ПЛАНИРУЯ ТЕСТ ПОЛОЧНОЙ АКУСТИКИ СРЕДНЕГО КЛАССА, МЫ РАССЧИТЫВАЛИ
ДОБЫТЬ РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО МОДЕЛЕЙ. ТАКИЕ СИСТЕМЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ
ВЫСОКИМ СПРОСОМ И ВЫПУСКАЮТСЯ ЕДВА ЛИ НЕ ВСЕМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ АССОРТИМЕНТ УДИВИЛ РАЗНООБРАЗИЕМ, ДА И ПО ОБЪЕМУ
НЕКОТОРЫЕ ОБРАЗЦЫ ОТЛИЧАЛИСЬ БОЛЕЕ ЧЕМ В ШЕСТЬ РАЗ. НО ГАБАРИТЫ
- ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ. ВДРУГ ТАКАЯ ЖЕ РАЗНИЦА ОБНАРУЖИТСЯ И В КАЧЕСТВЕ
ЗВУЧАНИЯ?
Представляем, как сложно обычному покупателю сделать, казалось
бы, элементарную вещь - прийти в магазин и купить полочные колонки
за 400 - 500 долларов. Предложений - масса. Большие и миниатюрные,
двух- или трехполосные, с одним фазоинвертором, с двумя или вообще
без него. И ведь все по-своему интересны, обладают высокими характеристиками,
многие отличаются дорогой отделкой и современными драйверами.
Глаза разбегаются, и остановиться на чем-то одном невозможно.
Вот почему мы отказались от первоначальной идеи тестировать
модели, придерживаясь узких ценовых рамок. Изучив рынок, решили
дополнить картину и другими оригинальными конструкциями, чтобы
дать полное представление об имеющемся ассортименте. Правда,
для этого нам пришлось слегка расширить ценовые границы, но это
даже к лучшему - посмотрим, за что приходится доплачивать.
При тестировании мониторов начального уровня все было просто
- звуковой потенциал каждого из них можно довольно точно определить
буквально на глаз по динамикам, качеству изготовления корпуса
и его отделке. Когда разработчики ограничены в бюджете, у них
просто не остается выбора. Если остановиться на динамиках поприличнее,
придется экономить на внешности. Купят ли такую колонку? Сложный
вопрос. Вот и приходится им балансировать на грани возможного.
Несравнимо больше простора при проектировании акустики подороже.
Уже при лимите 400 - 500 долларов за пару мониторов появляется
возможность реализовать нестандартные инженерные решения или
опробовать новые технологии. Вполне реально поставить классные
драйверы и собрать кроссоверы аудиофильского качества. Заказать,
наконец, корпуса, отделанные не виниловой пленкой, а натуральным
шпоном. Или даже рояльным лаком, нанесенным в несколько слоев.
Вот эта дизайнерская свобода и порождает ассортимент, который
не укладывается в стандартную классификацию - эта акустика лишена
классовых признаков, что заметно усложняет ее оценку. Ведь представить
на рынке еще одну модель, такую же, как и тысяча до нее, неинтересно
и невыгодно. Проще продать что-то необычное.
Остается лишь одно верное средство оценки - прослушивание. Все
модели в этом обзоре мы тестировали в традиционном стереофоническом
режиме на знакомом музыкальном материале. Иногда при необходимости
включали фильтр нижних частот в проигрывателе (у Marantz DV9600
в меню есть такая опция) или эквалайзер в AV-ресивере, чтобы
разгрузить нижний диапазон или скорректировать АЧХ - для некоторых
систем такое вмешательство желательно, а для отдельных даже необходимо.
Была также возможность проверить абсолютные музыкальные качества
мониторов при работе с эталонным усилителем класса High End и
аудиофильскими кабелями. Впечатлений, короче, масса. Попробуем
кратко их изложить.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD: Dead Can Dance, «Into The Labyrinth» (Momentum/Virgin Music,
1993), «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук»,
2003). Supertramp «Breakfast in America» (A&M Records, 1979).
SA-CD: Super Audio CD Nr.1 Sony/DVD&Hjemmekino (Universal
Music/Deutsche Grammophon, 2003). Pink Floyd, «The Dark Side
of The Moon» (EMI Records, 1973/2003).
DVD-Audio: DVD-Audio The Doors, «L.A.Woman» (Elektra Entertainment,
2000). «Johan Strauss in Berlin» Berliner Philharmoniker, Nikolaus
Harnoncourt (Teldec Classic, 2000)
Зачетная десятка
Помните, мы говорили, что планировали собрать акустику в узком
ценовом коридоре 400 - 500 долларов за пару? В нашем тесте этому
критерию отвечают 10 моделей. Вот среди них сначала и определим
победителей.
Полномасштабный, универсальный и при этом весьма точный звук
продемонстрировали системы крупные: Paradigm Monitor 5 v.4 и
DCM TFE60. Первой мы присуждаем Grand Prix, а второй - «Рекомендацию».
В число призеров могла попасть и JBL Studio L830, но нам она
показалась недостаточно линейной по звучанию. Эта модель станет
хорошим выбором для тех, кто жестко ограничен в бюджете и пока
не может себе позволить качественный усилитель.
Если говорить об акустике, которая оказалась в тесте наиболее
выразительной и естественной по звучанию, то поощрения заслуживают
Acoustic Energy Linear One и Wharfedale Evolution2-8 - соответственно,
еще один Grand Prix и «Рекомендация». Почти на равных по тем
или иным субъективным качествам с ними соперничали Energy C-200
и Magnat Quantum 503, но до победителей они лишь немного не дотянули:
канадскую модель подвел не слишком удачный, на наш взгляд, музыкальный
баланс, а немецкую - недостаток пластики в звучании.
Три модели в нашем тесте стоят особняком. Это JVC SX-WD5 с уникальными
деревянными драйверами, миниатюрные сателлиты закрытой конструкции
RBH MC-4C и датские System Audio SA505 со «сверхбыстрыми» излучателями.
У каждой есть, не побоимся этого слова, выдающиеся качества -
они преподносят очень детальный звук, обладают высоким либо пространственным,
либо гармоническим разрешением. Но у каждой из трех моделей своя
специфика, из-за чего мы не стали бы рекомендовать их широкому
кругу меломанов. Однако, если у вас уже имеется первоклассный
источник и мощная усилительная техника с развитой системой коррекции,
можете рассчитывать на отличный результат.
Осталось четыре системы, которые формально оказались вне основного
конкурса из-за цены. Davis Acoustics Dufy дороже прочих систем
почти на $50. Оправдывают ли они разницу? Более чем, если говорить
о качестве звучания. Но если принимать в расчет отделку, то здесь
французским специалистам есть над чем поработать. Модели Highland
ORAN 4301, KEF iQ1 и Polk Audio RTi4 не дотягивают до нижней
ценовой границы (стоят, соответственно, $379, $369, $350). Из
них наименьшее отставание по качеству (и количеству) звучания
показали британские мониторы, за что они получают «Рекомендацию».
Но если бы американские RTi4 выглядели чуть современнее, а изящные
ORAN 4301 звучали чуть менее окрашенно на высоких частотах, то
смогли бы включиться в борьбу за призовые места. l
МОДЕЛЬ
Acoustic Energy
Davis Acoustics
DCM
Energy
Highland
JBL
JVC
KEF
Magnat
Paradigm
Polk Audio
RBH
System Audio
Wharfedale
Linear One
Dufy
TFE600
C-200
ORAN 4301
Studio L830
SX-WD5
iQ1
Quantum 503
Monitor 5 v.4
RTi4
MC-4C
SA505
Evolution2-8
Конструкция
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
3 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
2,5 полосы, ФИ
2 полосы, 2хФИ
2 полосы, ЗЯ
2 полосы, ФИ
2 полосы, ФИ
Номинальное сопр., Ом
8
8
6
8 (41)
6
8
6
8
8 (41)
8
8
8
8
6 (41)
Чувствит., дБ/Вт/м
89
902
882
88
84
902
82
882
90
89
89
84
88
87
Воспроизв. диапазон, Гц
50 — 28000
50 — 20000
42 — 20000
48 — 20000
65 — 20000
48 — 40000
55 — 50000
50 — 40000
30 — 55000
58 — 20000
60 — 26000
85 — 20000
50 — 35000
65 — 28000
При неравномерн., дБ
±3
н.д.
н.д.
±3
н.д.
±3
н.д.
н.д.
н.д.
±2
-3
±3
±3
±3
Частота разделения полос, Гц
3500
н.д.
н.д.
2600
2500
2500, 20000
3500
2800
3200
400, 2000
1900
3000
3000
2000
Подводимая мощность, Вт
до 120
до 120
до 100
до 125
10 — 50
до 150
до 100
10 — 100
до 90
15 — 175
20 — 125
50 — 120
до 90
30 — 150
Подключение к усилителю
2-полос.
2-полос.
2-полос.
2-полос.
2-полос.
2-полос.
1-полос.
2-полос.
2-полос.
2-полос.
2-полос.
1-полос.
1-полос.
2-полос.
Габариты, мм
363 x 192 x 260
310 х 185 х 250
521 х 210 х 352
350 х 200 х 265
230 x 127 x 210
385 x 222 x 320
257 x 143 x 243
301 х 175 х 261
350 x 200 x 280
540 х 207 х 315
305 x 178 x 292
216 х 133 х 184
280 х 150 х 207
330 x 227 x 336
Вес (пары), кг
14,0
12,0
19,5
12,0
6,0
20,0
7,0
9,0
15,0
24,5
13,5
6,8
5,6
14,0
Цена, $
500
549
500
452
379
425
450
369
425
485
350
473
450
449
1 Минимальное сопротивление. 2 Измерено при
сигнале 2,83 В.