#3/2007 • JAZZАЛЬБОМ
Дмитрий УХОВ
Donald Harrison — Ron Carter — Billy Cobham «New York Cool»
Libe at the Blue Note
Half Note
Не трио, а триумвират, как было сказано по другому поводу. Действительно, все трое принадлежат к трем разным поколениям. Старший — контрабасист Рон Картер из второго великого квинтета Майлза Дэйвиса 60-х, второй — барабанщик Билли Кабэм, поучаствовавший в его же, Дэйвиса, первом электрическом проекте и сооснователь «Оркестра Махавишну». Фактически же лидер этого клубного состава New York Cool («Крутых нью-йоркцев») самый младший — новоорлеанский альт-саксофонист Дональд Харрисон, учившийся у Эллиса Марсалиса и начинавший в Нью-Йорке все в тех же «Вестниках джаза» Арта Блейки, что и главный неоконсерватор Уинтон Марсалис. Но года за три до выступления в Blue Note все трое уже записывались вместе, поэтому в типично клубной blowing session исполняли, кроме четырех общеизвестных стандартов, три собственные композиции (впрочем, в основе «Harrisburg Address» Харрисона — все тот же «I Got Rhythm Гершвина»). В том числе и хорошо известную у нас композицию «Third Plane» Картера, которая дала название его авторской пластинке конца 70-х, между прочим, одной из первых своевременных «перепечаток» советской фирмы «Мелодия». Сравнить изысканную студийную версию ритм-секции Майлза Дэйвиса (с Херби Хэнкоком и Тони Уильямсом) с безыскусным клубным музицированием (без фортепиано) и обязательным блюзом на бис — значит ощутить природу джазовой импровизации.
Derek Bailey —Cyro Baptista «Derek»
Amulet
Кажется, не только у нас «так уважают мертвых, что хоть ложись да помирай» (как написал один малоизвестный русский поэт). Кто знает, сколько оставался бы неизданным дуэт бразильского ударника Сиру Батишта и британского гитариста Дерека Бэйли, если бы последний не умер в позапрошлом году после долгой и продолжительной болезни. К джазовым авангардистам это относится в первую очередь: если бы это были поп-музыканты или оперные звезды того же статуса, за право выпуска их записи рекорд-компании буквально дрались бы! А так прошло «всего» три года, и этот поистине исторический документ опубликован. Однако вопреки тому, что многие наверняка подумают, это не первая встреча Батишты и Бэйли. В 80-е Бэйли выпустил под названием «Cyro» запись их совместного музицирования на своей фирме Incus. А 11 апреля 2003 года во второй (и последний) раз сыграл с Батиштой в нью-йоркском клубе «Tonic». Одна проблема перед Батиштой как издателем определенно не стояла: как назвать будущий диск. Он назвал его «Derek». Как известно, Бэйли был теоретиком и практиком абсолютно свободной импровизации, и на этой записи тоже поражает даже не столько сам факт поистине экстрасенсорного взаимопонимания импровизаторов, сколько их свобода в выборе звуков — от гитарного «нойза» до сюрреалистически преображенных ритмов самбы и утробного пения, удивительно напоминающего сцену бала-маскарада (или оргии?) из фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами».
Hеkan Brostrem «New Places»
Phono Suecia
Шведский альт- и сопрано-саксофонист Хокан Брострем известен международной джазовой аудитории по сотрудничеству с пианистом Бобом Стенсоном (лауреатом Европейской джазовой премии 2006 года). Контрабасист Стенсона (и Кита Джеррета) Палле Даниэльссон играет и в квинтете Брострема. Не нордический модальный джаз в духе ЕСМ, как можно подумать, а почти колтрейновский хард-боп. Хотя с 1993 года Брострем — первый альт-саксофон Norrbotten Big Band’a, New Places — его первый биг-бэндовый проект. Точнее, по очереди — со струнной группой. Конечно, слышны отзвуки классического «симфоджаза», салонной импровизации под струнные и даже исторического свинга типа Арти Шоу (там, где реально звучит один биг-бэнд, а ощущение струнных остается от предыдущего трека). Но самое главное — Брострем много и плодотворно сочиняет музыку (во всяком случае, New Places — действительно новые, а не старые композиции, инструментованные для большого состава, как обычно дебютируют с оркестром джазмены-солисты). И сам много играет, и дает поимпровизировать солистам Norbotten Big Band и своего ансамбля.
Joona Toivanen Trio «Frost»
Blue Note/EMI
Второй финский проект, которым занялся старейший джазовый лейбл Blue Note, как и знаменитое Trio Toykedt, тоже «просто» фортепианное трио (Joona Toivanen — фортепьяно, Tapani Toivanen — контрабас, Olavi Louhivuori — ударные). Но в отличие от своих старших соотечественников из Toykedt, Иона Тойванен со товарищи начинали (хоть и подростками) в конце 90-х. Когда джазменам уже не надо было приковывать к себе внимание поп-репертуаром. И они играют только собственную музыку, отталкиваясь от фактуры трио Билла Эванса, когда рояль, бас и ударные звучат как один «суперинструмент». Весь альбом по-эвансовски интроспективен, лиричен и даже более меланхоличен, чем этого ждешь от наших северных соседей. Правда, «северный» не означает «холодный», хотя при желании в плотной, как у Маккоя Тайнера, фактуре можно обнаружить и прозрачный морозный воздух (название диска «Frost», собственно, и значит «мороз»), изысканное соло пианиста Тойванена прямо на струнах рояля — это не «ледяной перезвон», а какая-то внутренняя жизнь морских глубин (композиция называется «Посейдон»).
Jim Tomlinson, featuring Stacey Kent «The Lyric»
O+music/Harmonia Mundi
Трудно сказать, раскрутился бы британский тенор-саксофонист Джим Томлинсон, не играющий ничего такого, что не могло бы быть Лестером Янгом или Стеном Гетцем до середины 50-х годов прошлого века, если бы он не женился на певице Стейси Кент. Его консерватизм сам по себе заслуживает уважения, но все же именно мисс Кент (или, по старинке, миссис Джим) в этом творческом союзе — первая среди равных. Что не удивительно: Стейси Кент — американка, выпускница престижного женского колледжа Сары Лоренс. В начале 90-х она собиралась писать литературоведческую диссертацию, но, оказавшись в Великобритании, решила именно в этой стране поучиться пению, познакомилась с будущим мужем, который сразу понял, что она не имеет права зарывать талант в землю. И уже в 1995 году Стейси Кент сыграла биг-бэндовую певицу в модернизированной экранизации шекспировского «Ричарда III» и, естественно, приобрела статус «лучшей джазовой певицы Великобритании». Стейси научилась «видеть большое на расстоянии» Босса-новы 60-х и бродвейские эвергрины исполняет на отличном французском, по-клубному интимно, что вызывает доверие даже на родине Эллы Фитцджеральд и Пегги Ли.
Net — Джазу
http://www.restructures.net
Некто Джейсон Гутхартц (Jason Guthartz) из Чикаго, кажется, знает все о новом джазе и кинематографе: пишет книгу о творчестве Энтони Брэкстона, ведет программы на авторитетной джазовой радиостанции WNUR и единолично поддерживает поистине неисчерпаемый ресурс Restructures (www.restructures.net). Некоторые приводимые Гутхартцем гиперссылки устаревают, но их так много, что всегда найдется что-то полезное. И даже сверх того, например, объединение двух версий старой баллады «My Melancholy Baby» в одну: получается, что Дерек Бэйли аккомпанирует Элле Фитцджеральд.
Диски предоставлены магазинами «Пурпурный Легион на Новокузнецкой» и «Дискорама-Пушкинская».
|