#11/2006 • ROCKАЛЬБОМ

Елена САВИЦКАЯ

Северо-Восток

«Вниз по реке»

Metal Agen/«Союз»*

Сергей Седых - авторитетный гитарный педагог и лидер команды In Folio, играющей с начала 90-х, сперва - жесткий блюз-хард-рок в духе Led Zeppelin (альбомы «In Folio» и «In Folio Too»), затем - мягкий инструментальный фьюжн («Переменная облачность» и «Свобода»). А потом In Folio плавно трансформировался в «Северо-восток» - просто Сергей решил вновь поработать с голосом, на этот раз - с женским. Первой вокалисткой проекта стала Наталья Княжинская, певица не менее грандиозная, чем Седых - гитарист. Многие могут помнить ее по фанк-соул-коллективу Magic Pump. В составе In Folio + Княжинская музыканты записали демо-альбом, а затем их союз, к огромному сожалению, распался. К сожалению - потому что заменить такую харизматичную певицу, как Княжинская, очень и очень сложно, да и сольный альбом Натальи получился каким-то полуфабрикатом... Большая часть репертуара, тем не менее, была написана Сергеем и потому осталась в его распоряжении. А там и долгожданный успех пришел. Группа победила в одном из интернет-конкурсов, приняла участие в нескольких летних фестивалях (среди них «Пустые Холмы-2006»), понемногу обрела верных фэнов. Новый альбом фиксирует первую программу «Северо-Востока», и хотя чехарда вокалисток продолжается, будущее у коллектива вполне светлое. Приятно, что Сергей Седых наконец нашел какой-то разумный компромисс между стремлением играть любимый хард-рок и желанием быть услышанным. С женским вокалом музыка воспринимается как вполне коммерческий продукт, в то же время благодаря восхитительной игре Сергея и его коллег, композиторскому и аранжировочному дару Седых, его проникновенным гитарным соло, альбом слушается на одном дыхании. А главное, голос певицы (на записи спела Радмила Маркидонова) не кажется чем-то чужеродным музыке. У альбома есть свое особое настроение - спокойное, задумчивое, протяжное. Представляются картины полноводной реки, покрытые лесами берега, мерные взмахи вёслами и плывущие по небу облака. Словом, прекрасная наша дикая природа. Самая яркая (и самая забойная) вещь альбома - вдохновленная Джими Хендриксом «За зелеными холмами» с метафорическим, полным духовных исканий текстом. Остается только надеяться, что Сергей Седых и Ко. избегут возможных соблазнов шоу-бизнеса и не превратятся в банальную радиоформатную команду.

Freddie Mercury

«Lover Of Life, Singer Of Songs» (The Very Best Of)

Mercury Songs Ltd./EMI/Gala Records**

Фредди, как известно, и сейчас живее всех живых. 5 сентября 2006 года лучшему фронтмену всех времен и народов (по версии журнала «Classic Rock») исполнилось 60 лет. Конечно, надо написать «исполнилось бы», но рука не поднимается. К этой дате и выпущен настоящий сборник, охватывающий сольное творчество певца, а это диски «I Can Hear Music», выпущенный в 1973 году под псевдонимом Ларри Люрекс (взят в пику Гэри Глиттеру) и «Mr. Bad Guy» (1985), а также «Barcelona» (1988) совместно с Монсеррат Кабалье. Был еще скандально нашумевший сборник 1992 года «The Great Pretender» (с переделанными версиями песен из «Mr. Bad Guy» и добавлением еще нескольких треков) и еще куча ремиксов и компиляций, в том числе академическая «The Solo Collection», в которую вошло уже, казалось бы, всё, что можно. Но нет, подобно Beatles, Фредди всё не оставят в покое. Что же мы видим на «Lover Of Life, Singer Of Songs»? Очередную кучу ремиксов, вызывающих у фэнов лишь головную боль (они - фэны - как водится, хотят слушать голос кумира в оригинале), несколько сингл-версий («The Great Pretender» и «Love Kills»), практически полностью материал с «Барселоны» и две песни Ларри Люрекса, которые специалисты по мастерингу, увы, не смогли отреставрировать в соответствии с современными стандартами. Из-за обилия синтезаторов и драм-машин (с их диско-ритмами) создается ощущение острой нехватки живого полнокровного звучания, что, правда, с лихвой компенсируется «реальным» оркестром и хором в «Барселоне» (хотя на общем фоне эти треки всё равно «смотрятся», как яркие заплатки). В целом этот сборник не для «продвинутых» поклонников, а для тех, кто знает и любит Фредди «в общем и целом». И таких немало, конечно же, ибо... (см. начало).

New York Dolls

«One Day It Will Please To Remember Even This»

Universal****

Первый за 32 года (!) альбом легендарной американской группы, чей имидж и музыка подготовили появление панк-рока! Однако уже при взгляде на обложку диска закрадываются нехорошие подозрения. Ничего не напоминает? Цвет картинки, наряды, позы, даже выражения лиц... Дальше - больше. Былые подопечные Малклома Макларена (на которых он ставил опыты - правда, не очень удачные - перед Sex Pistols) отчаянно «косят» под поздний Aerosmith, чей утяжеленно-лощеный ритм-н-блюз, в свою очередь, апеллирует к Rolling Stones. Да, как музыканты NYD никогда не были панками в полном смысле слова, а Джеггер с его ужимками и развязностью в свое время «научил» Дэвида Йохансена многим приемчикам. Но сейчас столь явное следование коммерчески успешным канонам воспринимается как недостойный героев рока конформизм. Кому нужен панк, упакованный в розовую целлофановую обертку с надписью «купи меня»? Внушает же уважение другое - сам факт того, что спустя столь долгий период времени команда собралась и записала альбом, вполне прилично сыгранный, насыщенный энергией, крепкими гитарными ходами (пусть и вторичными). Особенно если учесть, что из оригинального состава группы в живых осталось лишь двое - вокалист Йохансен и гитарист Силвэйн Силвэйн. Остальные поумирали либо в те годы от передозировки, либо в наше время от той же беды и тяжелых болезней. Но жажда жить и творить, видимо, неистребима. New York Dolls будет что вспомнить (см. название диска) - даже этот альбом, если уж на то пошло.

Virgin Steele

«Visions of Eden» 

T&T/Sanctuary/«Союз»*

Слушая новый 80-минутный труд Дэвида Дефейса, хочется не раз поблагодарить всех греческих, римских и, до кучи, египетских богов за то, что музыкант не смог, как собирался, выпустить тройной (!!!) альбом. Тогда похвальбы некоторых меломанов, гордящихся тем, что высидели целиком вагнеровское «Кольцо нибелунга», выглядели бы сущей ерундой в сравнении с гипотетическим Подвигом Рецензента. Но вернемся к реальности. Промо-версия альбома, как признает сам Дефейс, является недосведенной и даже слегка недоделанной. Кажется, кое-где басовые партии замещены клавишными, а может, и гитарные тоже. Во всяком случае, главное всё-таки ясно. Дефейс снова создал масштабный, бравурный, богато аранжированный и... на диво однообразный опус, начисто лишенный тех эмоциональных, саундовых и стилистических контрастов, которые так украшали эпохальные диски Virgin Steele «Marriage of Heaven and Hell pt. 1 & 2». Наверное, тем, кто слышит Virgin Steele впервые, и этот альбом покажется впечатляющим, но факт в том, что были у Дефейса работы и лучше. Жаль, если оставшиеся части «романтическо-варварского воображаемого саундтрека» (как озаглавил свою работу сам Дэвид) окажутся такими же... Может, пора Дефейсу, пока не поздно, позвать саунд-продюсера со стороны.

Iron Maiden

«A Matter Of Life And Death»

Sanctuary/EMI/Gala Records**

Слово «death» не случайно фигурирует в названиях альбомов Iron Maiden второй раз подряд. Политическая обстановка на планете не дает человечеству расслабиться, подкидывая легендарным хэви-металлистам всё новые темы для творчества. Антивоенная подоплека нового диска не вызывает сомнений, хотя (как и всегда у «Мэйден») столь однозначная трактовка концепции была бы неправильной (ведь внутренний враг бывает порой не менее опасным, чем внешний). С музыкальным содержанием не всё так просто. После совершенно блистательного - и при этом очень насыщенного, композиционно-сложного, многопланового - «Dance Of Death» Iron Maiden (не говоря уже о «Brave New World»), очевидно, захотели создать нечто более доходчивое. Да, прошлый альбом тоже открывался ударной незамысловатой вещью, но эффект был куда ярче. Лишь с третьего трека в «A Matter Of Life And Death» появляются типичные для классических «Мэйден» приемы: смены мелодий и темпов, изысканные инструментальные вставки, сквозное развитие тем и др. А столь характерный староанглийский «рыцарский» колорит гитарных бриджей и соло появляется лишь к концу альбома. Всё это вкупе с некоторой «расконцентрированностью» тематизма создает ощущение предсказуемости и сдержанности музыкальной мысли. Да и сам тон высказывания какой-то подавленный, хотя есть здесь и победные мотивы, и звон стали, и треск картечи, и, разумеется, волевой вокал Брюса Дикинсона. Конечно, современная политическая обстановка не дает повода для эйфории, и война всех со всеми может завершиться без победителей. Но, по большому счету, выдающихся вещей на диске всего три - «Brighter Than a Thousand Suns», «The Longest Day» и последняя «The Legacy», остальное - своеобразный герметик для заполнения пауз. Такое впечатление, что после своего триумфального воссоединения с «блудным певцом» группа движется по накатанной и остро нуждается в свежих идеях.

Annihilator

«Schizo Deluxe»

AFM/CD-Maximum***

Первое, что обращает на себя внимание, - действительно шедевральная обложка, иллюстрирующая внутренний (в буквальном смысле слова) мир человека, терзаемого собственными демонами. В то же время, сдается, демоничность «работоголика» от гитары Джеффа Уотерса - скорее поза, чем реальность, и ограничивается разве что его легендарной неуживчивостью, распространяющейся прежде всего на вокалистов. Вспомним хотя бы эпизод с выставлением вон из гастрольного автобуса где-то в Прибалтике экс-певца группы Рэнди Рэмпэйджа. Хотя, надо сказать, было за что. Юный Дэйв Падден, однако, пришелся в группе ко двору и поёт уже на втором по счету альбоме. Но если на «All For You» было заметно его запальчивое стремление переделать мир под себя, вполне поддержанное боссом, то в «Супершизофренике», пообвыкшись на своем месте, Дэйв поёт в стилистике усредненного певца Annihilator: немного лирики, немного Хэлфорда, немного Ансельмо... Да и неожиданно удачные ню-металлические эксперименты Уотерса практически сошли на нет. «Schizo Deluxe», безусловно, содержит массу качественного и небесталанного музыкального материала, однако сенсации не сделает ни в рамках металла в целом, ни в дискографии Annihilator в частности.

Черный Обелиск

«Зеленый альбом»

CD-Maximum***

Теперь понятно, почему музыканты «Черного Обелиска» задолго до выхода альбома назвали его экспериментальным и необычным для группы. Действительно, и для фэнов старой формации, и для тех, кто высоко оценил первый после возвращения «Ч.О.» диск «Пепел», новый альбом может стать потрясением. У «Обелиска» еще не было таких смелых и разнообразных работ. Однако разноцветная картина мира пока что получается у группы пестрой, похожей на лоскутное одеяло. Команда испытывает проблемы неравномерного развития. Есть коллектив великолепных инструменталистов, высококлассных профессионалов, которые играючи расправляются с какими угодно стилями - от джаз-рока до трэш-панка. И есть - точнее, остался в прошлом - привычный всем «Обелиск»: «рубаха-парни», исполняющие песни высокой художественной значимости под традиционный трэш-металлический аккомпанемент. «Обелиск» Анатолия Крупнова прекрасно вписывался в традиции советского текстово-ориентированного рока. Неудивительно, что от нового состава все по-прежнему ждут поэтических откровений, но для музыкантов эта сторона творчества, похоже, отошла на второй план. Собственные стихи Дмитрия Борисенкова и Владимира Ермакова очень неровны, порой просто неряшливы, а творения друзей группы, Алексея Плотникова (Mechanical Poet) и Георгия Арустамьяна, могли бы прозвучать и интереснее, если бы не манера пения Борисенкова, соответствующая образу того, старого «Обелиска». Доказательство - радиоверсия «Когда-нибудь» с «гостевым» участием Валерия Кипелова (на диск не попавшая) - именно Валерий раскрывает подлинный потенциал песни... Единственная вещь, где голос Борисенкова идеально соответствует музыке, - баллада «Ангелы». Великолепная композиция с прекрасными стихами - но, увы, уже изданная на предшествующем диску сингле. Естественно, в ситуации, когда лучшая песня альбома уже выходила раньше, испытываешь некоторое разочарование.

Несмотря на участие нескольких авторов в написании текстов, некую общую тему в альбоме уловить всё-таки можно. Итак, диск «Пепел» в основном был посвящен «вчера» - мыслям о покойном фронтмене группы. «Нервы» адресовались «сегодня» и «здесь», были обращены к окружающей нас жизни. «Зеленый альбом» - «там», «когда-нибудь», а если точнее - то «никогда». Герои песен - как плоские обрывки фотографий в прекрасном буклете авторства Алексея Плотникова. Нарисованные человечки, поющие про своих ангелов и демонов, фальшивые фотографии инопланетян, мифический андроид, имеющий в жизни единственную отдушину - чужеземный джаз («Джazz»). На деле в «джазе» нет ничего джазового, кроме вступления, а сама вещь - своего рода «Цыпленок жареный», только столетие спустя и в зверской трэш-дэтовой обработке. Всё это центрируется вокруг скромной, но задающей тон всему диску песни «Навсегда». «Навсегда исчезают города/A мир всё мчится в никуда/В никуда, навсегда». И что? Остается только слушать джаз... Читай - просто музыку.

The Future Sound Of London

«Theachings From The Electronic Brain» (The Best of FSOL)

Virgin Music/Gala Records**

Проект Брайана Дуганса и Гэри Кобейна часто называют провозвестниками стиля мэдчестер (благо встретились они в Манчестере, а вовсе даже не в Лондоне), однако творчество FSOL настолько разнообразно, что вряд ли впишется в рамки какого-то одного направления. В начале 90-х они сотрясали танцполы со своим хитом «Papua New Guinea», чтобы затем перейти к более глубокой интеллектуальной музыке, блуждающей между техно, эмбиентом, EBM и спэйс-роком, а на рубеже тысячелетий (уже под вывеской Amorphous Androgynous - и это не считая кучи других проектов) отдать дань эйсид-джазу. При этом они никогда не отказывались от легкого этнического колорита, придававшего их музыке особый шарм. Они были первыми, кто стал передавать «живые» концерты из студии по Интернету, при этом практически отказавшись от «реальных» перформансов. Они сочиняли песни с Лиз Фрейзер (Сocteau Twins) и выпустили по крайней мере три альбома, сильнейшим образом повлиявших на современную электронную сцену. Они гордились тем, что их музыку считают асексуальной и невозбуждающей - под нее (по проверенным сведениям фанатов) невозможно было заниматься любовью, только сидеть и слушать. Их музыка, действительно, расслабляет тело и успокаивает душу - в этом отличие FSOL от множества других, по большей части совершенно «бесчеловечных» (по отношению к слушателю) групп подобного плана. Данный сборник дает весьма основательную ретроспективу творчества FSOL. Жаль только, что автор статьи в буклете не знал о том, что коллектив под своим основным названием недавно выступал в Москве. Иначе тон его заметки был бы куда оптимистичнее.

Tom Petty

«Highway Companion»

American Recordings

Певец американских земель, свобод и прочих прелестей, Том Петти выпустил «тихий» альбом в своей традиционной стилистике. После поистине ударного, полного обличительного пафоса, гневных обвинений в адрес монополий и (как следствие?) мощных хитов «The Last DJ», Петти вернулся к созерцательно-лирическому взгляду на мир. Увы, и музыкальный результат почему-то получился скучным и унылым. Возможно, дело в том, что это сольный альбом Тома, а не диск Петти и его группы Heartbreakers, и исполнительский состав, соответственно, другой. Можно сказать, к сингеру-сонграйтеру вместо одной гитары приложили три плюс еще барабаны и клавишные. На клавишах, кстати, играет не кто иной, как Джефф Линн (ELO), он же и главный продюсер диска. Однако вмешательство маститого маэстро было слишком деликатным, прямо-таки минимальным. Вероятно, он замыслил вернуть Петти к аутентичному рок-звучанию 70-х, но саунд в результате получился сухим и бессильным, как саксаул в пустыне Невада. Впрочем, любителям авторской песни (в широком смысле слова) будет на что обратить внимание: ведь несколько песен, например «Night Driver», вполне можно назвать удачными образцами камерной лирики.

Enigma

«A Posteriori»

Virgin Music/Gala Records**

Очередное творение Мишеля Крету возрождает реноме «Энигмы», заметно подорванное последними рыхло-тоскливыми работами проекта. Правда, возрождает на ином уровне и в серьезно обновленной стилистике. Вместо порядком приевшихся григорианских хоралов - современные синтезаторные звучания и довольно жесткий электронный бит; вместо приторного голосочка Сандры и ее столь же ангелоподобных последовательниц - пение самого Мишеля и низкий нарративный вокал некой Луизы Стэнли (большинство же вещей чисто инструментальные). А в целом проект сделал заметный крен от «медиевистко-этнического» нью-эйджа в сторону обычного эмбиента (пусть и с легким налетом «готики») и транса, при этом сохранив присущую старой «Энигме» атмосферу таинственности, тревожного ожидания, «затемненных» надежд. Превосходен дизайн обложки - бледное золото на вытертом черном фоне. Однако название альбома («Послесловие») заставляет насторожиться. Если этот диск действительно станет для «Энигмы» последним - очень жаль.

 

Диски предоставлены:

* «Союз Music»,

** S.B.A./Gala Records, 

*** CD-Maximum,

**** Universal Music Russia.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"