого города Дортмунд» вместе с российским маэстро Алексеем Борисовым. Достойный релиз, интересный не только поклонникам группы.
Spock's Beard
«Spock's Beard»
InsideOut Music
Девятый в творчестве Spock's Beard и третий с Ником Д'Вирджилио у микрофона альбом показывает, что у группы всё в большем порядке, чем когда бы то ни было. Мы, конечно, не говорим о стародавних временах борьбы за место под солнцем, но в последнее время стабильность работы прог-роковой фабрики внушает только уважение. После очень неплохого «Octane» новый диск со знаковым названием отмечает очередную взятую высоту. И если в 2003 году кого-то наверняка удивляло, что с уходом Нила Морса группа не развалилась и не скатилась на непотребно низкий уровень, то теперь все уверены в лидерских качествах нового ведущего и ждут от него интересных решений. Да и голос Д'Вирджилио, не особо выдающийся в певческом и тембровом плане, тем не менее, достаточно выразителен и способен внятно передать смысл текста (а в «ариозо» «Hereafter», где вокал на первом плане, Ник вполне убедителен). В общем, от перестановки слагаемых (и даже вычитания одного из них) сумма действительно не меняется, хотя в искусстве это, пожалуй, парадокс. Во всяком случае, избавившись от грандиозных морсовских концепций а-ля «Snow», команда только выиграла. В «Spock's Beard» тоже немало протяженных композиций, и даже по традиции присутствует вещь на «полпластинки» из четырех частей, но затянутости и громоздкости не ощущается (хотя 77 минут - всё-таки многовато). Даже тот факт, что во многих треках Spock's Beard отказываются от музыкальной перегруженности в пользу песенного мелодизма и AOR'овой доступности, вовсе не вредит грандам современного прог-рока. Присутствуют и сложно устроенные композиции с доминированием клавишного тематизма (первая «On A Perfect Day» с зуммерными позывными, чем-то напоминающими «Калинку-малинку»), и виртуозные инструменталы вроде «Skeletons At The Feast», и классический прог/хард-н-арт «Sometimes They Stay, Sometimes They Go», 4-частный эпик «As Far As The Mind Can See» с оркестром), и сочинения с напряженным драматургическим (и тематическим!) развитием, «перетекающие» по ходу дела из жанра в жанр, из стиля в стиль. Вообще, жанровое разнообразие - плюс альбома, тут можно обнаружить и тяжелый ритм-энд-блюз, и какой-то чуть ли не панк, и радиодружественные баллады. Таков, судя по общей тенденции, прог-рок будущего, и это не есть плохо. Хуже, когда за внешним разнообразием, пышностью и красотой не кроется никакого смысла, но у Spock's Beard это, к счастью, не так. Смысл есть, его не может не быть, нужно только порыться поглубже, и тогда обнаружишь еще не такие алмазы.
The Concretes
«In Colour»
Licking Fingers/»Танцевальный Рай»
В составе шведской группы The Concretes можно насчитать (вместе с приглашенными музыкантами) до 20 человек, но основной костяк, как и в 1995 году, составляют три девушки: Виктория Бергсман (основной вокал), Мария Эрикссон (электрогитара, бэк-вокал) и Лиза Милберг (ударные). Неудивительно, что и настроение у музыки очень девичье, шаловливое и радужное, несмотря, на, быть может, уже и не совсем юный возраст участниц. Впрочем, в годах ли дело, тем более что непосредственности барышни явно не утеряли? Симпатичный инди-поп, исполняемый The Concretes, будет оценен и завзятым любителем тяжелой музыки, и слушателем «радиодружественной» музпродукции. Сипловатый, слегка мальчишеский голос Виктории напоминает вокал Кристины МакВай, а ее манера чуть-чуть «недотягивать» опорные ноты придает пению эдакое пост-панковое очарование. При этом The Concretes подчеркнуто лиричны и позитивны, быть может, лишь тень легкой меланхолии изредка промелькнет в их мелодиях. Об аранжировках и говорить нечего: означенные толпы «гостей» верой и правдой раскрашивают песни в теплые солнечные тона при помощи духовых, струнных, винтажных синтезаторов и даже виброфона. Изредка в звучание даже вплетаются совсем уж нежданные в этих широтах мотивы кантри. Все прекрасно, единственная проблема в том, что таких вот милых и приятных инди-поповых групп с подобной подачей материала и похожим типом вокала пруд пруди. Но The Concretes, возможно, всех милее, всех румянее и белее. Вернее, цветнее.
Elvis
«Movies»
SONY BMG Music Entertainment
Собственно, все, что нужно написать об этом диске, уже сказано в краткой аннотации к нему: «Как звезда кинематографа Элвис Пресли сам по себе стоил целой «фабрики грез». За 13 лет он снялся в 31 фильме, а в период с 1961 по 1969 - аж в двух за год. 11 из его саундтреков попали в «Top Ten», а «G.I.Blues» и «Blue Hawaii» провели там не один год. На этом диске представлены наиболее памятные киномелодии Пресли, включая такие суперхиты, как «Love Me Tender», «Jailhouse Rock» и «Viva Las Vegas» «(больше известная, пожалуй, в исполнении техасского ансамбля ZZ Top - прим. авт.). Остается добавить, что песни расположены в строго хронологическом порядке (открывает список главный хит Элвиса «Love Me Tender» 1956 года), а вот из какого фильма какая тема, увы, не указано. К тому же некоторые треки по непонятной причине обрезаны. В остальном же компиляция ничем не отличается от типичных сборников лучших вещей Элвиса (это и неудивительно, учитывая, что в те годы попадание в фильм весьма способствовало популярности песни). Думается, более подробный рассказ о фильмографии, большее количество фотокадров в буклете и тщательный мастеринг сделали бы релиз более привлекательным, иначе он похож на очередную (причем не очень хорошо сработанную) «наживку» для выманивания денег из доверчивого слушателя.
Инна Маликова
«Кофе и шоколад»
CD Land
Инна Маликова - милая девушка, дочь хороших родителей, сестра хорошего брата, мама хорошего сына. Не стоит, однако, забывать, что Инна еще и артистка, а данный альбом - уже второй в ее дискографии. Инна пригласила хороших композиторов и поэтов (все они перечислены на диске), не пожалела денег на профессиональную аранжировку и запись (список исполнителей по понятным причинам отсутствует). Интересно оформила в стильных кофейно-шоколадных тонах. Однако усилия Маликовой и ее коллег практически не достигают цели. Проблема номер один состоит даже не в том, что вокальные данные артистки, мягко скажем, не очень значительны - и при полном отсутствии голоса можно «выехать» за счет артистизма, выразительности, харизмы. Но Инна не вкладывает в свои интонации и особых чувств - она просто напевает, а вокодерные эффекты окончательно убивают живость, эмоциональность. В общем-то, песни и не предназначены для романтических переживаний: танцевальная ритмическая основа четко указывает, что годятся они либо для дискотек, либо для фонового прослушивания. Удивительно, впрочем, что композиторы и аранжировщики не постарались сделать «оболочку» помоднее, а отдали предпочтение традиционным диско-ритмам. Песня «Бедное сердце» и техно-микс основного хита «Всё, что было» звучат на порядок интереснее остального. Впрочем, о хитовости можно говорить лишь условно, ибо отсутствие запоминающихся, «цепляющих» вещей - это проблема номер два. К счастью, нет в творчестве Маликовой и главного бича современной поп-музыки - пошлости и китча. Учитывая, что ее брат Дмитрий намерен в будущем развивать в основном пианистическую карьеру, Инна еще может (и просто обязана) сделать рывок вперед.
Mariza
«Concerto Em Lisboa»
EMI-Music Portugal/Gala Records
Португальская певица Марица известна у нас гораздо меньше, чем ее коллега с Островов Зеленого Мыса Чезария Эвора. В общем и понятно, почему - ведь Марица исполняет португальское фадо в чистом виде (то есть, конечно, не в чистом, а в эстрадно-академизированном). У Эворы же помимо фадо понамешано много других национальных жанров, плюс витает дух не знающего границ «мирового» шансона. Да и не приезжала к нам португальская дива (внешне - по крайней мере, стрижкой и глазами - напоминающая нашу Ирину Богушевскую) пока ни разу. Концерт в родном для певицы Лиссабоне, проходивший на открытой сцене в замечательных архитектурных декорациях при огромном стечении народа, оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, прекрасная музыка, выразительный голос с характерной приглушенно-страстной интонацией и «склонностью к занижению», тончайшая мелизматика и филировка, в аккомпанементе - камерно-симфонический оркестр и лучшие гитаристы страны. С другой - как уже говорилось, некая академичность, «официальность», холодноватая помпезность, обобщенные эмоции. Такая вот португальская Людмила Зыкина (пусть и гораздо моложе). Родина-мать, женщина-монумент, черная вдова, страдающая за всех своих мужей, сыновей и дочерей. Образ, внушающий почтение, но не вызывающий в должной мере ответного сопереживания.
«Ва-Банкъ»
«Акустика. 20-я зима без электричества»
Real Records
«Живая» запись unplugged, весьма «в тему» попавшая к нам в подборку. Концерт к 20-летию «Ва-Банка» состоялся 2 марта 2006 года и вышел в новой серии «Realive» от компании Real Records (весьма интересно и «дорого», в едином стиле оформленные релизы). Шоу с большим количеством «сюрпризов» еле-еле уместилось на двух дисках. Конечно же, всё выглядит очень внушительно, серьезно и торжественно. Концертно-акустический саунд сдобрен саксофоном, кларнетом, баяном, перкуссией; исполнены песни разных периодов. Но, увы, солидной и авторитетной компании музыкантов не удалось сделать звучание разнообразным, ярким и мощным - и это несмотря на то, что Александр Ф. Скляр как никто другой осознает ответственность «неподключенного» выступления (ведь «Ва-Банкъ» выпустил первый акустический альбом еще в 1991 году). Всё-таки команде (как и русскому року в целом) трудно уйти от бардовости, а точнее - в данном случае - шансонности. Именно в эту сторону (думается, во многом благодаря сольным изысканиям Скляра) дал крен «Ва-банкъ», несмотря на свое «альтернативное» прошлое. И если последний студийный альбом «Игроки и шпионы» интриговал плотным, почти хард-роковым драйвом и электронной начинкой, то «Акустика» превращает песни в вокальные мелодии с простым гитарно-аккордовым аккомпанементом. Исключение - «Пьяная песня» с разгульной «гармошкой» Рушана Аюпова, а вот кавер мамоновской «Досуги-буги» совсем не убедителен. И даже присутствие «звездных» певцов не вытягивает представление на уровень «этапного события», т.к.
Г. Самойлов не в лучшей вокальной форме, Г. Сукачев вопит так, словно хочет перекричать Г. Хьюза, а К. Кинчев на сей раз как-то вял в своей роли суперпророка (несмотря на свой самовосхвалительный рок-гимн «Рок-н-ролл - это мы»). В целом слушать это не так интересно, как, наверное, было смотреть. Надеемся, культура «анплагда» в нашей стране будет расти и мы еще услышим интересные её дальнейшие образчики.
Peter Hammill
«Singularity»
Fie!
В перерывах между репетициями возрожденного Van Der Graaf Generator Питер Хэммилл нашел время и для нового сольного альбома. Диск (как следует из его названия) записан Питером самостоятельно, без ансамбля, и представляет собой очередные размышления «о времени, о жизни, о себе». Эмоциональное состояние артиста, несмотря на пережитое заболевание сердца, вполне уравновешенное, спокойное, иногда сдержанно-угрюмое. Вот и предпочитает Питер не вить из слушателя веревки путем вытягивания из оного остатков нервов и жил, а воздействовать на реципиента посредством лапидарных звуковых масс и сгустков различной степени мягкости и резкости, а также расслабленно напевать себе под нос под аккомпанемент зафузованной гитары, «размытого» фортепиано и гудящих басов неизвестного происхождения. Сложно порой воспринимать сие возвышенное старческое занудство. Альбом можно было бы и вовсе назвать неудачным, если бы не последние три композиции (№№7 - 9). Первая из них представляет собой редкий в сольном творчестве Хэммилла образчик инструментальной композиции. «Of Wire, Of Wood», как можно догадаться, посвящена уже упоминавшемуся фортепиано и представляет собой якобы попытку некоего третьеклассника сыграть нечто в духе Рахманинова. Несмотря на известную корявость исполнения (которой вообще отличается Хэммилл-пианист), вещь подчинена художественной задаче и впечатляет своей образностью. Дальше - «Friday Afternoon» - опять с упоминанием в тексте пианино, которое то настроено, то расстроено, как и душа героя, еще не знающего, что после очередной «нормальной» в кругу родных и близких его ждет кровавая развязка... В музыке наконец-то появляется напряжение, драматизм и мрачный пафос. И, под занавес, «White Dot» - «перевернутая» месса, целиком основанная на приеме «обратной записи», отчего хэммилловские хоралы звучат, как дъявольские заклинания, а хтонические гитарные соло - как утробный рык замурованного в подземелье чудовища. Вот так: начали за здравие, а кончили... Впрочем, на этом история не заканчивается: Хэммилл будет творить ее дальше.
Jay-Jay Johanson
«The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known»
EMI Music/Gala Records
Впервые за много лет Джей-Джей Йохансон выглядит не как гуманоид и даже не как пациент психиатрической клиники, а как человек вполне разумный, хотя и время от времени похаживающий к докторам. Возможно, действительно найден некий ранее неизвестный эффект или лекарство, благодаря чему шведский меланхолик-неврастеник пришел в себя. Во всяком случае, в его песнях слышится уже не отчаянная тоска и «готическая» печаль, а лишь легкая грусть и порой даже светлая надежда. Можно сказать, что Йохансон перешел в жанровую категорию Шадэ, «мужскую ипостась» которой он теперь и представляет. Слушать его приятно даже тем, кто далек от экспериментов над собой, не склонен к самоистязаниям и страданиям, зато не прочь помечтать ночью о далекой возлюбленной и не менее далеких звездах. От былой трип-хоповости остались лишь следы в виде шуршащих тарелок и «ползущих» гармоний; всё исполнено вживую и с натуральной духовой секцией в составе. Некоторые песни западают в душу и мозг помимо всякого желания. Правда, иногда можно услышать отголоски той же Шадэ или известных джазовых стандартов вроде «My Funny Valentine», но это уже мелочи. Главный хит - композиция «Tell Me When The Party's Over», которую по какому-то недоразумению (а может, и хорошо подумав) поставили на 10-е (предпоследнее) место. Нежная и трогательная песня, под которую неплохо отходить ко сну и встречать рассвет.
Foo Fighters
«Skin And Bones»
RCA/SONY BMG Music Entertainment
Продолжатели дела Nirvana - группа барабанщика Дэйва Грола Foo Fighters - записали на удивление неожиданный альбом. Тоже концертник, и тоже - акустический, однако не имеющий отношения к MTV (запись сделана силами самой группы в Pantages Theater, Голливуд). Известные песни представлены здесь совсем в ином звучании: лирико-акустическом, уравновешенно-балладном. Тяжелые пост-гранджевые гитары отсутствуют напрочь, что позволяет лучше выявить присущий Foo Fighters мелодизм и оптимизм. Первый трек («Razor»), в котором первые пять минут слышны лишь тихие переборы струн и лишь в концовке происходит мощный звуковой «взрыв», даже настораживает: а та ли это группа? Оказывается, та. Впрочем, Foo Fighters изначально отличались от Nirvana своей бодро-позитивной сущностью, словно пытаясь (и весьма успешно) убедить своих слушателей, что и после смерти есть жизнь. Конечно, и в «Skin And Bones» не обошлось без необходимой доли надрыва и взвинченности, но в этом есть уже нечто «постановочное». Дэйв Грол хорошенько подумал над аранжировками, пригласив скрипачку, вибрафониста, клавишника-аккордеониста и даже гармошечника. Особых изысков тут нет, а скрипку вообще почти не слышно, но, тем не менее, «картинка» получается интересная. Вместе эта компания выглядела в торжественной обстановке театра весьма уверенно. Что ж, и у «альтернативных» ребят должна быть возможность выйти на парад, не так ли?