#9/2006 • ВХОД>ВЫХОД
Подайте сигнал на вход и ждите отклик! *
ВНИМАНИЕ!
1. ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ СИГНАЛА НА ВХОД ПОЧТОВОГО ТРАКТА
ОН МОЖЕТ ПОДВЕРГАТЬСЯ ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВОЙ ОБРАБОТКЕ (ЛИТЕРАТУРНОЙ
ПРАВКЕ), НЕ ИСКАЖАЮЩЕЙ СМЫСЛ ПИСЬМА.
2. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ ИСКАЖЕНИЙ И ПОСТОРОННИХ
ШУМОВ НА ВЫХОДЕ, НА ВХОД БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕ ПИСЬМА, ОТВЕТЫ
НА КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ИХ АВТОРОВ, НО И
ДЛЯ ДРУГИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА.
3. РЕДАКЦИЯ ЗАРАНЕЕ ПРОСИТ ИЗВИНИТЬ ЗА ВОЗМОЖНЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ МЕЖДУ ПОДАЧЕЙ СИГНАЛОВ НА ВХОД И ПОЯВЛЕНИЕМ
ОТКЛИКА НА ВЫХОДЕ. МЫ ПОСТОЯННО РАБОТАЕМ НАД ПОВЫШЕНИЕМ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ
СИСТЕМЫ.
ВХОД:
У меня стал потихоньку загибаться старый CD-проигрыватель. Чувствую,
пора присматривать ему замену. Вот и задумался: стоит ли в наше время
покупать CD-плеер специально для музыки? Или вполне подойдет любой
DVD-проигрыватель — с условием, если подключить его через цифровой
выход к какому-нибудь ЦАПу, пусть и не очень дорогому?
Один из вариантов — Marantz CD5400 — когда-то он был очень уважаемым
аппаратом, даже получил Gran Prix в одном из Ваших тестов. Он и сейчас
встречается в продаже по цене около $300. Но у меня внезапно появилась
возможность взять его за $180, причем совершенно новый. Вот только
есть ли смысл? Вы же знаете, сейчас купить простой CD-плеер — большая
проблема: есть либо весьма дорогие, либо никакие...
Алексей К., Москва
ВЫХОД:
Нам трудно разрешить Ваши сомнения, поскольку мы не знаем уровень
Ваших требований к звуку. К тому же Вы забыли назвать остальные
компоненты своей системы — усилитель, акустику.
Что касается Marantz CD5400, то цена в $180, действительно, кажется
соблазнительной. Хотя ведь это тоже немалые деньги, и вряд ли
Вам захочется потратить их впустую. Он и правда получил у нас
награду в тесте, однако учтите, что тогда рассматривались бюджетные
модели, спрос с которых не может быть по определению большим.
Достаточно точная характеристика этого аппарата содержится во
фразе: «CD5400 будет, безусловно, хорош в системе с равноценными
по качеству компонентами. А вот с акустикой и усилителями, которые
обеспечивают высокое разрешение всему тракту, этот проигрыватель,
скорее всего, не споется — такая аппаратура покажет отдельные
недостатки CD5400 как под увеличительным стеклом». Вот и решайте,
устроит он Вас или нет.
Все-таки идея с внешним ЦАПом нам представляется наиболее здравой.
Другое дело, что удовольствие это отнюдь не дешевое и выбор здесь
тоже не велик. Один из самых доступных — Musical Fidelity X-DACv3,
его рекомендованная цена $649. Правда, в тесте он у нас не был,
и оценить его звучание мы не можем. К сожалению, итогом развития
AV-техники в последние годы стал катастрофический провал в среднем
классе — дешевая аппаратура удовлетворить людей даже не с самыми
большими запросами не способна, а все, что играет, стоит очень
больших денег. Вот и получается, что выбирать приходится даже
не технику, а модель поведения. Либо постоянно покупать дешевые
аппараты и быстро менять их на другие в надежде на чудо, либо
затаиться, накопить денег и приобрести что-то серьезное, что
будет потом радовать долгие годы. Решать Вам.
ВХОД:
В своих публикациях Вы неоднократно советовали использовать совместно
с видеопроекторами экраны с серой поверхностью. Но я недавно
общался с сотрудниками одной крупной фирмы, торгующей проекторами,
и они меня уверяли, что изображение с такими экранами получается
серым и безжизненным. А также, что у них очень высокая направленность,
то есть сидеть надо строго по центру экрана. И настоятельно
рекомендовали поверхность Matt White. Так где же правда?
Николай, Екатеринбург
ВЫХОД:
Подобные вопросы задаются нам не впервые, мы уже на них отвечали,
но, видимо, надо к этой теме вернуться, раз у читателей так
и нет по этому поводу ясности. Подойдем к ней немного с другого
конца, чем прежде. Если вы когда-нибудь занимались фотографией,
то должны знать, что хорошие снимки получаются при правильной
экспозиции. Тогда обеспечивается наиболее широкий диапазон
яркостей и наилучшая передача подробностей в светлых и темных
частях кадра. То же самое и у проекторов — адекватная передача
замысла создателей фильма получается при более-менее точной
«экспозиции». Только вместо светочувствительного материала
у нас поверхность экрана. И в отличие от фотоаппарата, где
количество света, попадающего на пленку или матрицу, дозируется
с помощью затвора и диафрагмы, у проекторов могут быть в лучшем
случае диафрагма или опция ступенчатого изменения мощности
лампы (крайне редко — плавного). Об электронной регулировке
в данном случае лучше забыть — существенные отклонения от среднего
значения приведут к ограничению передаваемого диапазона яркостей.
Связано это с особенностями работы DMD и LCD-матриц — у CRT-проекторов
все было немного по-другому. То есть пользоваться движком Brightness
следует крайне осторожно, в минимальных пределах и по крайней
необходимости, в идеале он предназначен для окончательной,
тонкой коррекции. И ее будет достаточно, если параметры системы
«проектор — экран» заранее точно рассчитаны. В идеале размер
изображения должен быть вычислен по специальным формулам, исходя
из светового потока имеющегося у вас в наличии проектора. Или
же наоборот, исходя из желаемого размера экрана, можно подбирать
проектор с подходящим световым потоком.
Но мы же знаем, как чаще всего происходит в реальности: параметры
экрана определяются площадью свободной стены, проектор выбирается
из каких-то совершенно отдельных соображений, и в итоге возникает
необходимость сопряжения этих двух случайно встретившихся элементов
системы. И если мы попытаемся сделать это в электронном тракте,
то непременно чем-то пожертвуем — передачей деталей в светлых
или темных частях кадра, глубиной черного цвета, чистотой белого
или числом градаций серого. Как же тогда настраивать проектор?
Если яркости недостаточно, то уменьшить размер изображения ради
лучшего его качества. Постараться максимально, насколько это
возможно, затемнить помещение. Так и делали в эпоху господства
CRT-проекторов, когда светового потока катастрофически не хватало.
Но сейчас значительно чаще встречается его избыток. Проще всего
«вылечить» его увеличением размера экрана. А если такой возможности
нет? И нет ирисовой диафрагмы? Значит, надо оперировать светочувствительностью
«материала», то есть экрана.
В продаже сейчас можно встретить два типа серых экранов: с коэффициентом
«усиления» (gain) 0,8 — это Hugh Contrast Grey и 0,9 — HighDef
Grey. Выбирать из них надо, исходя из объема «излишков». И поверьте,
что изображение на сером экране в хорошо затемненном помещении
будет значительно более рельефным и глубоким, чем на белом, при
наличии даже небольшой засветки.
Направленность у поверхностей High Contrast Grey и High DefGrey,
действительно, несколько выше, чему Matt White, но все же не
настолько, как, скажем, у бисерных экранов. В домашних кинозалах,
где число зрительских мест не бывает слишком велико, этим параметром
можно вообще пренебречь.
Напоследок отметим, что продавцы всегда будут советовать вам
экраны именно с белыми поверхностями, поскольку они более распространены
и практически всегда есть на складе, а вот серых может и не быть.
ВХОД:
Прошу помочь разобраться с некоторыми вопросами.
1. Необходимо использовать кабели к АС, имеющие малую емкость.
Какую величину емкости принято считать малой?
2. Не все производители указывают параметры кабелей. Кабели с
какой геометрией теоретически будут иметь малую собственную емкость?
3. Если при bi-wiring использовать два комплекта обычных кабелей,
их емкость суммируется?
4. Какая акустика из ниже перечисленных моделей, на Ваш взгляд,
наиболее подходит для работы с усилителем Exposure 2010:
а) Audio Physic Yara Evolution
б) Castle Conway 3
в) Neat Motive 2
г) Spendor S5e
д) System Audio SA 1730
е) Dynaudio Audience 62
ж) Audiovector K3 Super
е) Rega R5 (правда, в этих колонках смущает боковой НЧ-динамик)
Компания Exposure рекомендует использовать с ее усилителями 8-омную
акустику, но допускает применение и 4-омной — такие колонки в
списке есть.
Из списка серьезное сомнение вызывает лишь Spendor 5e. Дело в
том, что весьма серьезный журнал «Stereophile» (№9/2004) намерил
у них чувствительность 82,5 дБ. Не пришлось бы мне с этими колонками
приобретать еще и мощник ватт на 200. Кстати, график импеданса
из «Stereophile» очень похож на тот, что Вы получили с колонками
Spendor S9e в Вашем журнале №1/2006.
P.S. Забыл на всякий случай указать размеры комнаты: 5,5 х 3
м, колонки будут стоять вдоль длинной стены.
Владимир Бакулин, г. Самара
ВЫХОД:
1. Кто сказал, что необходимо использовать акустические кабели
с малой емкостью? Согласно нашему опыту, пагубное влияние на
звук оказывает не емкость, а индуктивность проводов. Если помните,
в современных колонках имеются кроссоверы, а в них — конденсаторы.
Тем не менее, если Вы хотите получить меньшую емкость, избегайте
кабелей с плоскими проводниками.
2. Вспомните школьный курс физики: чем меньше площадь обкладок
конденсатора и больше расстояние между ними, тем меньше емкость.
И наоборот.
3. Уменьшается, поскольку выходные концы кабеля подключаются
к разным секциям кроссовера, и два «конденсатора» соединяются
не параллельно, а последовательно.
4. Все перечисленные Вами модели подходят для работы с Exposure
2010. Другое дело, что звучать они будут, конечно же, по-разному.
Как именно — это зависит от очень многих факторов: акустика помещения
(в наибольшей степени), характер (жанр) музыки и даже уровень
громкости, который является для Вас привычным и предпочтительным.
То есть смысл нашего ответа сводится к тривиальной фразе: надо
слушать. Причем желательно не в магазине, а у Вас дома.
Наиболее предсказуемым для нас является звучание с Вашим усилителем
колонок Dynaudio Audience 62 и Spendor S5e — в помещении с оптимальной
степенью заглушенности они должны дать наиболее ровную частотную
характеристику и правильный тональный баланс. Но если Вы любите
громкую и динамичную музыку, например тяжелый рок, то второй
вариант начинает вызывать сомнения — чувствительность акустики
с Вашим усилителем может и в самом деле оказаться недостаточной.
Боковой низкочастотный динамик у Rega R5 смущать не должен. Более
того, он дает определенные дополнительные возможности для сопряжения
акустики с помещением — ведь колонки можно разместить басовиком
наружу, к боковым стенам или внутрь — характер звучания на низах
получится разным.
ВХОД:
Посоветуйте акустику стоимостью в пределах $1500. Усилитель —
Marantz PM-15S1, акустические провода Audioquest Indigo (bi-wiring).
Есть желание купить со временем виниловый проигрыватель, склоняюсь
к Marantz TT 15 S1 или Clearaudio Emotion, который дешевле
на $500, что немаловажно. Ну и, конечно, межблочник, желательно
в пределах $200. Комната 21 м2, потолки 3 м. Слушаю в основном
старый хард-рок, нью-эйдж, блюз, электронику.
Андрей Ц., Московская обл.
ВЫХОД:
Обычно мы не отвечаем на такие письма, и уже неоднократно объясняли
почему. И уж тем более избегаем конкретных рекомендаций, поскольку
они не могут быть точными из-за недостатка объективной (и субъективной)
информации, да и едва ли будут полезны другим читателям. Иное
дело — принцип выбора, направление поиска.
Что касается Вашего случая, то странно, что Вы не указали, какие
колонки были у Вас раньше. И что именно в их звучании не устраивало.
Как-то не верится, что Вы начали формирование системы с нуля
и приобрели акустические кабели до самой акустики. Впрочем, ладно,
такое тоже возможно.
Размеры Вашей комнаты позволяют рассчитывать на корректную работу
напольной акустики. В №8/2006 у нас прошел тест подобных колонок,
правда стоимостью до $1000. Мы не призываем уменьшать Ваш бюджет
до этой суммы — раз деньги есть, их надо с умом потратить. Но
этот тест поможет Вам понять, на что обращать внимание при выборе
моделей.
Из Ваших жанровых предпочтений следует: нужна экспрессивная,
динамичная акустика с плотными и мощными басами, а вот требовать
от нее особой точности в передаче нюансов, проработанности и
глубины звуковой сцены уже не обязательно. Из тех колонок, что
участвовали в упомянутом выше тесте, таким характером обладают
DCM TFE200 и Paradigm Monitor 11, обе получившие «Рекомендацию».
Очевидно, подойдут и две модели, удостоенные Grand Prix, — Monitor
Audio Silver RS5 и Wharfedale Evo-2 30. Кстати, обратите внимание,
что именно эта пара лучше всего показала себя в тесте с винилом.
И раз уж Ваш бюджет позволяет, можно присмотреться и к старшим
моделям — Monitor Audio Silver RS8 или Wharfedale Evo-2 40.
ВХОД:
Недавно купил себе систему: колонки JBL Balboa 30, JBL Balboa
10, JBL Balboa Center и AV-ресивер Yamaha RX-V457RDS.
Ответьте на ряд вопросов:
1. Какими кабелями лучше подключать колонки к ресиверу?
2. Хочу подключить ресивер к компьютеру и слушать музыку через
него, как мне это сделать?
3. Можете объяснить, какие бывают виды подключений и какой из
них лучший, или дать ссылки в Интернете?
Илья, получено по e-mail
ВЫХОД:
Ну вот, наконец-то пришло письмо от человека, который уже купил
себе ресивер и колонки, а потому не интересуется подбором акустики
к усилителю или наоборот.
1. Колонки к ресиверу надо подключать специальными акустическими
проводами. Советуем не тратиться на продукцию made in China,
что продается на рынках и в магазинах радиодеталей, а ограничить
свой выбор изделиями специализированных кабельных компаний, пусть
и не самыми дорогими. Чтобы понять who is who, почитайте наш
тест «Медь, серебро — по вкусу» в №9/2004 (http://www.salonav.com/arch/2004.09/htm/040-054.htm).
Многие начинающие аудиофилы поддаются искушению сэкономить на
проводах, но рано или поздно все равно приходят к необходимости
отдать дань толковым кабельным фирмам — людям с нормальным слухом
и ушами, приделанными к правильному месту, от этого никуда не
деться.
2. Наверное, Вы имели в виду слушать музыку с компьютера через
ресивер? Тогда все очень просто. Надо цифровой выход звуковой
карты соединить с соответствующим входом ресивера. Такие выходы
имеются сейчас у многих даже не самых дорогих материнских плат,
но, к сожалению, они чаще всего не выводятся наружу — планка
с разъемом входит в комплект только топовых моделей, да и то
лишь в варианте поставки Retail. Так что, скорее всего, придется
приобретать дополнительную звуковую карту. И вот здесь очень
важно не прогадать. Категорически не рекомендуем изделия Creative
— все они страдают «пороком» передискретизации, то есть принудительно
переводят цифровой поток 44,1 кГц в 48 кГц, что весьма пагубно
сказывается на качестве звучания, особенно при воспроизведении
файлов mp3. Самый оптимальный и доступный по цене вариант — внешний
интерфейс USB-Toslink от компании Abit — UA11 — эта пластиковая
коробочка размерами с компьютерную мышь подключается к разъему
USB, а цифровой поток звука у нее снимается с оптического выхода.
Штука очень полезная, особенно с учетом невысокой стоимости,
но, к сожалению, уже снята с производства, хотя все еще встречается
кое-где в продаже по цене 300 — 500 руб. Если не сможете ее найти,
посоветуем тогда не пожалеть денег на какой-нибудь внешний звуковой
интерфейс, также USB, скажем, производства американской компании
M-Audio — Transit или более дорогой Audiophile USB.
3. Если Вы имеете в виду виды подключения компьютера к ресиверу,
то возможно три варианта:
а) сигнал с аналоговых выходов компьютерной звуковой карты передается
межблочными шнурами к аналоговым входам ресивера. Звучание зависит
в данном случае от уровня звуковой карты — если это дорогой профессиональный
аудиоинтерфейс, то может получиться неплохо;
б) подключение по цифре — с коаксиального выхода компьютерной
звуковой карты на соответствующий вход ресивера. Вариант более
доступный (можно на шнурах сэкономить, поскольку здесь он требуется
всего один) и с лучшим соотношением затраты/качество;
в) цифровое подключение по оптике — с выхода Toslink звуковой
карты или USB-интерфейса на такой же вход ресивера. Это наилучший
вариант с точки зрения звука, хотя и более затратный (на хороший
оптический кабель придется потратить порядка 1500 — 1800 руб.,
да и аудиоинтерфейс должен иметь оптический выход).
Возможен и довольно экзотический способ — по радиоканалу (например,
WiFi), но придется потратиться на оборудование — оно есть, хотя
в России и не встречается на каждом углу.
Сигнал на выходе обеспечивал Дмитрий Ловковский
|