#5/2007 • СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Николай ЕФРЕМОВ
СТЕРЕОРЕСИВЕР SHERWOOD RX-772
ПРИВЫЧКА К НОВОМУ
В СЕРЕДИНЕ 70-Х РЕСИВЕРЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ, И В КАТАЛОГЕ ЛЮБОЙ УВАЖАЮЩЕЙ СЕБЯ ФИРМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫЛО НЕСКОЛЬКО МОДЕЛЕЙ САМОГО РАЗНОГО КЛАССА. С ПОЯВЛЕНИЕМ ИНТЕРНЕТА ОНИ, КАК ИСТОЧНИКИ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОТОШЛИ НА ВТОРОЙ ПЛАН, НО СПРОС НА НИХ ПО-ПРЕЖНЕМУ СТАБИЛЕН. ВЕДЬ ЗА ИНТЕРНЕТ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ, А ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СЛУШАТЬ НОВОСТИ И ЛЮБУЮ МУЗЫКУ ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПЛАТНО - ВСТРОЕННЫЙ ТЮНЕР УВЕЛИЧИВАЕТ СТОИМОСТЬ ХОРОШЕГО УСИЛИТЕЛЯ ЛИШЬ НА НЕСКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ.
Модель Sherwood RX-772 совсем новая, и выпущена она явно не для «галочки», т.е. поддержания ассортиментного минимума. В ней можно обнаружить несколько оригинальных схемных решений и, как мы увидим несколько позже, - самую современную элементную базу.
Внешне аппарат выглядит традиционно для «Шервуда» - лицевая панель цвета «титан» с несколько усложненным профилем (анодированный алюминий, никакой пластмассы!), сочетание черных и серебристых органов управления и длинное окно дисплея с голубыми символами, в закругленные края которого органично вписываются две ручки - селектор входов (слева) и регулятор громкости. Еще один поворотный переключатель отвечает за изменение режимов - активацию или обход темброблока, регулировку баланса, включение тонкомпенсации и коммутацию двух пар акустических систем. Регулировка тембра по ВЧ и НЧ - ступенчатая в пределах ±10 дБ с шагом 1 дБ. Тонкомпенсация (loudness) дает небольшой подъем басов при уменьшении громкости, сохраняя субъективное постоянство тонального баланса.
Значения всех этих параметров в процессе настройки отображаются на дисплее. В стационарном же режиме индицируется уровень громкости, активный вход (или частота принимаемой станции) и состав акустики А/В. На лицевой панели также имеется четвертьдюймовый выход на головные телефоны. Чтобы предельно укоротить тракт сигнала, предусмотрен режим Pure Direct, в котором большая часть предварительных каскадов обходится. Порадовало и наличие разрыва между предом и оконечником - в него можно включить эквалайзер, процессор или ревербератор.
Еще одна полезная вещь - встроенный RIAA-корректор. Правда, он рассчитан только на ММ-головки. Всего же у RX-772 семь входов и петля для контроля записи. Стоит отметить и таймер, по которому аппарат включит в заданное время передачу запрограммированной радиостанции.
Регулятор громкости электронный, на транзисторных ключах. По этому же принципу устроен и коммутатор входов - вместо реле в нем используются КМОП-матрицы. Раньше аудиофилы к подобной схемотехнике относились с недоверием, но современные микросхемы позволяют построить недорогой программируемый переключатель с прекрасными характеристиками. Например, чип Toshiba TC9273CNG, коммутирующий входные гнезда ресивера, имеет искажения менее 0,0001% при амплитуде сигнала до 6 В.
А вот оконечные усилители мощностью 100 Вт/8 Ом собраны на исключительно дискретных элементах. В ресивере применена фирменная схемотехника Sherwood WRAS (Wide Range Amplifier Stage). На теплоотводе, занимающем всю переднюю часть корпуса, я обнаружил комплементарные пары STD03N/03P. Это совсем свежая разработка Sanken - однокорпусные составные транзисторы со встроенным компенсационным диодом. Последний позволяет контролировать температуру и оперативно снижать ток через эти 160-ваттные полупроводники. Источник питания построен на Ш-образном трансформаторе, двух мостовых выпрямителях и конденсаторах 10000 мкФ х 63 В.
AM/FM-тюнер имеет цифровой синтезатор частоты, причем в FM-диапазоне он способен принимать и декодировать сигналы RDS.
В комплекте ресивера большой удобный пульт ДУ с крупными фосфоресцирующими кнопками - подержите его несколько минут под лампой, и полчаса подсветки обеспечено. Кнопки разной формы и размера дают прямой доступ ко всем регулировкам и режимам.
Как всегда, для пристрелки-разминки ставлю аудиофильский диск Burmester [1], записанный для демонстрации супердорогих систем. В нем есть воздух, чувствуется реальная архитектура помещений, присутствует чрезвычайно низкий бас и абсолютно живые вокальные партии. Ресивер в режиме Pure Direct. Первое, что отмечаешь в его звучании - неожиданную для такого ценового диапазона макродинамику. Наши Monitor Audio вряд ли можно считать легкой нагрузкой для усилителя, и, несмотря на это, не было ни малейших признаков потери контроля над ней или ограничения динамики сверху. Резкие пики - без проблем, причем даже при очень плотном ВЧ-спектре звучание чистое, без «песка» или жесткости. Адекватно передается атмосфера и пространство, очень мало погрешностей в построении сцены. Четко различаются несколько планов в глубину, хотя при обилии в произведении высоких частот мнимые источники теряют четкость очертаний. Похоже, в усилительном тракте (возможно, из-за глубокой ООС) в верхнем диапазоне происходит сдвиг фаз. Но это, пожалуй, единственное замечание. Хотя нет, чуть позже обратил внимание на еще одну особенность - помеху в виде легких щелчков при регулировании громкости, причем заметны они только при воспроизведении, в паузе ничего не слышно.
Ресивер имеет высокое звуковое разрешение, он словно хороший видеопроектор способен показать «компьютерные» вставки на аналоговых фонограммах. Например, даже на грамотно ремастированном альбоме Creedence Clearwater Revival [2] слышно, где пытались убрать шум ленты, а где решили оставить как есть. Так что владельцам RX-772 «левые» диски покупать не советую.
Несмотря на отмеченную выше аналитичность, назвать звучание ресивера холодным или просто нейтральным я бы не осмелился. Он довольно бережно передает не только звуковые, но и музыкальные нюансы, настроение если хотите. С этой точки зрения очень хорош дуэт [3], который хочется слушать, забывая про необходимость фиксировать особенности звучания.
Темброблок лучше включать в тех случаях, когда ваша комната или акустические системы имеют явные проблемы на краях диапазона. Treble затрагивает и верхнюю середину, заметно окрашивая звучание. Так что по ВЧ имеет смысл ограничиться пределами регулирования +2 - 3 дБ. Коррекция по НЧ пригодится владельцам компактных полочных мониторов, она частично компенсирует спад отдачи вблизи нижней границы диапазона.
Тюнер в RX-772 очень приличный, с быстрой и бесшумной настройкой, даже в городских условиях приема звучит чисто, без слышимых искажений.
Но все же главное достоинство этого аппарата, как я и говорил - динамика. Соответственно, и рекомендовал бы его любителям электронной, танцевальной музыки, всевозможного прогрессива и даже тяжелого рока. Если подобрать «быструю» акустику с солидным басом (лучше 8-омную), то такой связке могут позавидовать владельцы и более дорогой техники. l
оконечные усилители мощностью 100 Вт/8 Ом собраны на исключительно дискретных элементах по фирменной схемотехнике Sherwood WRAS
КОМПОНЕНТЫ
Универсальный проигрыватель Denon DVD-2930 ($1200).
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (C= 450).
Акустический кабель Legacy TL Speaker ($1030).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber
(C= 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer
1 ($150).
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Burmester Vorfuhrungs CD III. GEMA.
2. Creedence Clearwater Revival, Fantazy, 20 bit K2 coding, 2000.
3. Ella Fitzgerald & Louis Armstrong,
«Porgy And Bess». Verve, 1958.
Заявленные характеристики ресивера Sherwood RX-772
Номинальная выходная мощность RMS (8 Ом, 20 кГц - 20 кГц, 0,02%), Вт 2 x 100
Отклонения АЧХ от кривой RIAA (Phono), дБ ±0,5
Отношение сигнал/шум, дБ
- с линейных входов >108
- со входа Phono >82
Глубина регулировки тембра (Bass/Treble), дБ ±10
Чувствительность FM-тюнера (моно), мкВ 1
Количество фиксированных настроек 30
Диапазон принимаемых частот, МГц 87,5 - 107,9
Режимы RDS PS, CT, RT, TA, CT
Размеры (Ш х В х Г), мм 440 х 159 х 380
Масса, кг 10,8
Made in Китай
Цена, $ 582
АЧХ регуляторов тембра ресивера Sherwood RX-772
В центральном положении регуляторов Bass и Treble частотная характеристика ресивера абсолютно линейна в рабочем диапазоне нашего измерительного комплекса (10 Гц - 20 кГц). Глубина коррекции по НЧ и ВЧ точно соответствует заявленной - ±10 дБ относительно центральной частоты 850 Гц. Обратите внимание, что характеристики регуляторов разные. Treble имеет плавный подъем от 800 Гц с полкой вплоть до 20 кГц, а Bass - пик на частоте 120 Гц со спадами в обе стороны. Ослабление самых нижних частот делается специально, чтобы не возникало проблем с басом в небольших помещениях.
Спектр искажений ресивера Sherwood RX-772
Оконечные усилители клиппируют очень резко, но добиться этого не так уж просто. Выходная мощность составила 124 Вт на 8-омной нагрузке при уровне искажений 1%, причем вплоть до 50 Вт RMS искажения настолько малы, что теряются в шумах. Спектральная картина характерна для двухтактного усилителя с глубокой обратной связью. Присутствуют все гармоники, вплоть до самых высших, но амплитуда их очень невелика. КНИ 0,005% получен как раз при выходной мощности 50 Вт, а ведь таким показателем не всегда могут похвастать и более дорогие усилители.
Форма прямоугольного сигнала с частотой 1 кГц
На графике сложно обнаружить какие бы то ни было отклонения от нормы - фронты строго вертикальны, заметных завалов на углах меандра нет.
Форма прямоугольного сигнала с частотой 20 кГц
И здесь тоже нет поводов для критики - незначительные скругления углов говорят о высоком быстродействии усилителя. По-видимому, его верхняя граница воспроизведения проходит на 50 - 60 кГц при полной мощности.
Форма прямоугольного сигнала с частотой 20 кГц на емкостной нагрузке
Очевидно, высокие качественные показатели усилителя получены за счет глубокой обратной связи, которая при появлении емкостной составляющей импеданса приводит к неустойчивости выходного каскада. К RX-772 лучше подобрать акустику с ровным импедансом, да и кабели сделать покороче.
|