#4/2007 • Я СЛЫШУ
Александр ТАРИМ
ИЗЫСКАННАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ
«В КАЖДОЙ НОВЕЛЛЕ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ МЫ, РАЗУМЕЕТСЯ, УЗНАЁМ ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ, ВМЕСТЕ С ТЕМ АВТОР НЕПРЕМЕННО ДОБАВЛЯЕТ КАКУЮ-НИБУДЬ НОВУЮ
ДЕТАЛЬ (КОКАИН, СКРИПКА, СУЩЕСТВОВАНИЕ СТАРШЕГО БРАТА МАЙКРОФТА,
ПРИСТРАСТИЕ К ИТАЛЬЯНСКОЙ ОПЕРЕ...) ...КОНАН ДОЙЛ СУМЕЛ СОЧЕТАТЬ
В НУЖНОЙ ПРОПОРЦИИ РАДОСТЬ ОТКРЫТИЯ И РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ» — ЭТИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
РАЗМЫШЛЕНИЯ ГЕРОЯ МИШЕЛЯ УЭЛЬБЕКА НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ОПИСЫВАЮТ ОЩУЩЕНИЯ
ЭКСПЕРТА, ИССЛЕДУЮЩЕГО ОЧЕРЕДНУЮ ЭЛИТНУЮ МОДЕЛЬ (ИЛИ ПОСТРОЕНИЕ)
ШОТЛАНДСКОГО БРЭНДА LINN.
Сказано со знанием предмета: читатели со стажем могут припомнить
мои описания предыдущих раритетных линновских систем (№2/2002, №8/2003).
Что касается сегодняшнего объекта, то вполне можно было бы позволить
себе такое сибаритство, как составить отчёт, не вставая с дивана,
ибо акустические системы Linn ARTIKULAT 350 ($35801) уже были мною
прослушаны непосредственно в тренинговом центре Linn в Глазго. Но
этому искушению не суждено было реализоваться хотя бы потому, что
многообразие Linn в различных сочетаниях настоящего исследователя
завораживает, — смена окружения проясняет истину и не даёт впасть
в пресыщенность.
Во-первых, в Глазго были представлены Linn ARTIKULAT 350A — в отличие
от наших, активная версия, где в каждый корпус уже вмонтированы 5
(!) усилителей, индивидуально обслуживающих излучающие головки. Естественно,
на входе каждого из усилителей расположен соответствующий частотный
фильтр (пятиполосная конфигурация), а звуковая катушка подключена
непосредственно к выходным транзисторам (без длинных кабелей). Такая
система практически идеальна с точки зрения линейности, динамики
и отсутствия интермодуляции, но цена ее, увы, боле чем в полтора
раза выше.
Во-вторых, интересно иметь дело и с альтернативными электронными
компонентами Linn в пассивной конфигурации: несомненно, их свойства
рельефно проявятся в совместной работе с капризной роскошной акустикой,
которая сегодня обречена доминировать в системе и повествовании.
Итак, Linn ARTIKULAT 350 — младшая сестра топовой Linn KOMRI.
Принцип построения весьма схожий, почти двукратная разница в цене
предполагает лишь различные классы исполнения и комплектующих.
Это очень по-линновски.
Пять частотных полос (сверху вниз): супертвитер — 13 мм, 13,9 —
33 кГц; твитер — 25 мм, 3,8 — 13,9 кГц; купольный среднечастотник
— 75 мм, 0,39 — 3,8 кГц; «высокий бас» — 165 мм, 105 — 390 Гц, низкий сервобас — 2 х 200 мм, 20 — 105 Гц.
Три верхние секции объединены в конструктив 3K Array — металлическое
шасси заданной конфигурации, расположенное над секцией четвёртой
со специальной выемкой-отражателем. Такое решение, по мнению разработчиков,
обеспечивает пресловутую «фазовую слитность» многочисленных частотных
полос и наилучшее построение стереокартины.
Уже из терминологии ясно, что наиболее низкий бас является активным
в любой версии ARTIKULAT: два нижних динамика ведомы внутренними
усилителями (их входы получают сигнал от клемм «высокого баса»).
Причём применён испытанный сервопривод — акустика и усилитель охвачены
электромеханической обратной связью, фактически ликвидирующей резонанс
системы и позволяющей всего лишь за счёт избыточной мощности эффективно
опуститься до 20 Гц в закрытом корпусе объёмом 50 литров. Отметим
возможность установки уровня активного баса 0/+2/+4 дБ и нижней частоты среза 19/40/80 Гц, что может оказаться полезным
при виниловом источнике либо в случае акустически проблемного помещения.
Акустику можно включить:
Банально — обычным кабелем с парой проводников, соединив параллельно
4 пары терминалов.
Применить мультивайринг (2, 3, 4), сгруппировав соответствующие
секции.
Мультиампингом — аналогично, но используя соответствующее количество
пар усилителей (в дальнейшем эта мысль окажется наиболее здравой).
Всё же активно: существует методика отключения внутренних кроссоверов
для использования внешних усилителей с фильтрами («картами»), но
я бы не советовал. Дело в том, что именно для ARTIKULAT не предусмотрены
эти самые карты, вставляемые в многоканальные усилители Linn CHAKRA
(100 и 200 Вт в канале), являющиеся базовыми для активных и киносистем
Linn. Следовательно, придётся совместно с усилителями приобретать
специальный блок Linn ARTIKULAT TUNEBOX и суммарная цена (плюс
усилители и кабели) значительно превысит стоимость Linn ARTIKULAT
350A, куда всего-то и нужно пробросить балансный XLR сигнал от
предусилителя.
Для формального завершения знакомства приведём некоторые параметры:
Полоса воспроизводимых частот 20 — 33 000 Гц.
Чувствительность 87 дБ
Номинальное сопротивление 4 Ом.
Габариты (в собранном виде)
1100 х 312 х 430 мм.
Масса 65 кг.
Остаётся добавить, что возможная цветовая гамма — Black Ash, Rosenut,
Cherry, Maple. Кроме того, предусмотрена специальная полированная
отделка тех же цветов, только вместо Black Ash — Piano Black. Конфиденциально
сообщим, что Piano может принимать (по индивидуальному заказу)
и иные цвета: белый красный... Впрочем, остановим фантазию — special
finish даже обычного ряда обойдётся вам уже в $47243.
Об окружении
Увы, Linn пополнил ряды брэндов, отказавшихся от выпуска проигрывателей
CD только престижного класса. Нет больше легендарного Linn SONDEK
CD12 — в металлообрабатывающем цехе фирмы можно увидеть горку
отфрезерованных корпусов, но транспорт и целый ряд электронных
компонентов уже недоступны производителю. Великое умирает.
Из блестящей линейки всеформатных Linn UNIDISK (они великолепны,
но я принадлежу старой школе, которая всеядности не приемлет...)
выбран второй от вершины Linn UNIDISK 2.1 ($12043). Это видеоаудиоплеер,
декодирующий любые многоканальные форматы, но для ортодоксального
стерео имеющий балансные XLR, которыми мы в данном эксперименте
и воспользуемся.
Зато предусилитель Linn KLIMAX KONTROL ($16839) по-прежнему в строю.
Лишь цена исправно подстёгивается вездесущей инфляцией. Тонкий
40-миллиметровый аппарат на ножках, создающих эффект парения в
воздухе. Фрезерованный корпус, импульсное электропитание, три симметричных
и один балансный вход (именно его мы используем), управляем по
шине RS232, может работать в системе Linn KNEKT MULTIROOM.
Оконечный усилитель Linn KLIMAX CHAKRA 500 TWIN ($14657) — более
либеральный вариант Linn KLIMAX 500 SOLO, предлагающий почти за
ту же цену не один полукиловаттный, а стереопару каналов по 230
ВА (для 4 Ом, на восьмиомной нагрузке вдвое меньше). Что касается
конструктивных особенностей, то они практически аналогичны старшей
модели: цельнофрезерованный корпус (он же теплоотвод), разделённый
внутри на две секции — импульсный блок питания и собственно усилитель.
Балансный и небалансный входы (при переходе следует не забыть нажать
клавишу), «умный» вентилятор.
Прочие параметры:
Искажения 0,02 %.
Полоса 7 — 35000 Гц.
Чувствительность баланс/небаланс 2,4/1,2 В.
Входной импеданс 7,8 кОм.
Габариты 350 х 355 х 60 мм.
Масса 9 кг.
О кабелях
Акустический — Linn K400 CABLE ($35/м). Стандартный линновский
аксессуар — плоский чёрный кабель, единый для аппаратов любых
ценовых категорий. Удивительно недорого, но надёжно оптимизировано
для конкретных решений и характеров. Данная версия содержит две
пары проводов в каждом канале, что предопределило включение bi-wiring
(бас-середина + ВЧ-ВЧ).
Интерконнектные кабели (напомним, что мы выбрали балансную коммутацию)
подбирались опытным путём, и из имеющихся в наличии были выбраны
родной Linn SILVER BALANCED INTERCONNECT ($545/1,2 м) между предусилителем
и оконечником и Cardas NEUTRAL REFERENCE ($597/0,75 м) — от источника.
Что касается кабелей сетевых, то следует отметить, что и собственные
Linn, идущие в комплекте, показывают неплохие результаты для столь
высокой ценовой категории. Но предпочтение всё же было отдано Cardas
QUADLINK ($255/1,5 м) — предусилитель и Cardas CROSS ($346/1,5
м) — оконечный усилитель и активные секции акустики. С источником
интересный результат был показан сравнительно недорогим Saec POWER
LINK 69 ($140/1,5 м). Следует отметить, что приоритеты сетевых
кабелей могут оказаться совершенно иными при различных свойствах
питающей электросети и даже архитектуры помещения.
Слушаем
Как всегда, получается, что помещение, скажем так, классом ниже
тех замечательных предметов, которые там оказались. Это, конечно,
касается самых нижних частот. В некоторых частях комнаты они
кажутся угрожающими, хотя переключатель установлен на 0 дБ. Но это бас, не оторванный от основных звуков, как это бывает
в сабвуферах. Он — важное составляющее целого. Скажем, если отключить
питание активного баса в записи, где он вроде и не присутствует,
разительным образом меняется вся картина в области голоса, верхних
обертонов, глубины сцены.
Первое, что мы слушали — романсы в исполнении Евгении Смольяниновой.
Здесь важно сразу услышать живой голос, свободно парящий в воздухе.
Романсы разных авторов, эпох и настроений исполняются каждый совершенно
иначе. С произношением, артикуляцией, игрой, соответствующими данному
времени и стилю. На живом концерте это воспринимаешь как нечто
само собой разумеющееся. Захватывающий спектакль. А вот преодолеть
этот барьер при воспроизведении записи... Подразумевается определённый
порог классности. Ощущение либо есть, либо нет — третьего не дано.
Это куда важней десятка формальных признаков.
И сразу для контраста — избыток различных звуков. King Crimson,
«Easy Money». Я бы описал технику музыкантов, по крайней мере,
того периода, как попытку строго, пожалуй, эстетски, упорядочить
лавину различных звуков, которые к началу 70-х научилась генерировать
рок-музыка, жадно эксплуатировавшая достижения аналоговой электроники.
Но упорядоченный хаос для записи и воспроизведения — это страшно.
Здесь не удовлетвориться бустерным рёвом и общей эмоциональной
волной. Воспроизвести нужно всё при сохранении динамики и настроения.
Иначе номер становится пустым и банальным, вызывающим то ли недоумение,
то ли сетование на плохое качество записи. Сейчас песню трудно
узнать, и как бы начинаешь слушать заново. Хороший признак высокого
разрешения, не отягощенного аудиофильской шизофренией, спокойно
следующего в канве музыки.
Уравновесимся классикой. Самуэль Барбер, Souvenirs OP28. Вальс,
па-де-де, танго. Каков же на самом деле звук у системы с Linn ARTIKULAT
350? Отшлифованная до совершенства легендарная пронзительность.
Но это не выпячивание какой-либо части средних частот в угоду дешёвой
теплоте и присутствию, а планомерная демонстрация красоты, раз
уж таковая имеется. Пронзительность природная, ясная, направленная
против скуки и однообразия, надуманных правил. Ключ к пониманию
остального, стержень, на который нанизываются прочие свойства.
Например, высокие частоты. Linn (особенно в топовых моделях) привык
их демонстрировать бесстыже и вызывающе. Кажется, что их много,
но равновесие не нарушено. Каждому производителю хотелось бы прибавить
верха, но как трудно это сделать, чтобы не начались неприятности
с тембральным балансом, искажениями, сухостью и синтетикой. Здесь
получается. Легко. Как красивые зубы или мини-юбка. Такой ураган
обязательно должен быть уравновешен ясными нижними регистрами для
придания красоте незыблемости и классических основ. А вот это уже
даром не даётся и зависит от многих факторов.
Пример удачный (каковым этот диск бывает редко) — «Deep Purple
In Rock», записанный оператором Мартином Бёрчем в авангардной манере
с перехлёстом индикаторов в красный сектор. Тут не то что нет привычной
каши — классически выверенный тембральный баланс, глубина и бархатистость.
Передача настроения фрагмента жизни группы, когда всем было чертовски
хорошо вместе. Причём ремастированные версии песен, сделанные позднее,
звучат явно хуже — переделка в угоду современному аппаратному ничтожеству
среднего класса и ниже.
А вот с Uriah Heep, «Sweet Freedom» происходит нечто другое. Блестяще
переведенная в цифру баллада «Pilgrim» в ревущем минорном ключе
приобретает (обидно, что на лучших пассажах Байрона) эдакие истерические
нотки, хотя формально придраться почти не к чему. Та же история
произошла и с «Blue Train», хотя парящий саксофон Колтрейна по
свободе и оторванности может быть доступен разве что лучшему ламповому
усилителю. Интересно, что в моменты таких тягостных напряжений
включается адаптивный вентилятор и быстро разгоняется до максимальных
оборотов.
Не надо строить высокоумных теорий, чтобы уяснить: KLIMAX CHAKRA
500 TWIN энергетически слабоват для таких нагрузок. Нагромождение
фильтров 5-полосной системы в определённые моменты задают ему неразрешимые
шарады. Ничего удивительного — ARTIKULAT проектировался (как и
вся выдающаяся акустика Linn) для работы с группой усилителей.
Неизбежный полиандрический брак (несколько мужей у женщины, скажем,
в горах Непала). В данном случае идеальным вариантом, на мой взгляд,
было бы использовать 8 каналов двух оконечных усилителей Linn CHAKRA
4200 ($8963). Мультиампинг, два толстых кабеля к каждой системе,
сопоставимая цена.
Голоса, мастерство...
В эпоху исчезающего Hi-Fi остаются ещё люди, помнящие, что голоса
обладали способностью выражать что-либо. Они верят в пение и
готовы вводить его в мир своих фантазий. Композитор Збигнев Прейснер
— известный в Европе мастер саундтреков, в первую очередь в тандеме
со своим легендарным (ныне покойным) соотечественником Кшиштофом
Кеслевским. Там создан особый мир, в котором герои разных фильмов
откуда-то знают друг о друге, переживают одинаковые ситуации,
замечены в пристрастии к одной и той же музыке. В «Три цвета.
Красный» указано, что музыка написана Прейснером, кроме двух
треков, сочинённых Ван ден Буденмайером. Это же имя проговаривается
и в «Декалоге», хотя реально такого композитора не существует
— плод совместной фантазии. В самом фильме (фильмах) «Не возжелай
жены ближнего своего» звучит как фон трагических событий. Потребовалось
иное независимое аудиовосприятие, чтобы голос Эльжебеты Товарницкой
(сопрано) прозвучал так мощно и открыто. Такое испытание саундтреками
в иной ипостаси тяжело и некорректно, но положительный тест в
данном случае — всего лишь обоснование неблагоразумных затрат
(если для этого требуются аргументы...).
Завершающий драйв, где всё идеально — DJ KRUSH из Японии с ранней
работой Kemuri, в которой должны угадываться мотивы «El Condora
Pasa». На первый взгляд это электронное творчество кажется несложным,
но посредственный тракт здесь пасует немедленно. Мощный отсчёт
ритма, синхронизация, стерео, выходящее за традиционную базу. Интересно:
оглушительная громкость, но вентилятор спокоен — оптимальный гармонический
баланс.
Неблагодарная вещь — рецензии на технику уровня произведения искусства.
Она живёт самостоятельной жизнью, легко опровергая вкратце намеченные
тенденции.
Итоги
В наше время мечта о некоем «доступном High End» cродни брежневскому
лозунгу об удовлетворении потребностей среднего человека. Инфляция
и глобальная экономика сделали своё дело — настоящий звук минимально
стоит пятизначных долларовых сумм. Анализируемая система — действительно
классика, но представлен лишь её начальный уровень. Проект явно
рассчитан на многоканальное (активное) усиление, и какие бы затраты
это ни вызвало, через 5 — 10 лет купленное не покажется архаичным,
а сумма будет выглядеть смехотворной на фоне активно прогрессирующего
убожества.
А пока всё закономерно в незыблемых границах: традиционные основы
Linn, среди которых возобладал приоритет именно артикуляции — определяющего
свойства вежливого, изысканного (рафинированного) языка привилегированных
классов. Это и есть обещанные в начале радость открытия, радость
узнавания. l
|