#5/2007 • JAZZАЛЬБОМ
Дмитрий УХОВ
Joe Zawinul
«Brown Street»
Heads Up
Не хотелось бы обобщать, но один критик напомнил, что не любивший повторяться Майлз Дэйвис в 1991 году выступил на фестивале в Монтрё со своим старым репертуаром, аранжированным для биг-бэнда, и... вскоре умер. В этом году на «Грэмми» номинировался диск братьев Бреккер с биг-бэндом Кельнского радио WDR (записанный четыре года назад), но один из братьев - саксофонист Майкл объявления результатов голосования Американской академии звукозаписи не дождался. В 2005 году австрийский клавишник Джо Завинул, который, как и Дэйвис, все время пробующий что-то новое (по крайней мере, для себя), тоже выступил с этим биг-бэндом в своем клубе «Birdland». На двух дисках поместилось десять классических композиций Завинула, которые он играл и с тем же Дэйвисом («In a Silent Way»), и с легендарной джаз-роковой группой Weather Report, и со своими новыми коллективами. Биг-бэндовые аранжировки худрука оркестра Винса Мендосы в общем не противоречат их изначально электрическому саунду, двое музыкантов из Weather Report (бас-гитарист Виктор Бэйли и перкуссионист Алекс Акунья) и сам Завинул только усиливают сходство с оригиналами, хотя временами оркестра все-таки слишком много. Сначала кажется, что это обычный эффект записи live, но когда перед заключительной «Carnavalito» оркестр начинает тему «Procession» в аранжировке самого Завинула, становится ясно, что сказывается помпезно-голливудское прошлое Винса Мендосы. В общем, остается пожелать маэстро Завинулу в год его 75-летия продолжать делать то, что он и так делает лучше всех.
Charles Tolliver Big Band
«With Love»
Blue Note/Mosaic
Чарльз Толливер - 63-летний трубач, дебютировавший в ансамбле альт-саксофониста Джеки МакЛина в 1964 году (кстати, вместе с контрабасистом Сесилом МакБи, который играет и на этом диске). Как и МакЛин и вообще большинство афроамериканских джазменов из круга Blue Note, он играл новый по тем временам хард-боп не без модных авангардных вольностей. Но его экономная и рациональная манера импровизации представляла собой полную противоположность виртуозному блеску главного трубача той же фирмы Фредди Хаббарда. И когда на рубеже 60 - 70-х тот же Хаббард «электрифицировался», Толливер и его пианист Стэнли Кауэлл предпочли перейти в оппозицию. Они основали свой лейбл Strata/East, но даже звездный альбом Black Lion 1988 года с артистами Майлза Дэйвиса (в т.ч. и Херби Хэнкоком) прошел в общем незамеченным. С подачи трубача Дэйвида Вайсса обновленный Blue Note решил дать возможность Толливеру, у которого осталось много аранжировок со времени сотрудничества с биг-бэндами Оливера Нельсона и Джеральда Уилсона, собрать свой оркестр. Опыт явно удался: и ветераны (включая того же Кауэлла и саксофониста Билли Харпера), и молодые львы (Крейг Хэнди, второй пианист Роберт Гласпер) буквально в едином порыве следуют бескомпромиссной логике одного стандарта - «Round Midnight» Телониуса Монка и шести собственных композиций Толливера. Если вы можете себе представить, как могла бы звучать в оркестровом исполнении знаменитая аранжировка темы Монка Германом Лукьяновым, то и диск «With Love» - для вас.
Tomasz Stanko
«Lontano»
ECM
Томаш Станько - ветеран польского джаза, можно сказать, легендарный музыкант героических 60-х, записывает уже третий альбом со своим молодежным трио (которое самостоятельно выступает и записывается для этой же ЕСМ как Simople Acoustic Trio). Уместно вспомнить, что из всех стран Восточной Европы только в Польше джаз занимал достойное место и был наряду с кинематографом - предметом настоящего художественного экспорта. Полякам-джазменам
одинаково завидовали не только у нас, в Советском Союзе, где джаз был на полулегальном положении, но и в благополучной вроде бы Скандинавии. На «Lontano» даже есть композиция, которую земляк Станько Кшиштоф Комеда сочинил и записал в середине 60-х вместе со Станько для фильма шведского режиссера Хеннинга Карлсена «Кошки». Станько формально придерживается композиторски просчитанного и холодно-минималистского звучания фирмы ЕСМ. Фактически же это взгляд с перспективы в сорок лет на свободную импровизацию тех самых 60-х. Что подчеркивается и названием проекта («Lontano» - «удаляясь», «на расстоянии» и т.п.). Как оказывается, суть тех лет точно улавливает и трио Марчина Василевского. Так что заложенные при участии того же Станько в годы «свободного джаза» принципы гармоничного взаимодействия композиции и импровизации живут и, более того, подаются его квартетом в актуальной форме «новой простоты», в какой могут адекватно восприниматься, в том числе и теми, кто начинает входить в курс дела уже в 21-м веке.
Scotty Hard's
Radical Reconstructive Surgery
Thirsty Ear/The Blue Series
The Free Zen Society
Thirsty Ear/The Blue Series
Как ни странно, названия «Свободное дзен-сообщество» и «Радикальная восстановительная хирургия» точно соответствуют содержанию обоих проектов: первый, амбиентный - наверное, и в самом деле годится для дзен-буддистской медитации, оставаясь при этом содержательно-музыкальным (в отличие от аналогичного проекта барабанщика Джека де Жонетта «Music in the Key of Om». Второй - как бы джем-сешн двух клавишников - Джона Медески (из трио M, M & W) и Мэтью Шиппа, продюсера сублейбла The Blue Series Continuum, выпустившего эти два диска, как и положено, с ритм-секцией из ветерана фри-джаза Уильяма Паркера (контрабас) и молодого барабанщика-универсала Нашита Уэйтса. А также перкуссиониста Маурисио Такара и DJ Olive'a. Канадский продюсер/ремиксер Скотти Хард (он же Scott Harding) основательно переработал запись спонтанного музицирования. Хотя Скотти успешно спродюсировал три диска трио M, M & W и десятки, если не сотни, хип-хоповых альбомов - на своем первом джазовом диске он и впрямь пользуется микшерским пультом не менее аккуратно, чем пластический хирург своим скальпелем. Старые аналоговые синтезаторы Джона Медески и сверхэкспрессивный рояль Шиппа идеально дополняют друг друга - кажется даже, они могли бы поменяться ролями, но результат остался бы тем же самым - авангардно-фанковым лаунджем с брейк-битовыми ритмическими «сбивками».
Enrico Rava
«The Words and Days»
ECM
Коллега и ровесник Томаша Станько (см. выше) итальянский трубач Энрико Рава тоже заявил о себе в период авангарда 60-х и тоже в коллективе джазмена, который чуть позже, чем пианист Комеда, также прославится как кинокомпозитор - аргентинского саксофониста Гато Барбиери. И на диске итальянского трубача, и тоже с многозначительным названием «Слова и дни», есть аллюзии к свободным 60-м, правда более опосредованные - в частности, композиция «Art Deco», с которой он вернулся в 1990-м году из Старого Света на родину и вновь заиграл фри-джаз 60-х. В отличие от монохромной «северной» музыки Станько, однако, палитра средиземноморского исполнителя ярче, чтобы не сказать - пестрее: есть и баллада (а что же еще?) из репертуара всеобщего любимца Чета Бейкера, и кул-джазовая полифония, и элегантная стилизация под эллингтоновское «эхо джунглей» (благо в квинтете Рава - отличный тромбонист Джанлюка Петрелла) и под модального Майлза Дэйвиса, и собственно ЕСМ'овский композиционный джаз.
Net - Джазу
Мы уже упоминали http://diapazon/pl - польский аналог нашего портала jazz.ru (который, как и нью-йоркский allaboutjazz.com с этого года начал выходить как «бумажный» журнал). Сейчас он стал доступнее, поскольку многие концептуальные материалы - статьи и рецензии - переводятся на английский. В частности, эксклюзивное интервью с Томашем Станько.
Диски предоставлены магазинами «Пурпурный Легион на Новокузнецкой» и «Дискорама-Пушкинская».
|