#11/2006 • ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Руслан ТАРАСОВ

НОТНЫЙ СТАН

ВСЯКИЙ, КТО ПОБЫВАЛ В ГОРОДЕ КИЛЬ НА СЕВЕРЕ ГЕРМАНИИ, ОБЫЧНО  ВОСПОМИНАЕТ ДВЕ ВЕЩИ - ЗНАМЕНИТЫЕ КИЛЬСКИЕ ШПРОТЫ И СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ, СВЯЗЫВАЮЩИЙ БАЛТИКУ С СЕВЕРНЫМ МОРЕМ. НО ЕСТЬ И ТРЕТЬЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ, О КОТОРОЙ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ ТУРИСТАМ С ШИКАРНЫХ КРУИЗНЫХ ЛАЙНЕРОВ - ФАБРИКА, НА КОТОРОЙ ДЕЛАЕТСЯ АКУСТИКА ELAC.

Наши постоянные читатели сразу догадаются, почему каждому участнику пресс-тура вручили кораблик в бутылке*. Догадаются и... будут не правы. Да, небольшая немецкая фирма Electroacustic, основанная учеными и инженерами в далеком 1926-м, когда-то была тесно связана с флотом - разрабатывала акустические средства связи и сонары. Но сувенир, как выяснилось, имел другое значение.

Корабельная тема в истории ELAC - это лишь звук «до», самая первая нота в гамме. С окончанием войны разработки ученых-акустиков утратили актуальность, и фирма, располагавшая уже солидным исследовательским отделом и производственными мощностями, переключилась на выпуск музыкальной техники - проигрывателей грампластинок. Что быстро принесло успех. К середине 50-х ELAC встала в один ряд с самыми именитыми немецкими производителями бытовой электроники. Но вслед за так мощно прозвучавшей нотой «ре», как известно, следует «ми». По разным причинам компания стала терять прибыль, а в конце семидесятых обанкротилась. Пользуясь моментом, корпорация Honeywell прибирает к рукам специалистов по морской локации, а затем находятся покупатели и на бытовое направление. Частным же инвесторам досталась лишь известная марка и слава экспериментаторов-новаторов от аудиоиндустрии.

Новые владельцы - нынешний президент Вольфганг Йон и возглавляющая коммерческий отдел Дороти Томанек - приняли единственно верное решение. Нужно было переключиться с виниловых проигрывателей, эпоха которых заканчивалась с появлением CD, на то, что пользуется спросом всегда и не зависит от изменчивой  конъюнктуры - акустику. Благодаря изобретательности инженеров и перестроенному производству компания вернула себе отличную репутацию и стала четвертой по величине акустической фирмой в Германии с годовым объемом выпуска более ста тысяч АС.

О том, чем уникальны разработки ELAC, у нас всегда появляется повод рассказать, как только эта акустика попадает в тесты. И не только, кстати, она. Элаковские высокочастотные излучатели Хэйла применяют и другие производители. Датская Audiovector закупает у немцев только детали и самостоятельно осуществляет сборку. Немецкая Burmester использует уже готовые твитеры ELAC, правда цена таких моделей ниже C= 10000 не опускается. Наконец, пищалки-«гармошки» в специальном исполнении поставляются даже для оснащения самого дорогого автомобиля Bugatti Veyron c мотором мощностью 1001 л.с. Но на этих фактах, которые свидетельствуют о престиже и уровне собственных достижений, в ELAC внимание не акцентируют. Здесь, в Киле, вообще все устроено так, что, попав сюда, ощущаешь себя студентом-практикантом в каком-нибудь очень важном и секретном НИИ. Тебе вроде все объясняют и показывают, но чего-то важного недоговаривают.

Взять тот же излучатель Хэйла. Директор по производству Томас Вернер демонстрирует работу станка-автомата, который выполняет лишь одну операцию - капает клеем в строго определенные места «гармошки» (процесс контролируется лазером), а затем раскладывает перед нами все детали необычного твитера: «Смотрите, разбирайте, да хоть берите себе на память, но прошу процесс складывания ленты излучателя не снимать на видео или фото».

Секретный процесс, пользуясь каким-то замысловатым приспособлением, выполняет вручную женщина.

Тот же флер таинственности окружает и супертвитер 4Pi. Томас снова показывает каждую деталь, подробно объясняет принцип работы, дает пощупать алюминиевую ленту толщиной всего шесть микрон, и эта нежная деталь от первого прикосновения приходит в негодность - теперь ее можно лишь выбросить в корзину. Когда Томаса спрашивают, как ведется сборка столь массивной и в то же время хрупкой конструкции, он отвечает: «У нас есть специалист. Но у нее сегодня выходной».

Атмосферу НИИ усиливает и подозрительно малое число сотрудников на предприятии - по ходу экскурсии по заводу (немаленькому, площадью 8000 м2) я насчитал около 20 человек. Позже нам объяснили, как организовано производство. Компания каждого сотрудника обучает нескольким операциям. Тот, кто справляется с какой-то процедурой образцово, для других выступает наставником, хотя при этом сам может числиться в учениках у кого-то еще. Пользуясь этим нехитрым принципом, немцы сумели наладить целую систему по передаче опыта, а заодно - контроль качества.

«Наша задача - спланировать для каждого гибкий график и создать условия для развития профессиональных качеств, - говорит Томас, - вот почему нет необходимости присутствовать на заводе всему штату из полусотни человек».

И еще одно наблюдение. Обычно самые сложные операции стараются доверить технике, чтобы устранить «человеческий фактор». В ELAC все наоборот - при всем стремлении воспитать спецов-универсалов, в фирме гордятся незаменимыми мастерами. А вся команда работает так, словно играет по нотам. Например, станок, на котором изготавливаются магнитные системы, обладает чрезмерной производительностью. Можно было установить оснастку попроще и приставить к нему пару человек на постоянной основе. Но немцы решили, что лучше запускать конвейер на пару дней и чуть ли не всей командой делать месячную норму, а после опять распределять специалистов по другим технологическим точкам.

«Не боитесь, что уход нескольких незаменимых сотрудников для компании обернется осложнениями?» - спросил я Томаса. - «Люди, которые приходят к нам на работу, остаются надолго. Многие здесь трудятся уже 10 - 15 лет. Вероятно, их просто все устраивает».

Но есть еще одно объяснение стабильности - уникальность оборудования. Опыт работы с ним трудно применить где-то еще. Большинство сборочных линий или станков, на которых выполняется да хотя бы та же намотка катушек, опять же придуманы головами и построены руками специалистов ELAC.

Процесс разработки нам не показали, мотивировав это тем, что там не на что смотреть - дескать, вы CAD не видели или полки со справочниками? Так я и поверил. Конечно же, перспективные разработки - это самый важный секрет. Предполагаю, что ELAC принципиально не торгует лицензиями на свои патенты, хотя могли бы, наверное, в этом деле утереть нос даже такому монстру, как Bose. Зато нам показали результат инженерных изысканий не только в виде слайд-шоу, но и в действии. Вид 16-сантиметрового басовика, диффузор которого совершает движения с амплитудой около

5 сантиметров (при этом стробоскоп позволяет увидеть, что звуковая катушка полностью выходит из магнитного зазора, а резиновый подвес натягивается как струна), сам по себе впечатляет. Но ведь при этом - никаких слышимых искажений!

Как такое вообще возможно? Вместо ответа - улыбка. Томас снимает «крокодилы» с динамика, берет басовик другого производителя, уменьшает втрое мощность и только затем подключает его - раздается такой звук, будто драйвер сейчас разорвет на части.

Все-таки ELAC - это и в самом деле НИИ, а уж затем - завод, производящий акустику, которая экспортируется в 40 стран мира. Здесь даже есть своя лаборатория, где выполняются исследования на выносливость материалов и долговечность лакокрасочных покрытий, проверяется стойкость продукции к ультрафиолетовому облучению, к жаре и 100-процентной влажности. Колонки, помещенные в закрытые камеры, проходят процедуру искусственного старения. В специальном заглушенном помещении несколько АС непрерывно ревут и шумят с максимальной мощностью. Дотошные немцы время от времени заглядывают в свои пыточные - не сгорело ли что, не отвалилось ли, после чего кивают друг другу «гут» и невозмутимо набивают на клавиатуре компьютера какие-то цифры.

Надежность, пожалуй, еще один секрет успеха акустики ELAC. 15-летняя гарантия при неизменных потребительских параметрах - это далеко не предел.

«А надо ли больше?» - спрашиваю как бы невзначай. - «А как же! Как вы думаете, зачем вам подарили модель кораблика? Вы же знаете, как делают такой сувенир - долго и кропотливо собирают прямо в бутылке. Но, даже зная технологию, сможете ли вы ее повторить? Я уверен, что лет через десять-двадцать не всякий производитель сделает то, что удалось произвести нам. А значит, мы должны позаботиться о том, чтобы наши колонки работали как новые и много лет спустя».

А ведь он прав. Глядя на линию, на которой из полусотни деталей совершенно немыслимым образом собирается коаксиальный красавец X-JET, понимаешь, что другие даже не рискнут браться делать настолько сложный излучатель. Это вам не треску ловить в Кильском заливе. l

* Об истории и достижениях компании ELAC «Салон AV» уже рассказывал в №12/2001.

Вся выпущенная ранее электроника ELAС до сих пор имеет полную сервисную поддержку

Дороти Томанек рассказывает об акустике, которая принесла успех компании.

01 Процесс изготовления диффузоров-сэндвичей (целлюлоза + алюминий) частично автоматизирован

02 Компоненты сверхвысокочастотного излучателя 4Pi

03 Эти пищалки произведены для Bugatti Veyron

04 После намотки катушки легкие алюминиевые купола твитеров HT25 поступят на специальную термообработку

05 С помощью стробоскопа, генератора и усилителя можно разглядеть все фазы работы колеблющегося диффузора, подвеса и катушки

06 В сборке JET-твитера есть три критически важных момента: складывание гофра, его проклейка и пайка проводов к алюминиевым дорожкам

07 Звуковая катушка излучателя X-JET имеет огромные размеры, но малый вес

08 Когда вся начинка X-JET будет установлена в корпус-радиатор, с излучателя снимут АЧХ, а отклонения (в пределах ±1 дБ) укажут на ярлыке с серийным номером

09 Выпускаемая сейчас юбилейная серия АС от обычных моделей отличается отделкой и усиленным корпусом

10 Оборудование для намотки катушек было разработано и сделано на ELAC

11 В этой камере проводятся ресурсные испытания головок

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"