ПОСЛЕДНИЙ РАЗ МЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ СО СКОТТОМ КЕМПБЕЛЛОМ, МЕНЕДЖЕРОМ ПО ЭКСПОРТУ БРИТАНСКОЙ ARCAM, БОЛЕЕ ДВУХ ЛЕТ НАЗАД, КОГДА ОН ПРЕДСТАВЛЯЛ НА МОСКОВСКОМ HI-FI SHOW ПОЛНУЮ СИСТЕМУ ARCAM SOLO. С ТЕХ ПОР У КОМПАНИИ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ НОВИНОК.
* Anchor Bay Technologies, Inc. — американская компания, признанный лидер в области создания софта для различных преобразований видеосигнала.
Н.Е.: Скотт, что бы вы хотели особо отметить?
С.К.: Прежде всего — DV137, топовую машину в линейке DVD-плееров Arcam DiVA. Мы не брали за основу какую-нибудь модель Pioneer, как многие, а все сделали сами — поставили новый процессор Zoran и на его основе создали принципиально иную платформу, поддерживающую также форматы DVD-Audio и SA-CD. Так что плеер получился поистине универсальный. Кроме того, этот чип позволил нам заметно улучшить не только аудио-, но и видеотракт, например, реализовать апскейлинг воспроизводимого сигнала вплоть до 1080p и поддержку разрешения 760 строк, добавить такую полезную опцию, как постоянное присутствие прогрессивного сигнала одновременно на компонентных и RGB-выходах, причем в последнем варианте возможно преобразование в DVI. Это первый в мире плеер, в котором реализована новейшая технология преобразования сигнала Anchor Bay*. Недавно у нас вышла более доступная модель DV79. Мы получили очень хорошие отклики от британской прессы, плеер хорошо продается в Штатах, где его охотно используют в интегрированных системах.
И наконец, к Рождеству должен выйти наш флагман, проигрыватель DV139 серии FMJ на той же платформе, но это гораздо более серьезный аппарат. Начнем с того, что у него полностью разделены аудио- и видеотракты. Как только вы вставляете CD, все видеосхемы тут же отключаются. У него фрезерованное шасси, мощная экранировка, раздельные трансформаторы для аудио и видео. Качество воспроизведения приближается к топовым моделям наших CD-проигрывателей.
Еще одна новинка — стереоусилитель А70, в котором воплощен весь наш опыт в области конструировании Hi-Fi. Он должен появиться в магазинах в декабре. После проектирования AV-техники было очень интересно вернуться к двухканальным компонентам, ведь мы когда-то начинали с этого.
Н.Е.: А что изменилось на новом витке аудиоэволюции?
С.К.: Мы начали активно использовать демпфирующие материалы, в частности, сорботан, который наклеиваем на конденсаторы, резисторы и некоторые переключатели. Устраняя вибрации, он улучшает звучание. Более того, разрабатывая AV-технику, столкнулись с проблемой электромагнитного взаимодействия как самих компонентов, так и микрочипов внутри корпуса. Начали экспериментировать с «военными» материалами, в частности, со специальным покрытием, используемым в бомбардировщиках Stealth. Если его нанести на видеопроцессор Zoran, например, четкость картинки заметно улучшается. Стали внедрять этот опыт в аудиокомпоненты, и там результаты впечатляют — поглощение электромагнитного излучения просто фантастическое!
Н.Е.: Стало быть, ваша новая техника будет невидимой для радаров?
С.К.: Шутки шутками, но очень полезно, когда DSP невидим для остальных частей аудиотракта, или DVD-плеер — для стоящего рядом предусилителя. Очень тонкий слой покрытия, нанесенный изнутри на кожух аппарата, способен поглотить большую часть электромагнитного излучения и преобразовать его в тепло. Кроме того, мы очень придирчиво выбираем материал для изготовления печатных плат — от их механических свойств тоже многое зависит.
Н.Е.: Если вернуться к разговору о DVD-проигрывателях — имело ли смысл вкладываться в разработку новых платформ для формата, который уже фактически уходит со сцены? Мир с нетерпением ждет Blu-ray и HD-DVD...
С.К.: Проблема такой маленькой компании, как Arcam, в том, что мы не можем сразу купить полный пакет лицензий на новый формат — слишком дорого. Поэтому все приходится проектировать самостоятельно и учитывать все рыночные тенденции. А они сейчас таковы: покупатели пока не готовы к смене форматов морально, а производители — технически. О чем можно говорить, если такой гигант, как Sony, постоянно откладывает запуск PlayStation 3 на базе Blu-ray, являясь разработчиком этой технологии? Toshiba выпустила несколько недорогих HD-DVD-моделей, но емкости этого диска недостаточно для записи HDTV в стандарте 1080p. Поэтому наш прогноз таков: еще пару лет на рынке будет полная неразбериха, и многое зависит от успеха PlayStation 3. Если Sony, как планируется, сумеет продать несколько миллионов этих приставок за первый год, то в успехе BD можно не сомневаться. Пока покупатель не разберется, что к чему, продажи DVD-проигрывателей практически не упадут. Согласен, HD-картинка выглядит потрясающе, но ведь хорошо записанный DVD на правильном плеере тоже производит впечатление. И не стоит забывать о развитой сети доставки контента через Интернет — сейчас миллионы людей получают фильмы таким образом (и должен сказать, это настоящая катастрофа для производителей DVD-плееров), но для HD даже самые широкополосные линии слишком медленные, значит, со временем этот сервис придет в упадок. Начинается серьезная драка за большие деньги, и проигравший уже известен — это покупатель. Так было, когда соревновались VHS и Beta, так будет и сейчас.
Н.Е.: А какова позиция Arcam в отношении i-Pod? Кто-то считает, что эти плееры приобщают молодежь к музыкальной культуре, а кто-то — наоборот, что стрим-музыка убивает эту культуру, как таковую...
С.К.: Мое мнение — ай-поды уместны на высоте 39000 футов, т.е. в самолете, или на прогулке, или в спортзале. Но на этих плеерах уже подрастает целое поколение, в Англии или Штатах каждый второй ходит с белыми затычками в ушах. Это очень удобная вещь, но нужно показать людям, что она может звучать, как настоящий Hi-Fi. Поэтому мы и оснастили Arcam Solo док-станцией как дополнительной фичей. Если правильно записать музыку, например с CD, без потерь, не будет почти никакой разницы. Тем не менее нельзя считать
i-Pod главным источником, если вы хотите слушать музыку, в доме обязательно должна быть нормальная система. В ноябре выйдет наша новая, скоростная док-станция, которая позволит быстро закачивать музыку с высоким битрейтом. Это будет качественная вещь, с позолоченными RCA-разъемами, кабелями Nordost и «умным» зарядным устройством. Вы никогда не замечали, что если слушать i-Pod во время зарядки, то он звучит намного хуже? А ведь при установке на док-станцию плеер сразу же начинает заряжаться. У нас этот процесс начинается лишь в том случае, если аккумуляторы действительно в этом нуждаются. Да и срок службы у них продлевается.
Н.Е.: Каким вы видите будущее британской Hi-Fi-индустрии, скажем, лет через десять?
С.К.: Я думаю, через десять лет у нас будет намного меньше конкурентов, чем сейчас. Прибыли постоянно падают, и прежде всего потому, что производителям многоканальной техники приходится делать огромные отчисления за лицензии. Платить приходится за каждый логотип на передней панели, за декодеры, THX, деинтерлейсеры, алгоритм DSP, интерфейсы, протоколы и т.д. Доля железа в стоимости AV-техники постоянно снижается, а софта — растет, поэтому заработать на ее производстве все сложнее. Мы же покупаем лицензии лишь на самые необходимые узлы, а большую часть ПО пишем сами. Получается немного дольше, зато дешевле и надежнее — по крайней мере, не приходится отвечать за чужие баги и глюки. У нас, в отличие от других компаний, инженеров и программистов больше, чем специалистов по маркетингу. Кроме того, почти половину ассортимента Arcam составляют стереокомпоненты, которые дают солидную прибыль.
Вообще, для индустрии развлечений десять лет — огромный срок, наверняка появятся новые технологии и форматы, о которых мы сейчас даже и не мечтаем... l