#3/2007 • ИЩЕМ АНАЛОГ
Николай ЕФРЕМОВ
ПЕРЕДНИЙ РУБЕЖ
В СТОЛЬ ОТВЕТСТВЕННОМ ДЕЛЕ, КАК АНАЛОГОВОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ. КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КАРДИНАЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ЗВУЧАНИЕ И ПОЭТОМУ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ПОЛНОЦЕННЫМ АУДИОКОМПОНЕНТОМ. СЕГОДНЯ МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ С САМЫМИ ПЕРВЫМИ ЗВЕНЬЯМИ ВИНИЛОВОГО ТРАКТА, ТЕМИ, ЧТО В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ FRONT END.
КОМПОНЕНТЫ
Проигрыватель Microseiki DD7 ($700*).
MC-головка Goldring Elite (C= 623).
Повышающий трансформатор Fidelity Research (FRT-3
$450*).
Усилитель CR Developments Calypso ($1500).
Акустические системы Dynaudio Contour 1.3 Mk
II ($2000).
Межблочные кабели:
Van den Hul MC D50T (Phono) (C= 150).
XLO Signature 2 Type 3.2 (Phono) ($1000).
AudioQuest Emerald ($200).
Акустический кабель Furutech FS-303 1,5 м ($90).
Eraudio Space Harmonizer 1 ($150), Eraudio Steel
Cones ($35).
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Dudley Moore, Theme from «Beyond The Fringe»
and «All That Jazz». Atlantic, USA 1962.
2. 10 CC, «How Dare You!». Mercury, UK 1976.
3. Black Sabbath «Paranoid». Get Back! Italy,
180 g, 1996.
4. Rostropovich Plays Schumann Cello Concerto
in A Minor. Monitor Records, USA 1969.
* При параллельном включении коэффициент шума
уменьшается в SQT N раз, где N — количество транзисторов.
БРУКЛИНСКИЕ КРАСНОДЕРЕВЩИКИ
Первый звукосниматель Grado был продан в 1953-м, а сейчас культовой американской фирмой заправляет племянник основателя Джон Градо. Львиную долю ассортимента по-прежнему составляют картриджи, которые тщательно изготавливаются вручную в небольшой мастерской, расположенной в районе Бруклина.
В современной серии Reference четыре модели: Reference Platinum ($300), Reference Sonata ($500), Reference Master ($800) и Reference Reference ($1200). Я решил послушать первые три, оставив самую дорогую головку для более подходящего случая.
Как видно на фото, все головки очень похожи внешне и в придачу упаковываются в одинаковые коробочки. И корпуса картриджей, и футляры изготавливаются из красного дерева, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что сорт древесины немного разный. Но что бы уж точно не перепутать, на верхней грани корпуса выгравированы инициалы: RP, RS и RM. Почему мастера Градо делают головки из дерева? Это отдельная история.
Известно, что любой звукосниматель является электромеханическим преобразователем и его механические свойства ничуть не менее важны, чем электрические. Поэтому производители всегда искали материал не слишком тяжелый, способный эффективно подавлять внутренние и внешние вибрации. В последнее время широко применяются специальные полимеры и демпфирующие жидкости, придающие конструкции необходимые акустические свойства. С древесиной работать сложнее — материал волокнистый, анизотропный, да и каждый сорт звучит по-своему. Это хорошо знают производители музыкальных инструментов и акустических систем. Джон Градо находит, что красное дерево подходит лучше всего по плотности, структуре и резонансным свойствам. Кроме того, дерево не влияет на работу магнитной системы.
Все головки серии Reference построены по принципу Moving Iron, т.е. колебания иглы передаются не на катушку или магнит, а на миниатюрное кольцо из ферромагнитного сплава. Оно движется между четырьмя полюсами сердечников, на которых находятся неподвижные катушки. Сами катушки, в свою очередь, расположены в постоянном магнитном поле, создаваемом мощным самариево-кобальтовым магнитом. Устройство головки Moving Iron показано на рис. 1, а подвижной системы — на рис. 2.
В чем же преимущества «подвижного железа» перед конструкциями ММ
и МС? Считается, что здесь сочетаются достоинства обоих типов —
высокое напряжение на выходе при чрезвычайно малой массе подвижной
системы. А чем меньше инерция, тем точнее игла следует по изгибам
звуковой дорожки и лучше воспроизводит высокие частоты. И действительно,
верхняя граница рабочего диапазона даже у младшей модели Reference
Platinum — 60 кГц. Кроме того, механический резонанс уходит за
пределы слышимого диапазона.
Технические параметры у Platinum, Sonata и Master абсолютно одинаковые, да и конструктивные различия между моделями незначительны. Но, как говорится, дьявол кроется в мелочах. В первых двух моделях кантеливер состоит из четырех согласованных между собой частей. Технология под названием OTL (Optimized Transmission Line) способствует более точной передаче информации от иглы к электромагнитному преобразователю. Катушки намотаны проводом из сверхчистой бескислородной меди с длинными кристаллами. В Platinum алмазная игла с эллипсовидным профилем крепится в латунной оправе, а в «Сонате» — непосредственно к плоскости кантеливера. Master имеет облегченную на 5% подвижную систему и кантеливер, состоящий из пяти частей с взаимокомпенсирующими резонансными свойствами. Кроме того, во всех моделях используются различные демпфирующие материалы. Ввиду сложности подвижной системы замена иглы пользователем не предусмотрена, так что по истечении ресурса головку придется отправлять обратно на фирму.
Теперь о звучании. Начал я с Platinum, а затем переходил к более дорогим моделям. У них, безусловно, много общего. Прежде всего, это прозрачность верхнего диапазона. Тарелки на «All That Jazz» [1] реально искрятся серебром, а колокольчики в финале заглавной «How dare You!» 10 CC [2] буквально как живые. Второй звуковой план прорисован четко, с мельчайшими подробностями. Слышно, что отдаленные аплодисменты на старых джазовых записях состоят из отдельных хлопков, хотя с многими другими головками они воспринимаются как слитное, невнятное шуршание. При этом треск и шумы не акцентируются, из-за чего субъективно пластинки кажутся немного новее, чем они есть на самом деле. Свойство, доведенное у модели Master до совершенства, будет приятным сюрпризом для любого коллекционера. Бас плотный, быстрый. «Параноид» [3] звучит в меру тяжело и мрачно, но за счет информативности нижнего диапазона не грузит. Сцена у всех головок заметно выдвинута вперед, по ширине заполнена безукоризненно — даже на ранних стерео LP с примитивным сведением (четким разделением инструментов по каналам) пустоты в середине нет. Master дает большую глубину и заметно смягчает верхний регистр. Эта головка имеет невероятно высокое разрешение — столь богатый спектр виолончели, как на записях Ростроповича, я, пожалуй, слышал лишь при живом исполнении. При этом звучание Platinum и Sonata кажется немного более контрастным. Младшие модели, возможно, не имеют утонченности «Мастера», но их непосредственность способна подкупить и весьма искушенного слушателя. У всех трех, кстати, есть очень интересное свойство — через какое-то время хочется немного прибавить громкость, затем еще и еще...
Рис. 1. Устройство головок Grado Reference
По часовой стрелке:
Алмазная игла - Передний полюс - Кольцо генератора
- Полюс генератора - Катушка - Магнит - Задний полюс - Контактный
вывод - Вывод полюса обмотки - Задняя полюсная прокладка - Направляющая
- Резиновая втулка - Прокладка зазора - Кантеливер
Рис. 2. Устройство подвижной системы Grado Reference
А — Игла
B — Кантеливер
C — Миниатюрный элемент генератора
D — Стальной диск
E — Резиновая втулка
F — несущий элемент конструкции
G — Полюса генератора
H — Фиксированная осевая направляющая
ТЯЖЕЛЫЙ МЕТАЛЛ
В ассортименте шведской компании Primare Systems AB всего один фонокорректор, и выпускается он уже более пяти лет. Приятно, что производитель, сосредоточившись на компонентах для домашнего кино, не снял эту модель с производства. Возможно, потому, что кое-кто из руководства компании до сих пор серьезно болеет винилом.
R20 смонтирован в тяжелом корпусе из 2-миллиметрового стального листа и имеет типичный для Primare дизайн. Источник питания — встроенный. Аппарат способен работать с головками MM и MC-типа, причем для первых можно задать оптимальный коэффициент усиления — 35,5 или 41,5 дБ. Это действительно полезно, поскольку выходное напряжение ММ-головок разных производителей может различаться более чем в двое. Кроме того, все чаще появляются новые МС-модели с (относительно) высоким выходом, которым дополнительное усиление не помешает. При точном подборе Кус достигается оптимальное отношение сигнал/шум и перегрузочная способность. Для этого всего лишь нужно переставить джампер на плате. Правильное согласование корректора с MC-картриджами обеспечивается несколькими значениями входного сопротивления: 10, 20, 50, 100 и 200 Ом. Для выбора нужного значения служит роторный переключатель на задней панели. Кстати, при прослушивании головок Grado я по достоинству оценил универсальность этого прибора.
Внутри просторного корпуса находится тороидальный трансформатор, закрытый стальным колпаком, и внушительных размеров печатная плата. На ней собраны выпрямители питания — отдельные для каждого канала, получающие напряжение от собственных обмоток трансформатора. В фильтрах — четыре конденсатора Nichikon PM емкостью 3300 мкФ каждый. Стабилизаторы с выходным напряжением ±15 В собраны на микросхемах LM317/337. Тип головки задается микротумблером на задней панели, который, в свою очередь, управляет герконовым реле на плате. Входной МС-каскад реализован на четырех малошумящих полевых транзисторах 2SJ74, включенных параллельно. Этим удалось снизить уровень шумов вдвое*.
Последующие каскады построены на комплементарных парах 2SC2240/2SA970. В цепях коррекции я обнаружил пленочные конденсаторы PMT (безиндуктивные, металлизированный полипропилен) и даже фольговые, правда небольших номиналов. На выхлопе стоят сдвоенные малошумящие операционники OPA 2134 от Burr-Brown.
Входные и выходные гнезда крепятся на субплате и изолированы от корпуса. С массой соединен лишь третий контакт сетевого гнезда и экранная обмотка трансформатора.
К этому фонокорректору я подключал головку из прошлого теста, Goldring Elite, и три из нынешнего. Те, что с низким выходом, слушал дважды: первый раз через MC-секцию R20, а второй — через повышающий трансформатор Fidelity Research FRT-3, подключенный к ММ-входу. Даже в первом случае уровень шумов был очень низкий, легкое шипение можно было услышать, лишь приложив ухо к пищалке. Звучание мне показалось слишком ярким, с характерным подчеркиванием дискантов и, что было особенно заметно, акцентировался шум и треск пластинок. В целом никаких неприятных ощущений не возникает, но демонстрировать с этим корректором диски перед продажей я бы не советовал — NM будут звучать, как VG. Зато бас и середина — просто вне конкуренции. Чувствуется малейшее движение струн контрабаса, очень достоверно передается хлопанье большой бочки. Есть и инфранизкая составляющая, причем не от привода проигрывателя, а от вибрации воздуха при концертной записи. Несмотря на отмеченную выше выпуклость верхней середины, на вокале нет цыканья, шипящие передаются без агрессии. Сцена — на твердую четверку, мнимые источники совершенно не привязаны к акустике.
С трансформатором корректор зазвучал немножко по-другому. «Белый» шум пропал вовсе, появился едва заметный фон, но общее отношение сигнал/помеха заметно улучшилось. Субъективно стало меньше баса (возможно, не получилось оптимального согласования головки по сопротивлению, по приборам FRT-3 работает от 9 Гц по -0,5 дБ), но больше воздуха. Пропала лишняя яркость в ВЧ-диапазоне, «серебро» немного потускнело, и в результате общий музыкальный баланс выровнялся. Изменилась звуковая сцена: солисты вышли к ее переднему краю, а аккомпанирующие инструменты слегка отодвинулись назад. Звучание в целом заметно потеплело, стало более расслабленным, несмотря на то, что нюансы несколько контрастнее — щетки на ударных из размытого песчаного облака оформились в тембрально богатый фон, оттеняющий остальные инструменты.
Как и всякий компонент аудиофильского уровня, Primare R20 способен показать разницу в звучании соединительных кабелей. Особенно это относится к малосигнальному, идущему от тонарма ко входным гнездам. Смена Van den Hul MC D50T на XLO Signature 2 Type 3.2 (подробнее о нем см. ниже) дала очень интересный эффект — в звучании рояля исчезли металлические нотки, ударная установка обрела очень четкие очертания. В силу довольно яркой индивидуальности этот корректор предоставляет очень обширные возможности для экспериментирования. Что, собственно, и выделяет его из ряда обычных изделий.
КЛЕТКА С КРОКОДИЛАМИ
Модель 3.2 ($1000 за полутораметровую пару) из новой линейки XLO Signature 2 специально предназначена для подключения головок звукоснимателей. Геометрия ее довольно сложна, хотя это можно сказать про любой кабель известной американской фирмы. В качестве проводника используется жила из меди лабораторной очистки 6N OFHC (99,99997%), на которую очень хитрым патентованным способом наносится тонкий (0,76 мм) слой тефлоновой изоляции. Затем каждый проводник навивается на сердечник из диэлектрика EPTFE. Это тоже фторопласт, но особого состава, который был разработан концерном «Дюпон» для медицинских целей — из него делают протезы кровеносных сосудов. XLO — единственная компания, применяющая столь высокотехнологичный и дорогой материал «не по назначению». Навивка позволяет взаимно компенсировать электромагнитные поля вокруг проводников и тем самым улучшить условия прохождения сигнала. Вся конструкция заключена в жесткий экран, работающий по принципу «клетки Фарадея».
Обойма наконечников выточена из меди чистотой 4N, а центральный штырек — из сплава меди с теллуром. Позолота наносится без промежуточной никелевой «грунтовки». Дополнительная линия заземления оснащена не «лопатками» под винт, как обычно, но позолоченными зажимами типа «крокодил». Это хорошо придумано — прицепляя их к разным точкам шасси усилителя, можно найти оптимальную по минимуму фона.
А вот подключать кабель не очень удобно — из-за его жесткости и тугой посадки наконечников приходится прикладывать значительные усилия. Более того, жесткий кабель способен передавать внешние вибрации к проигрывателю, и особенно это опасно, если выходные гнезда установлены непосредственно на нижней части тонарма, как, например, у SME 3009. Но если у вас тяжелый стол, а сигнал подается на панельные разъемы, жесткость кабеля не имеет большого значения.
Порода этого интерконнекта чувствуется сразу. По сравнению с моим VDH MC D50T он дает заметно больше воздуха, убирает вуаль и прочищает верхний диапазон. При этом беспощадно выявляет недостатки головки и фонокорректора — любая, даже самая незначительная кривизна будет слышна. Вы не заметите и излишней яркости, свойственной серебряным проводникам. Кроме того, кабель не увеличивает уровень шумов и не снижает разрешение МС-головок с низким выходом. При совместной работе с повышающим трансформатором немного придвигается задний план сцены, но это вопрос фазового согласования двух конкретных элементов тракта. В принципе, XLO Signature 2 Type 3.2 (особенно если учесть его цену), действительно можно считать полноценным компонентом винилового тракта. l
Заявленные характеристики фонокорректора Primare R20
Общее усиление (1 кГц), дБ
- в режиме ММ 35,5/41,5 переключаемое
- в режиме МС 54
Входное сопротивление, Ом
- в режиме ММ 47000
- в режиме МС 10/20/50/100/200 переключаемое
Отклонения от кривой RIAA (50 Гц — 20 кГц), дБ ±0,2
Отношение сигнал/шум, дБ
- в режиме ММ -80
- в режиме МС -75
Выходное сопротивление, Ом 100
Габариты, мм 130 х 110 х 240
Масса, кг 4
Цена, $ 1050
Амплитудно-частотная характеристика Primare R20
На графике всего одна кривая, полностью совпадающая с RIAA. Такой точности мы не встречали даже у супердорогих корректоров. Фильтра инфранизких частот в схеме нет, так что соблюдайте осторожность при проигрывании коробленых пластинок, особенно если у вас колонки с фазоинвертором.
Спектр искажений Primare R20
Уровень искажений 1% достигается при выходном напряжении 10,36 В (RMS), что при усилении 34 дБ соответствует 194 мВ на входе. Таким образом, перегрузочная способность корректора при номинальной чувствительности 5 мВ составляет чуть более 32 дБ. Клиппирует схема очень резко, повышение уровня сигнала всего на 0,1 дБ приводит к росту искажений на несколько порядков. Спектр гармоник приводится при самом начале клиппинга. В нем присутствуют составляющие вплоть до высших.
ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ
Что делать, если на стойку с проигрывателем передаются вибрации от пола? Например, в старых домах с деревянными перекрытиями. А если от близости железной дороги или трамвайных путей вибрирует все здание, не помогут даже стенные кронштейны. В этом случае могут оказаться полезными изолирующие подставки шведской фирмы Solid Tech.
Опора Isoclear ($87 за набор из четырех штук) представляет собой два трехслойных диска, скрепленных между собой пружинами. Центральный слой, изготовленный из вибропоглотителя, обеспечивает дополнительную развязку. Ножка с тремя пружинами рассчитана на максимальную нагрузку 5 кг, т.е. весь комплект выдержит 20-килограммовый проигрыватель. Число пружин можно увеличить до семи, соответственно, возрастет и грузоподъемность. Наиболее эффективно подавляемая частота — 20 Гц. Я ставил «Изоклиры» под деревянную платформу с проигрывателем. Эффект действительно есть — несильные удары по нижней части стойки передаются на тонарм в заметно ослабленном виде и в колонках почти не слышны.
Еще лучше работают более дорогие Disc Of Silence ($208 за набор из четырех штук). Это алюминиевый стакан, в центре которого на пружинах подвешена резьбовая втулка. В нее вкручивается сорботановая ножка с пробковой опорной поверхностью и фиксируется контргайкой на нужной высоте. Максимальная нагрузка — до 45 кг. Они не только надежно развязывают плиту проигрывателя, но и заметно снижают микрофонный эффект лампового фонокорректора. Вполне возможно, что диски окажутся полезны и для CD или DVD-проигрывателя.
Заявленные характеристики головок Grado Reference |
|
Platinum |
Sonata |
Master |
Тип |
MI |
MI |
MI |
Диапазон частот, Гц |
10 — 60000 |
10 — 60000 |
10 — 60000 |
Выходное напряжение (1 кГц), мВ |
5 |
5 |
5 |
Разделение каналов (1 кГц), дБ |
40 |
40 |
40 |
Профиль иглы |
эллипс |
эллипс |
эллипс |
Оптимальная прижимная сила, г |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Статическая гибкость, мм/н |
20 |
20 |
20 |
Кантеливер |
4 части |
4 части |
5 частей |
Оптимальное сопротивление нагрузки, кОм |
47 |
47 |
47 |
Внутренняя индуктивность, мГ |
45 |
45 |
45 |
Внутреннее сопротивление, Ом |
475 |
475 |
475 |
Масса, г |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
Цена, $ |
300 |
500 |
800 |
|