#5/2007 • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Руслан ТАРАСОВ
НАЛЕТАЙ, ПОДОРОЖАЛО!
ИНДУСТРИЯ НЕ ПРЕКРАЩАЕТ ИЗОБРЕТАТЬ НОВЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ». ВМЕСТО ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АНТЕННЫ ИЛИ СПУТНИКОВОЙ ТАРЕЛКИ - ВЫДЕЛЕНКА С ИНТЕРНЕТ-ТВ, ВМЕСТО CD И DVD - СКАЧАННЫЙ ИЗ ОНЛАЙН-МАГАЗИНОВ КОНТЕНТ. ВСЕ ЗРЕЛИЩА МИРА ПРИБЛИЗИЛИСЬ НА ДИСТАНЦИЮ ЛОКТЯ - НЕ ДАЛЕЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МЫШКИ НА ВАШЕМ СТОЛЕ. ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЭЛЕКТРОНИКИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО И СТАРЫЙ ДОБРЫЙ HI-FI В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ ВЕКЕ СТАНЕТ ТАКИМ ЖЕ СЕТЕВЫМ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ. ОХОТНО ВЕРИМ. НО ЕСЛИ ПОДНИМАТЬ ВОПРОС О КАЧЕСТВЕ, А НЕ КОЛИЧЕСТВЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ, НИЧЕГО ЛУЧШЕ ОБЫЧНОЙ СТЕРЕОСИСТЕМЫ С МОЩНЫМ УСИЛИТЕЛЕМ ЕЩЕ НЕ ПРИДУМАЛИ.
Bluenote S-1 | Cambridge
Audio Azur 640A V2 | Denon PMA-700AE
| NAD C 352 | Rega Mira 3
КОМПОНЕНТЫ
Напольные АС Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Полочные АС Dynaudio Audience 42 (C= 600).
Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression со звукоснимателем MM Pro-Ject K4 (C= 410).
Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (C= 455).
Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C= 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD: «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003). Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records, 1985). Uriah Heep, «The Magician's Birthday» (Bronze Records, 1972). Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998). Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001).
LP: Wolfgang Bernreuther, Golly, Rudi Bayer «I Wonder Why» (Hifine/Clearaudio, LC 05940, 2003). DJ Reality: Raw Nerve, Music Maker (Trouble On Vinyl, TOV 12034).
7 РАЗ ОТМЕРЬ
На этот раз мы не только исследуем спектр искажений и АЧХ усилителей, но и оценим их реакцию на прямоугольный импульс. По ней косвенно можно судить о быстродействии, т.е. динамических свойствах аппарата. Также посмотрим, как влияет реактивная составляющая нагрузки (а большинство АС имеют как раз такой характер импеданса) на устойчивость выходного каскада. Для этого параллельно мощному проволочному резистору 8 Ом подключался конденсатор емкостью 0,33 мкФ.
Если в усилителе не предусмотрена коррекция тембра, его АЧХ не приводится. Не стали мы показывать и меандр с частотой 1 кГц - у всех испытуемых он выглядел идеально.
Спектр искажений, анализировался на 1/10 от номинальной мощности, лишь в некоторых случаях, когда их амплитуда была слишком мала, мы увеличивали мощность до 0,5 от Pном.
Стереофоническую технику, которая, казалось бы, окончательно сдала свои позиции под натиском многоканальных домашних театров, ожидает неизбежный ренессанс. На Западе процесс «репатриации» компонентов Hi-Fi в дома пользователей, если судить по статистике продаж, уже приобрел масштаб глобальной тенденции. В нашей стране о ренессансе даже говорить смешно. Отчеты дилеров и дистрибьюторов показателем служить не могут - они по-прежнему демонстрируют только одно - рост. В России как такового и отката не было - только временное замедление продаж традиционного высококлассного стерео с дальнейшим восстановлением динамики сбыта. Не помешал этому даже рост цен на Hi-Fi-компоненты. Скорее, наоборот - подстегнул. Наши сограждане, издерганные за последние двадцать лет всякими экономическими передрягами, хорошо усвоили правило: если товар растет в цене, его надо купить - пока не стало еще дороже.
В чем же секрет притягательности Hi-Fi? Тут есть масса причин, но назову только одну, главную - только эта техника дает наиболее полную и качественную «развлекательную» отдачу на каждый вложенный рубль. И жаль, что это пока далеко не все понимают. Обычные покупатели охотно поддаются соблазну приобрести вместо стерео модную многоканальную аудиосистему с DVD, караоке и прочими песнями-плясками. Да и продавцы подзуживают: что вы, стерео - это прошлый век... Но у тех, кто хотя бы немного разбирается в технике, возникает сомнение. Одно дело инвестировать свои десять (пятьдесят, двести пятьдесят - не важно) тысяч рублей в два канала аудиосистемы. И совсем другое - за те же деньги пытаться получить все то же самое в утроенном количестве. Чудес не бывает. Как ни ухищряйся, но когда бюджет распыляется на заведомо большее количество усилителей и АС, втрое худших по качеству, удовольствие от результата могут получать лишь те, кто вообще не имеет представления о нормальном звуке.
СТЕРЕОПАРК
Редко какой тест способен так поднять настроение. Все пять усилителей оказались аппаратами очень музыкальными, но при этом - весьма разными по звучанию, что заметно упрощает выбор. Добавлю лишь, что из протестированных моделей наиболее сильные впечатления оставили Denon PMA-700AE и Bluenote S-1. Первый вряд ли доставит какие-либо проблемы своему владельцу - «японец» наделен отличным набором достоинств. Второй обладает уникальными талантами и подарит очень сильные эмоции. Правда, к «итальянцу» придется сначала найти подход.
Здесь можно было бы и закончить, но предвижу вопрос, который наверняка возник у самых внимательных читателей. В групповых тестах AV-ресиверов я, чтобы подчеркнуть достоинства техники, иногда прибегал к сравнению: «...этот ресивер звучит, как стереоусилитель...» Следует ли из этого, что AV-ресиверы, несмотря на свою многоканальность и наличие целой вереницы дополнительных «фичей», по качеству звучания могут соперничать с только что описанной техникой? И да, и нет. Заведомо более дорогие ресиверы способны стать альтернативой. Равные по цене - никогда.
Все дело в том, каким образом мы стремимся получить правильное, точное воспроизведение. В AV-ресивере эта задача решается с помощью DSP - есть масса возможностей выровнять тональный баланс, установить задержки, фильтрацию, фазы и так далее. Иными словами, с помощью настроек вы можете конструировать звук на свое усмотрение. Но вот окажется ли он «настоящим» - большой вопрос.
В стереоусилителях таких возможностей нет (у двух моделей в тесте, как вы уже видели, нет даже темброблока). Hi-Fi базируется на принципе невмешательства в звук. И если вы сможете построить на этом фундаменте свою стереосистему, добьетесь живого, а не «похожего» воспроизведения, то не променяете ее уже ни на какой театр. l
|