#5/2007 • СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Николай ЕФРЕМОВ
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ DENSEN BEAT 150
БОРЬБА С ФОРМАЛИЗМОМ
ЖИЗНЬ СЛИШКОМ КОРОТКА, ЧТОБЫ СЛУШАТЬ СКУЧНЫЙ HI-FI - ЭТА МЫСЛЬ, ВЫНЕСЕННАЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА DENSEN AUDIO TECHNOLOGY, МНЕ ПОКАЗАЛАСЬ ЗДРАВОЙ. МОЖНО ПО-РАЗНОМУ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕХНИКЕ ЭТОЙ ДАТСКОЙ ФИРМЫ, НО УЖ СКУЧНОЙ ЕЕ ТОЧНО НЕ НАЗОВЕШЬ. ВЗГЛЯНИТЕ ХОТЯ БЫ НА УСИЛИТЕЛЬ BEAT 150.
КОМПОНЕНТЫ
Универсальный проигрыватель Denon 2930 ($1000).
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (C= 455).
Акустический кабель Legacy TL Speaker ($1030).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU
Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C= 52), Eraudio
Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Внешне он кажется цельным куском анодированного алюминия. Такое впечатление складывается из-за отсутствия зазора между лицевой панелью и верхней крышкой, а также каких-либо винтов на корпусе. Да и надписей никаких на лице нет - они вынесены на верхнюю плоскость. Грани фрезерованного корпуса безупречны, а сочетание красного дисплея с чернеными панелями и абсолютная симметрия придают аппарату какую-то особенную, я бы даже сказал, вызывающую элегантность.
Золоченые кнопки служат для перевода усилителя в режим standby, регулировки громкости, выбора источника и для активации некоторых дополнительных функций, о которых я расскажу чуть ниже. Предусмотрено и дистанционное управление, но для этого придется дополнительно приобрести фирменный пульт Gizmo. Такой подход в данном случае мне кажется правильным: наверняка у владельца усилителя другие компоненты будут от Densen (а иначе какой же стиль?), и зачем ему платить за несколько пультов, которые все равно будут лежать без дела? Вещь, между прочим, недешевая - тяжелая и тоже фрезерованного металла.
Да и схемотехнику усилителя можно смело назвать концептуальной. Во-первых, в тракте отсутствуют общая и местные обратные связи. Аудиофилы до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу, поскольку польза от нее очевидна - снижение искажений, улучшение демпфирования и расширение полосы, а вред с инженерной точки зрения оценить довольно сложно. Мне приходилось слушать усилители с регулируемой глубиной ОС, и должен заметить, что при ее уменьшении из звучания уходит напряженность, оно становится более открытым и комфортным. Но явно ухудшается контроль НЧ-излучателя - бас начинает немного подгуживать, удары большого барабана теряют четкость. Как с этим делом у Beat 150, мы выясним позже, а вот объективные параметры у него заявлены такие, что и при традиционном подходе не всегда добиваются - диапазон частот 2 Гц - 0,5 МГц (!) и 0,05% искажений при номинальной мощности, т.е. 200 Вт в каждом канале на 4-омной нагрузке. Без обратной связи такие цифры получить крайне сложно, для этого необходимо применять высокочастотные активные компоненты и строить усилительные каскады с очень малыми искажениями. В тракте используются металлоплёночные резисторы Vishay с лазерной подгонкой до точности 0,1%. Пайка производится серебросодержащим припоем в среде азота, препятствующим окислению поверхностей при нагреве. Материнская плата имеет фторопластовое основание, а это, как известно, лучший в мире диэлектрик. Как понимаете, все это стоит денег, отсюда и более высокая цена, чем у усилителей, где такие же параметры легко получены с помощью глубокой ОС.
Регулятор громкости - цифро-аналоговый, т.е. процессор, получив команду от пульта или кнопки на передней панели, включает миниатюрные реле, которые коммутируют резистивные делители. Это позволило реализовать сверхточный 200-ступенчатый аттенюатор с шагом 0,5 дБ и минимальным разбалансом каналов. Цифровая часть смонтирована в отдельной экранированной коробочке и питается от собственного выпрямителя. Мощные каскады получают энергию от четырех раздельных мостов, способных выдержать мощность 3000 ВА. Общая емкость фильтра 80000 мкФ, причем она набрана из восьми конденсаторов, которые размещены в непосредственной близости от выходных транзисторов. Такая топология, обеспечивающая кратчайший путь для прохождения тока, называется DMCD (Densen Mass Current Distribution). Мощные транзисторы - а их всего пара в каждом канале - впаяны в материнскую плату и массивным бруском прижаты к толстому фрезерованному днищу. Таким образом, теплоотводом является весь корпус усилителя, и это нужно учитывать при его установке.
Тороидальный трансформатор мощностью 750 ВА расположен в задней части корпуса и закрыт пластиковым колпаком. Экранировать его нет смысла - тор и так имеет малые поля рассеяния, а хитрое расположение обмоток в конкретном случае вообще свело их к нулю. Приняты меры и для снижения 50-герцовой вибрации, передаваемой от этого огромного бублика на шасси. В усилителе, как и во всех других моделях новой серии Beat, предусмотрено подключение внешнего блока питания DNRG. Для этого на задней панели имеются специальные гнезда - PSU и Link. По первому подается напряжение, а последнее необходимо для управления, например перевода источника в режим Standby.
К Beat 150 также можно подключить платы расширения SB-01/02 для интеграции его в многоканальную систему. По сути это качественные предусилители, управляемые с того же пульта, что и основной аппарат.
Для разогрева я обычно ставлю диск Dream Theatre [1] - большинство композиций имеет очень плотный и широкий спектр при предельном уровне. Любопытно наблюдать, как из первозданного звукового хаоса начинает проявляться музыкальная основа, оформляется и приобретает четкие контуры сцена. В прогреве нуждаются все усилители, а новые - особенно. Beat 150 выходит на штатный режим примерно через полчаса работы с приличной громкостью. В основном изменения происходят в нижнем регистре - бас становится быстрее и рельефнее, четче передаются его гармонические составляющие. Единственное, от чего усилителю не удается избавиться окончательно - некоторой пространственной неорганизованности на самых сложных композициях, когда инструменты как бы слипаются вместе. Зато в остальном сцена рисуется практически безупречно, особенно на дисках аудиофильского качества [2]. Правда, при наличии в спектре мощных ВЧ-составляющих (тарелки, медная духовая группа) фланги начинают растягиваться в стороны, непосредственно примыкая к колонкам. Но вот что удивительно - я не почувствовал ни малейших признаков раздемпфированности нагрузки, а ведь это почти обязательное следствие отсутствия обратной связи. Удары передаются точно и резко, посторонних колебаний диффузоров нет. Бас не гудит даже на концертных записях Нила Янга [4], где его (баса) очень много. Я бы еще отметил и высокое звуковое разрешение Beat 150, который способен показать разницу между CD и SACD [4].
У меня усилители Densen всегда оставляют двоякое впечатление, и эта модель не исключение. Технократам, ценящим кристально ясное и броское звучание, она может не понравиться. Аппарат явно задуман не как средство для создания точной копии входного сигнала, но явно для передачи эмоционального содержания музыкальных произведений. В нем нет инженерного формализма, а в наше время это крайне ценное качество. l
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD:
1. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997.
2. The Count Basie Orchestra, «Live At El Morocco». TELARC, 1992
DVD Audio:
3. Neil Young, «Road Rock». Reprise, 2000
SACD:
4. Pink Floyd, «The Dark Side Of The Moon». EMI, 2003
Заявленные характеристики усилителя Densen Beat 150
Продолжительная выходная мощность, Вт
- на нагрузке 4 Ом 2 х 200
- на нагрузке 8 Ом 2 х 100
Мощность источника питания, ВА 750
Коэффициент гармоник и шума при номинальной
мощности, % < 0,05
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (+0/-3 дБ) 2 - 500000
Габариты, мм 440 х 310 х 64
Масса, кг 15
Цена, $ 5148
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Спектр гармоник усилителя Densen Beat 150 на нагрузке 8 Ом
Мощность усилителя при таком сопротивлении нагрузки оказалась 105 Вт при общем уровне искажений около 1%. Выходные каскады клиппируют довольно резко, увеличение уровня на 0,5 дБ приводит к росту КНИ в несколько раз.
Картина, показанная на графике, получена при мощности 2,5 Вт. Обратите внимание, что в спектре видны лишь 2-я и 3-я гармоники, причем соотношение их амплитуд характерно скорее для однотактного усилителя. Это наверняка сделано специально, поскольку считается, что доминирование 2-й гармоники придает усилителю «благозвучность». Отсутствие же составляющих высоких порядков всегда благоприятно сказывается на чистоте ВЧ-диапазона. В целом же по спектру усилитель больше напоминает ламповый, чем транзисторный.
Форма прямоугольного сигнала усилителя Densen Beat 150 на активной нагрузке (1 кГц)
Картинка практически идеальна - фронты сигнала вертикальны, завалы углов почти незаметны.
Форма прямоугольного сигнала усилителя Densen Beat 150 на активной нагрузке (20 кГц)
Честно говоря, эта картина вызывает некоторые сомнения по поводу заявленной полосы пропускания. На частоте всего 20 кГц уже видны значительные искажения формы меандра. Судя по завалу передних фронтов, верхняя граница усилителя 40 - 50 кГц. Но это не значит, что в его описании ошибка. Тракт действительно может иметь полосу 0,5 МГц, но на входе, как правило, ставится фильтр, отсекающий СВЧ - чтобы усилитель «не ловил радио». В пределах же нашего измерительного комплекса (10 Гц - 20 кГц) АЧХ абсолютно линейна.
Форма прямоугольного сигнала усилителя Densen Beat 150 на емкостной нагрузке (20 кГц)
При подключении параллельно эквиваленту нагрузки конденсатора 0,33 мкФ ситуация почти выходит из под контроля. В выходном каскаде возникает колебательный процесс, затухающий через 3,5 периода, хотя высоких выбросов, свидетельствующих о потере устойчивости, не видно. Скорее всего, к этому усилителю придется подбирать акустику, импеданс которой имеет минимальную реактивную составляющую.
|