Если «оригинальный саундтрек» к фильму издается в качестве аудиодиска,
значит, он должен обладать самостоятельной ценностью. В отличие
от многих других отечественных саундтреков, изданных в качестве
аудиодиска (например, «Питер FM»), звуковая дорожка к «Дневному
дозору» действительно обладает самостоятельной ценностью, и прежде
всего потому, что для этого фильма композитором Ю. Потеенко была
сочинена специальная музыка, записанная в исполнении хорошего
симфонического оркестра в приличной студии. Это говорит, с одной
стороны, о бюджете блокбастера (впрочем, о нем и так все знают),
с другой — о том, что создатели фильма немало позаботились о
его музыкальном содержании. Конечно, и здесь не обошлось без
сборной солянки из мыльных рокопопсовых «мегахитов», из которых
разве что гангста-рэп «Возле дома твоего» Серёги feat. Макс Лоренц
и Сацура представляется чем-то стоящим, а от такой низкосортицы,
как «Гоп-гоп» Сердючки, «Невиноватая я» «Фабрики» и примкнувшей
к ним группы «Город 312» с их страданиями «Останусь» в животе
поднимается восходящая волна. Но странным образом все эти перлы
сосредоточены в первой половине диска, а во второй части звучит
сплошь музыка Потеенко, заставляющая забыть про негодование и
слушать себя (музыку то есть). Это пусть и не шедевральная, но
весьма крепкая композиторская работа, выполненная в традициях
европейского симфонизма (чувствуется, что автор «кончал консерватории»).
Конечно, иногда композитор подходил к задаче со школьной линейкой:
если надо сочинить «тему любви» (а тема, это, как известно, «законченная
музыкальная мысль»), значит, это будет мелодия на четыре квадрата
с небольшим развитием и окончанием на тонической гармонии. Зато
в брутальных сценах, таких как последовательность треков «Гостиница
«Космос» — «Надежда» — «Обмен лицами» — «Последний бой», чувствуется
недюжинный драматизм, а стремительное, почти вихревое развертывание
не на шутку захватывает. Конечно, и здесь автор применил испытанный
(хотя и рискованный) прием, введя в кульминационный момент отрывок
из средневековой темы Dies Irae (которой, как известно, «баловались»
многие любители инфернальщины от Берлиоза до Шостаковича). Но
рявканья тяжелой меди пробирают до мурашек, хор поет что-то совершенно
потустороннее, а финал опуса (пусть и напоминающий о симфониях
все того же Дмитрия Дмитриевича) на напряженно-трагической ноте
венчает всю эту феерию. Что ж, эффектно и со смыслом. После прослушивания
даже гипернавороченный дизайн буклета с серебристыми вставками
и вырезанными из картона объемными фигурками героев (как в старых
детских книжках) не кажется таким уж «апофеозом понтов». «Ничто
не слишком», — как говаривал демон Кармадон из «Альтиста Данилова»,
и был прав.
P.S. Фильм я не смотрела.
Ian Gillan
«Gillan's Inn»
Immergent
«Каждому овощу — своё время». С этой народной мудростью трудно
поспорить... Планировалось, что альбом фронтмена Deep Purple
Яна Гиллана станет обычным ретроспективным сборником самых интересных
его вещей за всю его карьеру, с упором на сольные записи — хиты
«Перпл» и так у всех на слуху. Однако, по здравому размышлению,
Гиллан решил, что песни конца 60-х и середины 90-х вряд ли будут
хорошо слушаться вместе в силу естественных различий стандартов
звукозаписи, и гораздо интереснее будет записать их заново, позвав
по возможности тех, кто участвовал в оригинальных сессиях. В
своих интервью Гиллан не устаёт повторять, какое огромное удовольствие
он и гости (среди которых Джон Лорд, Стив Морс, Яник Гёрс, Джо
Сатриани и мн.др.) получили в процессе работы над альбомом. Нет
причин в этом сомневаться. Однако, сосредоточившись на «тусовке»,
Ян и компания пожертвовали музыкальным содержанием. Главный вопрос,
который не покидает весь час, что слушаешь альбом: «Зачем?» В
чём «хохма» соло Сатриани в «Unchain Your Brain», если, по словам
самого Гиллана, музыкант ни разу до этого не слышал песню? Зачем
надо было перепевать практически один в один «Bluesy Blue Sea»?
Что приобрела, кроме хорошего звука, саббатовская «Thrashed»?
А «Smoke on the Water» с целой толпой гитаристов — чистой воды
буффонада. Интересна переделка «Day Late and Dollar Short» c
альбома Гиллана «Dreamcatcher»; хороша также новая студийная
вещь «No Worries», выдержанная в той же «дримкетчеровской» стилистике.
А в остальном... мысленно сравнивая новый вариант «No Laughing
in Heaven» с совершенно безумной концертной версией с диска «Double
Trouble», понимаешь, что и Гиллан теперь другой, и голос у него
другой, и идут ему сейчас куда больше философские баллады и знойные
латино-хиты в «банановом» духе.
Paul Lamb & The King Snakes
«I'm On a Roll»
Blue Label/SPV**
Известный харпер Пол Лэмб — частый гость в России, он провел
здесь несколько гастрольных туров, участвовал в блюзовых фестивалях.
Свой новый альбом он считает лучшим из того, что записал за 30
лет. Действительно, The King Snakes — замечательная команда,
где каждый является не только отменным исполнителем, но и автором.
Большинство вещей принадлежит перу Лэмба, немалое количество
— второму вокалисту и ритм-гитаристу Чеду Стренцу, отметились
также басист Род Демик и приглашенный гитарист испанец Педро
Маринеро. Всего-то три «стандарта»! Что ж, музыкант всегда больше
всего любит свое последнее (на данный момент) детище, иначе зачем
вообще выпускать диск? Но вот слушателя может слегка разочаровать
слишком мягкий звук и осторожная, чрезмерно деликатная манера
игры. Конечно, Пол Лэмб никогда не относился к породе бунтарей,
его сила — именно в глубине, интеллигентности и непосредственности.
И в «I'm On A Roll» всё это есть: и грудной, вибрирующий тон
гармоники, утопающий в аккордах саксофонов, и проникновенность,
и стремление выйти за рамки блюзового квадрата (послушайте, например,
медленную восьмиминутную «Adopted Child» или «You'd Better Mind»
в стиле госпел). Но иногда, особенно при исполнении ритмичных
«темповых» вещей, так и хочется поддать драйва, добавить огоньку
и при этом не столь перегружать звучание. В целом получается
«ни рыба ни мясо». Хотя если вы цените в блюзе душевность и лиричность,
то «I'm On A Roll» доставит вам немало приятных минут.
Сергей Маврин
«Откровение»
CD-Maximum*****
Маврин — один из самых приметных гитаристов и композиторов в
российском металле, и после блистательного диска «Запрещенная
Реальность» хотелось услышать что-то столь же яркое. Тот альбом
производил ощущение натянутой тетивы: звенящее чувство предельной
энергии, феерические соло и сверхэмоциональное (пусть не всегда
точное) пение Артёма Стырова. Ныне его заменил совсем еще молодой
Андрей Лефлер, которого все прочат в «новые кипеловы», однако
с естественной поправкой «вот вырастет, и тогда...» Пока Лефлер
крайне осторожен, эмоции бережет и поёт песни буквально по слогам,
что, конечно, изрядно мешает сопереживанию и вообще какому-либо
эмоциональному обмену. Да и мелодически альбом более бледен,
однозначным хитом можно назвать только заглавную вещь, написанную
на прекрасные стихи Маргариты Пушкиной. Это непривычная для позднего
Маврина среднетемповая композиция с явным русско-фольклорным
колоритом. Кстати, песня посвящена расставанию Маврина с группой
Валерия Кипелова — разрыву крайне нервному, и остаётся только
восхищаться и певцом, и гитаристом, которые оба смогли избежать
публичных склок и взаимных обвинений... В свидетелях — лишь этот
альбом, сухой, как выжатая губка, бесстрастный и опустошенный.
И ещё один момент — изменившиеся приоритеты Маврина-гитариста.
Похоже, теперь он очень любит тэппинг, но даже самые блестящие
по задумке соло в такой интерпретации звучат как-то замыленно.
Да и подходы Сергея к звукозаписи пока далеки от общепринятых...
Одним словом, ждем, пока вырастет Лефлер.
«Movin' Out»
Original Broadway
Cast Recording
(based on songs and music of Billy Joel)
SONY/BMG Music Entertainment*
Мюзикл по песням какой-либо группы или композитора — предприятие
всегда рискованное и даже сомнительное: ведь к уже имеющимся
композициям с их героями и событиями необходимо привязать общий
сюжет и вообще скомпоновать более-менее логичное целое. К тому
же надо найти адекватных исполнителей. С «We Will Rock You» по
Queen, например, вышла промашка (по крайней мере, в российской
версии), а вот «Mamma Mia» по АВВА получилась весьма увлекательной.
Билли Джоэл — имя куда менее «кассовое», хотя, если вспомнить,
именно нашей публике он весьма неплохо знаком еще по перестроечным
временам, когда в 1987 году американский «мужчина с пианино»
гастролировал у нас, «одобренный» разрешительными органами как
активист в борьбе за мир. Впрочем, антивоенная тема у Джоэла
действительно сильна, присутствует она и в мюзикле. Сюжет строится
вокруг группы школьных друзей из Хексивилла, их взаимоотношений,
романов, путешествий и вторгающейся в их жизни войны во Вьетнаме.
Все эти события, по мысли автора идеи, режиссера и хореографа
Твайлы Тарп, должны быть выражены средством не только музыки,
но и танца, а вот разговорных вставок в спектакле нет (и правильно!).
Впрочем, на диске, понятное дело, нет и танцев, и это сильно
обедняет восприятие. Но даже не зная сюжета и не видя действия,
можно воспринимать «Movin' Out» как сборник действительно неплохой
музыки Билли Джоэла (у которого есть и сугубо фортепианные пьесы
— например, вальс в духе Шопена). Исполнение тоже вполне сносно,
хотя иногда молодым «звездам» (подобранным лично Джоэлом, в том
числе из своей гастрольно-студийной группы) не хватает рокерского
напора, так что джоэловский пафос оказывается несколько размазанным.
Следом за прослушиванием сразу же возникает желание раздобыть
оригинал, а мюзикл отложить на дальнюю полку как некий артефакт.
Хотя, если бы представилась возможность посетить «живой» перформанс,
отказываться от нее не следовало бы.
Steve Howe
«Homebrew 3»
InsideOut Music**
Пластинка из серии «для продвинутых фэнов»: сборник демо-версий
и «домашних заготовок», вошедших в усовершенствованном виде в
поздние альбомы Yes, сольники Стива Хоу и работы GTR. Все они
сделаны в разные годы на собственной студии Хоу в Девоне — уже
в третий раз прославленный гитарист обнародует свои черновики.
Развернутые фрагменты и совсем маленькие кусочки, пробы пера
и варианты, — все это в соответствующем (весьма сыром) звучании,
с драм-машиной, синтезаторным басом, без вокала (там, где он
предполагается) или с голосом самого Хоу вместо пения Джона Андерсона.
Без письменных пояснений Стива иногда трудно понять, в какое
именно место вклинился потом тот или иной эпизод, хотя наметки
«I'm Alive» ABWH или будущее соло из «Natural Timbre» трудно
не узнать. Несмотря на обрывочность треков и качество записи,
все же чрезвычайно интересно побывать в мастерской художника,
познакомиться с его творческим методом, понять, наконец, из какого
«перегноя» (отнюдь не сора!) растут его «цветы». Буклет проиллюстрирован
интересными фотографиями авторства самого маэстро.
Калинов мост
«Swa»
Real Records***
Долгожданная и многотрудная работа «Калинова моста» не подкачала.
«Сва» — альбом не только высокого качества (записи, исполнения,
аранжировок — чего угодно в «техническом» смысле слова), но и
художественного значения. Одна из самых оригинальных рок-групп
страны доказала, что ее культово-сакральный статус не остался
в прошлом. Не имеет значения, что некоторые песни были написаны
еще в 1999 — 2000-х годах и хорошо известны по концертам, в целом
их сопряжение выдает очень цельную и насыщенную картину. «Сва»
— это некий итог в тенденции к прояснению, просветлению художественного
языка «Калинова моста», это почти окончательный уход от вычурного
словотворчества и туманного псевдомифологического символизма
(несмотря на название диска); здесь все предельно ясно и понятно,
все как по писаному, как на большом белом листе бумаги, заполненном
каллиграфической вязью ревякинских строк. Такое «просветление»
доступно только зрелому мастеру. И эта спокойная и мудрая зрелость,
увы, приходит с горьким опытом: первым в списке благодарностей
стоит в траурной рамке женское имя... Основной мотив альбома
— возвышенная лирика, песнь о любви земной, перерастающая в песнь
о любви Божественной. Не случайно в названиях почти всех композиций
зримо или незримо присутствует обращение к некоему Ты («Сны (Как
тебе я благодарен)», «Только для тебя», «Пух («Как смотрел тебе
я в след»)), будь то женский («Селена», «Лара») или внеличностный
образ. Особенно прекрасна в этом смысле известная уже «Катунь»,
в которой пантеистическое восприятие природы, острое ощущение
соразмерности мироздания и радости бытия выражаются в постепенно
разворачивающемся, широком гимне. С музыкальной точки зрения
эта вещь вполне достойна сравнения с «Кашмиром», и, кстати, как
и оный, записана без единой скрипки и арфы, хотя в звучании явственно
читается симфонический оркестр (дополнительное браво, и не только
здесь, клавишнику Анаксагору Владыкину). Да и высоко парящий
в коде голос Ревякина свидетельствует, что лидер «Моста» основательно
поработал над вокалом. Продолжая перерабатывать фолковые мотивы,
группа избегает всякой нарочитости или «сувенирности», этническое
начало подано скорее намеком, тонкой нитью вплетаясь в богатое
и полнокровное рок-звучание. Если уж говорить о «богатстве»,
то, пожалуй, выпускающий лейбл чуть переборщил с подарочным изданием
альбома (содержит также бонус-диск), больше похожим на малахитовую
шкатулку, чем на обычный бокс-сет. Видимо, этот шаг призван символизировать
окончательный выход «Калинова моста» из рок-андеграунда, в котором
тот не по собственному желанию пребывал. Да и то правда — большому
кораблю большое плаванье. В добрый путь.
Thomas Anders
«Songs Forever»
Edel Records****
Dieter Bohlen
«Dieter. The Hits»
SONY/BMG Music Entertainment*
Подоспевшие почти одновременно сольники демонстрируют не только
разные полюса, по которым демонстративно разбрелись бывшие участники
дуэта Modern Talking, но и то, что им до сих пор небезразличны
деяния друг друга. Рулевой евро-попа, маститый композитор и певец-по-недоразумению
Дитер Болен по-прежнему гонит свой глупый счастливый тынц-тынц,
обладатель небесного голоса Томас Андерс переквалифицировался
в исполнителя crossover и пытается составить конкуренцию Андреа
Бочелли и Брайану Ферри. Дитер смотрит с обложки в образе героя
комиксов и не без нахальства называет альбом условно-новых песен
(здесь есть один неизданный трек Modern Talking и куча бонусов
из классического репертуара дуэта) «The Hits», Томас выступает
в роли романтичного маэстро и пытается вызвать улыбку дам...
нет, не огнем нежданных эпиграмм, а приятственно-душещипательными
балладами, смешивающими в примерно равных пропорциях классику,
джаз и эстраду (на самом деле это переаранжировки песен 80-х
годов, включая вещи Вэна Моррисона, Боя Джорджа, Whitesnake,
Eurhythmics и др.; есть и переделка композиции MT «You're My
Heart, You're My Soul», как выясняется, авторства некоего Стива
Бенсона). Итак, вспоминая известный мультфильм, но считая все
совпадения случайными: «Охотник и заяц — кто прав, кто не прав?»
По большому счету, и прыгуче-скрипучие хиты Болена, и паточное
псевдоретро Андерса, влезающего не в свой фрак, по отдельности
слушать невозможно. Но примирение также маловероятно: слишком
долго бывшие коллеги наступали друг другу на любимые мозоли.
Антагонизм зашел чересчур далеко. Дитеру остается искать других
хороших певцов, Томасу — попробовать себя в исполнении оперных
арий или преподавательской работе. А поклонникам «Современного
разговора» — слушать их старые «пласты».
Wishbone Ash
«Clan Destiny»
Eagle Records
Новый альбом великая хард-роковая группа выпускает как-то деликатно
и незаметно, без лишней промоушн-шумихи. Оно и понятно — коллектив
гитариста Энди Пауэлла ведет «политику неприсоединения» к мало-мальски
значительным лейблам. В составе группы, кроме Пауэлла, его давние
соратники Боб Скит (бас) и Рэй Уэстон (барабаны), а также новичок,
юный амбициозный финский гитарист Мадди Манинен. Впрочем, все
понимают, что именно от композиторского дара, мягкой интеллигентной
игры и умудренного опытом голоса Энди Пауэлла зависит судьба
Wishbone Ash. Босс не подкачал — новый альбом звучит снова зрело,
проникновенно и интеллигентно. Группа всегда славилась своими
мелодичными «спаренными» гитарными партиями — именно на них сформировался
стиль Iron Maiden. «Мэйден» стали легендами, а Энди с напарником
всё так же изящно перебрасываются риффами, как лет тридцать тому
назад... Пауэлл описывает альбом как «серьёзный шаг и серьёзное
изменение», и это касается прежде всего не формы, а содержания.
В сравнении с бойким и безмятежным «Bona Fide» новый диск кажется
немного заторможенным, «смурным», даже печальным. Одно-два «фоновых»
прослушивания вряд ли дадут этой музыке раскрыться... Обилие
среднетемповых композиций оставляет ощущение, что вещи намеренно
слегка замедлены. О чём грустит Пауэлл — ему виднее, нам же остается
десяток глубоких, наполненных внутренними переживаниями песен
и неожиданная кавер-версия: соул-хит «Motherless Child» в исполнении
же Wishbone Ash он звучит не как сочувствие постороннего, а как
переживание собственного одиночества.
Tipton, Entwistle, Powell
«Edge of the World»
Rhino Records
В своё время издающий лейбл, услышав демо-записи трио, поморщил
нос и посоветовал Типтону «поискать более актуальных напарников».
Какая дикость... Для тех, кто не знает: Гленн Типтон является
гитаристом и основным композитором Judas Priest, Джон Энтуисл
играл на бас-гитаре в The Who, Кози Пауэлл украсил своими безумными
барабанами музыку Rainbow, Black Sabbath, MSG, Whitesnake, ELP
и множество других групп и проектов. И Джон, и Кози уже пребывают
в рок-н-ролльном раю, и «Edge of the World» теперь — единственная
возможность услышать удивительный союз трех великих музыкантов.
Нужно ли что-то добавлять?
Обилие превосходных степеней при описании «звездных» проектов
часто настораживает — не всегда яркие по отдельности музыканты
подходят друг к другу. Типтону повезло. Барабанщик с «металлическим»
мышлением Пауэлл, кажется, с полуслова понимал идеи Гленна. Джон
Энтуисл, хоть и оказался в проекте несколько в тени (и одного
басового соло), но и противодействия замыслам Типтона не оказывал.
По музыкальному материалу запись находится на уровне если не
«Painkiller», то во всяком случае «Ram In Down». Меньше спид-метала,
больше среднетемповых боевиков со скандируемыми припевами. Поначалу
ужасает довольно неприятный, хрипло-гнусавый вокал Гленна. Зато
его пению присуща искренность, свойственная лишь авторской трактовке.
Пара минут — и уже забываешь про голос, про демо-качество записи
и сведения, начинаешь воодушевленно подпевать «Under Friendly
Fire» и другим, одна другой хитовее, вещам.
Диски предоставлены:
* SONY BMG Russia, ** «Союз Music», *** Real Records, **** «Танцевальный
Рай», ***** CD-Maximum.