24 года - столь долгий срок, что невозможно даже представить,
чем обернется жизнь через такое время. Думается, что в 1982 году,
после прощального тура Пит Тауншенд, Роджер Долтри и тогда еще
здравствовавший Джон Энтуисл и не помышляли о новом альбоме.
Однако музыку никто из них не бросал (в частности, Тауншенд выпустил
несколько сольников), время от времени группа собиралась на сцене.
Особенно впечатляющим был концерт в память о жертвах американской
трагедии в октябре 2001-го. Ветераны выступили столь мощно и
яростно, что стало ясно: прежние силы в полной боевой готовности,
старая гвардия в два счета заткнет за пояс молодежь. И запал
оказался столь силен, что даже после смерти Энтуисла летом 2002
года (в конце американского турне) двое оставшихся оригинальных
участников The Who решили продолжать. Что ж, сам факт выхода
этого диска - уже событие, заслуживающее глубочайшего уважения.
19 треков, включающих полную версию мини-оперы Тауншенда «Wire
And Glass» - более чем весомо! Понятно, что сегодня группа не
может быть той же, что и в буйные 60-е - это признают и сами
Долтри с Тауншендом. В память об ушедших коллегах-друзьях они
даже постарались сократить участие ритм-секции (барабанщик Зак
Старки и басист Пино Палладино), сосредоточившись на лирических
«негромких» вещах. Вполне объяснимо и даже простительно, что
некоторые песни кажутся «стариковскими», усталыми, лишенными
прежнего задора... Но в «Endless Wire» много также и того, что
отличало The Who в лучшие годы: бунтарский дух, гуманистическое
восприятие, горячий интерес к сегодняшнему дню, проблемам современного
поколения. Уже упоминавшаяся опера «Wire And Glass», занимающая
вторую часть альбома, посвящена истории некой начинающей рок-группы,
ее удачам и неуспехам (как всегда у Тауншенда, с психоделическими
заходами в сюжете). Но, например, песню «We Got A Hit», вырванную
из этого контекста, очень легко воспринимать как насмешку над
нынешним шоу-бизнесом, требующим хитов даже от культовых рок-групп.
Так вот вам! Здесь есть все: и типичное для Who слегка нескладное
многоголосие, и цепкие, немного обрывистые фразы припева, и грубоватый
звук гитар (за которым неустанно гоняется инди-молодняк) Отлично
передают истинный дух The Who динамичная, прямо-таки прорывающаяся
через оковы «Pick Up The Peace», не менее мощные «A Man In A
Purple Dress» и «It's Not Enough», а неожиданная «In The Ether»,
спетая Тауншендом с мучительной тоской в голосе, открывает новые
стороны в творчестве группы. Правда, сама заглавная «Endless
Wire» представляет собой не более чем милую добрую песенку в
духе старого бита, но впору всё-таки задуматься - может, есть
он где-то, этот бесконечный провод? И как к нему подключиться,
чтобы набраться немного энергии? Наверное, надо прожить такую
жизнь, как The Who, и если сердце не остановится после концерта,
ток по нему будет течь еще долго-долго...
Tom Waits
«Orphans (Brawlers, Bawlers & Bastards)»
Anti/«Союз»**
Только для любителей творчества этого темного гения, пропойцы,
дебошира и великого художника. Отъявленным смельчакам - поклонникам
Тома Уэйтса - обратить внимание на этот релиз из трех (!) CD
нужно обязательно, ибо он содержит 30 (!!!) новых песен, редкие
записи, совместные проекты, музыку к фильмам и различные «странности»,
94-страничный сделанный вручную буклет (!!!!!) и прочие столь
милые сердцу фаната «фишки». Некоторые ленты Уэйтс даже выкупил
у какого-то русского сантехника (по крайней мере, так он пишет
сам)! Для удобства пользователя треки сгруппированы в три «кучки»
(далее в вольном переводе цитата из аннотации): «Brawlers» -
бутылочный стомп, подзаборный блюз и пьяные буги; «Bawlers» -
одинокие баллады о печальных днях, конце дороги, предательстве
и разочаровании; «Bastards» - странные и необычные стороны Уэйтса,
экспериментаторская музыка, рассказы, кавер на Ramones и прочие
удовольствия, включая «инцест, убийство, утопление и безумие».
Ну что, зацепило? Тогда бегите быстрее в магазин! Только учтите,
что простым смертным этот сборничек сочинений, скорее всего,
не осилить. Ибо не каждая крепкая голова выдержит более трех
часов замогильного бульканья, инфернальных завываний, надрывного
хрипа, душевытягивающих распевов, треньканья разбитого пианино,
шкрябанья видавшего виды контрабаса и эфирного треска. Короткие
треки, объединенные безумствующим голосом Уэйтса, складываются
в весьма мрачную и пугающе однообразную картину. Заранее советуем
обить стены поролоном и снять ручки с дверей, чтобы не было мучительно
больно. И уж если совсем честно, каких-либо супершедевров внутри
альбома не обнаружено.
Peter Frampton
«Fingerprints»
Steamhammer/«Союз»**
Если слушать сей альбом, не зная имени автора, может показаться,
что это кто-то из молодых преуспевающих гитаристов. Так ярко,
современно и многопланово звучит диск - ни дать ни взять какой-то
из нынешних «героев шести струн» пробует себя в самых разных
жанрах. Однако это Питер Фрэмптон, участник легендарных Humble
Pie и вообще персона более чем заслуженная. Впрочем, Питер еще
весьма молод - ему всего 56! Что ни трек - то новый поворот сюжета:
тут вам и тяжелый фьюжн, и «альтернатива», и ритм-энд-блюз, и
собственно блюз, и латино с кантри и ретро-джазом вперемешку.
Интересно, что это первый у Фрэмптона полностью инструментальный
альбом: возможно, именно поэтому он звучит так свежо. Музыкальная
ткань насыщена цепкими риффами, эффектными мелодическими находками
и изящными аранжировочными решениями, гитарный звук крепок и
гибок. Не обошлось и без именитых гостей: вновь сошедшиеся Билл
Уаймэн и Чарли Уоттс помогают в «Cornerstone», а участники оригинального
состава Shadows Хэнк Марвин и Брайан Беннет - в «My Cup Of Tea».
А главное - ухо не успевает настроиться на одну волну, как ему
предлагают что-то еще более интересное. В каждом треке - своя
изюмина. Разве что парочка полуакустических вещей совсем уж «ресторанной»
направленности выбиваются из общего ряда, зато интерпретация
гранджевой «Black Hole Sun» более чем адекватна. Учитывая, что
это второй после долгого перерыва альбом Фрэмптона, можно надеяться,
что перспективы на будущее очень неплохие.
Sean Lennon
«Friendly Fire»
Capitol/Gala Records*
Как известно, «яблочко от яблони недалеко падает», но при этом
«на детях гениев природа отдыхает». Эта самая природа явно не
обделила Шона Леннона некоторыми музыкальными способностями и
умениями, но сравниться с отцом ему не суждено. Да Шон наверняка
к этому и не стремится. Он тихо сидит в своем садочке на невысоком
холмике и поет скромные и милые песенки в духе мягкого брит-попа.
То есть стиля, инспирированного творчеством его отца. Однако
музыка какого-нибудь «Колдплея» вызывает в душе гораздо больший
резонанс, чем эти подчеркнуто наивные, жалостливые и порой какие-то
беспомощные произведения песенного искусства. Зато в составе
у Леннона-младшего (помимо небезызвестного барабанщика Мэтта
Чемберлина) есть настоящая японка Юка Хонда, она играет на клавишных,
и именно ее партиям принадлежит решающая роль в создании трогательно-изнеженного
колорита, свойственного «Friendly Fire». Куда ж нам без японок-то,
без Хонд куда! Как, впрочем, и без круглых очечков, и без этого
узнаваемого слегка гнусавого голоса, и без тщательно выписанных
стилизаций, и вообще без тщательно подчеркиваемого портретного
сходства... Всё-таки быть похожим на отца Шону необходимо. Слушая
альбом, испытываешь смешанное чувство сожаления и разочарования.
Ведь симпатичный же мальчик, лучше бы картины рисовал, у него
это куда лучше получается.
Небо Здесь
«На моей волне»
ООО «Гранд рекордс»
Новые диски группа выпускает с удивительной стабильностью. Правда,
погодки «Мертвый сезон» (2004) и «Все или Ничего» (2005) были
сочинены еще в 2003-м и задумывались как двойной альбом, так
что «На моей волне» - это результат почти трехлетней деятельности.
Сегодняшнее лицо группы - более взрослое, серьезное, порой даже
жестокое. Здесь мало чего осталось как от оптимистических мотивов,
столь явно проявившихся в предпоследних работах, так и от дидактически-философского
настроя первого альбома. Здесь не приукрашенная, чистая констатация
убийственных фактов, квинтэссенция боли, душевного надлома («Город-убийца»,
«Не жилец», «Maid Of Pain», «Никто не поверил весне»), и даже
свобода, за которую всегда так ратовали «Небо здесь», становится
призраком, от которого тоже надо освободиться («Свобода от свободы»).
Тем не менее герой песен находит в себе мужество выбраться из
сложных жизненных ситуаций и психологических передряг, оставшись
эдаким «человеком-кремнем», которого трудно взять голыми руками.
И в целом в образном строе не чувствуется никакой обреченности,
несмотря на сгущающийся драматизм. Собственно, если молодому
поколению нужен ориентир, пример для подражания, то он - по-прежнему
в песнях «Неба Здесь». И островки света, конечно же, в музыке
тоже имеются («Улыбнись судьбе», «Твою тень»). В целом обращает
на себя внимание отход от канонов «альтернативного» звучания
и еще большее уплотнение саунда за счет мощных, почти хард-роковых
риффов, некая лаконизация материала - одна песня словно продолжает
другую, развивая общие музыкальные идеи. Интересно, что две вещи
исполнены на английском языке, возвращая нас во времена Team
Ocean - здесь группа звучит абсолютно «фирменно», как настоящие
побратимы Rage Against The Machine. А в целом команда продолжает
оставаться образцом правильного подхода к рок-музыке, к звуку,
к слову как к искреннему, неподкупному выражению переполняющих
автора эмоций. Этим ребятам есть что сказать нам, чему научить
нас, и тем «Небо Здесь» отличается от сонма работающих в похожей
стилистике коллективов, следующих моде ради моды и продуцирующих
бесполезный сумбур вместо музыки.
Robbie Williams
«Rudebox»
EMI/Chrysalis/Gala Records*
Робби Уильямс - самый старательный мальчиш-плохиш британской
эстрады - решил примерить на себя роль пересмешника. Конечно,
до Галкина с Песковым ему далеко, но пародировать модные музыкальные
направления получается. Ведь иначе как пародированием его стремление
«изобразить» самые разные стили не назовешь. Возможно, сам Робби
считает иначе. Вероятно, Уильямс полагает, что и как злобный
рэппер, и как исполнитель томного диско и сладких баллад, и как
интерпретатор лениво-расслабленных песен Ману Чао, и как дуэтёр
с вылизанными до блеска Pet Shop Boys, и как подражатель Боуи,
и как еще Бог знает кто он чудесен до невозможности. Кроме того,
Робби не упускает возможности рассказать о времени, о жизни и
о себе, любимом (две следующие друг за другом песни называются
«The 80's» и «The 90's»). Но право же, как бы ни богата на события
была биография самого удачливого из Take That, его слава безумного
харизматика зиждется на пустом месте. За всеми хиханьками-хаханьками
остается непонятным, чем же так привлекателен лично Робби Уильямс.
Ни одной приличной песни, запоминающейся мелодии или действительно
талантливой «пародии». Робби, Робби, где ты был, на Фонтанке
что ты пил?
Motorhead
«Kiss of Death»
SPV/«Союз»**
«Лемми - это Лемми. Он снова круче всех». Так гласит реклама
альбома, и это один из тех редких случаев, когда реклама не врёт.
Пожалуй, на этом рецензию можно было бы и закончить, но всё не
так просто...
Аудитория Motorhead, похоже, к настоящему моменту разделилась
на тех, кому достаточно «No Sleep Till Hammersmith» и «Ace of
Spades», и маньяков-любителей, упорно скупающих каждый новый
релиз группы. Сам же Лемми стабилизировал творческий процесс
в своей группе настолько, что выдает альбомы как часы, и чаще,
чем иные современные поп-звезды: ровно раз в два года можно ждать
очередной «блин» от «Моторов». А свеженький от предыдущих отличает
лишь одно, но довольно серьезное обстоятельство. Лемми Килмистеру
стукнуло 60. С одной стороны, пока (тьфу-тьфу) на сцене есть
Rolling Stones, никто не должен заикаться о пенсии. С другой,
на каждого Ричардса найдется своя пальма. Осознание этого накладывает
отпечаток на восприятие альбома; да и сам Лемми заметно посерьезнел.
Нет, альбом никоим образом не воспринимается как «лебединая песня».
Скорее как начало новой фазы творчества Килмистера. В которой
к привычному (и обладающему изрядным запасом прочности по времени)
образу бывалого, потрепанного жизнью ухаря примешивается другой.
Образ Лемми-философа, рассказывающего скупые слова правды, выстраданные
собственным жизненным опытом. Музыка осталась прежней, изменилось
другое. Как признает сам Килмистер, он «очень старался над текстами».
Это правда - на альбоме есть настоящие лирические шедевры. Это
«God Was Never on Your Side», пронзительная баллада (не самая
частая у Motorhead форма), направленная против религиозного фанатизма.
Война - основная тема диска, сквозной нитью проходящая через
его лучшие песни и отраженная в фантасмагорических иллюстрациях
в духе Гигера. Кажется, будто вернулись времена «вьетнамской»
тематики в рок-музыке конца 60-х. Что ж, история повторяется...
И, как вершина поэзии Лемми, полный мрачного символизма текст
«Kingdom of the Worm», исполненной от лица мёртвого солдата.
Blind Guardian
«A Twist in the Myth»
Nuclear Blast/Irond*****
«Слепой Стражник» - группа №2 в пауэр-металлической табели о
рангах, уступающая только отцам-основателям жанра, Helloween.
А на рубеже веков - пожалуй, даже более известная и почитаемая
в народе. Мало какая металлическая команда может похвастать такими
преданными поклонниками. Есть в музыке Blind Guardian те, что
называется, вечные ценности, которые всегда будут находить отклик
в юной душе: романтический порыв, воспевание храбрости, бесстрашия,
«рыцарства», атмосфера благородной старой сказки... Группа набирала
силы от альбома к альбому и достигла творческой вершины на «Nightfall
in Middle-Earth», целиком посвященном творчеству их любимого
Джона Р.Р. Толкина. Парадоксально, но самим совершенством той
работы группа загнала себя в тяжелейший тупик, из которого не
может выбраться до сих пор. Наложился и пресловутый «кризис среднего
возраста». Эльфы, как известно, не стареют и даже не толстеют,
а простым человеческим особям соответствовать раз выбранному
образу с годами становится всё труднее и труднее. Альбом «A Night
at the Opera» стал попыткой найти выход из кризиса в «прогрессивности»,
однако умение работать со сложными формами группе оказалось совсем
не свойственно. Всё громче звучали призывы о «возврате к корням»;
во многом из-за желания играть в старом стиле ушёл барабанщик
Томен Стаух. «A Twist in the Myth» создавался мучительно долго
и стал в какой-то мере компромиссом: в нём группа попыталась
сохранить и сложность, многоплановость сегодняшнего творчества,
и песенную доходчивость старого. Результат - несколько более
сносный, чем «A Night...», но после выключения альбома, по большому
счету, ничего, кроме фразы «stop, be quiet now» с сингловой песни
«Fly», в памяти не остается. Какой контраст с ранними дисками
Blind Guardian, буквально напичканными хитами! Увы, мелодическое
дарование группы сильно потускнело. А «мозаичнный» подход к аранжировкам,
когда песни кажутся каким-то нагромождением слабо сочетающихся
осколков риффов и фраз, никак не способствует сопереживанию,
вниканию в атмосферу песни, словом, восприятию того немногого,
что у группы еще осталось. И голос Ханси Кюрша как-то обрюзг
и звучит чересчур выдрессированно, нет прежней ярости и надрыва...
В плюс диску - уже упоминавшаяся «Fly», сносная, хоть и клишированная
баллада «Skalds and Shadows» и занятные тексты на фэнтезийные,
естественно, темы.
Def Leppard
«Yeah!»
Mercury/Universal Music Russia***
Как известно, альбом кавер-версий - лучший выход из творческого
застоя, вернее, способ продемонстрировать, что ты еще жив, хотя
по сути сказать-то тебе нечего. Так и группа Def Leppard (вернее,
их промо-менеджеры) громко именуют свой альбом «совершенно новой
работой классиков хард-рока», хотя тут же упоминается, что на
самом деле это «14 кавер-версий на композиции культовых рок-исполнителей».
Вещи действительно прекрасные и неизбитые: это и «Waterloo Sunset»
The Kinks (замечательный образец лирики у этой «язвительной»
группы), и солнечная «10538 Overture» ELO, и «тяжелые» шедевры
Free, Mott The Hoople и Thin Lizzy, и зажигательный хит Blondie,
и пр., и др. Однако исполнено все с одинаковой как тщательностью,
так и посредственностью, что в последнее время вообще стало отличительной
чертой Def Leppard. Даже голос Джо Эллиота звучит на удивление
бесцветно. Ладно уж, пусть сколько их душе угодно гробят собственный
материал, как на последних трех (минимум) студийных альбомах.
Но тут, казалось бы: заплати авторские - и вперед, только поддавай
драйву, песни сами вывезут! Ан нет, своим до жути «качественным»
и бесхребетным исполнением Def Leppard умудряются превратить
всё в будничную серость. Впрочем, одну важную функцию альбом
выполняет: хочется переслушать оригиналы (в большинстве своем
незаслуженно забытые), а значит, всё не так уж плохо.
ГДР
«IQ»
Real Records****
Если поставить себе задачу отыскать на отечественном рок-небосклоне
самую серую, неинтересную, попросту «никакую» команду (вопрос
только, зачем), то группа «ГДР» с успехом возглавит рейтинг потенциальных
«попадальщиков». Речь здесь не идет, разумеется, о т.н. «пионерах»,
вопиющих бездарностях и тупицах (эти, по крайней мере, хоть чем-то
выделяются). Парадокс: ребята из «ГДР» (чем им помешали наши
экс-товарищи по соцлагерю?) вроде бы умеют неплохо играть и даже
выпускают пластинки на приличном лейбле. Но спросите меня: о
чем эта музыка? Не отвечу. Ну, то есть невооруженным ухом слышно,
что парни без зазрения совести «дерут» у британских поп-альтернативщиков
типа Placebo и Muse, «снимая» и саунд, и мелодии, и вокальную
манеру. Конечно же, английские товарищи в своих песнях тоже стонут
что-то вроде: «Что делать, когда меня не прет?», и это слушается
нормально, но вот будучи спетыми по-русски, подобные сентенции
вызывают ощущения как от скрежета монетой по стеклу. Ну не прёт,
а мы тут при чём?! При этом ни интеллигентности, подразумеваемой
названием альбома, ни драйвовости, ни пафосной истеричности,
ни стильности и «фирменности», ни хотя бы сексапильности в «ГДР»
не обнаруживается. Почему-то именно такой безликий и некудышный
поп-рочок сегодня в особой цене на наших радиостанциях. В общем,
какие бы яркие биографии ни придумывали для «ГДР» опытные пиарщики,
слушать их альбом - всё равно что питаться одной овсянкой без
соли и целый день смотреть на дохлых мух.