#4/2007 • ЛИЧНЫЙ
ОПЫТ
Алексей ЕГОРОВ
МАЛЕНЬКИЙ МАКСИМАЛИСТ
DVD-ВИДЕОКАМЕРА SAMSUNG VP-DC173
УВИДЕВ НА КОРПУСЕ ЭТОГО НЕБОЛЬШОГО DVD-КАМА КРУПНУЮ НАДПИСЬ «34Х
OPTICAL ZOOM», Я В ПЕРВЫЙ МОМЕНТ СЛЕГКА ОПЕШИЛ. ДАЖЕ С УЧЕТОМ СКОРОСТИ
ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОЙ ОПТИКИ, ЭТО ОЧЕНЬ ВНУШИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ. ВЫСОКОКЛАССНЫЕ
ФОТООБЪЕКТИВЫ ОБЫЧНО ИМЕЮТ ПРИМЕРНО В ДЕСЯТЬ РАЗ МЕНЬШУЮ КРАТНОСТЬ.
С ВИДЕОКАМЕРАМИ НЕСКОЛЬКО ПРОЩЕ, ВСЕ-ТАКИ ТРЕБОВАНИЯ К КАРТИНКЕ НЕ
ТАКИЕ ЖЕСТКИЕ, НО И ТУТ ДАЖЕ 25Х СЧИТАЕТСЯ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ.
ПОХОЖЕ, МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С РЕКОРДСМЕНОМ...
Не поленился и проверил, как обстоят дела с кратностью зумов у профессиональных
камер. Оказалось, что примерно так же, как и у любительских — среднее
значение х15 — х20, а киношники вообще частенько используют «фиксированную»
оптику. Но у профи тоже есть свои чемпионы, да еще какие: объектив
Fujinon XA101x8,9 может масштабировать картинку в 101 раз! Правда,
при длине 67 см он весит 23 кг, и это без самой камеры.
Однако вернемся к нашему сегодняшнему герою, который, несмотря на
свою выдающуюся «глазастость», отличается компактными габаритами
и очень небольшим весом. Такое редкое сочетание объясняется хорошей
наследственностью — VP-DC173 потомок прошлогодней модели VP-DC163,
у которой зум был слабее всего на 1 крат.
Московское представительство Samsung предложило нам для тестирования
инженерный образец — камера совершенно новая, поставки серийных аппаратов
в магазины начнутся не раньше апреля. По этой причине значения некоторых
технических параметров узнать не удалось — на фирменных сайтах информации
пока нет, даже инструкция по эксплуатации еще не отпечатана. Основные
характеристики мы выяснили, но кое-какие неясности пока присутствуют.
Так, в презентации по камере сообщается, что в ней установлен объектив
очень уважаемой фотографами немецкой компании Schneider, а на корпусе
имеется надпись «Samsung Lens». Но в такой неопределенности есть
и положительный момент — можно спокойно проанализировать сильные
и слабые стороны получаемой картинки без оглядки на громкие имена.
VP-DC173 интересен еще и тем, что он является представителем нового
поколения DVD-камов, которое постепенно начнет сменять на прилавках
модели, разработанные еще в позапрошлом году. Хотелось бы верить,
что производители устранили некоторые баги и недочеты, неизбежно
присутствующие в любой аппаратуре «первой волны». Это тем более важно,
потому что с начала массовых продаж дисковых камер прошло достаточно
времени и операторы успели хорошо изучить все тонкости съемки на
DVD-носитель. К новой технике они будут относиться гораздо придирчивее.
Наш сегодняшний испытуемый работает только в стандартном разрешении,
на чем теперь приходится заострять внимание особо. Но отсутствие
поддержки HD-режимов в этом случае назвать недостатком никак нельзя.
Хотя бы потому, что видеокамеры «семейного» уровня — товар гораздо
более демократичный, чем ТВ-панели больших диагоналей, а навязывать
владельцам кинескопных телевизоров неактуальные для них функции было
бы неправильно. Поэтому и судить о новичке мы будем с позиций разумной
достаточности. Основная задача — разобраться, насколько хорошо материал,
снятый VP-DC173, воспроизводится именно на аппаратуре среднего уровня:
к примеру, на DVD-источнике сотни за полторы долларов и качественном
29-дюймовом телевизоре.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Легкий компактный корпус отделан, что называется, просто, но со вкусом.
Блок дисковода радикально-черный, крышка украшена тонким зеркальным
ободком и небольшим окошком, заглянув в которое, можно определить,
есть ли внутри носитель. Этот иллюминатор помогает оператору сэкономить
немного времени, ведь при открывании и закрывании привода камера
обращается к диску, а это несколько потерянных секунд перед началом
записи. Кстати, откидывается крышка сверху вниз, что уменьшает опасность
при извлечении диска выронить его на землю.
Входящий в комплект пульт управления оформлен грамотно, резиновые
кнопочки расположены логично и нажимаются очень четко. Есть даже
небольшая скоба, к которой можно привязать нашейный шнурок. Удался
и блок питания, он совсем маленький, по дизайну напоминает «кормушки»
для мобильных телефонов. Правда, поскольку вся его электроника находится
в корпусе вилки, сменить сетевой шнур нельзя, и в странах с «американскими»
или «английскими» розетками придется озаботиться поисками переходника.
Наш экземпляр VP-DC173 оказался оснащен ЖК-мониторчиком формата 4:3,
но, судя по краткому описанию производителя, вместо него может устанавливаться
дисплей 16:9 размером 2,7”. С прошлогодними моделями этой серии была
такая же история: выпускались аппараты с обоими типами экранов, при
этом широкоэкранный вариант камеры можно было отличить по букве «W»
в маркировке.
Набор коммутационных портов ограничен композитным A/V и USB-разъемами,
расположены они достаточно удобно, чего не скажешь о слоте для SD/MMC-флэшек,
который находится на нижней поверхности, рядом со штативной гайкой.
Правда, большая резиновая заглушка надежно защищает карточку от пыли
и случайного выпадения.
МОТОР!
Включается камера, по меркам DVD-аппаратов, очень быстро, от «холодного»
запуска до начала съемки проходит примерно секунд восемь, а из
режима «Стоп» запись стартует почти мгновенно. Чувствуется, что
разработчики приводов не сидят сложа руки — камеры предыдущего
поколения «тормозили» значительно сильнее. Хотя, вспоминая групповое
тестирование моделей 2006 года (www.salonav.com/arch/2006/07/058-065.html),
надо заметить, что и тогда шустрее всех оказалась именно модель
от Samsung.
Еще один приятный момент — не только большая кратность, но и достаточная
широкоугольность оптики, при полном «отъезде» фокусное расстояние
составляет 43 мм в 35-миллиметровом эквиваленте. Для фотоаппаратов это, конечно,
не бог весть какой показатель, но для видеотехники очень даже неплохо,
ведь создать объектив с большим углом обзора для миниатюрной матрицы
1/6” очень сложно и дорого.
Что касается управления, то все основные клавиши и рычажки находятся
на своих привычных местах, хотя кое-какие новшества все же имеются.
На лопасти LCD-монитора появились дополнительные кнопки управления
зумированием и «Старт/стоп» — пользоваться ими особенно удобно
при съемке в верхнем или нижнем ракурсе. Здесь же находится клавиша
увеличения яркости подсветки экрана — функция, в солнечный день
просто незаменимая. А вот компенсацию контрового света, которая
тоже частенько бывает нужна при ярком жестком освещении, можно
включить только из меню — не самое удачное решение.
Переключение между источниками записи осуществляется ползунковым
тумблером, который теперь вынесен на видное место, так что по ошибке
сохранить видео не на том носителе стало сложнее. С фотографиями
все проще — они не могут быть записаны на диск вообще.
СНЯТО!
Съемочная автоматика показала себя очень неплохо, экспонометрия
реагирует на изменение освещенности быстро и правильно, фокусировка
точная, баланс белого на «автомате» претензий тоже не вызывает,
разве что в тенях иногда заметен легкий «холодок». Привод зума
работает плавно, что при таком огромном диапазоне фокусных расстояний
особенно важно. А вот электронный стабилизатор с дрожанием картинки
при максимальном «наезде» справляется не всегда — совсем не удивительно,
учитывая, что оптическое приближение в этот момент составляет
29х — в 3 раза больше, чем у хорошего бинокля! (См. нашу врезку.)
Видеоролики можно сохранять на диске с одной из трех степеней компрессии,
причем в самом экономичном режиме на однослойную болванку влезает
целый час записи. Однако скажу честно, изображение в этом случае
по качеству проигрывает даже хорошей VHS-копии. По двум скриншотам
с испытательной таблицей EIA вполне можно судить о степени деградации
картинки: на лучшем качестве (ХР) разрешение составляет порядка
350 твл, дефекты компрессии кое-где видны, но в глаза не бросаются.
При переходе в LP резкость падает как минимум на 50 линий, вылезают
цветовые артефакты, особенно заметные на светло-серых участках.
На телевизоре, даже не слишком большом, просматривать такую запись
некомфортно, но зато для выкладывания в Интернет она подходит идеально.
В этом случае можно даже раза в два-три уменьшить размер кадра,
тогда и погрешности сжатия станут практически незаметны. В общем,
резюме простое: если вы снимаете видео просто для домашнего просмотра,
используйте режим XP, в крайнем случае промежуточный SP, тогда
цветопередача сохранит естественность, да и шумы досаждать не будут.
Ну а если планируется долгая непрерывная съемка, запасайтесь двухслойными
болванками, благо камера их поддерживает.
ТИТРЫ
Итак, что же у нас в активе? Весьма компактная DVD-камера с выдающимся
зумом, поддерживающая запись на болванки многих ходовых форматов,
к тому же способная сохранять видео на флэш-карте. Имеется и пара
минорных моментов. Во-первых, небольшой объектив экстремальной
кратности, да еще в паре с миниатюрной матрицей, похвастать выдающимися
разрешением, конечно же, не может. А во-вторых, фотографические
способности у VP-DC173 находятся в зачаточном состоянии: размер
кадра 800 х 600, скорость затвора вручную не регулируется, вспышка
отсутствует.
Но давайте, как и собирались вначале, подойдем к этим нюансам с
чисто утилитарной точки зрения. Мы подключили камеру к 29-дюймовому
кинескопнику со 100-герцовой разверткой и получили абсолютно нормальную
картинку с адекватной цветопередачей и, невзирая на пресловутые
34 крата, очень неплохой геометрией. Что касается фоточасти, то
при цене видеокамеры порядка $430 требовать от нее снимков в высоком
разрешении просто грешно, ведь хорошая «цифромыльница» сама по
себе стоит примерно столько же.
С другой стороны, функции, действительно важные для «семейного»
аппарата, тут реализованы просто отлично: управление простое, привод
работает без «глюков» и зависаний, записанные диски финализируются
быстро, причем подключаться к розетке для этого не обязательно.
Одним словом, если покупка большой HD-панели в ближайшем будущем
не планируется, то при создании домашнего видеоархива VP-DC173
станет для вас отличным компаньоном. l
Fujinon XA101
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
Ulead Photo Express 4.0SE (обработка фотографий); видеокодек, QuickTime,
драйверы USB.
Сухие цифры
Основные параметры
Формат видеозаписи PAL, 720 x 576, 25 к/с
Форматы кадра 4:3, 16:9
Время записи XP/SP/LP: 20/31/62 мин
Формат звука cтерео
Носитель записи DVD-R/DVD+R DL/DVD-RW/DWD+RW
Матрица 1/6” 0,8 мегапикс. CCD
Макс. разрешение в режиме фото 800 х 600
Карта памяти Secure Digital/MMC
ЖК-монитор 2,5” LCD, 112 тыс. пикс.
Видоискатель цветной
Скорость затвора, с 1/50 — 1/10000 (видео)
Объектив
Фокусное расстояние, мм 2,3 — 78,2
Макс. светосила F1.6
Кратность 34х
Цифровой Zoom 1200х
Крепление насадок, резьба, мм 30
Стабилизатор изображения да (электронный)
Коммутация
HDMI-вход/выход нет/нет
DV (IEEE 1394) вход/выход нет/нет
AV/S-Video-вход/выход нет/да*
USB да, 2.0
Передача потокового видео по USB нет
Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
Встр. микрофон стерео
Пульт ДУ в комплекте да
Встроенный видеоосветитель/вспышка Да (светодиод)/нет
Напряжение питания, В 7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
Потребляемая мощность, Вт н.д.
Габариты (Ш х В х Г), мм н.д.
Масса камеры в снаряженном состоянии н.д.
Цена, руб. 11400
*Соединение по S-Video недоступно.
НА НЕСКОЛЬКО КРАТ БОЛЬШЕ
Говоря о приближении объектива, мы указали, что оно составляет
х29, и хотя заявленная кратность оптики х34, никакой ошибки тут
нет. Дело в том, что зум попеременно выполняет две противоположные
задачи: он способен не только приблизить удаленный объект, чтобы
тот занял больше места в кадре, но и наоборот, несколько удалить
снимаемую сцену, чтобы на экране уместились, к примеру, несколько
человек, находящихся в небольшой комнате.
Степень «отъезда» или «наезда» отсчитывается от стандартного значения,
которое примерно соответствует полю зрения человеческого глаза
— 46 градусов, или 50 мм, так как угол охвата оптики принято выражать
в эквивалентном фокусном расстоянии объектива 35-миллиметровой
пленочной фотокамеры.
У нашего испытуемого самый широкий угол зрения адекватен 43 мм,
что в 0,86 раза меньше стандарта. То есть именно на столько уменьшаются
снимаемые предметы при полном «отъезде». Поэтому и степень приближения
нужно отсчитывать не от единицы, а от значения 0,86. Перемножив
на него паспортную кратность х34, мы выяснили, что при максимальном
«наезде» картинка будет в 29 раз крупнее, чем если бы мы смотрели
на нее просто невооруженным глазом.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Если вы решили переписать видео с камеры на внешний источник, то
по ходу дела можно на уже имеющуюся звуковую дорожку наложить дополнительные
комментарии. Для этого достаточно включить функцию Voice + — она
активирует встроенный микрофон.
Испытательная таблица EIA, снятая в режиме LP (вверху) и XP. Видно,
что в первом случае падает разрешение картинки и появляются цветовые
артефакты, особенно заметные на сером фоне
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Компактность, рекордная кратность объектива, оперативность служебных
операций с диском, простота управления.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Небольшое разрешение фотографий, неуверенная стабилизация картинки
на максимальном приближении.
|