#10/2006 • JAZZАЛЬБОМ
Дмитрий УХОВ
Trio Beyond
«Saudades»
ECM
Вот исторический парадокс, на который нечасто обращали внимание даже современники: электрический джаз-рок создавался выходцами из акустического квинтета Майлза Дэйвиса образца 1964-67 годов, а не из последующих электрических «сессий». Проекты пианистов Джо Завинула, Чика Кориа и Хэрби Хэнкока общеизвестны. Гораздо меньше, по крайней мере, у нас знали трио Lifetime барабанщика Тони Уильямса с Лэрри Янгом и электрогитаристом Джоном Маклафлином. Это типично лаунджевое, как теперь сказали бы, органное трио просуществовало всего два года, но интерес в профессиональной среде вызывает не меньший, если не больший, чем RTF Чика Кориа или Weather Report.
Trio Beyond это два сайдмена электрического Дэйвиса — гитарист Джон Скофилд и барабанщик Джек ДеДжонетт плюс органист Лэрри Голдингс (которого незадолго до смерти в 1997 году звал в свою группу сам Тони Уильямс) воссоздают насыщенную почти что физиологическим электромагнетизмом атмосферу Lifetime. Тем более что это запись с концерта в лондонском «Квин Элизабет-холле», который состоялся 21 ноября 2004 года. Конгениальное исполнение того же репертуара (и всего три новых номера, включая заглавный «Saudades») — еще одно доказательство того, что, хотя ни Янга, ни самого Уильямса давно нет в живых, их «фьюжн» — сплав джаза и рока — живее всех живых. Как бы ни хотелось мэтру Марсалису убедить всех в обратном. И не менее важный аргумент: диск издан «евроджазовой» фирмой ЕСМ, а ее владелец Манфред Айхер, как правило, в выборе стратегии не ошибается.
Orchestre National de Jazz
«Close to Heaven (Tribute to Led Zeppelin)»
Le Chant Du Monde
Трио первого джаз-рокового гитариста Лэрри Корйелла и на диске, и на московском фестивале «Триумф джаза» играло «Черного пса» группы «Лед Зеппелин». И правда: у этого архетипического (как сказал бы культуролог) рок-коллектива и у джаза на самом деле не только общее прошлое — блюз, но и ощущение возникновения музыки непосредственно в процессе «живого» исполнения и собственно звуковой способ коммуникации между членами коллектива. Но хорошая новость не только в том, что дирижер Французского национального джаз-оркестра (ONJ) Франк Тортийе сумел осуществить этот трибьютный проект — фактически сюиту на темы «Лед Зеппелин» (примерно такую же, как и его соотечественник Луи Склавис на темы Эллингтона, но со своими прелюдиями), но и в том, что Министерством культуры Франции еще финансируется ONJ. Соответственно и руководитель оркестра назначается на четыре года — не больше и не меньше!
Франк Тортийе передает дух музыки британских хард-рокеров, обходясь
без двух главных «медиа» всей рок-музыки — без гитары и без
голоса (хотя периодически какие-то нечленораздельные звуки
издает барабанщик Патрис Эраль). Но зато в оркестре сразу два
вроде бы абсолютно чуждых рок-н-роллу инструмента — вибрафон
(+ электромаримба), на одном из них играет сам Тортийе. Представьте
«Лестницу в небо» в стиле «кул» — с двумя вполне академичными
прелюдиями (соответственно, дуэта вибрафонов и духовых без
ритм-секции).
Regina Carter
«I'll Be Seeing You: A Sentimental Journey»
Verve
Афроамериканка Реджина Картер — самая известная сейчас скрипачка, в последнее время увлекшаяся классикой, выпустила альбом примерно с тем же французским салонным репертуаром, что у нас играет саксофонист Алексей Козлов. Но диск «Сентиментальное путешествие: мы еще встретимся» — другой. Не прочтя объяснение самой скрипачки, помещенное на вкладыше к альбому, не поймешь, откуда взялся весь этот довольно странный репертуар. Он включает и «Танец Анитры» Грига (в аранжировке Джона Керби, в 30-е годы специализировавшегося на свинговых обработках классики) и в том числе еврейскую мелодию, которая у нас известна с самыми разными текстами (например, «Барон фон дер Пшик» Леонида Утесова). Но это ретро объясняется просто: в прошлом году у Картер умерла мать, и она собрала на диске любимые ее вещи. Самое удивительное, репертуар этот мало в чем отличался бы от какой-нибудь советской радиопередачи по заявкам, если бы 30 — 50-е годы можно было бы крутить все, что просили слушатели: кроме двух мелодий, из которых составлено название диска, есть и «Сан-Луи Блюз», и «A-Tisket, A-Tasket» Эллы Фитцджеральд. Квартет детройтских музыкантов — земляков Реджины Картер (и ее матери) — дополняют две певицы: известная у нас по гастролям Карла Кук и знаменитая Ди-Ди Бриджуотер. Но, увы, старые песни у нее получаются какими-то манерными. А в остальном — отличный ретро-диск. Такие появляются нечасто.
Christian McBride
«Live at Tonic»
Ropeadope
Контрабасисту Крисчиану Макбрайду всего 34 года. Всего тридцать четыре — потому что у него дискография, достойная ветерана. И не столько по количеству дисков, которые выпущены при его участии, сколько по их стилистическому
разнообразию: от неомэйнстрима Уинтона Марсалиса до электроджаза
и рэпа, включая сюда и нашумевший «Филадельфийский эксперимент»
(редкое вторжение джаза в политику), где он играет на бас-гитаре.
Но собственных проектов у Макбрайда не так много — он относится
к психологическому типу дискурсивного склада, когда человек
лучше всего проявляет себя не за письменным столом или в студии
звукозаписи, а в непосредственном общении, в устной коммуникации.
И доказательство этому — не больше и не меньше, а тройной альбом
Крисчиана Макбрайда: первый диск — это два выступления его
квартета в модном нью-йоркском клубе «Тоник» типа московского
центра «Дом», а второй и третий — джем-сешн, которые состоялись
после обоих концертов. К квартету (Рон Блейк, Джефф Кизер,
Терреон Галли) присоединялись и джазмены, и блюз-роковый гитарист
Чарли Хантер и целая команда ди-джеев. А сам Макбрайд охотно
подыгрывал и подпевал им — в смысле импровизировал голосом.
В результате — если не лучший, то уж точно самый симпатичный
концертный джазовый диск всего ХХ1 века. К тому же купить весь
альбом можно, если немного поискать, по цене одного!
Ensemble du Verre
«Sing Me Something»
Fante Records
Произнесите фамилию Дювер вслух — и, если записать ее по-французски, то получится du Verre. Зенке Дювер — барабанщик, известный в Берлине с середины 90-х годов. Он играл и с Джорджем Бенсоном и с Пэтом Метини, но в 2004-м в составе своего ансамбля (с трубачом Клаасом Юбершером и контрабасистом Даниэлем Кордом) аккомпанировал хорошо известному в Германии норвежскому клавишнику Бугге Вессельтофту.
И второй альбом своего ансамбля Дювер изготовил под влиянием Вессельтофта, который сделал ремикс одного трека с первого альбома Дювера. И вообще новейшей мутации джаз-рока — скандинавского nu jazz’a. Альбом «Спой мне что-нибудь» — концептуальный. Задействовано шесть вокалисток (в их числе немецкая знаменитость Урзула Рюкер и норвежка Сидсель Эндрессен, давняя соратница Вессельтофта, звезда его лейбла Jazzland). В нордически холодной манере Эндрессен все они негромко пропевают англоязычные тексты (то абстрактно-философские, то — наоборот — как бы страницы из дневника). При этом чаще ударных Дювера слышно ритм-машину, отчего неизбежно возникают ассоциации с британцами Мэтью Хербертом или Cinematic Orchestra. Особняком стоит один трек — скэт знаменитого немецкого джазового «контртенора» Михаэля Шифеля. В общем, что-то неизъяснимо декадентское в сочетании нордических голосов с мертвенно-бледной электроникой определенно есть.
Диски предоставлены магазинами «Пурпурный Легион на Новокузнецкой» и «Дискорама-Пушкинская».
|