#12/2006 • JAZZАЛЬБОМ
Дмитрий УХОВ
Dave Holland Quintet
«Critical Mass»
Dare2 Records
Имя Дэйва Холланда известно с конца 60-х годов, то есть периода, когда он появился в первых джаз-роковых составах Майлза Дэйвиса (который ради него заставил играть на бас-гитаре своего предыдущего контрабасиста — самого Рона Картера). Параллельно Холланд — еще один музыкант Дэйвиса того же периода, что и пианист Чик Кориа, саксофонист Энтони Брэкстон и барабанщик Барри Олтшул. Они составляли бы авангардно-импровизационный проект «Circle» («Круг»). С тех пор имя Холланда почти автоматически связывается с авангардом. Но на новом диске, который точно назван «Критическая масса», музыка Холланда переходит в новое качество. Хотя — как всегда, все то же идеальное взаимопонимание членов ансамбля, отчетливо сформулированные темы и точный баланс соло и ансамблевой импровизации. Заметьте, и в названии диска стоит не просто имя Дэйва Холланда. С контрабасистом здесь играют двое новых музыкантов — модный саксофонист Крис Поттер и молодой барабанщик Нейт Смит, а также тромбонист Робин Юбэнкс и Стивен Нелсон на вибрафоне и маримбе. Знатоки заметят, что все музыканты относятся, скорее, к мэйнстриму. Но в том-то и дело, что даже вполне умеренный барабанщик Нейцт Смит сочиняет для диска «Критическая масса» почти фри-джазовую пьесу чуть ли не в духе ансамбля «Круг» 70-х годов. И правда, не проделал ли джаз в лице Дэйва Холланда и его музыкантов полный оборот и из стадии электрического ретро-джаз-рока вновь перешел к свободной импровизации? А альбом «Критическая масса» — первая ласточка новой тенденции?
Jarek Smetana
«Autumn Suite»
JSR Records
Не успели мы восхититься тем, как польский гитарист Ярек Сметана рассказал в стиле рэп «Историю польского джаза», как маэстро Сметана (в отличие от фамилии чешского классика, ударение, как и в русском, на второй слог) выпустил еще два альбома. Сначала с международными стандартами (мэйнстрим с ди-джейским привкусом) и вслед за ним — авторскую «Осеннюю сюиту», типичный симфоджаз, местами почти что голливудского типа (аранжировки для Камерного оркестра Галиции — в прошлом джазового скрипача, ныне довольно популярного композитора Кшесимира Дембского). Как и на предыдущих дисках Сметана — суперзвездный международный состав: Дэйв Либман — сопрано-саксофон, Бенни Моупин — бас-кларнет, Эдди Хендерсон — труба, Найджел Кеннеди — скрипка. Даже в ритм-секции гость с родины джаза — контрабасист Эд Шулер (плюс Петр Вылежол — фортепиаяно и Адам Червиньски — ударные). Снова немного истории польского джаза (почти фольклорный «Танец» из репертуара группы 70-х Extra Ball) и кульминация — «Message to Prez» (посвящение Лестеру Янгу пера Моупина — таких бас-кларнетиста Майлза Дэйвиса и Хэрби Хэнкока вы еще не слышали!). Почти все звездные гости отнеслись к «Сюите» всерьез, за исключением трубача Эдди Хендерсона, который явно воспринимал запись как обычную студийную рутину. Зато отчетливо слышен собственный голос британца Кеннеди, который с одинаковым блеском исполняет все — от Бетховена до Хендрикса. А эпилог в жанре импровизации солиста под струнные даже оправдывает «пейзажно-лирическое» название «Осенняя сюита».
Patricia Barber
«Mythologies»
Blue Note
Джазовая пресса (в том числе наша) не перестает восхищаться очередным «поэтическим» проектом чикагской вокалистки Патришии Барбер — еще бы: во-первых, полноценный вокальный цикл, да еще стихи (тексты «Метаморфоз») древнеримского классика Овидия, а не какого-нибудь нашего современника. Но если по большому счету — ничего уникального в этом нет: и античные тексты джазмены уже использовали (включая «Песнь песней»), и вокальный цикл в джазе не такая уж редкость («Rushes» Стива Лэйси на стихи Ахматовой, Цветаевой и Мандельштама). То, что мисс Барбер тонко чувствует интонацию классических поэтических текстов, хоть и сочиняет скорее «песни», чем романсы (art songs), известно. В предыдущий свой альбом «Поэзия» она даже включила будущий первый номер «Mythologies» — «Луну». Важнее другое: никакой претенциозной книжности, никаких ассоциаций с другой вокальной музыкой того же жанра), никакого сверхинтеллектуализма — скорее, фолк-рок типа Джони Митчелла или Ван Дайк Паркса (главный солирующий инструмент — электрогитара).
Но весь цикл спет как на одном дыхании, без натужного джаз-рокового драйва, тем более что продюсерской работы явно было много (в финальном номере «Часы», например, участвует польская певица Гражина Аугусчик, которая выступает по очереди с мисс Барбер в одном и том же чикагском клубе Green Mill).
Root 70
«Heaps Dub»
Nonplace
Root 70 — немецко-британский джазовый квартет саксофониста Хейдена Чисхолма и тромбониста Нильса Вограма (который приезжал к нам с пианистом Семеном Набатовым), играет музыку из проектов неутомимого немецкого электронщика Бернда Фридмана (Burnt Friedman) последних семи лет, то есть «Nu Dub Players» и «Flanger». Проекты Фридмана в свое время были новым словом в легкой электронной музыке благодаря живому ритму барабанщика Жаки Либецайта, который до авангардной рок-группы Can играл в легендарном фри-джазовом квинтете трубача Манфреда Шоофа. Root 70 играет без всякой электроники. Акустические аранжировки вещей Фридмана, импровизирует большей частью тромбонист Вограм. Но автор все-таки постфактум вмешивается в их записи, добавляя немного электронных красок. Но совсем немного — столько, сколько даже самые ортодоксальные ценители джазового мэйнстрима могут воспринять. Очень симпатичная и на удивление негромкая «Музычка» (в отличие, например, от раскручиваемого у нас француза Эрика Трюффаза) в латиноамериканских ритмах. Даже более легкая, чем «Flanger» самого Фридмана, очаровавший москвичей в прошлом сезоне.
Diana Krall
«From this Moment On»
Verve
Канадка Дайана Кролл — полная противоположность Патришии Барбер: за исключением одного совместного со своим мужем (рок-бардом Элвисом Костелло) авторского проекта, ни разу не отклонившаяся от «основного течения». И репертуар, и манера исполнения — исключительно бродвейская классика, в оформлении диска — как всегда, эротичные снимки как будто для элегантного настенного календаря, снова безупречные аккомпаниаторы — оркестр Клейтона — Хэмилтона, и по частям, и в полном составе. Но на самом деле диск — совсем другой: здесь Дайана Кролл уже не поющая пианистка, а певица золотой эры джазового вокала. Как всегда — сама аккомпанирует себе и даже солирует в паре номеров. Причем «с настоящего момента» (это, напомню, название диска) она не столько исполняет вокально-джазовые партии, сколько поет — о том, о чем хотели сказать и авторы песен, и том, что хочет спеть она сама. Никакой манерности, кажется даже, что и без того низкий голос певицы превращается в самое глубокое контральто, как у Шерли Хорн. Причем это одинаково подходит и к классической «женской» балладе «Willow Weep For Me», и к босса-нове Жобима «How Insensitive». Неужели известная своим скандальным характером суперзвезда и в жизни тоже изменилась? В лучшую сторону, разумеется.
Диски предоставлены магазинами «Пурпурный Легион на Новокузнецкой» и «Дискорама-Пушкинская».
Net — Джазу
http://www.popmatters.com
Мощный ресурс Pop Matters http://www.popmatters.com посвящен всему, что имеет хотя бы некоторое отношение к популярной культуре, музыка занимает в нем не очень значительное место. Взгляд на джаз — в прошлом, тоже популярную музыку — с этой точки зрения может иногда быть очень поучительным. Тем более что музыкальные рецензенты Pop Matters в основном очень квалифицированные. Диск Root 70, в частности, заслужил оценку 7 баллов (из 10).
|