На фоне отсутствия новых работ Земфиры появление концертной пластинки — большое событие. Тем более что это первый «живой» альбом в официальной дискографии певицы. Но релиз выглядит эдакой «отпиской», призванной заполнить молчание. Безусловно, каждый концерт Земфиры на вес золота, но почему бы тогда не написать на обложке, откуда взяты записи? Об этом в буклете (два листочка) нет ни слова. Наверное, артистка хотела заинтриговать слушателя (фанаты на форуме тут же кинулись отслушивать телефонные бутлеги), но, на мой взгляд, получилось слегка неряшливо. Словно надергали с миру по нитке и постыдились упомянуть первоисточник. По внутренним ощущениям, здесь собраны записи с нескольких выступлений — несмотря на тщательный мастеринг, легкая разница в звуке все-таки чувствуется. Хронометраж маловат: до 40 минут не дотягивает. Если бы всё это компенсировалось качеством и драйвом, было бы понятно... Но увы, Земфирин бэнд играет прямолинейно и неизобретательно, как команда старшеклассников, возомнивших себя звездами хард-рока (пусть музыканты и достаточно известны), а сама звезда поет так отстраненно, словно всё происходящее ее мало касается. Тем не менее девочки (в основном они) визжат, скандируют имя кумира, дружно пропевают пропущенные фразы... Замечательно, что Земфира старается добавить что-то новое в концертные аранжировки — например, полностью меняет аккорды в «Аривидерчи» (такая вот задачка по гармонии), но неожиданных, ярких моментов мало, импровизаций — нет вообще. Да, конечно, на диске присутствует сильная «Любовь как случайная смерть» (в которой Земфира таинственным образом подпевает сама себе вторым голосом, что наводит на определенные размышления). Вещь (саундтрек к фильму «Богиня») вполне вписывается в депрессивную тематику последнего студийника «Вендетта» — песен из него на диске большинство. И очень жаль: было бы побольше ранних сочинений, всё выглядело бы не столь печально. А так реально хочется «повесица», вернее, повесить диск на гвоздь в надежде, что новая работа уфимской артистки — а она уже анонсирована — будет более вдохновляющей.
«Тараканы!»
«Властелины Вселенной»
«АиБ Рекордс»***
Пусть панк и профессионализм — две вещи вроде как несовместные, хорошо играть и петь не повредит даже тому, кто не собирается выходить за пределы трех аккордов. Вообще-то «Тараканы!» знают аккордов гораздо больше, и играют они очень даже круто, но это не мешает оставаться им истинными панками — веселыми, отвязными, иногда злыми, всегда бесшабашными. Тут вам и лютый хард-кор с совершенно неразборчивым текстом (для интересующихся он напечатан в буклете, причем со всеми матюгами), и «гладкий» поп-панк, и классический панк; здесь и «модный» вокальный расклад (обычный мужской голос, гроул и женские контрапункты), и запоминающиеся мелодии, и отличное качество записи, и интересные «гости» вроде Евгения Хавтана. Социального протеста и эпатажа тут тоже хоть отбавляй, но порой получается наивно — особенно это касается заглавной песни «Властелины Вселенной», направленной против сильных мира сего (недаром ее мелодия, скорее всего ненамеренно, переиначивает известных лирический хит совэстрады). А разудалая «Верните ХТС на танцпол» — это, конечно, сильный риск, даже если не усматривать за ней никакой агитации. Спрашивается, зачем лезть на рожон? Ну, на то они и панки. Зато с юмором у «Тараканов!» все в порядке, благодаря чему все их желчеизлияния, «выплески» на грани фола и даже откровенные угрозы в адрес неизвестного противника не переходят в откровенную «чернуху». Можно сказать, что альбом «Властелины Вселенной» открывает новую эру отечественного панка. Панка профессионализировавшегося, саморефлексирующего, но не перестающего быть живым и злободневным. В конце концов, просто приятно послушать, как молодые ребята от всей души дерут глотки, и при этом их волнует нечто большее, чем винегрет из любови с морковью.
Tokio
«Puls 200»
Real Records**
Не самый безнадежный образец так называемого «нового русского рока», да еще и удостоившийся звания «Рок-проект года» от MTV RMA 2006. Не самый безнадежный как минимум по трем причинам. Во-первых, музыку они играют совершенно европейского толка, с упором на новую волну образца U2 и R.E.M., с точным балансом гитарного драйва и электроники, и, по счастью, не имеют ничего общего с отечественными «рок-бардами». Во-вторых, вокалист Ярослав Малый умеет петь, попадая в ноты и не подвывая. В-третьих, излагают ребята не только по проблеме «ты ушла — пойду напьюсь», но и на какие-то более отвлеченные темы, как то: я в этом мире, радость жизни, движение к свету, и т.д. и т.п. Есть даже мистического толка композиция «Кочевники», вызывающая аллюзии с творчеством «Пикника» и «Альянса» (вплоть до почти точных цитат про голоса, которые кого-то куда-то зовут... но это не суть важно). И есть чудесная медитативная песня про Индиру Ганди, которая смеется и танцует (далее по тексту). Правда, иногда «Токио» все-таки начинают выдавать сентенции типа «скажи мне да», и тогда всё становится скучно и банально. Жаль, что их главный хит «Кто я без тебя» все-таки склоняется в сторону мелодраматической любовной лирики и слишком уж напоминает «Смысловые Галлюцинации» (от сравнений не уйти). К тому же ребята не пощадили ни себя, ни слушателя и дали эту вещь аж в трех вариантах, включая версию с рэпом. Однако за строчку «глоток дождя попал мне в горло/я захлебываюсь счастьем» им можно всё простить. Поэзия, дык елы-палы, а нам в жизни так ее не хватает.
John McLaughlin
«Industrial Zen»
Verve
После опытов с классическими жанрами и акустической гитарой Джон Маклафлин вернулся в более привычную для себя ипостась — джаз-роковую. Стоит сказать сразу, что альбом получился вполне крепко сработанным и тщательно «выделанным», но вряд ли его можно назвать революционным прорывом (или хотя бы серьезным успехом) в биографии знаменитого гитариста. И ничего индустриального в звучании нет — типичный, как уже говорилось, джаз-рок. Пусть и с индийским (что тоже, понятное дело, не новость для Махавишну) привкусом — по крайней мере, дзенское начало присутствует. Экстатические перестуки табла и закамуфлированный под ситар гитарный синтезатор расцвечивают «рагу» «Dear Dalai Lama» и другие треки. Единственная вольность, которую позволил себе Джон — использование вокала: Шанкар Махадеван эффектно импровизирует на «арабский» и прочие восточные лады. Впрочем, основной тон задает традиционалистская джаз-роковая «For Jaco» (посвящение Пасториусу) с виртуозной игрой штатного басиста Адриена Феро, яркими тембрами синтезатора, просчитанными ладовыми импровизациями и массивной коллективной игрой. Вообще, у Маклафлина нет недостатка в сильных инструменталистах: саксофонист Билл Эванс, барабанщик Дэннис Чемберс и другие профессионалы делают свое дело четко и с умом. Но альбому чего-то не хватает — души, загадки или просто свежести. Притом что музыка эта явно не коммерческая, скроена она по давно известным лекалам Маклафлина, а они уже нуждаются в обновлении.
Bob Dylan
«Modern Times»
SONY/BMG
Ветеран рок-сцены Боб Дилан давно уже никуда не торопится и не старается кого-то в чем-то убедить. Может быть, именно поэтому его альбомы, находящиеся словно вне времени и моды, воспринимаются как некие верстовые столбы в развитии современного рок-движения. Вернее даже, как знаки того, что рок-н-ролл еще жив, хотя многие его творцы уже давно почили. Пусть Дилан и посвятил свой новый диск нашим дням, по музыке пластинка невероятно ортодоксальна: упругий шаффл, сосредоточенный блюз и собственно матерый танец рок-н-ролл присутствуют здесь в изрядном количестве. Недаром искусство Дилана всегда питалось из народного источника. Боб даже перепел классическую «Rollin and Tumblin», растянув ее при этом до шести минут и вложив собственное содержание. Да и блюз про рухнувшую плотину не на пустом месте родился... Конечно, Боб не мог обойтись и без философских «рассужденческих» баллад, и без изящных песен в стиле ретро. Исполняется всё подчеркнуто стариковским, гнусавым, носовым голосом под аккомпанемент полуакустического бэнда с контрабасом, «щеточными» ударными и архаичной электрогитарой. Некоторые песни звучат точь-в-точь как со старой-престарой виниловой пластинки! Духи прошлого встают за ними как живые... Вряд ли современная генерация воспримет этот альбом как «свой»: пусть Дилан и не ругает нынешние времена (а скорее, пытается их понять), но молодежи диск, скорее всего, покажется форменным занудством. Однако поколение более взрослое прекрасно знает, кто такой Боб Дилан, который никуда не торопится и не старается кого-то в чем-то убедить. Он сам — эпоха и живая легенда, к которой обязательно надо прислушаться, и главное — услышать...
Pet Shop Boys
«Concrete»
EMI/Gala Records*
Вот и заслуженные работники британской гей-эстрады «доросли» до того, чтобы выступить с симфоническим оркестром. Следует отметить, что это вообще первый в истории «живой» альбом «Мальчиков из зоомагазина», пусть он и записан на радио (с оркестром «Би-би-си»). Pet Shop Boys в последнее время чрезвычайно плодовиты: два двойных альбома подряд (предыдущий — вышедший весной студийник «Fundamental»), документальный фильм, книга и выставка фотографий в Лондоне... Однако «Concrete» производит впечатление излишней пафосности и официозности: ни дать ни взять открытие партсъезда в Кремле. Пламенные речи Нила Теннанта, замедленные в три раза хиты под торжественный аккомпанемент струнных и духовых, почетные гости в лице Робби Уильямса и других звезд, оперные певицы и диско-дивы, маститый Тревор Хорн в качестве худрука и бас-гитариста — есть от чего почувствовать священный трепет. Но, пожалуй, такой размах Pet Shop Boys ни к чему: он напрочь убивает их ласковое очарование и шаловливый юмор. Пусть в залах с бархатными креслами и раззолоченной публикой выступает кто-нибудь другой, Pet Shop Boys место в ночном клубе. Неужели «мальчики» и правда уже постарели?
Диски предоставлены:
* S.B.A./Gala Records, ** Real Records, *** «А и Б Рекордз».
Ray Manzarek
«Love Her Madly»
Oglio
Несмотря на плотную занятость в реинкарнации The Doors с новым вокалистом (сие сомнительное предприятие, правда, было переименовано сначала в The Doors of the 21st Century, а затем и в Riders On The Storm), 67-летний Рэй Манзарек успевает заниматься и другими вещами. Например, он написал музыку к фильму, названному по дорзовской песне «Love Her Madly». О чем фильм — неизвестно, да и увидят его немногие. А вот выпущенный на CD саундтрек можно порекомендовать каждому фэну и нефэну Doors, поскольку музыка действительно прекрасная. Сразу понятно, кто создавал половину (если не три четверти) художественной харизмы Doors, прячась при этом за спиной психоделического гуру — Моррисона. И пусть диск в общем и целом решен в стиле лаундж, фирменный почерк и оригинальный звук Манзарека здесь во всей красе. Представьте себе вступление к приснопамятной «Riding On The Storm» с ее чудесными переливами клавишных, наложенными на трип-хоповый ритм и приправленными эпизодическим женским вокалом на французском — и вы получите примерное представление о «Love Her Madly». Кстати, воспоминания об этой песне (в скрытом виде) на диске тоже присутствуют: короткий органный сэмпл из инструментального проигрыша многократно обыгрывается в модном электронном обрамлении. Можно сказать, что Рэй (автор нескольких сольных альбомов) пришел к тому, до чего уже давно додумались его молодые коллеги, растащившие треки Doors по кусочкам и ноткам. Но всё-таки скопировать манеру игры лос-анджелесского маэстро не удавалось никому. Как и мистико-психоделический флер его музыки: ведь неслучайно от колких и едких «дорзовых» пассажей он так легко переходит к органным импровизациям в духе Баха...
Sparklehorse
«Dreamt For Light Years In The Belly Of A Mountain»
Capitol Records/Gala Records*
О подобных альбомах принято уклончиво говорить, что с первого раза их «не разберешь», но беда в том, что второй раз может никогда не наступить. В самом деле, слушателя надо завлекать либо чем-то ярким и неожиданным (не обязательно «гениальным»), либо действительно талантливым и глубоким. Вряд ли тягучее мурлыканье под нос в сопровождении полуакустической гитары, изредка перебиваемое тягучим мурлыканьем под фонящую электрогитару, может попасть под какое-то из этих определений. Подобные изыски под кодовым названием «инди-рок» мы слышали не раз со времен ранних R.E.M.. Мягкотелые Sparklehorse, правда, стараются подмешать к «независимому саунду» немного брит-попового мелодизма, а кроме гитар иногда используют струнные, но оригинальности и красоты их музыке это не добавляет. Пожалуй, главным достоинством диска являются два фортепианных аккорда, исполненные Томом Уэйтсом. Хотелось бы сказать теплые слова про последний (одноименный названию пластинки) меланхоличный инструментал, но, пожалуй, десять минут повторений одной и той же фразы — это слишком. Зато радует чудесная обложка в охристых осенних тонах, с изображением полосатой лошади-червяка внутри.
Jerry Lee Lewis
«Last Man Standing»
Artists First
А вот кого уже почти похоронили, так это знаменитого «Убийцу», но тот в который раз показал искусство восставания из пепла! А также кузькину мать, вернее, свой мастер-класс по игре на фортепиано ботинком. Доподлинно неизвестно, колошматил ли 71-летний Льюис в данном опусе ногой по инструменту, но уж глиссандо по всей клавиатуре рассыпал яростно и щедро. А его умению задавать правильный ритм в буги можно только позавидовать. По эмоциональному градусу и исполнительскому отвязу альбом сравним с образцовым рок-н-ролльным сейшном какого-нибудь шестьдесят дремучего года. Классические треки разных авторов играются с каким-то исступленным, безумным, оглушительным драйвом, словно в последний день Помпеи. Но главная изюмина диска — столь звездный состав «гостей», что от блеска просто слепнут глаза. 21 трек — и что ни приглашенный музыкант, то просто суперстар! «Рок-н-ролл» играется с Джими Пейджем, «Sweet Little Sixteen» — с Ринго Старром, «Trouble In Mind» — с Эриком Клэптоном, здесь есть Би Би Кинг и Бадди Гай, Мик Джеггер и Рон Вуд, Литтл Ричард и Вилли Нелсон, Род Стюарт, Джон Фогерти и даже Кид Рок! Записать такой альбом — настоящий подвиг, и неудивительно, что Льюис работал над ним так долго. Тем более что многие вещи мистер пианист довольно радикально переделал, просто-таки поставил с ног на голову. Но самое главное — это просто очень мощный рок-н-ролльный альбом. Это рок-н-ролл чистый, без примесей (пусть тут есть и песни в стиле кантри, и хард-рок), от сердца, от печенок, от рук и ног. От больших огненных шаров, если хотите.
Paul Simon
«Surprise»
Warner Bros.
Альбом гуру фолк-рока Пола Саймона, записанный в сотрудничестве с патриархом электроники Брайана Ино — это не просто сюрприз, это настоящий шок. Который, правда, быстро проходит, стоит прослушать первые несколько песен. С одной стороны, отчаянно не хватает африканских барабанов и других экзотических инструментов, красочной этнической перкуссии, того непрерывного полиритмического пульса, на который столь захватывающе нанизывался предыдущий диск «You're The One». Без этого великолепия «Сюрприз» кажется поначалу слегка блеклым, «смытым». Но затем понимаешь, что собака зарыта где-то глубже. Альбом получился намеренно интровертным: рефлексирующее сознание философствующего постбитника становится еще более «закрытым» благодаря парящим саундсткейпам Ино, минималистским синтезаторным эффектам, гитарным «петлям» и протянутым там и сям брейк-битовым сеткам. С другой стороны, Брайан свою работу делает чрезвычайно деликатно, лишь время от времени показывая свое присутствие. На главном месте — голос Саймона и его прекрасные, полные хрупких образов стихи. В общем, карнавала нет, зато есть истинное мастерство певца и автора песен (стоит также отметить участие таких асов, как Стив Гэдд, Херби Хэнкок и Билл Фризелл). Больше всего похожа на «обычную песню» последняя «Father and Daughter» — почти что хит. В целом это всё тот же Саймон, только вид сбоку: Ино лишь слегка «актуализировал» его, но никак не «вывернул наизнанку». Тому же, кому сей синтез покажется слишком искусственным, действительно необходимо послушать диск несколько раз — оно того стоит.
Elton John
«Captain And The Kid»
Universal
Всё-таки спокойная семейная жизнь идет артистам на пользу. Отдохнув на прошлом «Peachtree Road» (2004) и обойдя стороной сумрачный драматизм позапредыдущего «Songs From The West Coast» (2001), сэр Джон выдал отличный альбом, полный энергии, динамики и здорового оптимизма. Диск продолжает историю, изложенную на классическом «Captain Fantastic and the Dirt Brown Cowboy» (1975). Никакого намека на расслабленность, сладкую меланхолию и религиозный туман «Персиковой дороги»: Элтон снова подтянут, весел и бодр. Даже его фортепиано будто бы настроили заново волшебным ключиком — так упруги аккорды, молодцеваты сольные мотивы. Конечно, и всенепременным «развесистым» балладам тут нашлось место, но и их маэстро исполняет с таким жаром, что веришь — его потенциал (творческий) еще далеко не исчерпан. Как и много раз ранее, Элтон вдохновлялся традиционными жанрами вроде блюза и соул, и пусть чисто внешне в его музыке это прослеживается не слишком явно, на уровне внутренней силы, насыщенности хорошо чувствуется. Можно, конечно, констатировать, что здесь нет хитов в привычном смысле слова, но поверьте, это не главное. Самое важное — настрой, с которым мистер Дуайт подходит к делу. Как и во времена своей молодости (недаром в одной из песен вспоминается 1967 год), Элтон Джон спешит поделиться с нами своим жизнелюбием и радостью, что само по себе очень ценно.