#8/2006 • ЛИЧНЫЙ
ОПЫТ
Алексей ЕГОРОВ
DVD-ВИДЕОКАМЕРА PANASONIC VDR-D300EE
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПОЯВЛЕНИЯ НА СВЕТ DVD-КАМЕР ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СДЕЛАТЬ ВИДЕОСЪЕМКУ ТАКОЙ ЖЕ ПРОСТОЙ, КАК ПОЛЬЗОВАНИЕ
ТОСТЕРОМ - ВСТАВИЛ ЧИСТУЮ БОЛВАНКУ, СНЯЛ СЮЖЕТ И ВЫНУЛ ГОТОВЫЙ
К ПРОКРУЧИВАНИЮ НА ЛЮБОМ DVD-ПЛЕЕРЕ ДИСК. НО КТО СКАЗАЛ, ЧТО
ПРОСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ - ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НЕЗАТЕЙЛИВОСТЬ КОНСТРУКЦИИ
И, СООТВЕТСТВЕННО, НЕ СЛИШКОМ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ЗАПИСИ? НАШ СЕГОДНЯШНИЙ
ИСПЫТУЕМЫЙ СЛУЖИТ ПРИМЕРОМ ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОДХОДА: РАЗРАБОТЧИКИ
PANASONIC ОСНАСТИЛИ ЭТОТ АППАРАТ ПО МАКСИМУМУ. ПОХОЖЕ, ЧТО ОНИ
ПОПЫТАЛИСЬ ДОБИТЬСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА В РАМКАХ ОТДЕЛЬНО
ВЗЯТОГО ФОРМАТА ВИДЕОЗАПИСИ.
В прошлом номере мы подробно знакомились с достаточно демократичными
моделями дисковых камер («От простого к сложному... и обратно»
№7/2006). Все они, за исключением Sony DCR-DVD405E, были оснащены
небольшими как по размерам, так и по количеству пикселей матрицами.
Каких-то особенных технических наворотов тоже не встречалось,
но зато и уровень цен оставался очень гуманным. Теперь самое
время задрать голову и посмотреть, что же находится на вершине
иерархической пирамиды DVD-камкордеров. А поскольку рассматривать
высококлассные модели скопом - идея не самая удачная, сегодня
мы сосредоточимся на одном, но очень интересном аппарате - Panasonic
VDR-D300EE.
Для начала просто перечислим технические решения, которые применили
инженеры, чтобы выжать максимум возможного из стандарта кодирования
MPEG-2 с битрейтом 9,8 Мбит/с. Во-первых, это оптический блок,
включающий три CCD-матрицы размером 1/6", каждая из которых
формирует изображение одного из основных цветов, состоящее из
640 тысяч пикселей в режиме 4:3 и 540 тысяч в широкоэкранном
формате. Во-вторых, оптический стабилизатор изображения, который,
как известно, практически не вносит в снимаемые сцены ничего
«от себя». Еще один плюс этой системы в том, что электронная
стабилизация в трехматричной камере заметно уменьшает количество
эффективных пикселей, а заменить матрицы более крупными проблематично,
так как стоить они будут гораздо дороже, чем управляемый оптический
элемент. Ну и наконец сама оптика. Panasonic начал сотрудничать
с «Лейкой» в 2000 году, и установленный в «трехсотой» объектив
Leica Dicomar спроектирован специально для совместной работы
с матрицами цифровых видеокамер.
Одним словом, комплект получился, что называется, с претензией.
Может даже возникнуть ощущение, что как-то нерационально использовать
такое серьезное оснащение для формирования сигнала, который затем
будет сжат примерно в 15 раз. К этой теме мы еще вернемся после
тестовой съемки, но один аргумент в защиту можно привести уже
сейчас. Понятно, что компрессия с потерей информации презентабельности
итоговой картинке не добавляет. Именно поэтому особенно важно
получить исходное изображение как можно более высокого качества,
это позволит процессору провести последующую обработку с максимальной
точностью, ведь дефекты картинки имеют неприятное свойство накапливаться
по ходу преобразований сигнала.
На этом предлагаю теоретическую часть считать завершенной и
перейти к самому интересному - ходовым испытаниям.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Вся линейка DVD-камер от Panasonic выполнена в едином стиле,
но две верхние модели VDR-D300 и VDR-D250 можно с первого взгляда
отличить по очень крупному тубусу объектива и встроенной в него
бленде с сильно усеченным по вертикали зрачком - явный намек
на «широкоэкранную» ориентацию этих аппаратов. Передняя линза
защищена шторками с электронным управлением, которые открываются
только при включении съемочного режима. Мониторчик тоже соответствует
киношным пропорциям, вертикальные углы просмотра его ЖК-матрицы
заметно меньше горизонтальных, но никаких неудобств это не доставляет,
ведь шарнирное крепление всегда можно зафиксировать в любом удобном
положении.
Корпус собран из аккуратно пригнанных пластиковых панелей, покрытых
хромом и серым «металликом», а микрофонная решетка и накладка
на монитор целиком отштампованы из алюминиевого сплава. Под микрофоном,
в самом низу фронтальной панели, имеется неброская заглушка,
под которой спрятаны коммутационные разъемы. В том, чтобы сделать
ее почти незаметной, есть свой резон: хозяин в курсе их расположения,
а случайным людям, особенно детям, лишний раз беспокоить коннекторы
совершенно ни к чему. Защелку же дисковода долго искать не придется,
она находится рядом с джойстиком. В некоторых аппаратах этот
рычажок устанавливается где-нибудь на периметре дискового кармана,
и быстро его найти, особенно в сумерках, получается не всегда.
Крышка DVD-отсека откидывается не вбок, как это тоже частенько
бывает у других камер, а вниз, поэтому риск уронить диск на землю
минимален.
МОТОР!
В чем дисковым камерам трудно тягаться с MiniDV-техникой, так
это в быстродействии. Вход в рабочий режим занимает секунды четыре,
а паузы перед просмотром снятых эпизодов или извлечением диска
могут быть значительно дольше. Впрочем, если говорить конкретно
о VDR-D300EE, то тут оператор имеет шанс столкнуться только с
теми задержками, которые обусловлены работой DVD-привода. Основные
системы съемочной автоматики действуют быстро и практически безошибочно,
если, конечно, не заниматься откровенными провокациями, пытаясь
снимать с автофокусом в глубоких сумерках или оставить баланс
белого на «автомате» в условиях смешанного освещения.
Управление камерой довольно лаконично, кнопок немного, но все
они находятся на своих местах и нажимаются достаточно внятно.
Придраться, пожалуй, можно лишь к вызову меню - пользоваться
им приходится достаточно часто, так что кнопочка могла бы быть
и покрупнее. Зато основной элемент управления, клавиша «Старт/Стоп»,
выполнена просто отлично: расположение удобное, нажатие в меру
упругое, ход большой. Про невероятно практичный джойстик от Panasonic,
на котором сосредоточены основные настроечные функции, мы писали
уже неоднократно, так что повторяться не буду. Один из немногих
минорных моментов это нижнее расположение слота для SD-карточек
- прямо скажем, вариант не самый удобный.
Оформление меню необыкновенно оригинальным не назовешь, но скомпоновано
оно очень логично, никаких проблем с поиском нужных опций не
возникает. По умолчанию камера настроена на средний уровень качества
картинки, не забудьте переставить его на максимум перед особенно
важной съемкой.
СНЯТО!
Рассматривая на калиброванном CRT-мониторе отснятые кадры, я
пытался найти ответ на тот самый принципиальный вопрос: удалось
ли конструкторам в полной мере использовать потенциал трехматричной
системы и продвинутой оптики, или для домашнего DVD-видео было
бы достаточно и более простых технических решений?
Ответ пришел неожиданно, когда обнаружилось, что некоторые цветовые
переходы на записи немного отличаются от того, как они выглядели
на самом деле. Различия минимальные, но на огрехи кодирования
MPEG-2 их списать трудно. То есть получается, что, несмотря на
врожденные ограничения формата, кодер по максимуму использует
сигнал продвинутого видеотракта, а иногда и способен указать
ему на неточности в работе. Происходит такое, конечно же, не
часто, большую часть времени всё как раз наоборот - лейковская
оптика и пусть небольшие, но отдельные матрицы для каждого из
основных цветов создают картинку с разрешением и динамическим
диапазоном, заведомо превышающими возможности DVD-кодера. Но
в целом схемотехнику можно признать удачной и вполне сбалансированной.
Дисковая сущность этой камеры, как, впрочем, и любого другого
DVD-камкордера, ярче всего проявляется уже после съемки: DVD-R/RW-болванки
надо финализировать, это требует нескольких минут, а в нашем
случае еще и подключения к розетке. Однажды, при попытке извлечь
диск, аппарат завис наглухо, но в последних проблесках сознания
все-таки сумел сам сообщить оператору о необходимости ресета.
С качеством фотографий особых проблем нет - по цветопередаче
и резкости они вполне соответствуют классу камкордера, хотя кое-где
заметны следы хроматических аберраций, а заявленное максимальное
разрешение получается методом интерполяции.
Напоследок хочется сказать пару слов о работе оптики. Пусть
вас не удивляет, что трансфокатор у «трехсотой» всего десятикратный,
чрезмерная кратность объектива неопытному оператору запросто
может принести больше вреда, чем пользы (см. нашу врезку). Ну
а что касается оптического стабилизатора, то благодаря ему картинка
при полном отсутствии подергиваний и мелких толчков совершенно
не кажется замороженной, а это высший пилотаж. l
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
DVD-MovieAlbum SE 4.2; DVDfunSTUDIO 2.4; DVD-RAM-драйвер.
Сухие цифры
Основные параметры
Формат видеозаписи MPEG-2
Носитель записи DVD-RAM, DVD-R/RW
Формат кадра 4:3, 16:9
Матрица 3 х 1/6" 800000 пикс. CCD*
Макс. разрешение в режиме фото 2048 х 1512
Карта памяти SD
ЖК-монитор 2,7", 123 тыс. пикс. LCD
Видоискатель цветной, 123 тыс. пикс.
Скорость затвора, с 1/60 - 1/8000 (видео); 1/30 - 1/2000
(фото)
Объектив
Фокусное расстояние, мм 3,0 - 30
Светосила F1.8 - 2.8
Кратность 10х
Цифровой Zoom 700х
Крепление насадок, резьба 37 мм
Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
DV (IEEE 1394) вход/выход нет/нет
USB да, 2.0
Аналоговые видеовходы/выходы нет/да
Гнезда для наушников/микрофона нет/да
Общие характеристики
Встр. микрофон стерео, с изменяемым углом охвата
Пульт ДУ в комплекте да
Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/да
Напряжение питания 7,9 В
Потребляемая мощность, Вт около 8
Габариты (Ш х В х Г), мм 63 х 87 х 138
Масса «голой» камеры 585 г
Made in Япония
Цена, $ 950
* Эффективных пикселей 3 х 640000/3 х 710000 (видео/фото).
НЕСКОЛЬКО ШАГОВ НАВСТРЕЧУ
Мы привыкли связывать технический прогресс с достижениями микроэлектроники
и не всегда замечаем, что в последнее время оптическая часть
видеокамер тоже прогрессирует, причем достаточно быстро и радикально.
Кратность недорогих зумов уже проскочила отметку 30 и продолжает
увеличиваться. Правда, о качестве получаемого изображения это
число не говорит ничего, но его очень легко продать, ведь никому
не надо объяснять, почему большое приближение удобнее, чем не
очень большое. Но оставим маркетинг в покое и посмотрим на снятую
картинку. При съемке оптикой с большим фокусным расстоянием задний
план как бы прилипает к объекту, а из-за этого сцена часто получается
плоской и теряет выразительность. Зато малейшие сотрясения камеры
и даже движение нагретого солнцем воздуха фиксируются с исключительной
скрупулезностью. Профессиональные операторы прекрасно знают обо
всех этих особенностях телевиков и успешно используют их для
решения своих творческих задач, но никогда не выкручивают зум
до предела без необходимости. Конечно, бывают случаи, когда без
хорошего наезда съемка просто невозможна, наглядный пример -
«охота» на диких зверей, но оптимальный вариант для стандартных
сюжетов это когда угол зрения вашей камеры совпадает с углом
зрения человеческого глаза. Возможно, для этого придется озаботиться
выбором правильной точки съемки, но не ленитесь, помните слова
знаменитого чешского фотографа Яна Саудека: «Если я что-то недостаточно
хорошо снял, значит, я к этому недостаточно близко подошел».
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Хромированное кольцо на объективе никак не влияет на настройку
оптики. Его лучше вообще не крутить, если, конечно, нет осознанного
желания снять бленду вместе с механизмом защитных шторок.
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Цветопередача, оптический стабилизатор изображения, работа экспонометрии
и автоматики баланса белого, два пульта управления в комплекте
(ИК и проводной).
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Расположение слота для SD-карт, необходимость подключения к
розетке для финализации дисков.
|